Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, классификация и значение функций управления




Функция управления - это конкретный вид человеческой деятельности, осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и может осуществляться как самостоятельно, так и могут быть неразрывно связанными.

Функции управления классифицируются на 3 группы:

1) общие (основные); 2) специальные; 3) конкретные.

При рассмотрении процесса управления можно выделить его основные этапы, которые в той или иной степени присутствуют в деятельности каждого руководителя. Такими этапами являются:

- планирование; - организация; - мотивация; - контроль.

Это основные функции управления.

Каждая из этих функций жизненноважна для этих организаций. Вместе с тем, ф-ция планирования обеспечивает основу для др. ф-ций, считается главной из них, остальные ориентированы на реализацию стратегических и тактических планов организации, т.е. реализация функций.

Т. к. в своей деятельности любая организация использует различные ресурсы, возникает необходимость в управлении этими ресурсами, поэтому по виду деятельности работников аппарата управления, связанных с использованием ресурсов предприятия, выделяют конкретные функции управления (упр-е финансами, персоналом и т.д.).

Т. к. в деятельности предприятия можно также выделить разл. области или сферы деятельности (основное, вспомогательное производство и др.), то имеет смысл говорить об управлении в каждой такой сфере деятельности – управление этими сферами действия представляют собой специальные функции.

Значение, сущность, содержание функции планирования

Функция планирования (далее П) является центральной ф-цией, т. к. при планировании определяются цели предприятия и пути и средства их достижения, поэтому ф-цию П. рассматривают как один из способов (как конкр. вид управленческой деят-ти), с помощью которого руководство организации обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей.

Разработанные в процессе планирования производственные программы позволяют наиб. эффективно управлять производством с использованием материальных и моральных стимулов повышения производительности труда и за счет жесткой увязки программ деятельности всех подразделений и цехов предприятия.

В процессе П. используются след. принципы:

1) объективность; 2) реалистичность; 3) оптимальность;4) сбалансированность; 5) комплексность и системность; 6) обоснованность планов и программ;7) единство интересов предприятия, персонала и потребителей;8) гибкость.Отправной точкой П. считают прогнозирование. В результате прогноза следует получить ответ на след. вопросы:

- где организация находится в наст. время?

При этом анализир-ся сильные и слабые стороны орг-ции в самых разных областях деят-ти. Этот анализ нужен для выявления реальных возможностей орг-ции.

- в каком направлении орг-ция будет двигаться?

Изучаются факторы внутренней среды (экон-е, социальные, культурные условия) и оцениваются возможности положит-го или отрицат-го влияния внешней среды.

- как будет развиваться орг-ция?

Т.е. чтоо должны сделать работники для достижения общих целей.

Ф-ция П. рассматривается гораздо шире ф-ции составления планов и реализ-ся посредством след.действий:

1) определение целей функционирования предприятия;

2) определ-е задач деят-ти организации, что одновременно происходит на всех уровнях управления при обязат-ом их согласовании;

3) составление планов выполнения работ по решению поставленных задач;

4) разработка общих направлений выполнения планов на кажд. управленческом уровне;

5) разработка конкр. процедур и правил выполнения планов.

Планирование в организации делится на 2 вида: 1) долгосрочное; 2) текущее.

19. Стратегия в менеджменте – общая концепция того, как достигаются главные цели предприятия, решаются стоящие проблемы, распределяются необходимые и ограниченные ресурсы. Тактика – наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающих появление непредвиденных обстоятельств.

3
2
1
8
5
6
7
4
                                                       

1- Определение миссии организации

2- Определение целей организации

3- Оценка и анализ внешней среды

4- Управленческое обследование сильных и слабых сторон

5- Анализ стратегических альтернатив

6- Выбор стратегии

7- Реализация стратегии

8- Оценка стратегии

Миссия – единственная в своем роде цель, которая показывает различие между данной организацией и ей подобными. Задача менеджеров – установление системы приоритетов по целям. Анализ внешней среды заключается в определении направлений, в которых изменения в экономической, технологической, соц-культурной и политической сферах могут косвенно влиять на деятельность организации. Анализ сильных и слабых сторон организации необходим для определения конкурентных преимуществ и недостатков предприятия. Определение стратегических альтернатив может проводиться в соответствии со следующими критериями: стратегия должна соответствовать целям и не противоречить законам, ресурсы должны концентрироваться на наиболее важных проблемах, необходимо учитывать значение подпроблем, стратегия должна обеспечить желаемые результаты. Для реализации стратегии план должен быть конкретный по срокам и исполнителям, ясным, измеримым достижением, значимым, контролируемым, понятным для персонала.

    На каждой стадии выполнения плана необходимо контролировать и анализировать, есть ли движение организации на пути к своим целям. Стратегия планирования  помогает менеджерам принимать верные решения, ставить цель своим подчиненным, осуществлять контроль за их осуществлением. Главный недостаток: требует значительных затрат средств, времени, человеческого труда.

20. Функция организации – основная, представляет собой конкретный вид управленческой деятельности, направленный на создание такой орг структуры предприятия, которая даст возможность персоналу работать эффективно для достижения общей цели. Данная функция упр характеризует деятельность, направленную на конкретные цели: закрепление вариантов разделения управленческого труда между персоналом предприятия, на создание оптимальной организационной структуры управления предприятием, на создание в целом работоспособного предприятия как единой системы, формирование устойчивой совокупности сторон деятельности предприятия.

Главным аспектом функции организации – выбор способов объединения людей в единую слаженную систему, что достигается путем установления между ними на основе единства интересов в результатах совместной деятельности. Такая единая система персонала формируется путем наделения одного из субъектов властными полномочиями по отношению к другому; на основе единства материальных, имущественных интересов и ответственности за выполнение договорных обязательств каждого из субъектов; на основе установления и соблюдения единых соц-психологических, нравственных, этических установок, ценностей. В процессе реализации данной функции следует использовать современные принципы управления. Принцип единения персонала достигается путем усвоения людьми единых ценностей, норм поведения, признаваемых организацией и позволяющих каждому чувствовать себя полноправным членом коллектива. Практическую реализацию функций организации можно осуществить в следующей последовательности: определение целей и задач совместной деятельности; выявление потребности в ресурсах для осуществления целей; установление последовательности действий и сроков их исполнения; выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей; установление между людьми организационно- экономических отношений.

Важным аспектом организационной деятельности организационной деятельности организации менеджеров является дилегирование полномочий.

 

Делегирование полномочий.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).

Полномочия бывают двух типов:

1.Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. 2. Штабные полномочия - это полномочия, основанные на выполнении определенной функции. Штабной аппарат может быть: 1. Консультативным (консультирование линейного руководителя); 2. Обслуживающий аппарат (маркетинг, кадровые службы, снабжение и сбыт); 3. Личный аппарат линейного руководителя (секретарь, личный помощник). Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации.

Имеются две концепции процесса, посредством которого передаются полномочия:

1.Согласно классической концепции полномочия передаются от высших к низшим уровням организации.

2.Если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то передачи полномочий не происходит.

Полномочия внутри организации определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из - за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой стороны - поддерживают их. Ограничения, налагаемые на полномочия, часто нарушаются на практике. 

Полномочия и власть часто путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий.

Существует пять причин нежелания руководителей делегировать полномочия:

1. Заблуждение - "Я сделаю лучше". 2. Отсутствие способности руководить. 3. Отсутствие доверия к подчиненным. 4. Боязнь риска. 5. Отсутствие выборочного контроля, необходимого для предупреждения руководителя о возможной опасности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...