Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы внешнеэкономической политики




Протекционизм

Свободная торговля

Плюсы Минусы Плюсы Минусы
Помогает уравновесить пассивный торговый баланс Ослабляет конкуренцию в экономике. В результате тормозится НТП, ухудшается качество продукции, растут затраты, падает эффективность Стимулирует конку ренцию и ограничивает моно полизм национальных фирм, что увели чивает эффективность про-изводства и снижает цены Может привести к пассивному торговому балансу, зависимости экономики от торговли с другими государствами
Позволяет защищать национальное производство от разрушительного для него демпинга Ухудшает положение потребителей: меньше ассортимент, растут цены на импорт и на отечественные товары Расширяет предложение товаров, предоставляя больший выбор для потребителей Отсутствие защиты от демпинга, навязывания населе- ниюпотре- бительских вкусов,сбытанекаче- ственной или уста- ревшей продукции
Обеспечивает защиту молодых отраслей национальной экономики, которые ещ неконкурентоспособны на мировом рынке Усиливает хозяйственную обособленность страны, лишает ее преимуществ от специализации производства и международной торговли Развитие международного разделения труда; обеспечивает эффективное размещение ресурсов в мировой экономике и повышает благосостояние страны Экономически слабое государство рискует так и оста- тьсясла- бым: оте чественные производи- тели не смогут конкурировать с ино- странными товарами и разорятся
Стимулирует собстве- нное про- изводство в стране, экономика диверсифицируется, увеличивается заня- тость и уменьшается зависи- мостьстра- ны от «сю рпризов» мирового рынка Подрыв возможностей экспорта товаров из данной страны. Государство стремится к сбалансированной торговле с другими странами: на протекционизм последних часто отвечает теми же мерами Свобода торговли способствует большей открытости обществ, а значит, сближению и сотрудничеству народов и стран, миру на планете   Может получиться так, что производиться в стра- не будет небольшое количество товаров и положение страны будет зависеть от мировых цен на эти товары

 

Регулирование внешнеэкономических отношений в РФ

 Внешнеэкономическая политика включает в себя многие составляющие, поэтому к ее реализации привлекаются многие государственные структуры. Их можно разделить на две группы. Первая группа – органы общей компетенции, определяющие принципы, стратегию и тактику внешнеэкономической деятельности. Это Государственная Дума РФ, Правительство России, а также некоторые министерства (финансов, экономического развития, промышленности и торговли). Вторая группа – органы специальной компетенции, выполняющие определенные функции во внешнеэкономической сфере (рис.2). Полномочия органов специальной компетенции определены специальными постановлениями, положениями. Например, Центральный банк РФ выполняет функции по валютному регулированию и валютному контролю, а Россельхознадзор контролирует качество и безопасность ввозимых продуктов питания.  

Рис. 2 Органы управлениявнешнеэкономической деятельностью

Органы власти разрабатывают и осуществляют внешнеэкономическую политику по многим направлениям. Основные из них показаны на рис. 3. Государство применяет при этом правовое регулирование, администрирование и контроль, экономические меры воздействия (налоги, пошлины, экспортные субсидии и пр.).  

Рис. 3. Направления регулирования внешнеэкономической деятельности

Основными способами проведения внешнеэкономической политики можно назвать следующие:

1. Правовое регулирование. Принятие законодательных актов, определяющих порядок и условия внешнеэкономических операций для резидентов и нерезидентов страны.

2. Разработка концепции внешнеэкономической политики, стратегии на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

3. Контроль за исполнением внешнеэкономического законодательства (валютный, миграционный, таможенный, экспортный, импортный контроль и т.д.).

4. Применение конкретных инструментов регулирования товарных потоков. Сюда можно отнести экономические и иные методы (рис. 4).

Регулирование внешнеэкономической деятельности организаций, осуществляющих импортные операции, принято делить на тарифное и нетарифное. К тарифному регулированию относят оплату за ввозимые товары ввозных пошлин и налогов. К нетарифным методам относят: ограничения количества ввозимых товаров (квоты), регламенты и усло-

вия ввоза (например, наличие сертификатов соответствия и контроля качества), запреты и ограничения. Не допускается ввоз в РФ оружия и наркотиков, некоторых химических реагентов, удобрений и ядохимикатов.

Экспорт товаров и услуг также может облагаться вывозными пошлинами, но чаще всего экспортеры освобождаются от уплаты налогов (например, НДС) и иных платежей. Мало того, многие страны применяют экспортные субсидии (например, при экспорте продовольствия) для повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Но и при экспорте товаров могут применяться квоты на вывоз, ограничения и запреты. Из России запрещено вывозить оружие, представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу, и пр.

Рис. 4. Способы регулирования внешнеэкономической деятельности

Можно сделать следующие выводы о главных стратегических задачах в области внешнеэкономической деятельности:

1. Необходимо совершенствовать структуру экспорта. Подавляющую часть экспорта составляют сырьевые товары. 

2. Необходимо развивать отечественное производство и уменьшать импорт товаров, которые наша отечественная промышленность в состоянии произвести самостоятельно. Существует продовольственная зависимость от импорта. Российская промышленность не в состоянии удовлетворить потребности в обычных товарах народного потребления.

3. География внешнеэкономических связей должна быть усовершенствована. На страны СНГ приходится незначительная часть экспортно-импортных операций. 

4. Необходимо регулировать потоки ввоза и вывоза капитала. Подавляющая часть импорта капитала представлена отечественным капиталом, вывезенным ранее из страны. Такие инвестиции мало что дают российской экономике, так как не подкреплены передовой иностранной технологией.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...