Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обучение остановкам с ловлей мяча, посланного партнером




 

Теоретические предпосылки

Остановка с ловлей мяча применяется игроком для прекращения движения с одновременным овладением мячом. Она может осуществляться несколькими способами: торможением одной ногой (на шагах) или торможением двумя ногами (прыжком), с ловлей мяча двумя руками или одной. В игре гандболисту чаще всего приходится совершать остановки с ловлей мяча, посланного партнером. При этом мяч может подлетать к нападающему по различной траектории (навесной, прямой, с отскоком от пола) и в разном направлении (навстречу, сбоку, сзади-сбоку).

Остановка торможением одной ногой (на шагах)с ловлей мяча двумя руками на уровне груди – наиболее характерный прием в игре для овладения мячом в движении и прихода в положение, не требующее дополнительных затрат времени для подготовки к дальнейшим действиям с мячом: опорному броску по воротам, передаче, перемещению с мячом. Данное игровое действие может выполняться торможением правой или левой ногой, соответственно с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги. Выбор разновидности приема для воспроизведения зависит от планируемых далее атакующих действий и во многом предопределяется позицией, занимаемой нападающим относительно ворот соперника, и расположением защитников.  Для последующих действий правой рукой целесообразно совершать остановку торможением левой ногой, соответственно для рабочей левой руки более выгодно выполнять остановку торможением правой ногой.

Исходное положение - игрок, передвигаясь обычным или ускоренным бегом, находится в высокой стойке, туловище незначительно подано вперед, руки согнуты в локтевых суставах до прямого угла, голова поднята.

Подготовительная фаза - при приближении мяча гандболист выполняет удлиненный шаг и вытягивает руки навстречу летящему мячу; в зависимости от траектории его полета производится корректировка движения руками (вверх или вниз), положения кистей и туловища (выпрямление или увеличение его наклона вперед).

Основная фаза - одновременно с обхватом мяча пальцами и постановкой ноги на всю стопу начинается амортизационное (уступающее) движение рук, на втором шаге игрок приходит на согнутую ногу с разворотом стопы носком наружу, мяч при этом подносится к туловищу или поднимается в положение замаха для дальнейших действий. Окончательное гашение инерции движения игрока и скорости полета мяча происходит благодаря заключительному шагу остановки. Нога, выполняющая стопорящий шаг остановки, ставится практически выпрямленной в колене, на всю стопу с разворотом носком внутрь, почти перпендикулярно предшествующему направлению движения игрока. Для приобретения устойчивого положения производится отклонение туловища назад и поворот его в сторону сзадистоящей ноги, а также снижение центра тяжести – таз опущен. Вес тела переносится на сзадистоящую ногу. Мяч укрывается от соперника у туловища либо фиксируется "взведенной" для броска или передачи рабочей рукой.

Завершающая фаза – игрок находится в устойчивой позе готовности для дальнейших атакующих действий. При необходимости вносятся коррективы в положение нижних и верхних конечностей. Так, например, если впередистоящая нога после остановки сильно смещена вперед, ее переставляют ближе к туловищу, а стопу разворачивают носком вперед и т.п. Уточняется положение мяча относительно плечевого пояса: мяч надежно укрывается от защитника у пояса, либо нападающий принимает позу "натянутого лука" с "взведенной" для метания рабочей рукой.

Таким образом, для выполнения разновидностей остановки торможением одной ногой с ловлей мяча в гандболе характерна асинхронная работа ног и рук: для рабочей правой руки осуществляется ловля мяча на удлиненном шаге левой ногой, для рабочей левой руки – соответственно ловля мяча на удлиненном шаге правой.

При выполнении остановки торможением двумя ногами (прыжком)с ловлей мяча, посланного партнером, игрок в подготовительной фазе совершает толчок правой или левой ногой с одновременным движением прямыми руками к летящему мячу.

В основной фазе в процессе «стелющегося» прыжка вперед осуществляется захват мяча двумя кистями с последующим амортизационным движением за счет сгибания рук и незначительного отклонения туловища назад. При этом стопы разворачиваются в направлении толчковой ноги.

В завершающей фазе гандболист, приземляясь на согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами, приходит в стойку с выставленной вперед ногой. Мяч укрывается у пояса поворотом туловища и локтями либо поднимается в исходное положение для последующего броска или передачи.

Разновидности приема с ловлей мяча одной рукой в игре используются значительно реже и предполагают идентичную работу ног в сочетании с согласованными движениями руками, характерными для овладения мячом одной рукой на месте без захвата или с захватом его пальцами.

