Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обучение стойкам нападающего




 

Теоретические предпосылки

Стойка гандболиста в нападении – это наиболее рациональное исходное расположение звеньев тела игрока, обеспечивающее возможность быстрого и эффективного начала атакующих действий.

Соблюдение правильной стойки позволяет нападающему постоянно сохранять равновесие и быстро маневрировать без мяча и с мячом. В технике нападения выделяют: основную стойку и стойку линейного. Соответственно позу нападающего, держащего мяч, принято называть стойкой игрока, владеющего мячом.

В основнойстойке гандболист находится на расставленных на ширину плеч и слегка согнутых ногах, при незначительно выставленной вперед правой или левой. Впередистоящая стопа направлена носком вперед, сзадистоящая развернута в сторону; вес тела равномерно распределен на обе стопы; туловище прямое, чуть наклонено вперед; плечи расслаблены; голова поднята – игрок занимает устойчивое положение, прочно удерживая равновесие; руки полусогнуты, кисти находятся на уровне груди в готовности овладеть мячом.

В стойке линейного нападающий располагается у линии площади вратаря, где постоянно испытывает жесткое давление со стороны защитников. Чтобы сохранить занятую позицию и быть готовым к молниеносной атаке ворот при получении мяча, гандболисту приходится вносить некоторые коррективы в основную стойку: стопы располагаются параллельно и ноги значительно согнуты, спина округлена, руки почти полностью вытянуты в сторону ожидаемой передачи мяча. Игрок находится в состоянии "сжатой пружины", в готовности надежно овладеть мячом и мгновенно "выстрелить" - совершить бросковое движение по воротам соперника в падении или прыжке.

Стойка игрока, владеющего мячом, характеризуется тем же расположением звеньев тела, но нападающий удерживает мяч. При держании мяча двумя руками предплечья выдвинуты слегка вперед-вверх, кисти располагают на одном уровне, пальцы разведены, образуя полусферу, облегающую мяч; основания ладоней направлены назад и обе кисти чуть смещены в ту же сторону. Удерживается мяч подушечками фаланг пальцев, ладони мяча не касаются. Наиболее рациональное положение мяча относительно плечевого пояса: на уровне груди или пояса.

Более перспективным для быстрого начала игрового действия с мячом в современном гандболе является держание мяча одной рукой. Мяч может удерживаться захватом пальцами или без захвата пальцами. В первом случае пальцы рабочей руки широко и свободно расставлены, большой палец отведен в сторону, кисть повторяет округлость мяча; сжимающим движением мяч удерживается фалангами пальцев, ладонь мяча не касается, кисть подвижна в лучезапястном суставе. При держании без захвата пальцами мяч свободно лежит на ладони и только слегка поддавливается конечными фалангами. Естественно держание мяча с захватом пальцами предоставляет нападающему большую степень свободы для подготовки последующих атакующих действий: он может легко поднять мяч вверх на уровень плеча, головы, отвести вперед, назад, в сторону, опустить вниз и даже завести за спину. Если же размах кисти не позволяет захватить мяч пальцами, подготовительные движения осуществляют, балансируя рукой. При этом мяч удерживается на ладони силой инерции. В любом случае в момент овладения мячом игрок обязан максимально быстро переложить его на рабочую руку и поднять в исходное для планируемых действий положение. Чаще всего гандболист поднимает мяч согнутой рукой вверх назад на уровень чуть выше головы. При этом разноименная с рабочей рукой нога выставляется вперед, туловище поворачивается в сторону мяча и отклоняется назад, а вес тела переносится на согнутую сзадистоящую ногу. Нападающий готов к метанию мяча, поэтому его позу образно называют "положением натянутого лука".

При формировании "школы" техники гандбола изучению разновидностей стоек, несмотря на кажущуюся простоту их выполнения, следует уделять самое пристальное внимание. Ведь эффективность любого игрового приема в первую очередь зависит от рационального исходного положения игрока без мяча или с мячом.

