Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВСтр 1 из 27Следующая ⇒
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ Государство, обладая возможностями перераспределения ресурсов и контроля, ставит государственные финансы в особое положение. Государственные финансы обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики в системе экономических взаимоотношений и, соответственно, являются важнейшим элементом любой финансовой системы. Операции по сбору и перераспределению денежных средств в своей совокупности и составляют государственные финансы. Государственные финансы - это комплекс финансовых операций, проводимых органами государственного управления, с их помощью происходят осуществление денежных расходов и аккумуляция денежных средств. Финансы местного уровня, или по-другому муниципальные финансы, формируются местными органами власти, к которым относятся самостоятельные органы правления в городах и населенных пунктах - муниципалитеты. Муниципальные финансы имеют специфические источники и направляются на обеспечение нормального развития и деятельности организаций, необходимых для жителей данного муниципалитета. В отличие от государственных финансов, целью которых является финансирование стратегически важных программ, муниципальные финансы обеспечивают финансирование текущих расходов определенной местности. К текущим расходам относятся: обустройство подъездов и дворов, строительство дорог, помощь предприятиям здравоохранения, школам, милиции. К сожалению, в нашей-стране муниципальные финансы не могут оказывать реального воздействия на положение населения, так как их объем очень невелик. Несмотря на это, муниципальные финансы являются очень важным звеном в системе государственных финансов. 7. РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ Помимо финансов, сосредоточенных в центре, большое значение для нормального функционирования всей структуры государственных финансов имеют региональные финансы. В данном случае имеются в виду не только финансы, формируемые на уровне региона как субъекта РФ, но и финансы муниципальных обра: зований, которые являются составным звеном региональных, финансов. Таким образом, финансы региона- это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной форме, которые обеспечивают нормальный уровень производства товаров и услуг и социально приемлемый уровень жизни населения. 8. ПРОБЛЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Финансы региона являются неотъемлемой частью финансовой системы государства. Именно в регионах происходит процесс производства товаров и услуг и формирования финансовых потоков. В последнее время сформировался ряд новых проблем управления региональными финансами. Это связано с тем, что переход от командно-административной системы хозяйствования к рыночной экономике породил новые вопросы перераспределения средств между центром и регионами. Дополнительные проблемы создают различия в уровне развития и потенциальных производи- тельных возможностях регионов страны. Следует отметить, что данную проблему нельзя считать абсолютно решенной на сегодняшний момент. Проблема перераспределения средств между регионами с различным уровнем развития имеет тенденцию к разрешению, но еще недостаточно проработана как в теории, так и в практике финансового взаимодействия. 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ Государственные доходы- это отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Государственные доходы могут быть представлены в двух формах: централизованные и децентрализованные. Централизованные государственные доходы -финансовые ресурсы государства, отраженные в бюджете и внебюджетных фондах. Соответственно, децентрализованные доходы -доходы, получаемые государственными предприятиями. Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, и их взаимоувязанное применение образуют систему государственных доходов. Она выполняет конкретные функции, которые являются неотъемлемой частью государственных обязательств перед населением и другими субъектами экономики. 10. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ Собственно все функции государственных финансов можно свести к созданию условий для развития экономики и.формирования достойного уровня жизни населения. Для этого государству необходимо проводить ряд программ, связанных с поддержкой производств, развитием рыночной и социальной инфрастуктур и формированием резервных фондов для блокирования негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Для эффективного осуществления данных программ кроме законотворчества необходимы экономические рычаги воздействия, в том числе и финансовые. Таким образом, государство должно обладать определенными денежными средствами, которые будут перераспределяться для выполнения вышеозначенных задач. Приобретение достаточного количества денежных ресурсов осуществляется государством различными способами, но основным из них являются налоги. Следовательно, можно сделать вывод об определенных функциях, которые выполняются государственными доходами. В общем виде они представлены как совокупность экономической и фискальной функций. Экономическая функция является своего рода стимулирующей функцией государственных доходов. Здесь государ- ственные доходы участвуют в стимулировании производительных сил и повышении эффективности производства. Для этих целей применяются как налоговые, так и неналоговые методы. Фискальная функция заключена в изъятии части средств физических и юридических лиц для образования денежных ресурсов государства. Данные функции государственных доходов тесно взаимосвязаны, поскольку именно выполнение фискальной функции является необходимым условием формирования денежных ресурсов государства для выполнения экономической функции. 11. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ Источники формирования государственных доходовмогут быть разделены на внутренние и внешние. К внутреннимотносятся все источники дохода, находящиеся на территории данного государства. Другими словами, это национальный доход и национальное богатство внутри страны. К внешнимисточникам дохода относятся займы государства у внешних субъектов или другие платежи, осуществляемые между различными государствами. Методы формирования государственных доходов.Первыми по важности и объемам приносимого дохода являются налоги. Налоговые поступления относятся к внутреннему источнику дохода государства. Налоговые поступления во многом формируют бюджет как страны в целом, так и отдельных регионов и муниципальных образований. Для эффективного использования данного метода формирования государственных доходов должны выполняться как минимум два условия: 1) власть должна обладать в достаточной степени как формальной, так и неформальной легитимностью; 2) предприятия должны успешно функционировать, производя и реализуя товары и услуги с прибылью для самих себя. Это связано с вполне объективными процессами сбора налоговых платежей. Легитимность власти означает, что экономические субъекты признают за государственными структурами право изъятия части доходов в обмен на предоставляемые впоследствии блага. Следует обратить особое внимание, что обладание исключительно формальной легитимностью снижает эффективность такого метода формирования государственных доходов. В этом случае хозяйствующие субъекты признают за государственными структурами право на изъятие части средств, но в меньшем размере, чем это оговорено в соответствующих нормативных актах и законах. Данную ситуацию можно пронаблюдать на примере нашего государства. В настоящий момент власть обладает формальной легитимностью, что приводит к уклонению хозяйствующих субъектов экономики от уплаты достаточно большого числа налогов. Эффективная работа предприятий и организаций необходима просто для того, чтобы уровень развития экономики в целом позволял использовать этот метод формирования доходов государства в принципе. Другими словами, при кризисном положении хозяйствующих субъектов отсутствует объективная возможность уплаты каких-либо платежей, в том числе и налоговых. Налоговое бремя в кризисной ситуации оказывается дополнительным изачастую непреодолимым для предприятий и серьезной проблемой для государственных финансов в целом. Доходы государства могут формироваться и с использованием такого инструмента, как неналоговые поступления. Здесьимеются в виду денежные средства, взимаемые на безвозвратной и безвозмездной основе. К таковым можно отнести средства, конфискованные у субъекта экономических взаимоотношений в соответствии с действующим законодательством. Естественно, данный источник приносит значительно меньше ресурсов, чем налоговые или другие средства формирования государственных доходов, но тем не менее это тоже источник доходов. Следующий по популярности способ формирования государственных доходов - государственные займы. Они могут быть как внутренними, так и внешними. К внутренним относятся займы, произведенные у собственного населения или предприятий. Это такой же заем, как и внешний, он также нуждается в погашении и не может быть списан без последствий. Внешним, соответственно, является заем, произведенный за пределами данного государства. Это может быть заем, предоставленный другим государством или международной организацией. Следует отметить, что внешние займы часто считают более предпочтительными по сравнению с внутренними. Это происходит из-за того, что внешний заем не имеет такой яркой социальной окраски. Другими словами, население не протестует против внешних займов, поскольку считает, что данные средства не связаны лично с его достатком, и не беспокоится о качестве и сроках их возврата. Это неправильное понимание происходящих процессов, поскольку внешний кредит всегда оборачивается будущим увеличением налогов для субъектов данной экономики. Увеличение налогового бремени естественным образом связано с необходимостью возврата принятого долга и оплаты необходимой суммы по его обслуживанию. Таким образом, любая форма займа оборачивается дополнительной нагрузкой в будущем, что не совсем благоприятно отражается на экономике в целом. Тем не менее при определенных обстоятельствах