Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие управления как науки. Школа научного управления и административная (классическая) школа.
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Первые менеджеры свою деятельность сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п. Понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности, а только те, которые имеют определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915). В своих работах Ф. Тейлор разработалряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Разновидностью классической школы управления является "административная школа". Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из основоположником разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления. Суть его принципов: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива. Основная черта"классической школы" (научной и административной) заключается в том, что существует только 1 способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук. В начале 30-х годов в противовес предыдущим школам сформировалось и получило широкое развитие гуманистическое направление в менеджменте. Различают 2 направления:1) школа человеческих отношений; 2)школа поведенческих наук. Р. Мэри (1950г)- первой дала определение менеджменту, как «обеспеченью выполнения работы, с помощью других лиц». Профессор Элтон Мэйо – родоначальник "школы человеческих отношений". Основной вывод сводился к утверждению, что решающее влияние на производительность труда оказывают не только материальные факторы, но и, главным образом, психологические и социальные факторы. Последователи «школы человеческих отношений» рекомендовали руководству проявлять большую заботу о своих подчиненных , использовать такие приемы управления человеческих отношений, как консультацию с работниками, и предоставление им более широких возможностей общения на работе. Развитие этого направления получило новый импульс после 2 мировой войны, с дальнейшим развитием «поведенческих наук» : 1) психология 2)социология. Наиболее яркие представители такие, как Д.Макгрегор, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Ф. Блэйк, исследовали различные стороны социального взаимодействия, мотивации характера власти и авторитета и т.д. А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей личности:1)физиологические;2)в безопасности своего существования; 3)социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);4)престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение;5)в самовыражении, полном использовании своих возможностей, достижении целей и личном росте. Не менее популярно в школе "человеческих отношений" и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (Х и Y) лежат следующие характеристики работников: теория Х- средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, контролировать, направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили. теория У- люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать. «Школа человеческих отношений» уделяла основное внимание налаживанию межличностных отношений. « Школа поведенческих наук» стремилась в большей степени оказать помощь работнику в осознании и раскрытии собственных возможностей. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении В соответствии с процессным подходом (1950 г - по н. вр.) управление рассматривается как процесс, представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанных действий, которые называются управленческие функции. Каждая функция состоит из целой серии взаимосвязанных действий. Процесс управления - это серия функций. Процесс управления состоит из функции планирования, организации мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия управлен- ческого решения. Сторонники системного подхода (конец 50-х по н. вр.) рассматривают организацию, как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Этот подход опирается на общую теорию систем, которая вначале была применена к технике и биологическим организмам. Каждая организация – открытая система состоит из подсистем (отделы, службы), а они из мелких подсистем. Сущность ситуационного подхода (конец 60-х и по н. вр.) состоит в необходимости учёта конкретных обстоятельств, т.е. конкретной ситуации в конкретной организации в конкретное время. В рамках ситуационного подхода возникли новые направления и течения и перспективные тенденции развития теории управления организации: возникновения стратегического управления и управления персоналом, понятия организационной культуры (определяется как наличие у всех работающих общих целей и их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |