Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система защиты прав потребителей




В РФ сложилась система защиты прав потребителей (рис.).

Система защиты прав потребителей включает:

– нормативно-правовую базу, совокупность законодательных актов, регламентирующих производство, реализацию товаров, отношений между покупателем и продавцом;

– систему органов власти, контролирующих и регламентирующих деятельность производителей и продавцов;

– судебную систему, принимающую решения о компенсациях пострадавшим потребителям;

– общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей.

Рис. Способы защиты прав потребителей

Остановимся более подробно на указанных моментах.

1. Нормативно-правовая база. Основной закон, определяющий права потребителя и их защиту, – ФЗ «О защите прав потребителей». Именно в нем определена суть принципов защиты, указанных ранее. Особо следует отметить законодательство, регламентирующее качество продукции. Согласно ФЗ «О техническом регулировании», государство регламентирует прежде всего безопасность товаров. Что касается качественных характеристик, они определяются самим производителем. Существовавшие ранее ГОСТы не являются в настоящее время обязательными. В целях повышения конкурентоспособности многие предприятия, как прежде, соблюдают ГОСТ, принимают на себя повышенные технические регламенты. Переход на технические регламенты не освобождает предприятия от обязательной сертификации некоторых товаров (детские игрушки, бытовая техника, спортивные товары и пр.).

2. Компетентные органы власти. До сих пор сохранилось значение отделов защиты прав потребителей при органах местного самоуправления. Они создавались как временные органы для консультативной помощи пострадавшим покупателям. Предполагалось, что со временем проблема защиты потребителей от недобросовестных производителей отпадет. Однако количество жалоб от потребителей не уменьшается.

Отделы защиты прав потребителей выступают как первичные органы власти, куда обращаются покупатели за помощью. Они не наделены полномочиями по наказаниям продавцов и производителей, но передают информацию в иные компетентные органы. Покупателям оказывается информационная помощь, их консультируют перед обращением в суд.

3. Судебная защита. В случае необходимости пострадавшие потребители могут обращаться в суд. Обычно туда обращаются при покупках товаров и услуг ненадлежащего качества на крупную сумму (автомобилей, шуб, строительства квартир и пр.). Досудебная защита через отделы защиты прав потребителей весьма эффективна. Подавляющее число споров решается без обращения в суд. В то же время большинство конфликтов между производителями и покупателями за рубежом решается как раз через суд.

4. Общественная защита. Создаваемые за рубежом общества защиты прав потребителей выполняют важные информационные задачи, помогают пострадавшим. В наших условиях роль обществ защиты прав потребителей незначительна.

 

Регулирование диспропорций на товарном рынке

Регулирование диспропорций на товарном рынке необходимо для обеспечения оптимальных финансовых результатов для производителей, соблюдения интересов для потребителей. Одна из причин диспропорций на товарном рынке – шоковое (т.е. стремительное) изменение спроса или предложения (табл.). Шоковый рост спроса чаще всего вызван неэкономическими причинами. Он может быть следствием распространения слухов, связан с катастрофами, политическими событиями и пр.

Шоки спроса и предложения

Параметры Позитивный шок: неожиданное резкое увеличение Негативный шок: неожиданное резкое сокращение
 

Рыночный спрос

  Причины Резкое непредвиденное увеличение предложения денег, расходов на определенный товар Резкое непредвиденное уменьшение предложения денег, а также любого из компонентов совокупных расходов
Последствия Дефицит товаров, приводящий к росту цен Излишек товаров, цены начинают падать
 

Рыночное предложение

    Причины   Технологический шок вызван усовершенствованием технологии Ценовые шоки: рост цен на сырьевые ресурсы, борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки зарабо тной платы, экологические меры государства, стихийные бедствия и др.
Последствия Объем выпускаувеличивается, а уровень цен снижается Спад производства и инфляция – стагфляция

Снижение цен, так же, как и инфляция, имеет для экономики негативное последствие. При снижении цен ухудшается финансовое состояние предприятий, теряется доход, фирмы получают убытки. В итоге фирмы могут свернуть производство, обанкротиться, уволить работников. В последующем, при восстановлении спроса, не будет предложения этих товаров в достаточном количестве. При росте цен, наоборот, сокращается спрос, покупатели больше расходуют на

покупки, не в полной мере удовлетворяют потребности. Если растут цены на предметы первой необходимости, государство вынуждено оказывать помощь малообеспеченным семьям. Поэтому важно восстановить ситуацию, привести экономику к прежним ценам.

 

ТЕМА 12. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...