займы являются весьма эффективным средством быстрого приобретения дополнительных ресурсов для нужд государства. Следует отметить, что основным мировым заемщиком долгие годы являются Соединенные Штаты Америки. Несмотря на благоприятность общей ситуации в экономике этого государства на протяжении длительного времени, анализ соотношения положительных и отрицательных моментов применения данной практики, вероятно, ещё только предстоит. Методом формирования государственных доходов является и использование бумажно-денежной и кредитной эмиссии. Его используют, когда вышеперечисленных методов недостаточно для обеспечения функционирования государственных структур и программ на приемлемом уровне. Следует отметить, что чаще всего бумажно-денежная эмиссия не связана с потребностями хозяйственного оборота государства, а направлена на компенсирование возрастающих расходов. Используя такой механизм воздействия на экономические процессы, правительство получает так называемый инфляционный налог со всех остальных субъектов экономики государства. Следует отметить, что положительный эффект от применения этого способа формирования государственных доходов длится весьма недолго, поскольку разворачивающиеся инфляционные процессы приводят к дальнейшему ухудшению положения в государстве и снижают уровень поступлений из других источников формирования государственных доходов. Кроме того, он имеет резко негативную социальную окраску, что может стать более серьезной проблемой, чем недостаточность государственных доходов в какой-то момент времени. Другими словами, данный метод формирования доходов государства хоть и применяется, но является нежелательным, поскольку несет в себе множество отрицательных последствий. Следующим способом формирования государственных доходов является использование государственной собственности -извлечение прибыли из любой собственности, принадлежащей государственным структурам. При этом не имеет значения, каким именно методом извлекалась прибыль (разумеется, он должен быть законным), важно лишь то, что данная прибыль получается благодаря использованию ресурсов во всех формах, находящихся в собственности у государства, и что доход будет также принадлежать государству. Прибыль могут давать работающие предприятия, принадлежащие государству. Доход может приносить сдача государственной собственности в аренду или ее продажа. Стоит отметить, что использование государственной собственности не приносит больших доходов по той простой причине, что предприятия, находящиеся в собственности государства, обычно нерентабельны и малоприбыльны. Государство, как правило, берет на себя поддержание производств, которые не могут продавать свою продукцию по себестоимости вследствие ее высокой социальной значимости. Продажа или аренда таких предприятий также не может принести большого дохода. Таким образом, основными источниками государственного дохода остаются налоги и займы. 12. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Характер государственных расходов может быть различным в зависимости от функций госу-_ дарства и тех приоритетов в государственной политике, которые существуют на данный момент времени. Различают прямые и косвенные государственные расходы. Прямые государственные расходы осуществляются посредством выделения средств через систему бюджетов различных уровней и небюджетных фондов. К косвенным государственным расходам относятся расходы государственных предприятий. Поскольку данные экономические субъекты принадлежат государству, то и все финансовые потоки, связанные с ними, также принадлежат государству. Соответственно, расходы предприятий будут являться и государственными расходами. Исходя из этого можно определить и различные цели государственных расходов: с одной стороны, они направлены на обеспечение поддержания приемлемого уровня развития стратегически важных объектов, с другой - государственные расходы обеспечивают функционирование и прибыль самого государства. 13. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ Государственные расходы обеспечивают структурную перестройку экономики, модернизацию и техническое переоснащение отраслей, обеспечение инвестиционной политики, а кроме того, позволяют финансировать народно-хозяйственные нужды. Другими словами, спектр влияния государственных расходов весьма широк и требует большого внимания. Умелое использование такого тонкого и весомого инструмента, как государственные расходы, позволяет существенным образом влиять на общее экономическое положение государства и каждой отрасли в отдельности. Снижая или увеличивая долю государственных расходов, выделяемых конкретной отрасли, можно таким образом активизировать или, напротив, снизить ее финансовые возможности, соответственно уменьшив или увеличив потенциальную возможность достижения более высоких результатов. Анализ структуры государственных расходов за последние столетия показывает ее существенное изменение, что свидетельствует о смене приоритетов государственной политики. Так, до сер. XX в. основную долю в государственных расходах занимали