Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Необходимость и направления регулирования товарного рынка




Одним из важных направлений государственного регулирования является политика регулирования рынка товаров, работ, услуг. В регулировании товарного рынка, казалось бы, нет необходимости. Наоборот, классик английской политической экономики А. Смит как раз рынок называл «невидимой рукой», управляющей экономикой. Однако в последнее время вмешательство государства в процесс производства и реализации товаров становится объективной необходимостью. Рассмотрим основные причины вмешательства государства в рыночные процессы.

1. Монополизм и несовершенная конкуренция. Подавляющая часть предприятий в настоящее время являются монополистами, работают в условиях рынка олигополии, монополистической конкуренции. Рынок совершенной конкуренции представлен производством сельскохозяйственных продуктов, продуктов питания, некоторых услуг. Монополия как тип рынка имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным моментам можно отнести более широкие возможности крупных фирм, к каковым относятся монополии, в реализации достижений научно-технического прогресса, развитии и модернизации производства. Естественные монополии позволяют обществу экономить ресурсы. Вместе с тем в поведении монополий много отрицательных моментов: неэффективность производства; отсутствие стимулов к снижению затрат, обновлению производимой продукции; ценовая дискриминация; наличие монопольно высоких цен и пр. В реальной рыночной экономике крупные фирмы сдерживают развитие конкуренции, подавляют мелкие фирмы, подчиняют их своим условиям. Особенностью поведения фирмы-монополиста является проводимая ими политика ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация предполагает продажу одинаковых товаров разным покупателям по разным ценам. Любая фирма в условиях несовершенной конкуренции имеет определенные возможности завышать цены.

2. Недобросовестность производителей. Погоня за прибылью, конкурентная борьба заставляют производителей экономить ресурсы при производстве продукции. При этом экономия может ухудшить потребительские качества продукции. Например, при производстве продуктов питания, косметики могут использоваться искусственные компоненты взамен натуральных. Мало того, в отдельных случаях могут применяться вредные для здоровья составляющие. Важен контроль со стороны органов власти за качеством производимой продукции.

3. Недобросовестная конкуренция. Борьба за потребителя, за рынки сбыта может осуществляться в разных формах, в том числе некорректных, даже криминальных. Для проникновения на рынок и захвата рыночного пространства фирмы могут применять демпинговые цены, идти на временные убытки. В последующем, после победы над конкурентами, цены будут подняты. Могут использоваться и более жесткие методы: распространение слухов, порочащих конкурента, промышленный шпионаж, подделка продукции низкого качества под маркой конкурента и пр. Подобные способы поведения фирм должны пресекаться органами власти.

4. Возникновение диспропорций на рынке (шоки спроса и предложения). Быстрое, непредвиденное изменение спроса и предложения приводит к появлению на рынке дефицита либо излишков товаров, вследствие чего правительство вынуждено вмешиваться в ситуацию.

5. Проблема спроса и предложения. По отдельным товарным группам может появиться необходимость стимулирования спроса со стороны органов власти. Некоторые категории граждан не могут удовлетворить свои потребности при недостатке доходов (безработные граждане, многодетные и малообеспеченные семьи). При этом часть товаров может быть жизненно необходима. Это могут быть дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры и операции. Наоборот, в отдельных случаях фирмы могут производить товары только с высокими издержками. Даже при обычном спросе на эти товары фирмы не продадут достаточного количества.

Эти проблемы должны решаться при помощи государства (дотирование покупателей и производителей).

Итак, государственная политика на товарном рынке проводится по мере необходимости вследствие возникновения проблем у покупателей, продавцов.

Основные направления государственной политики на товарном рынке:

1. Антимонопольное регулирование. Вследствие наличия в деятельности монополий отрицательных моментов в мировой практике накоплен значительный опыт антимонопольного регулирования. Для оценки степени монополизации отрасли эксперты используют ряд показателей. Наиболее известен индекс Херфиндаля – Хиршмана. Рынок считается безопасным, если этот индекс меньше 1400. Основные способы антимонопольного регулирования:

                ­                                                                                                 запрет сговоров, союзов, объединений с целью максимизации прибыли.

­доказательство через суд наличия тайного сговора с целью завышения цен, отмена завышенных цен.

­демонополизация принудительное разделение фирмы на основании судебного решения. Применяется крайне редко.

­применение санкций в случае превышения фирмой определенной

законодательством доли (штрафы, отмена объединений, слияний и пр.)

В нашей стране проблема монополизации экономики обострена из-за следующих обстоятельств. Как сказано выше, монополиями становились крупные предприятия изза специфики управления экономикой в бывшем Советском Союзе. Кроме того, в нашей стране большинство естественных монополий по-прежнему контролируются государством либо являются государственными предприятиями (ОАО «Газпром», ОАО «Ростелеком» и пр.). Наиболее значительными мерами антимонопольного регулирования являются утверждение цен и тарифов на продукцию естественных монополий (стоимость проезда по железной дороге, тарифы на газ и электроэнергию и пр.). Для контроля за деятельностью монополий создана Федеральная антимонопольная служба при Правительстве РФ. В ней ведется единый реестр организаций, доля которых на рынке более 35%.

2. Защита прав потребителей. Это политика направлена на то, чтобы обеспечить безопасное потребление качественных товаров и услуг.

3. Ценовое регулирование. Целью ценового регулирования является ограничение монопольного диктата и обеспечение доступности товаров для малообеспеченных граждан.

4. Регулирование диспропорций рынка при шоковых изменениях спроса и предложения. Проводится с целью сохранения приемлемого уровня цен, обеспечения воспроизводственных процессов у фирм-производителей, доступности товаров для социально незащищенной категории граждан.

 

Ценовое регулирование

Органы власти вынуждены осуществлять ценовое регулирование вследствие того, что отдельные производители, используя свое экономическое положение, ущемляют интересы покупателей, завышают цены. Кроме того, органы власти сами выступают покупателями ряда товаров, поэтому напрямую определяют цены, например, на продукцию ВПК. Товары и услуги государственных предприятий также определяются органами власти. Социально значимые товары также могут регулироваться государством.

В зависимости от сферы регулирования различают:

свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;

договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор- контракт, принимают на себя определенные обязательства по сохранению цены, несмотря на изменение экономической ситуации;

цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

регулируемые цены, которые устанавливаются под контролем государства или отдельных субъектов Федерации.

Различают прямые и косвенные методы государственного регулирования цен. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

В зависимости от территории действия этих цен различают: –единые или поясные цены;

– региональные (зональные) цены.

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий (рис. 1).

Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:

– газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно- строительным кооперативам);

– продукция ядерно-топливного цикла;

– электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

– продукция оборонного производства;

– драгоценные металлы и сплавы;

– перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

– перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении) и др.

Большинство указанных цен утверждает Федеральная антимонопольная служба.

Рис. 1. Государственное регулирование цен в РФ

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:

– газ природный, реализуемый населению и жилищным кооперативам;

– электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;

– топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; –оплата населением жилья и коммунальных услуг и др.

В регионах могут применяться иные формы ценового регулирования. Так, на лекарства, продукты детского ассортимента в некоторых регионах ограничивают торговую наценку. Для районов Крайнего Севера также используется ограничение торговой наценки. 

Итак, подведем итоги.

1. Несмотря на то что в РФ реализуются принципы свободного рынка, в области ценообразования сохраняется государственное регулирование.

2. Цель государственного регулирования – защита потребителя от необоснованного завышения цен.

3. Предприятие имеет возможности воздействовать на цену реализуемой либо покупаемой продукции.

4. Возможности воздействия на цену определяются условиями конкурентной борьбы, типами рыночных структур.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...