Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и классификация современных методов управления.




Сегодня самым популярным понятием менеджмента является «неопределенность», что означает постоянные изменения условий, быструю переориентацию функционирования в ответ на динамику потребностей, поэтому задачей управления является создание гибких управленческих моделей, реализации комплексных и системных подходов.

В мире существуют следующие модели:

- АМЕРИКАНСКАЯ

принципы – индивидуальные решения, свобода действий, личная ответственность персонала, жесткая должностная субординация, четкие формализованные должностные инструкции, процедуры контроля и алгоритмы управления, четко установленная властная вертикаль, непрерывный мониторинг быстрая оценка качества и количесва индивидуального труда, быстрое продвижение по индивидуальным достижениям, специализированная должностная и квалификационная подготовка (специалисты в узкой сфере), краткосрочная занятость.

критерии отбора – текущие результаты, профессиональные качества, самостоятельность, инициатива.

стиль руководства – командный, ориентирован на индивидуального работника.

стимулирование – материальное, в тесной связи с индив. результатами трудовой деятельности.

- ЯПОНСКАЯ

принципы – совместные решения и действия на основе группового согласия, коллективная ответственность, гибкое перераспределение функций руководства, прав и обязанностей в неформальной структуре управления, неформализованные процедуры координации, принятия решения и группового контроля, размытые права, полномочия и функции руководства, отсроченная оценка результатов труда, медленное продвижение по результатам, старшинству, стажу, наличие неформальных отношений между руководителями и подчиненными, подготовка неспециализированных специалистов, занятость долгосрочная (пожизненная).

критерии отбора – способность занять в группе позицию неформального лидера.

стиль руководства – нацелен на группу, групповые санкции.

стимулирование – сочетается моральное и материальное, в зависимости от стажа работника и работы всей группы.

 

Организационно-распорядительные (административные или командные) методы управления: особенности, преимущества, недостатки.

Организационно-распорядительные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К ним относятся:

- организационное проектирование; - регламентирование (установление обязательных для выполнения правил – устава орг., инструкций, правил планирования и учета); - нормирование (нормирование расходов ресурсов в процессе деятельности орг.).

Организационно-распорядительные методы управления базируются на:

- системе законодательных актов государства;

- системе нормативных документов вышестоящих структур управления;

- системе разрабатываемых организацией планов, программ, заданий;

- системе оперативного управления.

В систему законодательных актов государства входят законы, указы, постановления, распоряжения, и др. документы, утвержденные высшими управленческими структурами – президентом, правительством и др.

Система нормативных документов вышестоящих структур управления включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления министерств и ведомств, приказы и распоряжения. Система разрабатываемых организацией планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение целей и задач. Система оперативного управления включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении, делегирование полномочий и ответственности сверху вниз.

Организационно-распорядительное управление бывает трех видов:

- вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается чувством дискомфорта и зависимости от руководства у подчиненного;

- пассивное подчинение – сопровождается облегчением, связанным с освобождением от необходимости принятия самостоятельных решений;

- осознанное внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием важности распоряжения и со стремлением выполнить его как можно лучше.

Достоинства:

- обеспечивается единство воли руководства в достижении целей;

- не требует больших мат. затрат;

- обеспечивает быструю реакцию на внешние изменения.

Недостатки:

- подавляется инициатива, творческая работа;

- отсутствуют высшие стимулы труда, могут возникать антистимулы.

 

 

Экономические методы управления: значение и основные формы проявления

Экономическим  методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями  и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Необходимо создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.

 С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации, как с вышестоящими органами управления, так и бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных или структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер. Таким образом, основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне. Экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения.

    На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

    Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией. Экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...