расходы на управление и развитие экономики. Это было связано с процессом становления новых систем управления и бурным развитием технологий, позволяющих модернизировать экономику в целом. В настоящее время 3/4 бюджетов западных стран направляется на финансирование социальных и экономических программ. Естественной первопричиной смены приоритетов стало изменение настроений общества в целом. Если ранее основной целью общества и государства было формирование полноценной экономической инфраструктуры, и основная масса государственных расходов была направлена именно на такие статьи, то в настоящий момент главная забота общества - создание приемлемых условий жизни для населения, в связи с чем и основные расходы государства стали соответствовать социальным статьям бюджета. 14. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ Система государственных расходов строится на следующих принципах. Целевое направление средств.Данный принцип подразумевает прямое направление средств государственного бюджета и небюджетных фондов на финансирование определенной программы или предприятия. В этом случае средства могут направляться как на обеспечение текущего содержания, так и в качестве капитальных вложений. Безвозмездность расходованияподразумевает предоставление средств без каких-либо условий их последующей оплаты, процентов или других форм взаимозачетов. Безвозмездность средств, предоставляемых государством, является важным моментом в системе финансовых взаимосвязей, и именно данный принципспособствует выполнению функций государственных доходов, о которых говорилось ранее. Если бы данный принцип отсутствовал, то ни о какой поддержке предприятий или отраслей, необходимых государству и обществу, не могло идти и речи, поскольку государственные расходы представляли бы собой обычный кредит и сковывали возможности предприятий, нуждающихся в средствах, необходимостью возврата предоставленных средств. Соблюдение режима экономииформ и методов, используемых при предоставлении денежных средств со стороны государства. Государственные органы должны строго соблюдать принцип экономии,по которому эффект от использования денежных ресурсов должен превышать произведенные вложения, т.е. затраты государства должны быть минимизированы относительно получаемого результата. Это помогает избежать бесполезных расходов со стороны государства. Кроме того, осуществление государствен- ных расходов по данному принципу позволяет выявить предприятия, которые выполняют требуемую обществом функцию более эффективно и создают определенную конкуренцию между предприятиями, удовлетворяющими сходные потребности общества. Следует понимать, что принципы, рассмотренные ранее, должны использоваться государственными структурами в процессе распределения государственных средств, поскольку только это может гарантировать их рациональное использование на благо государству и обществу. К сожалению, отмечается пренебрежение данными принципами, что порождает неэффективность использования государственных средств и невозможность осуществлять заложенные в государственных расходах функции. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ Формы государственных расходов: 1) бюджетное финансирование; 2) кредитное обеспечение. Метод бюджетного финансированияобеспечивает затраты общегосударственного значения. В этом случае все средства перемещаются через бюджеты различных уровней и отражаются как расходные части этих бюджетов. Преимущества такого способа финансирования - его гласность и прозрачность, поскольку бюджет является открытым финансовым документом и подлежит публикации в средствах массовой информации (СМИ). Таким образом, при бюджетном способе финансирования общество четко знает, на какие цели направлены государственные средства, и может более тщательно контролировать их расход. Кроме того, возрастает моральная ответственность руководителей за результаты использования предоставленных им средств. Кредитный метод финансированияподразумевает обеспечение покрытия получаемых ссуд. При данном методе отчет перед обществом осуществляется в несколько завуалированной форме, поскольку даже если общество и знает о сумме, направленной на покрытие кредитов, то, как правило, остается в неведении относительно результатов использования кредита. Такое положение нельзя считать правильным, так как все потоки государственных расходов, направляемые на обеспечение приемлемых условий жизни, должны быть прозрачными. Соответственно, государство должно полностью отчитываться перед обществом за трату ресурсов, которые общество отдает в его распоряжение. Существуют различные подходы к проблеме государственных расходов. Считается, что государственные расходы должны быть минимальны, а экономика сама в состоянии решить возникающие проблемы. С этой точки зрения государственные расходы будут компенсированы расходами людей, обеспечивающих совокупный спрос, который поддерживается за счет снижения процентных ставок налогов. С одной стороны, это порождает возникновение дополнительных средств у населения, которое тратит высвободившиеся средства