Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовое обеспечение социальной защиты




В современных условиях материальная поддержка граждан при потере доходов осуществляется в основном за счет социального страхования. 

Социальное страхование – направление социальной защиты населения, создание специальных (социальных) фондов, предназначенных для обеспечения населения в случае наступления социальных рисков различного рода. Социальные риски – наступление временной нетрудоспособности, несчастные случаи на производстве, утрата работы и кормильца в семье, утрата трудоспособности по старости и т.д. – сопровождают жизнь каждого человека. Они носят характер массового социального явления и касаются всех членов общества. Вследствие этого создание надежной, устойчивой системы социального страхования – важнейшее направление социальной защиты в любом развитом государстве. Экономическая природа социального страхования тесно связана с обязательностью страхования для работников и работодателей. Это вытекает из природы данного вида социальной защиты и неизбежности наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.

Вместе с тем система социального страхования включает в себя и добровольное (частное) страхование граждан. В целом страхование осуществляется преимущественно в форме обязательных страховых взносов от работников и работодателей. Благодаря обязательности страховых платежей достигается высокий уровень их гарантии в случае наступления рисков и относительная простота процедуры осуществления выплат.

В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь должна, по сути, носить конкретный, адресный характер. Этим она принципиально отличается от системы страхования или предоставления базовых социальных гарантий населению.

В настоящее время практически все социальные пособия, выплаты и льготы предоставляются в России на основе категориального принципа. Выделяются категории граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке: инвалиды, сироты, многодетные семьи и пр. По каждой категории граждан выделяются варианты социальной защиты и источники ее финансирования. Главными источниками финансирования выступают государственные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный фонд (пенсии всех видов), Фонд обязательного медицинского страхования (финансирование медицинских расходов), Фонд социального страхования (социальные пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам).

В России используется много различных видов социальной помощи населению, оказываемой за счет бюджетных средств (рис. ). При этом категории граждан и виды их поддержки распределены по уровням бюджета. Выделяются так называемые федеральные льготники (инвалиды, участники Великой Отечественной войны, пострадавшие при аварии Чернобыльской АЭС), получающие поддержку за счет федерального бюджета РФ. Из бюджетов субъектов Федерации получают льготы ветераны труда и труженики тыла, пострадавшие в годы сталинских репрессий. Основные льготы: за счет бюджета компенсируется на 50% оплата коммунальных услуг, стоимость твердого топлива, проезда на транспорте и пр. За счет бюджетных средств финансируется также социальная сфера: приюты и дома ребенка, дома инвалидов, школы-интернаты и пр. Существуют социальные пособия и дотации, которые финансируются из средств внебюджетных фондов (например, пособия по рождению ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, пособия на погребение и пр.).

Ряд социальных выплат и льгот предоставляется региональными органами власти различным категориям проживающего в этих регионах населения, в том числе и социальная помощь малообеспеченным семьям. Во многих регионах приняты или разрабатываются в различных вариантах законы об адресной социальной помощи нуждающимся.

 

Рис. Механизм социального обеспечения в РФ

Основная проблема эффективной реализации данного направления социальной защиты – повышение роли и значимости адресных выплат населению, ориентированных на оказание помощи действительно нуждающимся гражданам.

 

Социальная ситуация в России

При проведении социальной политики органы власти ставят перед собой более конкретные задачи, исходя из социальной ситуации. На основании статистических данных можно выделить основные проблемы, характерные для России и требующие решения:

1. Острая демографическая ситуация, состоящая в том, что демографический коэффициент изменения населения (разница между количеством родившихся и умерших) является отрицательным. В результате население России уменьшается. Выплата материнского капитала на второго ребенка положительно сказывается на рождаемости, но смертность при этом снижается медленно.

2. Высокая степень дифференциации населения по доходам. В нашей стране индекс Джини равен 0,414, в то время как в Германии – 0,283, в Финляндии – 0,269, в Швеции – 0,25, в Великобритании – 0,36.

3. Дифференциация доходов населения по регионам. Доходы населения по регионам существенно различаются.

4. Высокая степень бедности. Бедным является каждый седьмой житель страны. К сожалению, в категорию бедных нередко в силу тех или иных обстоятельств попадают и трудоспособные. Основной причиной бедности трудоспособного населения является безработица, поэтому необходимо расширять возможности продуктивной занятости и создавать систему обеспечения каждого индивидуума устойчивым источником средств к существованию. Профессиональное обучение и повышение квалификации должны привести к росту производительности труда бедных, к увеличению их дохода.

5. Наличие бедного работающего населения. Минимальный размер заработной платы, действующий в бюджетной сфере, до сих пор ниже величины прожиточного минимума. Низкий уровень жизни имеют не только нетрудоспособные лица (инвалиды, дети-сироты), не только безработные, но и работающие на низкооплачиваемой работе.

6. Бедность старшего поколения. Средний размер пенсии до сих пор незначительно отличается от прожиточного минимума. 

7. Дифференциация по оплате труда. Как говорилось ранее, заработная плата существенно дифференцируется по отраслям и предприятиям, зачастую необоснованно.

Борьба с бедностью наталкивается на ряд проблем, связанных с финансовыми ограничениями, сложностью определения реальных границ бедности и выработкой эффективных механизмов помощи действительно беднейшей части населения. Тем не менее государственная социальная политика крайне необходима, ее механизмы следует постоянно совершенствовать, находить более эффективные способы социальной поддержки населения.

 

ТЕМА 13.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...