Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика научно-технической политики




Важнейшим направлением научно-технической политики является прогнозирование научной деятельности, определение перспектив и прогнозов дальнейшего развития. Необходимо также оценить состояние науки и потребностей производства в стране с целью выявления перспективных направлений научного развития. Правительство определяет приоритетные направления, выступает в качестве заказчика, оплачивает научные исследования. Для научного развития предоставляются также иные ресурсы (информационные, исследовательские, производственные). Государство выступает также заказчиком в системе образования, заказывает и оплачивает подготовку кадров нужных профессий. То есть важнейшим инструментом научно-технической политики выступает бюджетное финансирование науки и образования. Возникает вопрос, почему правительство отвлекает ресурсы на науку и образование, финансирует прикладные и фундаментальные науки. Причины следующие:

1. Наука не вписывается в рыночные отношения. Научные разработки бывают востребованы на рынке инноваций лишь на последнем, заключительном этапе. Но финансовые средства, причем немалые, требуются на этапах исследования, разработок. Финансирует эти этапы, как правило, государство.

2. Непредсказуемость результата научного исследования. Возможно, предприниматели согласились бы финансировать научные разработки, если бы можно было гарантировать, что результаты будут очевидно положительными, сроки научных изысканий – небольшими. Однако одна из особенностей науки – непредсказуемость сроков и результатов. Отрицательный результат продвигает науку вперед так же, как и положительный. Для бизнеса же нет смысла расходовать деньги на результат, не имеющий практического применения.

3. Необходимость прогнозов научного развития. Ввиду долгосрочности исследований необходимы научные прогнозы, которые покажут перспективные научные направления. Такие прогнозы могут быть разработаны только под непосредственным руководством органов власти, так как информационные, финансовые ресурсы для этих целей имеются у государства.

4. Необходимость опережения соперников. Для того чтобы воспользоваться научными результатами, следует опередить исследователей из других стран. Такое под силу органам власти, которые аккумулируют ресурсы, объединяют научные силы, предоставляют оборудование и материалы для исследований. Это особенно актуально для разработок в военной науке, исследовании космоса, медицине. В Советском Союзе был пример ускорения исследований для производства атомного оружия, хотя первыми применили атомную бомбу США.

5. НТП – условие для изменения структуры экономики. Переход к инновационному типу развития напрямую связан с научными разработками и их применением в производстве. В нашей стране изменение структуры производства зачастую сдерживается отсутствием нового оборудования и новых технологий. Производители инновационного продукта, как правило, только организаторы производства с использованием новых ресурсов.

6. НТП – условие повышения конкурентоспособности. Новая, более качественная продукция, созданная на основе использования инноваций, может быть более конкурентоспособна за счет качества, цены, параметрических данных (срок годности, производительность, условия применения и пр.). То есть за счет научно-технического прогресса растет доля инновационных продуктов, повышается конкурентоспособность экономики в целом.

Итак, значительное количество обстоятельств и причин способствует тому, что основными инструментами государственной научно- технической политики являются бюджетное финансирование научных исследований, государственные заказы на научные разработки.

Анализ статистических данных по России и иным странам в области научнотехнического прогресса позволяет выявить следующие проблемы:

▪ низкая доля расходов на науку в ВВП России;

▪ недостаточная активность вузовской науки;

▪ большая доля расходов на науку со стороны государства при низкой активности бизнеса по финансированию научных исследований;

▪ инновационное сопротивление предприятий, не желающих осуществлять модернизацию производства;

▪ недостаточная активность производителей в области научных исследований для собственных нужд; 

▪ использование чужих, отработанных технологий и оборудования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...