на приобретение товаров и услуг. С другой стороны, снижение ставок налогов возможно только в случае общего сокращения государственных расходов. В данном случае государству уже нет необходимости аккумулировать столь обширные денежные ресурсы для распределения на нужды общества, и, соответственно, оно имеет возможность уменьшить налоговое бремя. Другая точка зрения принадлежит приверженцам теории рациональных ожиданий. Согласно этой теории государство не должно заботиться о сумме своих расходов и стремиться к их минимизации, а напротив, должно само стимулировать совокупный спрос. Следуя данной логике,- можно сказать, что, во-первых, экономика не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими проблемами, поэтому общество и нуждается в поддержке со стороны государства. И во-вторых, государство может формировать самостоятельно спрос на продукцию предприятий, создавая тем самым совокупное предложение и обеспечивая взаимосвязь и сбалансированность развития всех отраслей экономики, Стоит заметить, что в настоящее время в чистом виде не применяется ни один из подходов. Государства стараются поддерживать отрасли и производства, которые являются необходимыми для нормального существования общества. Таким образом'отри-цается возможность рынка самостоятельно решать социальные и государственные проблемы. С другой стороны, государства стараются обращать более пристальное внимание к сути и объемам своих расходов, дабы сделать их более эффективными и менее обременительными для общества в качестве налогов. Кроме того, имеется тенденция к увеличению прозрачности государственных расходов на всех уровнях, что связано с увеличением сознательности общества и желанием населения четко представлять себе результаты работы денежных средств, которые были отданы государству в качестве налоговых платежей. ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА Бюджет- это экономическая форма образования и использования централизованного фонда денежных средств государ- ства. Именно государственный бюджет является необходимым условием существования возможности аккумулировать денежные ресурсы и осуществлять государственные расходы. Государственный бюджет- это основной финансовый план страны. Соответственно, бюджет муниципального образования -основной источник средств, расходуемых муниципалитетами для выполнения ими своих функций. Аккумуляция средств позволяет государству осуществлять свои функции по защите государства, обеспечению необходимого уровня развития экономики в целом и финансированию социальных программ. , Следует отметить, что именно бюджет является тем документом, в котором отражаются все доходы и расходы государства и муниципальных органов. 17. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА Бюджет как экономическая категория выполняет ряд функций, которые являются важнейшими как для государства, так и для общества в целом. Первой функцией бюджетов является аккумуляция денежных доходовфизических и юридических лиц. Суть данной функции заключена в формировании финансовых ресурсов, которыми будет распоряжаться бюджет в дальнейшем. Следующей функцией бюджета можно назвать функцию распределения.Иногда ее называют регулирующей функцией. Она связана с распределением и перераспределением финансовых ресурсов государства по отраслям экономики и сферам экономической деятельности государства. Выполняя данные функции, государство осуществляет регулирование экономики в своих интересах и интересах общества. 18. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА В РОССИИ Первая роспись доходов и расходов в нашем государстве была произведена в 1862 г. Этот перечень назывался «Правила составления смет по росписи доходов и расходов». Государственные доходы и расходы были тайной и охранялись не только от обсуждения, но и от самой возможности информирования посторонних лиц о структуре государственных доходов или расходов. Впервые государственные доходы и расходы стали обсуждаться после манифеста от 17 октября 1905 г. Обсуждения носили характер морального удовлетворения, поскольку не имели реальных результатов. Собственно работа над бюджетом началась только с III Государственной думы. Она также носила достаточно ограниченный характер, поскольку не допускалось обсуждения расходов, связанных с Министерством внутренних дел, военным министерством, расходами двора или канцелярии, и расходов по уплате долгов. Таким образом, обсуждению подлежал только 1% от всего потока собираемых и распределяемых средств. Кроме того, Совет министров имел право решать вопросы принятия бюджета государства без участия Государственной думы в случаях, когда последняя была в отпуске. Другими словами, эту работу нельзя признать полноценным обсуждением вопросов формирования и использования бюджетных средств. Такая ситуация существовала в основном по той причине, что финансы государства в целом были достаточно ограничены и не имелось практической возможности перераспределять средства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 591. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |