Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технико-внедренческие зоны как направление научно-технической политики




Одно из приоритетных направлений научно-технической политики – создание свободных экономических зон научно-технической направленности. В мире сложился определенный опыт создания свободных экономических зон разного типа: торговых, промышленно- производственных, сервисных, научно-технических. Свободные экономические зоны – часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона – это обособленная географическая территория. Главное преимущество свободных экономических зон – льготные налоговые и таможенные режимы, а также инфраструктура, благоприятствующая развитию.

В последние годы правительства многих стран стали создавать и активно поддерживать научно-технические зоны (табл.). Цель этих зон – активизация инновационных процессов на разных этапах. Это может быть развитие науки, внедрение инноваций, ускорение производства прогрессивных продуктов, продвижение инновационных продуктов на мировой рынок. Особенно активно применяются научно- технические зоны в США, Корее, Китае. Достаточно сказать, что треть мирового количества научно-технических зон находятся в США.

Разновидности научно-технических зон

С 2005 г. в России был принят новый нормативный документ – Федеральный закон от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этим законом заложена единая правовая основа создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) на территории России. В законе дано понятие ОЭЗ, определены типы ОЭЗ, система управления и льготы для резидентов.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны (введены Федеральным законом от 03.06.2006 № 76-ФЗ);

4) портовые особые экономические зоны (введены Федеральным законом от

30.10.2007 № 240-ФЗ).

Особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Ключевыми целями создания особых экономических зон технико-внедренческого типа являются развитие высокотехнологичных отраслей экономики, разработка новых технологий и их коммерциализация. Для резидентов – высокотехнологичных компаний – создается уникальная деловая среда для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода её на внутренний и внешний рынки. Предусмотрены также налоговые льготы.

Результаты деятельности показывают, что наличие технико-внедренческих зон способствует экономическому и научно-техническому развитию. Главной целью государственной научно- технической политики относительно ТВЗ должно стать увеличение их количества.

 

ТЕМА 8. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Промышленная политика: понятие и актуальность развития

Промышленная политика – совокупность долгосрочных мер правительства, направленных на поддержку промышленного производства.

Несмотря на то что промышленное производство – сфера функционирования бизнеса, промышленная политика является важнейшим направлением деятельности правительства. Определяется это рядом обстоятельств: особым положением промышленного производства, заинтересованностью бизнеса в государственной поддержке, особым местом промышленной политики в деятельности правительства (рис. 1).

Рассмотрим указанные обстоятельства более подробно.

1.Роль промышленного производства для экономики страны.При проведении государственной экономической политики следует учитывать особую роль промышленного производства. Валовой внутренний продукт в натуральном выражении представляет собой совокупность товаров и услуг. Подавляющая часть ВВП создается в промышленности.

Рис.1 Необходимость промышленной политики

Промышленное производство включает в себя разнообразные виды производства, связанные как с добычей полезных ископаемых, так и с их переработкой (переделом), доведением до конечного потребления. Промышленность осуществляет переработку продукции других отраслей (например, сельского хозяйства), удовлетворяет разнообразные потребности. Промышленное производство в РФ делится на три комплекса: добывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также обрабатывающее производство.

В общем объеме производства эти три промышленных комплекса производят около четверти совокупного ВВП. В промышленности России занято 12 млн чел., или 19,7% занятого населения. Таким образом, состояние промышленного производства напрямую влияет на экономику страны в целом. Задачей органов власти является сохранение промышленного производства, количественное и качественное наращивание промышленного потенциала.

Понятие Разъяснение
Протекционизм Защита внутреннего рынка от иностранных товаров при помощи ввозных пошлин, ограничений, требований, условий
Жесткий протекционизм Политика правительства, не допускающая иностранного капитала на территорию страны
  Агрессивный протекционизм Вариант жесткого протекционизма, при котором продукция отечественных предприятий активно продвигается на внешний рынок при содействии правительства (например, за счет экспортных субсидий)
Мягкий протекционизм Меры протекционизма позволяют импортировать продукцию (невысокие ввозные пошлины, незначительные ограничения, разумные требования и пр.)
Выборочный протекционизм Протекционистские ограничения применяются относительно отдельных видов импорта
    Иные виды протекционизма -«Зеленый», используются экологические ограничения; -«коллективный», применяются общие нормы несколькими странами; -«скрытый», применяются нетаможенные меры; -«коррупционный», проводится правительством в интересах отдельных компаний и промышленных групп

2. Актуальные проблемы промышленного производства. Основные трудности предпринимателей связаны, как правило, с кризисными ситуациями в мировой и национальной экономике, в отдельных отраслях производства. Неплатежеспособность, трудности с реализацией продукции, невозможность выполнения бизнес-проектов, трудности поиска источников инвестирования – вот далеко не полный перечень основных проблем бизнеса. Поддержка промышленных предприятий может принимать форму государственных заказов, государственного финансирования производственной инфраструктуры (дорог, коммуникаций, линий электропередач и пр.), налоговых льгот, реализации совместных проектов на долевых началах и пр. Основные задачи органов власти – обеспечение наиболее благоприятных условий для развития промышленного производства, преодоление препятствий в деятельности предприятий.

3. Особое значение промышленной политики.Промышленные предприятия являются частью системы экономических связей, которые складываются в рыночной экономике (рис.2).

Рис.2 Экономические связи предприятий

Помимо прямого воздействия, которое может быть применено в отдельным промышленным предприятиям и отраслям в целом, промышленная политика важна как средство решения глобальных социально-экономических задач. Необходимость и ценность промышленной политики определяется также через косвенное воздействие на макроэкономическую ситуацию. Поддержка промышленных предприятий способствует экономическому росту, причем не только в регулируемой отрасли либо регионе, но и в экономике в целом.

Финансовое состояние промышленных предприятий оказывает воздействие на тех субъектов рыночных отношений, которые имеют с этими предприятиями связи.

Косвенный эффект проявляется также за счет того, что через промышленную политику возможно решить ряд макроэкономических задач. В частности, развитие промышленности способствует решению проблемы занятости, роста доходов, увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет, стабилизации цен, удовлетворения потребностей и пр. 

 

16. Особенности и цели промышленной политики:

1. Промышленная политика является политикой стимулирования, политикой нарастания параметров производства. Так как производство традиционных и инновационных продуктов является важным условием завоевания мировых рынков, ни одно правительство не ставит задачи сокращения промышленного производства. Другое дело – проведение политики обновления технологии, замены устаревших способов производства на более передовые. В этих условиях могут быть поставлены задачи сокращения устаревших видов производства, но при одновременном наращивании прогрессивных элементов промышленного потенциала.

2. По содержанию промышленная политика относительно предприятий является одновременно структурной, инвестиционной и научно- технической. Указанные виды политики правительства проявляются в реальном секторе производства как промышленная политика, при этом задачи промышленной политики конкретизируются. Например, при решении научно-технических проблем ставятся задачи применения конкретных технологий в промышленных отраслях, увеличения доли инновационных продуктов, производимых промышленными предприятиями.

3. Промышленная политика ставит своей задачей сохранение и увеличение доли страны на внешнем рынке. Вследствие этого, решая внешнеэкономические задачи, правительство использует протекционистские методы. В целях сохранения конкурентоспособности предприятий политика протекционизма должна быть продуманной, гибкой. Поэтому правительство использует разные варианты протекционизма (табл.).

Варианты протекционистской политики

Цели промышленной политики можно определить следующим образом:

1. Сохранение и количественное наращивание промышленного потенциала: поддержка малого и среднего бизнеса в промышленности; помощь предприятиям во время кризиса; развитие производственной инфраструктуры, размещение государственных заказов и пр.

2. Структурная модернизация и структурная перестройка промышленного потенциала страны: поддержка прогрессивных отраслей (налоговые льготы, субсидии и пр.); стимулирование наукоемких производств; реализация совместных бизнеспроектов, модернизирующих производство, и пр.

3. Поддержка экспорта промышленной продукции: применение протекционистских и иных мер.

4. Создание благоприятных рыночных условий: развитие банковского сектора, фондовых рынков, системы подготовки кадров и пр.

5.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...