Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обучение передачам после ведения мяча




 

Теоретические предпосылки

Передача после ведения мяча представляет собой сочетание двух приемов - ведения мяча и непосредственно передачи с разбега. Оно предназначено для осуществления взаимодействия с партнером после маневрирования нападающего с мячом по площадке. И может выполняться правой или левой рукой, а также со сменой рабочей руки при переходе от ведения к передаче. Для эффективного выполнения данного сочетания необходимо уверенное владение как способами ведения мяча, так и разновидностями передач с разбега. Своевременный переход от ведения мяча к трехшажному разбегу и передаче обеспечивается независимым друг от друга, асинхронным движением верхних и нижних конечностей гандболиста.

Передаче с разбегом может предшествовать одноударное или многоударное ведение. В игровых условиях передачи после ведения исполняются преимущественно с разбегом обычными шагами и с разбегом со скрестным шагом, хотя не исключаются случаи применения разбега с приставным шагом и разбега с подскоком. В частности, последний способ выгоден тем, что позволяет сохранить трехшажный ритм даже при ловле мяча на шаге одноименной с рабочей рукой ноги, для чего после захвата мяча игрок без паузы совершает на этой же ноге "стелющийся" прыжок вперед вверх (подскок) и далее заканчивает разбег шагом разноименной ноги. Разбег с подскоком незаменим при стереотипных синхронных движениях верхних и нижних конечностей при ведении, когда руки и ноги работают в одном ритме, как в баскетболе.

Для осуществления разновидностей передач после ведения в исходном положении нападающий производит разбег с места с мячом в руках или находится в движении, завершая ведение.

Началом подготовительной фазы считается единственный или последний удар мячом в площадку, который выполняется намеренно вперед по направлению движения. Ловля мяча осуществляется на удлиненном шаге разноименной с рабочей рукой ноги для последующего разбега обычными шагами, со скрестным или с приставным шагом. А захват мяча на шаге одноименной ноги предполагает далее выполнение разбега с подскоком. Одновременно со вторым шагом или прыжком игрок совершает замах, поднимая мяч в и.п. для избранной разновидности передачи. По ходу третьего шага вносятся необходимые поправки в расположение звеньев тела нападающего, продиктованные конкретной игровой ситуацией.

В основной фазе передачи после ведения, которая начинается с момента постановки на площадку разноименной с рабочей рукой ноги на третьем шаге разбега, производится рациональный разгон мяча, соответствующий данному виду передачи, с выпуском его до завершения очередного вышагивания одноименной ногой (четвертого шага). Мяч направляется партнеру по избранной траектории с адекватным дистанции усилием.

В завершающей фазе гандболист после сопровождения мяча расслабленной рабочей конечностью моментально восстанавливает устойчивое положение и продолжает или прекращает перемещение в готовности для дальнейших атакующих действий.

Подбор подводящих упражнений и последовательность обучения данному сочетанию приемов после раздельного освоения ведения и разновидностей передач с разбега обусловлены возможными трудностями на стыке этих двух приемов, т.е. нарушением согласованности работы рук и ног в момент перехода игрока от ведения непосредственно к ловле мяча и трехшажному разбегу. Обучение следует начинать с освоения сочетания одноударного ведения и передачи согнутой рукой сверху хлестом с разбегом обычными шагами.

Средства обучения разновидностям передач после ведения мяча:

1) объяснение и показ;

2) беговые задания с несинхронной работой рук и ног в процессе ведения;

3) выполнение разновидностей передач после одноударного ведения с места;

4) то же, что в упр. 3, но после многоударного ведения на месте;

5) выполнение изучаемой разновидности сочетания приемов в целом по зрительным ориентирам (разметка площадки, переносные стойки и т.п.): передачи после одноударного и многоударного ведения в движении на игровых скоростях;

6) то же, что в упр. 5, но с передачами мяча неподвижному или двигающемуся партнеру;

7) то же, что в упр. 6, но с изменением скорости и направления предшествующих передаче перемещений с мячом;

8) то же, что в упр. 7, но с использованием различных способов трехшажного разбега до и после ведения: обычными шагами, со скрестным или приставным шагом, с подскоком;

9) целостное выполнение сочетания приемов, варьируя исходные позиции и расстояния между партнерами, их расположение по отношению к воротам соперников: встречные или поступательные передачи на близкие, средние или дальние дистанции;

10) чередование разновидностей передач после ведения по вариативным зрительным сигналам партнера: поднятая вверх правая рука – передача согнутой сверху хлестом после ведения правой и с разбегом обычными шагами, поднятая вверх левая рука – то же, но с выполнением всех действий рабочей левой рукой и выполнением разбега со скрестным шагом и т.п.;

11) выполнение разновидностей сочетания приемов со сменой рабочей руки по ходу игровых действий: ведение правой – передача левой, ведение левой – передача правой;

12) ситуативное выполнение изучаемого сочетания приемов в условиях пассивного и ограниченно активного противодействия защитника: защитник занимает неподвижную стойку в заданной точке площадки, защитник закрывает только определенные зоны для передачи (например, мешает передавать мяч сверху), защитник противодействует только ведению мяча и т.д.;

13) то же, что в упр. 12, но с использованием финтов по ходу выполнения разновидностей разбега, предшествующего ведению мяча или передаче;

14) целостное воспроизведение разновидностей передач после ведения в сочетании с другими атакующими действиями: обманными движениями, остановками, уходом от защитника и т.п. (по мере освоения техники игры в гандбол);

15) то же, что в упр. 14, но в подвижных играх типа "Борьба за мяч", "10 передач" и т.п.;

16) то же, что в упр. 13, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- все упражнения выполнять из соответствующего планируемым действиям и.п.: стойка игрока, владеющего мячом, с разноименной рабочей руке ногой впереди;

- в качестве зрительных ориентиров для завершения ведения и перехода к передаче использовать разметку площадки, тренировочные переносные стойки, набивные мячи и т.п.;

- в упражнениях с пассивным или ограниченным сопротивлением защитника варьировать условия противодействия, постепенно увеличивая его активность;

- в условиях противодействия защитника обучать нападающего применению обманных движений по ходу разбега перед началом ведения или по его завершению;

- на этапе совершенствования постоянно варьировать условия выполнения сочетания приемов: изменять скорость и направление ведения мяча, чередовать способы разбега и разновидности передач, менять позиции нападающих и расстояние между ними; задавать направление и траекторию передач;

- практиковать смену рабочей руки по ходу выполнения сочетания приемов: вести мяч правой, а передавать левой или наоборот;

- закреплять навык передачи после ведения выполнением его разновидностей в сочетании с другими изученными элементами техники нападения;

- при выполнении разновидностей сочетания приемов:

а) выполнять разновидности разбега перед началом ведения или при переходе к передаче на игровой скорости, без растягивания шагов и без пауз между ними;

б) контролировать мяч по ходу ведения, соблюдать независимость (асинхронность) движений рук и ног;

в) сохранять согласованность работы верхних и нижних конечностей при переходе от ведения к передаче;

г) безошибочно воспроизводить узловые звенья техники ведения и способов передачи с разбега (см. подразделы, посвященные обучению названным приемам), чередовать варианты их сочетаний;

д) последний толчок мяча при ведении выполнять направленно вперед по ходу перемещения;

е) при переходе от ведения к разбегу для последующей передачи ловить мяч двумя руками на удлиненном шаге разноименной с рабочей рукой ноги (соответственно для воспроизведения разбега с подскоком ловить мяч на шаге одноименной ноги);

ж) при выполнении передачи с разбега своевременно поднимать мяч на замах (на втором шаге) и разгонять мяч избранным способом (на четвертом шаге); не задерживать выпуск мяча (он должен покидать кисть до окончания четвертого шага);

з) после сопровождения мяча рабочей рукой приходить в устойчивое положение равновесия, быть в готовности к последующим атакующим действиям: изменению направления перемещения, остановке, получению обратной передачи и т.п.

Основные ошибки при выполнении разновидностей передач после ведения мяча:

1) ошибки в технике, характерные для выполнения разновидностей ведения мяча и передач с места и с разбега (см. подразделы, посвященные обучению названным приемам);

2) скованность, напряженность при ведении мяча, связанная с неуверенностью в способности безошибочно выполнить последующее действие; выполнение движений верхними и нижними конечностями в унисон (синхронно);

3) потеря контроля над мячом в момент последнего его толчка и перехода к разбегу для передачи: мяч слишком далеко послан вперед; игрок запаздывает с ловлей из-за несвоевременного выноса рук к мячу или подбора определенной ноги;

4) несогласованная работа ног и рук: ловля мяча на шаге одноименной с рабочей рукой ноги для последующего разбега обычными шагами, со скрестным шагом или с приставным шагом; ловля мяча на шаге разноименной ноги для разбега с подскоком;

5) опускание головы или взгляда, его концентрация на мяче в момент выполнения сочетания приемов: потеря ориентировки в игровой ситуации;

6) нарушение ритмо-темповой структуры движений: растягивание шагов при разбеге, запаздывание замаха или выпуска мяча, опережающий постановку разноименной с рабочей рукой ноги на площадку выпуск мяча;

7) потеря равновесия после выпуска мяча: чрезмерный наклон туловища вперед или его скручивание – игроку требуется дополнительное время для подготовки к дальнейшим игровым действиям.

 

 

Обучение броскам

Броскив гандболе являются конечной целью атакующих действий игроков и производятся по воротам. Они относятся к наиболее значимым приемам игры в нападении, так как их эффективность определяет в итоге результат игрового противоборства.

Согласно принятой классификации в технике нападения выделяют несколько разновидностей бросков. Все они выполняются одной рукой, но различаются по ряду критериев.

По содержанию и структуре движений в целом в гандболе существует три основных вида бросков опорные, в прыжке и в падении. Для опорного броска характерным является, что его основная фаза выполняется с опорой о площадку на одну или две ноги. Этот бросок применяют для поражения ворот с дальних расстояний, направляя мяч из закрытых для вратаря позиций, что затрудняет его отражения. Из опорного положения по правилам игры производятся и все броски из стандартных ситуаций, в частности свободный и штрафной.

Основные движения подготовительной и основной фазы броска в прыжке исполняются после отталкивания от площадки вверх или вперед-вверх. С помощью прыжка нападающий либо преодолевает блокирующие действия защитника (взлетает над ним), совершая дальнюю атаку (с 8–10 м), либо сокращает расстояние к воротам, атакуя с 6-ти метровой линии (выпрыгивает в площадь вратаря), либо увеличивает угол обстрела по отношению к воротам при атаке с крайних позиций.

Бросок в падении также выполняется из безопорного положения, но его создают, осуществляя в подготовительной фазе потерю равновесия (падение) в сторону площади вратаря. Тем самым освобождаются от плотной опеки защитника, приближаются к воротам и открывают пространство для прицельного броскового движения.

По способу разгона мяча в основной фазе есть броски хлестом, ударом и толчком. Бросок хлестом – основной в технике нападения. Он позволяет разгонять мяч с максимальным усилием с любых позиций по отношению к воротам соперников. По технике исполнения бросок хлестом представляет собой метательное движение, когда после предварительного растяжения мышц благодаря замаху, следует разгон мяча последовательным включением звеньев метательного рычага – руки. Первым включается плечо: его выведение вперед с одновременным поворотом туловища и торможением предплечья и кисти придают мячу дополнительное ускорение согласно законам биомеханики. Далее предплечьем обгоняют кисть и завершают выпуск мяча захлестывающим движением в лучезапястном суставе.

Бросок толчком применяют чаще всего при выходе нападающего с глазу на глаз с вратарем и, когда тот покидает ворота, выскакивая навстречу. Мяч после выталкивания за счет выпрямления руки вверх или вперед посылают через или мимо вратаря.

Бросок ударом незаменим, когда игрок не владеет мячом и его невозможно поймать. Это случается, если мяч зависает над площадью вратаря чаще всего после отскока от него или от стоек ворот. Чтобы добить мяч в ворота, атакующий игрок применяет короткое ударное движение напряженной ладонью, ребром кисти или кулаком, контактируя с ним короткое мгновение.

По положению мяча относительно плечевого пояса в момент выпуска броски бывают сверху, сбоку и снизу. Нападающий варьирует положение мяча в зависимости от способа его разгона, расположения противодействующего защитника или вратаря. Так, броски хлестом чаще всего в игре производят сверху и сбоку, броски толчком – сверху, перебрасывая через вратаря, а для бросков ударом наиболее удобным является движение снизу.

По сообщаемой мячу траектории броски разделяют на горизонтальные, восходящие, нисходящие, навесные и с отскоком от пола (отраженным, скользящим и с вращением). Горизонтальную или прямую траекторию целесообразно использовать, когда мячу необходимо сообщить максимальную скорость. По восходящей траектории мяч выпускают при броске сбоку из-под защитника, а нисходящую траекторию мячу придают при бросках сверху вниз, пытаясь направить его в нижнюю часть ворот. По навесной траектории преимущественно выполняют бросок толчком, перебрасывая через вратаря. И, наконец, с отскоком от пола бросают для изменения траектории полета мяча на пути к воротам. Различают несколько вариантов отскока. Он может быть отраженным, когда угол падения мяча равен углу отражения и соответствует направлению его полета. Этого добиваются броском сверху. Именно такому вращению следует обучать при освоении основ техники опорных бросков. Скользящий отскок, когда мяч некоторую часть своего пути проходит, соприкасаясь с площадкой, возникает при бросках сбоку. Наиболее сложный по исполнению бросок с вращением мяча после отскока. Он применяется, чтобы обвести вратаря. Здесь угол отражения вращающегося мяча отличается от угла падения не только по величине, но еще и по направлению. Вращение мячу в нужную сторону придается заключительным пронированием или супинированием предплечья и кисти. Настоящие мастера гандбола способны бросать с любым отскоком, включая вращение мяча в обе стороны, чем часто ставят перед вратарем неразрешимые задачи, выполняя броски даже с нулевого угла по отношению к воротам. 

По отношению к опоре броски в гандболе выполняются с места, с вышагивания и с разбега (обычными шагами, со скрестным шагом, с приставным шагом, с подскоком). С места и с вышагивания бросают с дальних дистанций от ворот или при выполнении бросков из стандартных ситуаций – свободных или штрафных. Большинство бросков выполняется с использованием нескольких вариантов трехшажного разбега: обычными шагами, со скрестным или с приставным шагом и с подскоком. Тем самым нападающий может приблизиться к воротам или, маневрируя, обыграть защитника и выйти на открытую позицию.

По характеру предшествующего двигательного действия броски совершают после получения мяча от партнера или после ведения. В первом случае ловля мяча и последующие движения производятся после передачи мяча партнером по удобной траектории, а во втором – после последнего или единственного отскока мяча от площадки. Овладение мячом может осуществляться как на месте, так и при перемещении игрока.

По расстоянию до ворот для завершения атаки применяют дальние и ближние броски. С дальних позиций бросают из опорного положения или в прыжке. С близких дистанций целесообразно бросать в прыжке или в падении.

По исходному положению нападающего различают броски лицом, боком и спиной к воротам; прямо перед воротами, под углом к ним и с крайних позиций. Наиболее удобной считается позиция прямо перед воротами лицом к ним. Такая ситуация не требует дополнительных подготовительных действий, а угол обстрела ворот наибольший. Из положения боком или спиной к воротам чаще всего приходится атаковать линейным нападающим, и наиболее эффективным в этом случае является бросок в падении. Из этих положений применяется также опорный бросок с поворотом, когда в подготовительной фазе кисть рабочей руки разворачивается тыльной стороной ладони к туловищу (другая рука поддерживает мяч снизу), а в основной фазе мяч разгоняется прямой рукой, совершающей движение по большому кругу (вперед – в сторону – назад) с одновременным поворотом туловища в сторону мяча. Поворот осуществляется энергично на носке одноименной с бросающей рукой ноги и сопровождается согласованным переступанием другой.

Уменьшение угла атаки ворот усложняет задачу нападающего и предполагает либо использование броска на силу в открытые зоны, либо дополнительные подготовительные действия, предшествующие выпуску мяча: сокращение расстояния или увеличение угла броска по отношению к воротам. Адекватными в данной ситуации будут броски в прыжке и в падении. Эти же действия и разновидности бросков применяют при атаке ворот с крайних позиций. Для обыгрывания вратаря при атаке с острых и нулевых углов часто используют разновидности отскока мяча, особенно с вращением.

По условиям противодействия броски выполняются без сопротивления защитника, с пассивным или с активным сопротивлением защитника. Без сопротивления, как правило, производят броски с открытой позиции или после выхода один на один с вратарем. Пассивное сопротивление нападающий встречает, когда защитник начинает движение для противодействия с опозданием либо с большого расстояния. Для современного гандбола характерно постоянное повышение агрессивности в защите. Соответственно броски с активным сопротивлением в игре приходится выполнять очень часто. На первое место здесь выходит уровень атлетической и скоростной подготовки и умение обыграть защитника на небольшом пространстве с помощью обманных движений и маневрирования с мячом в руках.

Результативность броска по воротам обусловливается многими факторами:

- качеством и своевременностью замаха;

- оптимальным выбором способа, направления, скорости разбега в сочетании с должным использованием финтов по ходу его выполнения;

- рациональной последовательностью включения звеньев тела, участвующих в разгоне мяча;

- тонким дифференцированием мышечных усилий: правильным чередованием напряжения и расслабления мышц;

- четкой согласованностью движения рук, туловища и ног в различных фазах броска;

- силой и подвижностью рабочей кисти;

- стабильностью движений и управляемостью ими в зависимости от условий выполнения: дистанции, позиции и положения тела относительно ворот, степени сопротивления защитника, расположения вратаря;

- оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев или поворотом кисти;

- психологической устойчивостью, уверенностью в себе и др.

У каждого игрока существует свой излюбленный («коронный») способ выполнения броска, который он использует в игре чаще других. Однако выбору этого способа обязательно должен предшествовать процесс овладения традиционной техникой всего арсенала бросков – основой гандбольной «школы» движений. Чем беднее техническая оснащенность нападающего, тем легче защите нейтрализовать его атакующие действия.

При овладении навыками игры на уроках по гандболу в школе целесообразно придерживаться следующей последовательности изучения бросков:

- обучение способам опорных бросков: с места, с вышагивания и с разбега;

- обучение основным способам броска в прыжке;

- обучение простейшим способам броска в падении;

- обучение вариантам способов опорных бросков, бросков в прыжке и в падении: с наклоном туловища, с поворотом, из положения боком и спиной к воротам и т.д.

Обучение опорным броскам 

Теоретические предпосылки

Опорные броски предназначены для завершения атакующих действий с задней линии нападения и из статических положений (свободный, штрафной). Опорные броски из положения лицом к воротам преимущественно выполняются согнутой рукой сверху или сбоку, а разгон мяча совершают хлестом. Они могут исполняться с места, с вышагивания или с разбега. Разбег осуществляется с места (при владении мячом) или после предшествующего перемещения и ловли мяча в движении от партнера либо по окончании ведения. Причем последний шаг разбега может быть обычным и стопорящим. В первом случае гандболисты применяют трехшажный разбег обычными шагами. Во втором чаще всего отдают предпочтение разбегу со скрестным шагом. Реже при подготовке опорного броска применяются другие разновидности разбега: с подскоком или с приставным шагом. Непосредственно бросковое движение производится с опорой на одну или на две ноги.

В исходном положении гандболист занимает стойку игрока, владеющего мячом, перемещается с ведением или находится в движении без мяча.

Подготовительная фаза при бросках с места и с вышагиванием состоит в быстром отведении мяча на замах, повороте и наклоне туловища назад с одновременным переносом веса тела на сзадистоящую ногу и почти полным выпрямлением рабочей (бросающей) руки. Игрок приходит в "положение натянутого лука" в готовности без промедления начать метательное движение в сторону ворот соперника.

Подготовительную фазу при бросках с разбега нападающий, владеющий мячом, начинает первым шагом избранного способа разбега с места. А игрок без мяча – удлиненным шагом в сочетании с выпрямлением рук для ловли мяча, посланного партнером либо отскочившего от площадки после последнего толчка (удара) при ведении. Никаких подготовительных для броска движений при этом не производится.

Разбег обычными шагами, со скрестным и с приставным шагом начинается с шага разноименной с бросковой рукой ногой. А разбег с подскоком – с шага одноименной ноги.

Второй шаг разбега или его завершение сопровождается замахом. В зависимости от варианта разбега игрок совершает обычный беговой шаг с постановкой одноименной ноги прямо по направлению движения, скрестный шаг-скачок с постановкой стопы разворотом носка наружу, приставной шаг сзадистоящей ногой (вынесенную вперед сзадистоящую ногу резко приставляют к впередистоящей) или "стелющийся" подскок вперед-вверх на одноименной ноге. Рабочая рука при разбеге обычными шагами и разбеге со скрестным шагом выполняет синхронное движение с мячом в противоположном шагу направлении. При разбеге с приставным шагом отведение мяча начинается в момент приставления ноги, то есть по окончании второго шага. Подготовительные для броска движения рабочей рукой отсутствуют и в безопорном положении при разбеге с подскоком. Мяч в этом случае удерживается двумя или одной рукой перед собой у туловища до приземления игрока на толчковую ногу и начала третьего шага разноименной с бросающей рукой ногой.

