Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие управления как науки. Школа научного управления и административная (классическая) школа.




        Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой.

Первые менеджеры свою деятель­ность сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих це­лях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п. Понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности, а только те, которые имеют определенные черты ха­рактера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам.

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915). В своих работах Ф. Тейлор разра­боталряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стан­дартизации приемов и орудий труда. Главная зас­луга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нор­мирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимули­рования труда рабочих.  

Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.  

Разновидностью классической школы управления является "административная школа". Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только опре­делялась суть работы управляющего, легко можно было выя­вить наиболее эффективные методы руководства. Одним из основоположником разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять ос­новных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления. Суть его принципов: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распо­рядительства; подчинение частного интереса общему; вознаг­раждение за труд; доброта и порядочность; устойчивость пер­сонала; инициатива.

Основная черта"классической школы" (научной и ад­министративной) заключается в том, что существует только 1 способ достижения эффективности производства. По­этому цель классических менеджеров состояла в том, что­бы обнаружить этот совершенный и единственно приемле­мый метод управления.

   

 

     

Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

   В начале 30-х годов в противовес предыдущим школам сформировалось и получило широкое развитие гуманистическое направление в менеджменте.    

  Различают 2 направления:1) школа человеческих отношений; 2)школа поведенческих наук.

Р. Мэри (1950г)- первой дала определение менеджменту, как «обеспеченью выполнения работы, с помощью других лиц».

Профессор Элтон Мэйо – родоначальник "школы человеческих отношений". Основной вывод сводился к утверждению, что решающее влияние на производительность труда оказывают не только материальные факторы, но и, главным образом, психологические и социальные факторы.

Последователи «школы человеческих отношений» рекомендовали руководству проявлять большую заботу о своих подчиненных , использовать такие приемы управления человеческих отношений, как консультацию с работниками, и предоставление им более широких возможностей общения на работе. Развитие этого направления получило новый импульс после 2 мировой войны, с дальнейшим развитием «поведенческих наук» :

1) психология 2)социология.

Наиболее яркие представители такие, как Д.Макгрегор,  А. Маслоу, Ф. Герцберг, Ф. Блэйк, исследовали различные стороны социального взаимодействия, мотивации характера власти и авторитета и т.д.

А. Маслоу предложил следующую классификацию по­требностей личности:1)физиологические;2)в безопасности своего существования; 3)социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);4)престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение;5)в самовыражении, полном использовании своих возмож­ностей, достижении целей и личном росте.

Не менее популярно в школе "человеческих отношений" и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (Х и Y) ле­жат следующие характеристики работников:

теория Х- средний индивидуум туповат, стремится увиль­нуть от труда,

поэтому его необходимо постоянно принуждать, контролировать, направлять. Человек такой катего­рии предпочитает, чтобы им руководили.  

теория У- люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

«Школа человеческих отношений» уделяла основное внимание налаживанию межличностных отношений. « Школа поведенческих наук» стремилась в большей степени оказать помощь работнику в осознании и раскрытии собственных возможностей.

Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении

В соответствии с процессным подходом (1950 г - по н. вр.) управление рассматривается  как процесс, представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанных действий, которые называются управленческие функции. Каждая функция состоит из целой серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления - это серия функций. Процесс управления состоит из функции планирования, организации  мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия управлен-

ческого решения.

Сторонники системного подхода (конец 50-х по н. вр.) рассматривают организацию, как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Этот подход опирается на общую теорию систем, которая вначале была применена к технике и биологическим организмам.

Каждая организация – открытая система состоит из подсистем (отделы, службы), а они из мелких подсистем.

Сущность ситуационного подхода (конец 60-х и по н. вр.) состоит в необходимости учёта конкретных обстоятельств, т.е. конкретной ситуации в конкретной организации в конкретное время. В рамках ситуационного подхода возникли новые направления и течения и перспективные тенденции развития теории управления организации: возникновения стратегического управления и управления персоналом, понятия организационной культуры (определяется как наличие у всех работающих общих целей и их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...