 

Средства обучения стойкам нападающего без мяча:

1) объяснение и показ;

2) выполнение изучаемой стойки на месте;

3) выполнение основной стойки и стойки линейного в сочетании с передвижениями и остановками произвольным способом в различных позициях относительно ворот:

а) по заданным ориентирам;

б) по сигналу педагога;

4) то же, что в упр. 3, но после старта из различных и.п.: стоя спиной, боком к направлению движения; сидя, лежа на полу и т.п.;

5) то же, что в 4, но после передвижений от своих ворот к воротам соперника;

6) то же, что в упр. 3–5, но в эстафетах и подвижных играх типа «Догонялки», «Салки», «День и ночь» и т.п.;

7) выполнение разновидностей стойки нападающего в сочетании с другими игровыми приемами: остановками торможением одной или двумя ногами, ловлей и передачами мяча, ведением и т.д. (по мере освоения техники игры);

8) то же, что в упр. 7, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Средства обучения стойке игрока, владеющего мячом:

1) объяснение и показ;

2) и.п. – стойка готовности, мяч лежит перед занимающимся; присесть, наложить кисти (рабочую кисть) на мяч сзади-сверху, прийти в стойку игрока, владеющего мячом;

3) то же, что в упр. 2, но после прихода в стойку игрока, владеющего мячом, выполнить разнообразные движения руками (рабочей рукой): поднять мяч к груди, к голове, над головой; отвести вперед, назад, в сторону; опустить вниз; завести его за голову, за спину и т.п.;

4) "жонглирование" мячом на месте: перекладывание мяча из руки в руку вокруг головы, пояса, одной или двух ног (маятником, по кругу, по восьмерке и т.п.), располагаясь в различных и. п. (в широкой стойке, в выпаде, стоя на одном колене, сидя с поднятыми вверх ногами, лежа на боку и т.д.);

5) "жонглирование" мячом в движении: то же, что в упр. 4, но при передвижении ходьбой, ходьбой в выпадах, бегом спиной вперед, бегом с высоким подниманием бедра, с прямыми ногами и т.п., прыжками на одной или на двух ногах и т.д.;

6) эстафеты с переносом мяча по дистанции двумя и одной рукой и с передачами из рук в руки между партнерами;

7) подвижные игры типа «Пятнашки мячом», «Салки-выручалки», «Гонки мячей по кругу» и т.п., включающие выполнение разновидностей держания мяча и изучаемой стойки вначале или по окончании перемещений, в отдельные игровые фазы, на заранее указанных участках площадки или по сигналу педагога;

8) укрывание мяча от пассивного и активного защитника, стоя на месте;

9) выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с другими игровыми приемами: ловлей и передачами мяча, ведением, бросками и т.д. (по мере освоения техники игры);

10) то же, что в упр. 9, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- выполнение стоек на месте осуществлять в шереножном строю, а затем в

различных позициях по отношению к воротам соперника, соответствующих разным амплуа нападающих.

- после опробования разновидностей стойки нападающего без мяча на месте дальнейшее ее изучение и закрепление проводить в сочетании с передвижениями; использовать преимущественно игровой метод;

- в эстафетах акцентировать внимание занимающихся на расположении основных звеньев тела в и.п., за ошибки игроков наказывать команды штрафными очками или непопулярными упражнениями (например, сгибанием-разгибанием рук в упоре лежа);

- в подвижных играх без мяча вводить дополнительное правило: по сигналу учителя всем играющим «замереть» в стойке готовности; за грубые ошибки провинившихся игроков назначать водящими;

- в подвижных играх с мячами: водящим выдавать отличные от других (заметные) мячи; салить мячом спину убегающего; можно снабдить играющих несколькими мячами-«выручалками» и ввести правило: игрока, владеющего мячом, салить запрещается, при этом передавать мяч можно только из рук в руки; в этих играх также целесообразно использование правила с «замиранием» играющих по сигналу;

- для выработки "чувства мяча" в каждом занятии применять задания в "жонглировании" мячом на месте или в движении;

- при выполнении стоек:

а) стопы располагать на ширине плеч, в основной стойке впередистоящую ногу направлять носком вперед, сзадистоящую разворачивать несколько в сторону; в стойке линейного стопы ставить параллельно на одной линии;

б) сохранять устойчивое положение, прочно удерживать равновесие: стопы не смыкать и широко не расставлять; ноги не выпрямлять; вес тела равномерно распределять на переднюю часть обеих стоп; в стойке линейного сильно сгибать колени («сидеть на ногах»);

в) голову держать прямо, смотреть перед собой;

г) в основной стойке не сутулиться, в стойке линейного округлять спину;

д) плечевой пояс не закрепощать; плечи не поднимать; руки держать полусогнутыми, кисти располагать на уровне груди; в стойке линейного вытягивать руки вперед;

 

- при держании мяча двумя руками:

а)кистями образовывать «воронку»;

б) прижимать мяч подушечками пальцев (надавливать на мяч), ладонями мяча не касаться; пальцы на мяче не сводить;

в) лучезапястные суставы не закрепощать – они должны быть оптимально подвижными; мяч «взять» на себя, т.е. слегка согнуть кисти вверх; большие пальцы не соединять, направлять их в стороны вверх;

г) мяч удерживать у туловища на уровне груди или пояса;

д) локти сильно не разводить и к туловищу не прижимать – они должны занимать естественное положение, т.е. быть слегка отведенными в стороны; при необходимости укрывания мяча от близко расположенного соперника стремиться к максимальному их разведению;

- при держании мяча одной рукой:

а) рабочей кистью образовывать полусферу с широко и свободно расставленными пальцами;

б) удержание мяча захватом пальцами производить за счет его упругого сжимания фалангами кисти; ладонью мяча не касаться;

в) удержание мяча без захвата пальцами производить всей поверхностью раскрытой кисти, включая ладонь; инерционные силы, удерживающие на кисти мяч создавать благодаря балансирующему движению рукой;

г) прочно удерживая мяч, не закрепощать лучезапястный сустав;

д) после овладения мячом быстро поднимать его в и.п. для планируемого последующего действия;

е) высоту поднимания мяча варьировать в зависимости от конкретной игровой ситуации: расположения нападающего и характера противодействия защитника.

Основные ошибки при выполнении стоек нападающего:

1) полностью выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги или слабо согнутые для линейного конечности – быстрое начало передвижения, и удержание равновесия затруднены;

2) неустойчивое расположение стоп: сильно сомкнуты или расставлены, вес тела перенесен на носки – в любой момент возможна потеря равновесия;

3) опущенная вниз голова или взгляд – потеря контроля над ситуацией;

4)  туловище и голова отклонены назад, или отсутствует округление спины в стойке линейного игрока – возможно падение или потеря выгодной позиции при физическом контакте с соперником;

5) излишне закрепощены верхние конечности, опущены или сильно подняты руки, или нет выпрямления рук в сторону мяча в стойке линейного – чрезмерная скованность, мешающая своевременному перемещению или надежному захвату и владению мячом;

6) при держании мяча двумя руками: сомкнуты пальцы, ладони касаются мяча или он удерживается кончиками пальцев, кисти сильно напряжены («деревянные»), локти прижаты к туловищу, мяч слишком высоко поднят или низко опущен – игрок не готов к быстрому и эффективному выполнению игрового действия с мячом;

7) при держании мяча одной рукой захватом пальцами: не расставлены пальцы, мяч касается ладони, мяч сильно зажат кистью либо рука перенапряжена – отсутствует свобода движений в лучезапястном суставе, необходимая для результативности планируемого действия с мячом;

8) при держании мяча без захвата пальцами: сведены пальцы, мяч лежит только на пальцах, а не на всей поверхности кисти; закрепощен лучезапястный сустав; отсутствует рациональная балансировка рукой, создающая инерционные силы, прижимающие мяч к кисти рабочей руки – ненадежный контроль мяча, возможна его потеря, возникают сложности с подготовкой выполнения технических приемов с мячом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...