С третьим шагом разбега игрок завершает подготовку к опорному броску. Последний шаг разбега обычными шагами не отличается от предыдущих: нога упруго ставится на всю стопу прямо по направлению движения и одновременно вносятся коррективы в положение звеньев рабочей руки и туловища. При всех других способах разбега применяется стопорящий шаг. Он выполняется быстрым выставлением вперед почти выпрямленной разноименной ноги, повернутой носком внутрь, и сопровождается практически полным разгибанием на замахе бросковой руки, поворотом и наклоном туловища назад и переносом веса тела на согнутую сзадистоящую ногу. При разбеге с приставным шагом поворот туловища практически отсутствует, что в сочетании со спецификой предшествующих движений облегчает дальнейшее управление полетом мяча.

Таким образом, благодаря рациональному сочетанному движению верхних и нижних конечностей при разбеге всей многозвенной системе "нападающий-мяч" сообщается дополнительное ускорение, и тем самым создаются благоприятные условия для последующего мощного метания гандбольного снаряда.

В основной фазе гандболист резко и последовательно тормозит движение звеньев тела (ног, таза, туловища, локтя и т.д.) снизу вверх. По законам биомеханики это приводит к увеличению скорости вышележащих звеньев вплоть до кисти, пальцев и, наконец, мяча. Каждое последующее звено начинает движение, когда скорость предыдущего достигает максимума. При бросках из двухопорного положения по ходу разгона мяча тяжесть тела переносится на впередистоящую ногу. Выпрямление опорной ноги происходит, когда туловище и бросающая рука приближаются к вертикали. Далее одновременно с вышагиванием сзадистоящей ногой следует наклон туловища вперед – игрок "наваливается" на мяч, активно проводит руку вперед-вниз и завершает разгон мяча захлестывающим движением кисти.

В завершающей фазе гандболист быстро восстанавливает устойчивое положение и приходит в положение готовности к дальнейшим игровым действиям.

Для преодоления сопротивления защитника опорные броски согнутой сверху или сбоку хлестом производятся с наклоном туловища (вправо или влево). Наклон совершается в основной фазе броска и ему обычно предшествует шаг-выпад ближней ногой в сторону наклона с одновременным замахом бросающей руки.

При опорных бросках с места из положения боком или спиной, которые тоже могут выполняться с опорой на одну или на две ноги, нападающий разгоняет мяч прямой рукой по большому кругу: спереди – в сторону – назад. Для этого мяч предварительно захватывается кистью рабочей руки и поворачивается от себя за счет пронирования предплечья. Другая рука в момент замаха (выноса рабочей руки вперед) может поддерживать мяч снизу, а с началом его разгона опускается вниз. Одновременно с разгоном мяча гандболист резко поворачивается на носке опорной ноги в сторону совершаемого броскового движения. Мяч выпускается резким хлестом кисти в направлении ворот.

Технику разновидностей опорных бросков используют для выполнения штрафного броска. Способы выполнения те же, изменяются только детали их воспроизведения: и. п. и специфика движений ног. Существует два основных варианта штрафных бросков с использованием техники опорных бросков. Первый из них практически ничем не отличается от опорного броска с места из двухопорного положения. Разноименная нога выставляется вперед носком к 7-ми метровой отметке, а другой при замахе совершают шаг назад. Далее следует сам опорный бросок в описанной выше последовательности. Для второго варианта характерно выполнение маха одноименной согнутой ногой вперед в момент замаха рабочей рукой с последующим отмахом ноги назад при разгоне мяча. Все движения игрок совершает с опорой на одну ногу.

В целом эффективность всех разновидностей опорных бросков зависит от соблюдения нескольких условий при метании мяча:

- очередность разгона звеньев тела следует начинать с самого массивного, т.е. проксимального;

- разгон последующего звена необходимо начинать в момент достижения максимальной скорости предыдущим;

- мышцы последующего звена должны включаться, когда сила мышц предыдущего равна нулю.

Обучение опорным броскам на школьных уроках по гандболу следует начинать со способа согнутой рукой сверху хлестом с места. Но прежде нужно освоить технику одноименной передачи мяча, выполняемой на различные дистанции.

Средства обучения опорным броскам:

1) объяснение и показ;

2) имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности;

3) воспроизведение движения рабочей руки в основной фазе с преодолением натяжения амортизатора или уступающего сопротивления партнера: партнер, стоя сзади сбоку от обучаемого, удерживает его за лучезапястный сустав;

4) подготовительные упражнения с метанием подручных средств: метание набивного мяча двумя руками из-за головы, метание теннисных и резиновых мячей одной рукой сверху и сбоку, метание плоских камешков по водной глади ("лягушки"), метание гимнастических палок сбоку, игра в городки, игра в снежки и т.п.;

5) "метание" подвешенного на амортизаторе мяча изучаемым способом;

6) передачи партнеру изучаемым способом на дальность (15–40 м);

7) воспроизведение разновидностей метания мяча с места в цель в эстафетах и подвижных играх типа "Перестрелка", "Охотники и утки", "Попади в цель", "Защита крепости" и т.п.;

8) выполнение изучаемой разновидности опорного броска с места по воротам без задания;

9) то же, что в упр. 8, но с различных положений и позиций по отношению к воротам: лицом, боком, спиной; штрафные и дистанционные броски;

10) то же, что в упр. 9, но с заданием на точность: попасть в указанную часть ворот;

11) то же, что в упр. 10, но с попаданием в различные "окна", установленные на 6-ти метровой линии: броски по разным траекториям;

12) поражение ворот опорным броском с места в обвод тренировочных стоек или макетов защитников: броски с наклоном;

13) выполнение изучаемого способа разбега с места в сочетании с имитацией броскового движения;

14) то же, что в упр. 13, но с уточнением длины шагов разбега (по разметке или "следам") и его скорости (по звуковым сигналам, соответствующим ритму разбега);

15) целостное выполнение изучаемой разновидности опорного броска после разбега с места;

16) то же, что в упр. 15, но в вариативных условиях: с различных позиций и дистанций по отношению к воротам; без заданий; с заданием на точность и т.п.;

17) то же, что в упр. 15, но варьируя действия в подготовительной фазе броска: броски с разбега после ловли мяча от партнера, броски с разбега после ведения (одноударного и многоударного); броски с различными способами разбега;

18) выполнение разновидностей опорных бросков с места и с разбега в ворота, защищаемые вратарем;

19) то же, что в упр. 18, но в личном или в командном соревновании на точность (штрафные или свободные броски с места, дистанционные броски с разбега под разным углом и с различных дистанций от ворот, защищаемых одним и тем же вратарем или вратарем команды соперников):

а) по количеству забитых мячей в серии бросков с одной или нескольких точек;

б) по максимальному количеству бросков без промаха;

в) по быстроте достижения заданного количества забитых голов (например, "Игра в очко" – до 21);

20) вариативное выполнение опорных бросков в ворота, защищаемые вратарем с преодолением пассивного, а затем активного блокирования защитника;

21) сочетание разновидностей опорных бросков с места, с вышагивания и с разбега и других игровых приемов нападения: ловли и передачи мяча, ведения, финтов (по мере освоения техники игры) в игровых упражнениях с различными заданиями;

22) то же, что в упр. 21, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- при обучении использовать поточный метод организации занимающихся, групповой или метод круговой тренировки с серийным выполнением однотипных или разнонаправленных заданий;

- все задания выполнять сериями по 4–6 повторений в каждой;

