Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации




Учитывая специфику интересующего нас института налого­вого права, из всей совокупности охраняемой информации це­лесообразно выделить и проанализировать ту, которая по со­держанию может быть отнесена к экономической. Ведь именно экономическая информация составляет основу информации, необходимой для налогообложения, т. е. налоговозначимой ин­формации. Термин «экономическая информация» является достаточно широко употребимым, под ним подразумевается информация о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ1. Важнейшими характеристиками и наи­меньшими смысловыми единицами экономической информа­ции являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объек­тов2. Экономическая информация может быть общедоступной или конфиденциальной. Последняя защищается в режиме не­скольких видов (разновидностей) тайн, включая государствен­ную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайны и тайну страхова­ния. Эти тайны, принимая во внимание объединяющий их объ­ект, можно рассматривать как смежные.

В составе всей экономической информации специалисты выделяют микроуровневую маркетинговую информационную

1 См.: Басовский Л. Е. Теория экономического анализа: Учеб. посо­бие. М., 2001. С. 26.

2 См.: Ясин Е. Г. Теория информации и экономические исследова­ния. М., 1970. С. 28.

Глава 14. Налоговая тайна

323

систему, которая в свою очередь помимо прочего включает внутреннюю систему учета и отчетности, т. е. информацию о внутрифирменных информационных потоках, характеризую­щих объем, структуру и скорость товарного производства и об­ращения, издержках промышленных и торговых предприятий, потерях, валовых доходах, чистой прибыли и рентабельности»^. Полагаем, что именно эта информация составляет основу той, которая необходима для налогообложения, во всяком случае организаций.

Объективной реальностью является то, что воздействию уг­роз информационной безопасности в сфере экономики помимо прочего наиболее подвержена система сбора, обработки, хране­ния и передачи налоговой информации.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налого­вых органов, утвержденная приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. № ВА-3033 и БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, от­носит выявление каналов утечки из налоговых органов инфор­мации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информа­ции, составляющей налоговую тайну, определено в качестве од­ной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют проти­воправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутрен­нюю — нарушение режима обращения со служебными доку­ментами и материалами, создающее предпосылки к утечке слу­жебной информации.

Видимо, из-за наличия подобных угроз законодатели посчи­тали необходимым дополнить систему защиты экономической информации режимом налоговой тайны. В юридической лите­ратуре отмечается, что «во-первых, в системе российского на­логового права законодательно закреплен новый правовой ин­ститут — налоговая тайна, основной целью которого является создание комплексной правовой защиты информации о нало­гоплательщике, полученной налоговыми органами при осуще-

1 См.: Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического ана­лиза: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 64—65.

324     Раздел III. Налоговая обязанность и налоговый контроль

ствлении своих полномочий; и, во-вторых, существенной но­веллой является признание налоговой тайны общим принци­пом налогообложения»1.

Известно, что обязанность по уплате того или иного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента воз­никновения у него соответствующего объекта налогообложе­ния. В теории же налогового права объект налогообложения определяется как юридический факт или совокупность юриди­ческих фактов (юридический состав), которые в соответствии с налоговым законом обусловливают обязанность по уплате на­лога. Объекты налогообложения специалисты связывают с юридическими фактами, представляющими собой правомерные действия. К числу таких действий, например, относятся: при­нятие наследства, приобретение права собственности на иму­щество, получение разрешения на осуществление определен­ных видов деятельности, реализация подакцизной продукции, покупка наличной иностранной валюты, получение прибыли (дохода) и др. Указанные юридические факты могут возникать в процессе производства материальных и нематериальных благ, их обращения и потребления2. По мнению отдельных авторов, «налоговые обязательства субъектов предпринимательской дея­тельности в большинстве случае являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные»3. Отмечает­ся также, что источником уплаты любого налога выступает до­ход лица, являющийся (как правило) результатом его экономи­ческой деятельности4. Следовательно, интересующая нас ин­формация преимущественно носит экономический характер и^в первую очередь включает в себя сведения о финансово-хозяй-

1 Костенко М. Ю. О толковании положений статьи 102 «Налоговая тайна» НК РФ // Ваш налоговый адвокат. Консультации, рекоменда­ции: Налоговые правонарушения: ответственность / Под ред. С. 1. Пе-пеляева. М., 2000. Вып. 1(11). С. 85.

2 См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекции. М., 2001. С. 44, 105.

3 Витрянский В. В., Герасименко С. А. Указ. соч. С. 4.

4 См.: Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 141.

Глава 14. Налоговая тайна

325

ственной деятельности организаций, а также о трудовой дея­тельности физических лиц.

При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает установление какого-либо перечня защищаемой информации, определяются лишь ее кон­фиденты, т. е. физические лица и организации, которым в-ewiy профессиональной деятельности, по договору или на ином за­конном основании становятся известны сведения, которые они обязаны сохранять в тайне. В данном случае вполне позволи­тельно вести речь о профессиональной тайне указанных лиц. Подобным образом сконструированы также нотариальная, ад­вокатская, аудиторская тайны.

Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практи­ки и коммерческие организации, а соответствующие государст­венные органы, их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляю­щие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию. В качестве разновидности профессиональной тайны налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты1.

То обстоятельство, что налоговозначимая информация ста­новится достоянием служащих, позволяет рассматривать ин­формацию, составляющую налоговую тайну, также с точки зре­ния ее относимости к служебной информации. Ранее, исходя из этого, мы относили сведения, составляющие налоговую тай­ну, к служебной тайне указанных лиц2. Этой точки зрения при­держиваются до сих пор и некоторые другие авторы. Налоговая тайна рассматривается ими как разновидность служебной тай­ны3. Однако согласиться с этим можно лишь отчасти.

1 См., например: Снытников А. А., Туманова Л. В. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001. С. 188.

2 См.: Торшин А. В. Информация, охраняемая в режиме налоговой тайны, и ее источники // Финансовое право. 2001. № 2. С. 27.

3 См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информацион­ное право: Учебник / Под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2001. С. 557.

326

Раздел III. Налоговая обязанность и налоговый контроль

Глава 14. Налоговая тайна

327

С правовой точки зрения тайна может рассматриваться как особый режим защиты той или иной информации. В этом смысле налоговую тайну можно определить как предусмотрен­ный законодательством о налогах и сборах специальный режим доступа и использования определенной совокупности конфи­денциальной информации, за нарушение которого предусмат­ривается юридическая ответственность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...