Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современная ситуация и задачи промышленной политики России




Особенности и проблемы промышленности РФ в целом можно назвать следующие.

1. Еще раз подчеркнем значение промышленного производства для экономики страны. Доля промышленного производства в ВВП составляет около 30%, в промышленности занято около 20% всех работающих. Вместе с тем количество занятых в промышленном производстве сокращается, а количество предприятий растет. Следовательно, наряду с процессами концентрации производства увеличивается количество малых и средних предприятий.

2. Неустойчивость экономического развития в целом и неустойчивое состояние российской промышленности. Темпы роста промышленного производства в целом по промышленности ниже, чем темпы роста ВВП. В период экономического кризиса (2009 г.) экономический спад промышленного производства оказался значительнее, чем в других видах деятельности. Особенно сильно пострадали от кризиса отрасли машиностроения. 

3. Динамика инвестиций в промышленное производство соответствует изменениям в отрасли. То есть во время кризиса экономический спад коснулся и производства, и инвестирования в отрасль. Но в целом темпы роста инвестиций выше, чем темпы роста промышленного производства. Это положительное явление, которое говорит о том, что главным образом рост производства обеспечивается за счет модернизации и роста количественных параметров (строительства зданий, покупки оборудования и пр.).

4. Рентабельность промышленного производства в целом составляет около 18–15%. Относительно высокий уровень рентабельности тем не менее не позволяет промышленным предприятиям воспользоваться кредитами из-за их дороговизны. Большинство предприятий испытывают инвестиционные трудности.

5. Инвестиционные проблемы в промышленности отражаются на состоянии основных производственных фондов. Степень износа основных производственных фондов составляет около 50%, в добывающей промышленности около 20% основных фондов имеют износ 100%. Положительная динамика незначительна, ситуация изменяется в лучшую сторону, но медленно.

6. Отечественная промышленность испытывает проблему реализации продукции. Даже в условиях стабильной экономической ситуации загруженность производственных мощностей недостаточная. При этом в обрабатывающей промышленности возникают проблемы не только с реализацией, но и с наличием сырья. Например, молочно- перерабатывающих заводы не могут производить в достаточном количестве масло животное, сыры и иную молочную продукцию из-за недостатка молока.

7. Существуют определенные диспропорции в развитии добывающей и обрабатывающей промышленности. около 50% сырой нефти и 30% природного газа экспортируется, а не перерабатывается внутри страны для собственных нужд и нужд мировой экономики. Доля добывающей промышленности в добавленной стоимости промышленности составляет около 35%, значение перерабатывающей промышленности снижается. Россия по-прежнему остается поставщиком сырья для мирового рынка.

Таким образом, перед органами власти стоит задача не только оказывать содействие проблемным предприятиям, но и постепенно решать указанные проблемы промышленности. На федеральном уровне непосредственно проблемы промышленного производства курируются Министерством промышленности и торговли РФ; Министерством природных ресурсов и экологии РФ; Министерством энергетики РФ.

Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает стратегии развития отраслей промышленности: авиационной, машиностроения, судостроения, лесного комплекса, нефтехимии, легкой промышленности и пр. Указанные стратегии разработаны до 2030-2035 г. Основные задачи Министерства промышленности и торговли:

– определение приоритетных направлений развития в указанных отраслях на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации;

– выработка согласованных действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса по даннымключевымнаправлениям;

– разработка и корректировка законодательной и нормативной правовой базы;

– разработка комплекса мер, направленных на создание новых образцов конкурентоспособной продукции, которая по своим техническим и эксплуатационным характеристикам обеспечит конкурентоспособность на мировом рынке, импортозамещение и экономическую безопасность страны.

Для реализации указанных стратегий предлагаются комплексные меры, среди которых можно выделить следующие:

– мониторинг, оценка и выделение перспективных направлений развития;

– обеспечение доступности кредитования для бизнеса;

– поддержка экспорта;

– развитие организационной и технологической инфраструктуры бизнеса; –развитие системы подготовки кадров и повышение квалификации и т.д.

Основные инструменты, которые предполагается применять:

– государственное финансирование научных разработок для потребностей промышленного производства;

– налоговые льготы;

– государственные гарантии по кредитам;

– лизинг оборудования;

– бюджетные субсидии при экспорте;

– государственно-частное партнерство по бизнес-проектам и т.д.

Одной из задач Министерства природных ресурсов и экологии РФ является обеспечение ресурсами устойчивого развития экономики РФ. То есть ставится задача оптимального использования природных ресурсов, сохранения минерально-сырьевой базы, ее эффективное использование для нужд страны.

Ввиду особой важности энергетического сектора, в 2008 г. было создано Министерство энергетики РФ. Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти. Оно осуществляет государственную политику в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе в электроэнергетике, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, а также нефтехимической промышленности.

 

ТЕМА 9. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...