- показ способов броска осуществлять стоя лицом, боком и, при необходимости, спиной к занимающимся;

- в качестве подготовительных упражнений широко использовать метания различных подручных предметов: набивных, резиновых и теннисных мячей, палок (40–70 см), городошных бит, плоских камешков и т. п.;

- для изучения последовательности включения звеньев тела при разгоне мяча (приобретения навыка метания) применять задания на преодоление уступающего сопротивления защитника (педагога) или упругости разных амортизаторов: резины, жгута, подвешенного на шнуре мяча и т.п.;

- в подводящих упражнениях как ориентиры для траектории полета мяча и цели для попадания использовать натянутые шнуры или амортизаторы, гимнастические обручи уменьшенных диаметров, переносные стойки, макеты защитника и вратаря; мишени, установленные в воротах и т.п.;

- выполнение изучаемого способа опорного броска в целом по воротам с места начинать с 7-ми метровой отметки (со штрафного); постепенно увеличивать дистанцию до 9–10 метров;

- при освоении разновидностей разбега первенство отдавать разбегу со скрестным шагом; длину шагов и их ритм задавать при помощи разметки "следов" на площадке и звуковых сигналов;

- броскам с разбега обучать сначала с места, далее после получения мяча от партнера и, наконец, после ведения;

- дистанцию, направление и способ разбега, угол броска варьировать по мере освоения основной структуры техники бросковых движений с позиции прямо перед воротами;

- после освоения основ техники изучаемого способа опорного броска переходить к броскам по воротам, защищаемым вратарем; далее к выполнению приема с преодолением пассивного и постепенно возрастающего до активного сопротивления защитника;

- на этапе совершенствования использовать задания на переключение: после выпуска мяча выполнить указанное двигательное действие и перемещение на новую позицию для очередного броска;

- в соревнованиях на результативность варьировать условия их проведения и состав участников; начинать с личных состязаний (ворота защищает один и тот же вратарь), в командных состязаниях число игроков постепенно увеличивать от 2 до 7 (ворота защищает нейтральный вратарь или вратарь команды соперников) и т.п.;

- при выполнении разновидностей опорных бросков:

а) трехшажный разбег совершать свободно без замедления шагов и закрепощения звеньев тела в сочетании с согласованными движениями руками; в зависимости от способа разбега ноги ставить упруго на всю стопу или с использованием последнего стопорящего шага с постановкой стопы разворотом носком внутрь;

б) контролировать длину шагов разбега и их скорость; сохранять рациональную структуру специфических движений ногами: выполнять "стелющийся" скрестный шаг или подскок, приставной шаг совершать после предварительного вынесения ноги вперед за опорную;

в) своевременно совершать замах: при разбеге обычными шагами и разбеге со скрестным шагом – на втором шаге, при разбеге с приставным шагом и с подскоком – с началом третьего шага;

г) рабочую руку с мячом при замахе почти полностью выпрямлять назад-вверх или назад в сторону; одновременно с замахом обгонять туловище ногами;

д) принимать устойчивое и рациональное положение в момент завершения разбега – приходить в позицию "натянутого лука": максимально растягивать мышечные группы, готовящиеся к метанию мяча;

е) при броске с наклоном выполнять его в сочетании с шагом-выпадом в одноименную сторону;

ж) разгон мяча производить с опорой на одну (при разбеге обычными шагами) и с опорой на две ноги (при всех остальных способах разбега);

з) бросковое движение начинать с поворота туловища, плечом обгонять предплечье, последней включать в работу кисть, заканчивать метание хлестом кисти в сторону ворот; тяжесть тела переносить с сзадистоящей ноги на согнутую впередистоящую;

и) метательное движение рабочей рукой производить в вертикальной плоскости при бросках сверху или в горизонтальной при бросках сбоку;

к) для придания мячу максимального ускорения использовать вышагивание сзадистоящей ногой и активный наклон туловища вперед ("наваливаться на мяч"), разгон каждого последующего звена рычага метания начинать, когда скорость предыдущего достигает максимума;

л) задавать мячу нужное направление вращения за счет поворота кисти в момент выпуска мяча;

м) после выпуска мяча тяжесть тела перенести на завершившую вышагивание одноименную ногу, сопровождать полет мяча наклоном вперед и движением вперед-вниз полностью выпрямленной рабочей руки и согнутой кисти;

н) максимально быстро приходить в устойчивое двухопорное положение и быть готовым к дальнейшему маневрированию по площадке или овладению мячом после его отскока;

о) при воспроизведении опорных бросков из положения боком и спиной к воротам разгонять мяч прямой рукой, удерживая его развернутой в сторону от себя кистью, согласованно совершать поворот на носке одноименной ноги до положения лицом к воротам.

Основные ошибки при выполнении опорных бросков:

- в исходном положении:

1) неустойчивое положение игрока – постановка стоп на одной линии или стойка на прямых ногах;

2) одноименная стойка при бросках с места;

3) мяч удерживается ладонями или сомкнутыми пальцами, закрепощенными кистями или далеко от туловища;

- в подготовительной фазе:

1) нерациональные движения при бросках с места: медленное, «вялое» поднимание мяча в исходное положение для метания; отсутствие при замахе отшагивания сзадистоящей ногой, переноса на нее тяжести тела и поворота туловища; согнутая на замахе бросковая рука и опущенный вниз локоть (ниже плечевого пояса);

2) неэффективный разбег:

а) нарушение последовательности шагов разбега – первый шаг одноименной ногой при разбеге обычными шагами, со скрестным или с приставным шагом либо разноименной ногой при разбеге с подскоком;

б) искажение длины или ритма шагов разбега: медленные длинные шаги разбега без смены ритма;

в) искажение специфики разновидности разбега либо нарушение рациональной структуры движений ногами: отсутствие скрестного или приставного шага, высокий подскок, короткий стопорящий шаг и т.п.

г) рассогласование работы рук и ног при разбеге: преждевременный или запоздалый замах (например, при разбеге со скрестным шагом мяч отводится назад-вверх после завершения второго шага, или при разбеге с подскоком игрок совершает замах в безопорном положении);

3) малопродуктивные движения при замахе:

а) согнутая при замахе рука: острые углы сгибания руки в локтевом и в плечевом суставах (локоть опущен ниже плечевого пояса);

б) отсутствие обгона туловища ногами;

г) нет поворота туловища в сторону бросающей руки и переноса веса тела на сзадистоящую ногу;

д) отсутствие или очень непродолжительное по времени двухопорное положение;

- в основной фазе:

1) нарушение последовательности включения звеньев тела при метании: начало разгона мяча рукой, а не туловищем; кисть опережает локоть (толчок мяча, а не метание);

2) разгон мяча согнутой, а не прямой рукой: короткий метательный рычаг;

3) отсутствие наклона туловища вперед при разгоне мяча или одновременного вышагивания сзадистоящей ногой: игрок не "наваливается на мяч";

4) незаконченность метательного движения: преждевременный выпуск мяча до прохода рукой вертикали без полного ее выпрямления вперед-вниз;

5) слабый хлест кистью в момент выпуска мяча или его отсутствие;

6) отклонение туловища или головы в сторону при бросках без сопротивления;

- в завершающей фазе:

1) нет сопровождения мяча рабочей рукой: игрок тормозит естественное ее движение вперед-вниз (в направлении носка разноименной ноги);

2) закрепощение верхнего плечевого пояса после выпуска мяча;

3) потеря равновесия после завершения броска – игрок не готов к быстрым дальнейшим действиям (выключен из игры).

 

 


Обучение броскам в прыжке 

Теоретические предпосылки

Бросок в прыжке – эффективный прием завершения атаки как с дальних

позиций (с 9–10 м), когда нападающий благодаря мощному отталкиванию и прыжку вверх преодолевает блокирующие действия защитника, так с близкого расстояния от ворот, когда, отталкиваясь перед 6-ти метровой линией вперед или вперед в сторону, игрок сокращает расстояние до ворот и увеличивает угол их обстрела. Как и все броски в гандболе, бросок в прыжке выполняется сильнейшей рукой. Броскам с дальних позиций, как правило, предшествует разбег. С ближних позиций чаще всего атакуют после отталкивания с места или после быстрого вышагивания толчковой.

В исходном положении нападающий находится в стойке игрока, владеющего мячом, совершает перемещение без мяча или с ведением мяча.

Подготовительная фаза начинается разбегом с места или с момента овладения мячом после передачи партнера либо завершения ведения. Используются те же виды трехшажного разбега, что и при опорных бросках: обычными шагами, со скрестным шагом, с приставным шагом, с подскоком. Возможно также применение укороченного двухшажного или одношажного разбега. Основная цель разбега – быстрый уход от защитника и подготовка условий для максимально продолжительного прыжка.

Высота или длина прыжка обеспечивается мощным отталкиванием толчковой ногой и одновременным махом вверх в сторону другой. В момент взлета игрок совершает замах: поднимает мяч почти прямой рукой вверх и несколько в сторону с синхронным поворотом туловища в направлении замаха и прогибом его назад, свободная рука согнутой или прямой выносится вперед.

Направление отталкивания и прыжка может варьироваться. Его мотивацией служит расположение соперников, позиция самого нападающего относительно ворот и расстояние до них. При атаке прямо перед воротами прыжок совершают вертикально вверх (с дальних позиций) или вверх-вперед (с линии площади вратаря). Для броска в прыжке с крайних ближних позиций отталкиваются вперед в сторону, открывая для поражения как можно большую площадь створа ворот. С этой же целью используют наклон туловища вправо (при атаке правой рукой с левого края) или влево (при атаке правой с правого края). В первом случае рабочую руку отводят на замах в сторону, во втором замах производится вверх за голову. Бросок сильнейшей левой рукой предполагает зеркальное изменение движений всех звеньев тела на обратное.

Как толчковую гандболист преимущественно использует разноименную с бросковой рукой ногу. Если же произведен толчок с одноименной ноги, нападающий сгибает ее в безопорном положении и выносит вперед. Здесь в полете до завершения подготовительной фазы обе ноги сохраняют согнутое положение: разноименная нога направлена коленом вперед, а бедро одноименной отведено в сторону.

Основная фаза – это само бросковое движение. Оно может начинаться в высшей точке прыжка или на нисходящей ветви его траектории. Разгон мяча производится любым способом, соответствующим условиям выполнения броска в прыжке: хлестом или толчком. Ему предшествует резкое выпрямление вниз-назад маховой ноги (отмах) и уравновешивающее это движение вынесение вперед выпрямленной толчковой ноги. После отталкивания одноименной ногой отмах назад производят толчковой, а маховую (разноименную) ногу выпрямляют вперед. Тем самым благодаря совершаемым в противоположных направлениях движениям обеих ног создаются встречные силы, уравновешивающие друг друга и удерживающие тело гандболиста в удобном для атаки и стабильном положении.

Для эффективности броска важно, чтобы основной разгон мяча приходился на период завершения движения ногами, а рабочее движение бросковой руки вперед сопровождалось активным обратным поворотом туловища и синхронным отведением свободной руки вниз назад.

Завершают разгон мяча кистью, придавая ему нужное вращение. Особенно значимо оно при бросках в прыжке с крайних позиций. Здесь применяют обводящие вратаря броски с вращением мяча в направлении дальнего угла ворот.

В завершающей фазе после выпуска мяча и его сопровождения рабочей рукой происходит приземление игрока на согнутую толчковую или обе ноги и восстановление равновесия и атакующей позиции для участия в следующей игровой ситуации.

В современном гандболе с успехом применяют еще одну разновидность броска в прыжке. Это так называемый бросок-"парашют", когда мяч набрасывается партнером над площадью вратаря, а атакующий игрок после отталкивания из-за 6-ти метровой линии ловит его в полете и совершает бросковое движение до приземления на площадку. При этом важно не только вовремя соединится с мячом, но иметь запас высоты, чтобы успеть выполнить замах, необходимые для сохранения равновесия движения ногами (мах-отмах) и разгон мяча избранным способом.

Обучение броскам в прыжке на уроках по гандболу в школе следует начинать в средних классах. Основанием служит достаточный уровень развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей учащихся. Вначале осваивают технику базового варианта броска с отталкиванием разноименной ногой и вертикальным взлетом после прямого разбега. Обучение проводят расчлененным методом (по разделениям) с уточнением деталей техники в каждой фазе броска. Для увеличения высоты отталкивания применяют гимнастические мостики и другие пружинящие поверхности. Более сложные варианты броска в прыжке, включая бросок-"парашют", изучают на этапе спортивного совершенствования в гандбольных секциях и спортивных школах. Их освоение требует достаточного уровня развития скоростно-силовых качеств.

Средства обучения броскам в прыжке:

1) объяснение, показ;

2) имитация подготовительной фазы без мяча: из основной стойки нападающего – шаг разноименной ногой с последующим отталкиванием и запрыгиванием на гимнастическую скамейку в положение замаха (с приземлением на толчковую ногу);

3) имитация основной и заключительной фазы без мяча: из положения замаха, стоя на гимнастической скамейке – отталкивание от скамейки с имитацией броска в высшей точке прыжка – приземление на толчковую или на обе ноги;

4) то же, что в упр. 2 и 3, но в сочетании;

5) имитация броска в прыжке с отталкиванием от подкидного мостика после одношажного разбега с места;

6) то же, что в упр. 5, но после трехшажного разбега избранным способом;

7) многократная повторная имитация броска в прыжке без мяча после трехшажного разбега с места с продвижением вдоль площадки;

8) выполнение броска в прыжке в целом по не защищенным воротам после прямого разбега и отталкивания от гимнастического мостика; приземление на гимнастические маты;

9) то же, что в упр. 8, но с разных позиций по отношению к воротам и с разных дистанций;

10) то же, что в упр. 8 и 9, но с отталкиванием от пола;

11) броски по пустым воротам с дальних дистанций через препятствия различной высоты: натянутую веревку, шнуры, волейбольную сетку, переносные стенки, макеты защитников и т.п.;

12) броски с различных дистанций и позиций по воротам, защищаемым вратарем;

13) выполнение изучаемого варианта броска в прыжке с разбега, преодолевая пассивное, а затем активное сопротивление защитника;

14) то же, что в упр. 10–13, но после передачи партнера и после ведения;

15) повторное выполнение броска в прыжке с варьированием способов трехшажного разбега: обычными шагами, с подскоком, со скрестным или с приставным шагом; 

16) выполнение разновидностей броска в прыжке с близких дистанций: с отталкиванием одноименной ногой, с наклоном туловища после отталкивания с крайних позиций, с вращением мяча при атаке с краев;

17) вариативное выполнение разновидностей бросков в прыжке в личном или командном соревновании на результат;

18) воспроизведение разновидностей броска в прыжке в сочетании с другими приемами нападения, включая финты, в игровых упражнениях (по мере освоения техники игры);

19) то же, что в упр. 18, но в условиях игрового противоборства в ходе двусторонних учебных игр с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- к изучению бросков в прыжке приступать при должном уровне развития физических кондиций;

- обучение проводить расчлененным методом с имитацией движений пофазно; добиваться рационального взаимного расположения звеньев тела в "граничных позах" и точного воспроизведения движений в каждой фазе броска;

 - для увеличения высоты выпрыгивания занимающимися использовать отталкивание от гимнастической скамейки, подкидного мостика или других пружинящих поверхностей;

- во избежание травм на начальном этапе обучения использовать приземление на гимнастические мостики или маты;

- высоту выпрыгивания задавать ориентирами: натянутыми на необходимой высоте шнурами или амортизаторами, передвижными манекенами защитников и т.п.;

- технику броска в прыжке в подводящих и основных упражнениях осваивать вначале после одношажного разбега с места;

- при бросках с разбега отдавать предпочтение двум способам: обычными шагами и с подскоком; разновидности трехшажного разбега изучать с помощью разметки на полу;

- после усвоения броска в прыжке с разбега с места переходить к формированию навыка данного приема после передачи мяча партнером и после ведения; варьировать траекторию (прямую, навесную, с отскоком от пола) и направление передач (навстречу, сбоку, сзади-сбоку), разновидности ведения мяча;

- после освоения основной структуры приема варьировать исходные позиции, скорость и направление движения на ворота, способы разбега и направление отталкивания, дальность бросков и т.д.;

- после освоения "школы" техники броска в прыжке вводить в упражнения противодействие вратаря и защитников с различной степенью сопротивления: от пассивного обозначения стоек и ограниченной активности до активного противодействия на уровне игрового;

- в соревнованиях на результативность учитывать качество выполнения разновидностей приема, варьировать условия состязаний: победителя определять по числу забитых мячей после выполнения серии бросков, по наибольшему количеству заброшенных подряд мячей или по разнице забитых и пропущенных мячей в командных соревнованиях;

- при выполнении приема:

а) использовать разбег с оптимальной длиной шагов и скоростью перемещения; выходить на удобную для атаки позицию;

б) стопу толчковой ноги ставить прямо по направлению отталкивания; толчок вверх выполнять разноименной ногой перекатом с пятки на всю стопу с энергичным взмахом одноименной с бросающей рукой ноги, согнутой в колене до 90°; бедро отводить в сторону замаха, полностью выпрямлять толчковую ногу;

в) при отталкивании одноименной ногой в полете совершать ее сгибание и вынос бедра вперед в сторону замаха с последующим отмахом; синхронно с отмахом разгибать вперед разноименную ногу – уравновешивать усилия, создаваемые движением нижних конечностей (сохранять равновесие);

г) при дальних бросках толкаться вертикально вверх, с близких дистанций направление прыжка варьировать в зависимости от позиции по отношению к воротам: вперед-вверх прямо перед воротами, вперед в сторону от ворот с крайних позиций;

д) вынос мяча на замах начинать одновременно с отталкиванием; взмахом бросковой руки помогать взлету; завершать замах в момент достижения игроком "мертвой" точки прыжка; положение мяча варьировать в зависимости от варианта броска: выше головы и чуть сбоку при прямом броске, на уровне головы с отведением руки в сторону при броске правой с левого края, вверху за головой при броске правой с правого края;

е) изменять положение туловища в безопорной фазе адекватно выполняемой разновидности броска: прогибаться назад для увеличения мощности метания при прямых бросках сверху, совершать наклон в сторону для увеличения угла обстрела при бросках с крайних позиций;

ж) своевременно и синхронно совершать "разножку" – отмах маховой ноги вниз и вынос толчковой вперед;

з) разгон мяча избранным способом начинать в момент завершения движений ногами; при метаниях активно использовать поворот туловища; завершать разгон мяча кистью, придавая ему необходимое вращение; выпускать мяч до приземления;

и) сопровождать мяч выпрямленной и расслабленной рабочей рукой; приземляться на толчковую или обе ноги, упруго амортизируя;

к) после приземления в игровой зоне мгновенно восстанавливать устойчивое положение, быть готовым к подбору отраженного вратарем или защитниками мяча и к его последующему добиванию, а после приземления в площадь вратаря быстро возвращаться в игру.

Основные ошибки при выполнении бросков в прыжке:

1) снижение скорости перемещения или нарушение ритма разбега; остановка перед ловлей мяча от партнера; утрированный подбор разбега (неестественное растягивание шагов) для ловли мяча под нужную ногу после ведения;

2) рассогласование работы нижних и верхних конечностей: начало разбега не с той ноги (например, при разбеге обычными шагами первый шаг выполняется одноименной ногой или разбег с подскоком начинается с шага разноименной ноги);

3) неэффективное отталкивание: постановка толчковой ноги с поворотом стопы в сторону от направления прыжка; слабый ("вялый") толчок с прямой ноги, неполный мах (бедро не доходит до горизонтального положения – "висит"), отталкивание раньше полного маха; нет синхронного с толчком взмаха рабочей руки – низкий прыжок;

4) неправильный мах: опасное движение коленом маховой ноги вперед, отсутствие отведения бедра в сторону замаха при бросках с дальних позиций или чрезмерное отведение бедра, нарушающее равновесие игрока в воздухе и создающее дополнительные трудности при разгоне мяча;

5) нерациональное направление отталкивания: толчок вперед (на защитника) при дальних бросках, толчок вверх без продвижения к воротам при

ближних бросках, толчок вперед, а не вперед в сторону от ворот при бросках с крайних позиций;

6) запоздалый или нерациональный замах: начало замаха после отталкивания; сильно согнутое положение бросковой руки в момент завершения замаха (локоть опущен, мяч находится ниже плечевого пояса); несоответствие положения мяча и звеньев бросковой руки планируемому способу разгона мяча (например, мяч заведен за голову при прямом броске сверху и т.п.);

7) неадекватное планируемому варианту броска положение туловища после завершения замаха: отсутствие прогиба туловища назад при прямом броске сверху, отсутствие наклона туловища в сторону от ворот при бросках с крайних позиций;

8) нарушение синхронности движений ногами в противоположном направлении в "мертвой" точке прыжка или отсутствие "разножки": нет отмаха вниз-назад маховой ногой или отмах совершается напряженной конечностью, нет встречного движения толчковой ногой вперед или оно выполняется с опозданием – нарушение устойчивости тела игрока в безопорной фазе броска;

9) погрешности при разгоне мяча: несвоевременность разгона – разгон мяча раньше отмаха; нарушение последовательности включения звеньев тела, участвующих в разгоне мяча – при броске хлестом метание мяча начинает рука, а не туловище (происходит "скручивание" туловища в сторону бросающей руки, ведущее к потере равновесия);

10) несвоевременный или неэффективный выпуск мяча: выпуск мяча согнутой рукой или без завершающего и направляющего движения кистью – слабый или неточный бросок;

11) потеря равновесия при приземлении: приход на маховую или на прямые ноги – невозможность быстро включиться в игру.

 

 

Обучение броскам в падении

 

Теоретические предпосылки

Бросок в падении – применяется в современном гандболе для взятия ворот с близких дистанций (с линии площади вратаря) при плотной опеке защитников. Это основное "оружие" в техническом арсенале линейных и крайних нападающих. Бросок в падении может выполняться с места или с разбега из разных исходных положений: стоя лицом, боком или спиной к воротам. С места его применяют чаще всего после проникающей передачи партнера в линию. С разбега преимущественно атакуют с крайних позиций, падение совершают после быстрого обыгрывания защитников на шагах или с использованием одноударного ведения и последующего маневрирования с мячом в руках. В падении атакуют сильнейшей рукой, основной способ разгона мяча – хлестом сверху. Существует три варианта выполнения этого приема в зависимости от специфики приземления: с приземлением на руки, с приземлением на ногу и руки, с приземлением на туловище.

В подготовительной фазе игрок получает мяч от партнера стоя на месте, в движении или совершает одноударное ведение. Прекратив движение, он резко поворачивается (в одну или в другую сторону) лицом к воротам и начинает падение в нужном направлении, мяч при этом удерживается у туловища (укрывается от соперника). Замах с выносом мяча для броска сверху (вверх-назад или вверх за голову) в сочетании с поворотом туловища в сторону бросковой руки и прогибом назад (вправо или влево) осуществляют обязательно после начала падающего движения. Чем позже замах, тем сложнее защитнику и вратарю противостоять броску. Одновременно с замахом производится толчок одной или двумя ногами. Толчок используется для полного выпрямления ног или для прыжка в направлении площади вратаря. При толчке разноименной ногой игрок применяет тот же мах-отмах одноименной ногой, что и в бросках в прыжке, с уравновешивающим его синхронным выносом вперед толчковой ноги. Толчок одноименной ногой используют при броске с падением в сторону бросковой руки нападающего.

В зависимости от специфики отталкивания основная фаза броска в падении протекает в опорном или в безопорном положении. При разгоне мяча предпочтение отдают, как уже отмечалось выше, способу хлестом сверху. Его осуществляют по правилам рационального метания, т.е. соблюдая строго определенную последовательность. Непосредственно бросковое движение (выпуск мяча) игрок завершает кистью до момента приземления в площадь вратаря.

В завершающей фазе игрок мягко приземляется на площадку. Это возможно приходом на две руки: вначале площадки касаются свободной, а затем бросающей рукой, а недостаток амортизации компенсируют скольжением на груди или перекатом через плечо. Либо приземляются на ногу и руки: после толчка опорная нога быстро выносится вперед, и падение производят на внешнюю сторону ее стопы, голени, бедра и на руки; гандболист при этом разворачивается под прямым углом к направлению броска. Наконец, можно применить приземление на туловище (при бросках с падением в сторону): толкаясь одноименной ногой, игрок приземляется на бедро, а затем на бок с перекатом на спину; такое приземление может сопровождаться кувырком через плечо.

При обучении разновидностям броска в падении следует учитывать физический потенциал занимающихся и уровень их технической подготовленности. В юном возрасте в средних классах, целесообразно начинать обучение с варианта прямого броска с места с приземлением на две руки или на ногу и руки. Более сложные разновидности броска и приземления изучают по мере должного усвоения «школы техники» нападения и в случае углубленных занятий гандболом. На начальном этапе для амортизации падения обязательно используют мягкую поверхность (гимнастические маты, поролон, песочную яму, травяной покров и т.п.), занимающихся экипируют мягкими наколенниками и налокотниками, применяют поддерживающую лонжу. Подводящие и основные упражнения выполняют в перчатках и толстых костюмах. В обучении используют расчлененный метод (по частям), начинают с освоения завершающей фазы броска в падении: приземления.

 

Средства обучения броскам в падении:

1) объяснение и показ;

2) имитация завершающей фазы броска – падение из положения на согнутых ногах на мягкую поверхность:

а) на руки в сочетании с последующим скольжением на груди или перекатом через плечо;

б) на руки и внешнюю поверхность толчковой ноги;

в) на бедро одноименной ноги с последующим приходом на бок и перекатом на спину или кувырком;

3) имитация основной и завершающей фазы броска с падением на мягкую поверхность:

а) из и.п. стоя на коленях, – бросок с падением на руки вперед;

б) из и.п. стоя на колене разноименной ноги – одноименная в сторону, – бросок с приземлением на руки;

4) имитация изучаемой разновидности приема в целом из положения лицом к воротам с поддержкой педагога или партнера и с приземлением на мягкую поверхность: уступающая поддержка осуществляется сзади двумя руками за туловище;

5) то же, что в упр. 4, но без поддержки педагога или партнера;

6) то же, что в упр. 5, но с заданием дотянуться до расположенного впереди зрительного ориентира (подвешенный мяч, рука педагога и т. п.);

7) выполнение прямого броска в падении с места (из одноопорного и двухопорного положения) с приземлением на мягкую поверхность;

8) то же, что в упр. 6, но с "подныриванием" под натянутую на уровне плеч преграду (веревку, амортизационный шнур и т.п.);

9) то же, что в упр. 7 и 8, но под острым углом к воротам (15°–45°);

10) броски в падении с места из различных положений: лицом, боком, спиной к воротам с приземлением на мягкую поверхность;

11) выполнение приема в целом с места в вариативных условиях (с приземлением на мягкую поверхность): чередование позиций (по периметру площади вратаря), исходных положений (лицом, боком, спиной к воротам), разновидностей приземлений (на руки, на ногу и руки, на бедро) и т.п.;

12) имитация изучаемой разновидности броска в падении с разбега с приземлением на мягкую поверхность;

13) вариативное выполнение бросков в падении на мягкую поверхность с разбега;

14) то же, что в упр. 2–13, но с приземлением на жесткую поверхность;

15) броски в падении с места и с разбега после передачи партнера и после одноударного ведения мяча;

16) личные и командные соревнования в бросках в падении на результативность: чередование бросков с изменением условий их выполнения в ворота, защищаемые одним или разными вратарями;

17) выполнение разновидностей бросков в падении в целом в условиях пассивного сопротивления защитника;

18) то же, что в упр. 17, но с активным противодействием защитника и вратаря;

19) то же, что в упр. 17 и 18, но в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники нападения);

20) то же, что в упр. 19, но в игровых заданиях;

21) воспроизведение разновидностей броска в падении в условиях игрового противоборства в двусторонних учебных играх с установкой педагога.

 

Организационно-методические указания:

- все разновидности броска в падении изучать по разделениям, начиная с завершающей фазы – приземления;

- в целях предотвращения травм на начальном этапе обучения для приземления применять мягкие поверхности (гимнастические маты, яма с песком и т.п.), желательно экипировать начинающих гандболистов наколенниками и налокотниками, перчатками и т.п.;

- для формирования рациональной структуры движений использовать зрительные ориентиры:

а) чтобы игрок полностью выпрямлял толчковую ногу, ориентиром, до которого нужно дотянуться, может служить подвешенный предмет или рука педагога;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...