Средства обучения разновидностям остановок с ловлей мяча двумя руками:

1) объяснение и показ;

2) остановка изучаемым способом с места с ловлей отскочившего от площадки мяча, предварительно подброшенного перед собой;

3) выполнение изучаемой разновидности приема с места, снимая мяч с вытянутой в сторону кисти партнера;

4) то же, что в упр. 3, но после передвижения к мячу ходьбой;

5) то же, что в упр. 4, но после короткого передвижения к мячу медленно бегом;

6) то же, что в упр. 5, но партнер слегка подбрасывает мяч вертикально вверх: остановка с ловлей «зависшего» в воздухе мяча;

7) выполнение изучаемой разновидности приема в целом по ориентирам (разметке площадки, отметкам мелом, обручам и т.п.) с ловлей мяча, посланного партнером с отскоком от пола;

8) то же, что в упр. 7, но после встречного набрасывания мяча партнером по навесной траектории;

9) то же, что в упр. 8, но после встречной передачи партнера заданным способом и с заданной траекторией полета мяча (по мере освоения техники передач);

10) то же, что в упр. 9, но момент передачи регламентируется звуковым сигналом игрока, выполняющего остановку;

11) чередование вариантов изучаемого способа остановки на различных позициях относительно ворот с использованием в качестве ориентиров переносных стоек, имитирующих расположение защитника;

12) выполнение разновидностей приема, варьируя скорость и направление перемещений игрока и момент передачи мяча партнером;

13) то же, что в упр. 12, но после передачи партнера сбоку или на ход выполняющему остановку игроку (по мере освоения передач в сторону и поступательных передач);

14) чередование разновидностей остановки в вариативных условиях: вариант остановки задается конкретным условным сигналом, предшествующим ее выполнению (например, после передачи партнера левой рукой – остановка торможением правой ногой; после передачи правой - остановка торможением левой ногой; после передачи двумя руками - вариант остановки торможением двумя ногами и т.п.);

15) то же, что в упр. 12, но в сочетании с другими игровыми приемами: передачами, бросками с места и т.п. (по мере освоения техники игры);

16) выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями в условиях противоборства: подвижные игры типа «Охраняй капитана», «Мяч капитану» и т.п.;

17) то же, что в упр. 16, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- к обучению разновидностям приема приступать после овладения остановкой на шагах и прыжком без мяча, ловлей мяча двумя (одной) руками на месте;

- подводящие упражнения выполнять фронтальным методом;

- чередовать упражнения для освоения остановки с ловлей мяча на шаге правой и левой ноги или после толчка правой и левой ногой;

- в упражнениях с использованием переносных стоек, обозначающих защитника, нацеливать занимающихся на воспроизведение того варианта остановки, который позволит укрыть мяч в дальнюю от условного защитника сторону;

- во всех заданиях педагогу контролировать рациональность и.п.: для остановки торможением правой ногой или торможением двумя ногами после толчка правой – правая чуть впереди; для остановки торможением левой ногой или торможением двумя после толчка левой – левая чуть впереди; перемещение начинать с шага впередистоящей ноги;

- партнеру своевременно и точно передавать мяч: не задерживать его выпуск;

- после овладения правильной структурой приема усложнять условия его выполнения, приближая их к игровым: увеличивать скорость и изменять направление перемещений, предшествующих остановке; варьировать способы и момент передачи мяча; использовать условные сигналы, регламентирующие вариант выполнения остановки в каждом повторении; вводить в задания пассивного, а затем активного защитника; выполнять остановку в сочетании с другими приемами (по мере их изучения), вначале без сопротивления, далее в условиях игрового противоборства;

- при выполнении приема торможением одной ногой (на шагах):

а) на первом шаге остановки: «тянуть» бедро вперед (шаг «стелющийся»); ногу ставить на всю стопу;

б) на втором шаге поворачивать стопу носком наружу, ногу при постановке сильно сгибать в колене; таз опускать вниз;

б) на третьем, стопорящем шаге ногу ставить почти выпрямленной, на всю стопу, с акцентированным разворотом носком внутрь; туловище поворачивать в сторону сзадистоящей ноги и отклонять назад;

- при выполнении приема торможением двумя ногами (прыжком):

а) толчковую ногу ставить упруго со всей стопы прямо по направлению движения;

б) прыжок совершать вперед невысоко над площадкой, в полете поворачивать стопы в сторону толчковой;

в) приземляться мягко на обе согнутые ноги, одновременно касаясь площадки обеими стопами, сохранять равновесие;

- в процессе выполнения разновидностей приема:

а) одновременно с началом первого шага или толчка вытягивать руки навстречу мячу;

б) контролировать полет мяча взглядом или периферическим зрением до момента захвата его пальцами;

в) обхватывать мяч пальцами (не ладонями), начиная амортизационное (уступающее) движение руками в момент встречи с мячом;

г) мяч подносить к поясу, укрывать его туловищем и локтями от соперника или быстро поднимать в и.п. для дальнейших игровых действий;

д) голову не опускать, не сутулиться, плечевой пояс и руки не закрепощать;

е) приходить в устойчивое положение: ноги согнуты, стопы на ширине плеч, но не на одной линии по ходу движения; или принимать позу "натянутого лука" с "взведенной" для метания рабочей рукой;

ж) после выполнения остановки с ловлей мяча быть готовым к молниеносному началу дальнейших атакующих действий: перемещению с мячом, передаче или броску.

Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок с ловлей мяча двумя руками:

1) скованность, неуверенность при передвижении, предшествующем ловле мяча: бег на прямых ногах, растягивание шагов с целью «подобрать» определенную ногу;

2) рассогласование работы ног и рук:

а) преждевременное выполнение остановки с последующей ловлей мяча на месте;

б) запаздывание встречного движения руками к мячу – попытка ловли мяча согнутыми руками у туловища в статическом положении после остановки;

в) ловля мяча на шаге одноименной с рабочей рукой ноги;

3) ошибки в технике движения нижних конечностей:

а) выполнение остановки на шагах с постановкой стоп с носка или без необходимого их разворота;

б) значительные колебания положения общего центра тяжести в вертикальной плоскости (над площадкой) – «высокий» удлиненный шаг или прыжок вверх, а не вперед;

в) приземление на прямые ноги – приход в неустойчивое положение;

г) недостаточное сгибание сзадистоящей ноги и чрезмерное сгибание впередистоящей: масса тела перенесена на впередистоящую ногу – потеря равновесия;

д) нерациональное расположение стоп после прекращения движения: обе стопы располагаются на одной линии перпендикулярно или прямо по направлению движения; слишком узкая либо широкая их постановка;

4) ошибки в технике ловли мяча:

а) отсутствие выпрямления рук (руки) навстречу мячу;

б) кисти не образуют полусферу: обращены друг к другу ладонями или широко расставлены в стороны;

в) осуществляется попытка обхватить мяч ладонями, а не пальцами;

г) нет уступающего сгибания рук после захвата мяча;

д) излишне закрепощены верхние конечности;

е) после овладения мячом игрок не укрывает его поворотом туловища и разведенными в стороны локтями либо очень медленно выносит мяч в и.п. для дальнейших атакующих действий.

 

 

Обучение передачам мяча

Передача– прием техники владения мячом, с помощью которого нападающие, перемещая мяч, взаимодействуют между собой и создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском по воротам.

В гандболе используют несколько разновидностей передач. Для их классификации существуют определенные критерии, всесторонне характеризующие способы выполнения данного приема техники нападения.

Передачи могут выполняться одной или двумя руками. Передачам двумя руками отводится вспомогательная роль – по ходу игры они применяются эпизодически и могут выполняться толчком от груди и от головы, хлестом из-за головы.

Главенствующее значение в техническом арсенале нападающего принадлежит передачам одной рукой. В зависимости от исходного положения мяча относительно плечевого пояса различают передачи одной рукой сверху, сбоку и снизу. По характеру разгона мяча выделяют передачи хлестом, кистью и толчком. По структуре движения рабочей руки бывают передачи согнутой и прямой рукой. По сообщаемой мячу траектории – навесные, прямые и с отскоком от пола. По направлению они осуществляются вперед, в сторону, назад и вперед в сторону (диагональные). По отношению к партнеру передачи могут быть встречными (навстречу партнеру) и поступательными (диагональные на ход игроку). По отношению к опоре существуют передачи с места, в прыжке, с разбега и после ведения. По расстоянию, на которое посылается мяч, – ближние, средние и дальние.

 В гандболе предпочтение отдается передачам согнутой рукой с разгоном мяча хлестом. Наиболее распространенными способами являются передачи согнутой сверху хлестом и согнутой сбоку хлестом. Заметная роль в современной скоростной игре отводится короткоамплитудным кистевым передачам. Особенно эффектно смотрятся кистевые передачи назад, за головой и за спиной, так называемые "скидки", выполняемые скрыто и неожиданно для соперников.

В целом выбор способа передачи диктуется конкретной игровой ситуацией: позициями, занимаемыми партнерами по нападению; расстоянием, на которое передается мяч, и условиями противоборства, т.е. характером противодействия защитников (отсутствием сопротивления, пассивными или активными их формами). Так, например,  прямую траекторию мячу сообщают, чтобы передать его партнеру кратчайшим путем. Это – скоростной, взрывной вид передачи, наиболее сложный для перехвата мяча соперником. Она целесообразна при необходимости быстро доставить мяч на небольшие и средние дистанции. Навесную траекторию мячу придают с целью направить его через защитника на коротком расстоянии и для выполнения средней или длинной передач освобождающемуся от опеки партнеру. С отскокомот пола мяч передают преимущественно на близкие дистанции, когда соперник перекрывает пространство вверху. Характерной ее особенностью является более медленное движение мяча.

При активных формах противодействия (плотной опеке) нападающий обязан быстро находить "слабые (открытые) зоны" в стойке опекающего его защитника и мгновенно использовать их для передачи мяча партнеру наиболее эффективным в данном случае способом. Так, например, если соперник оказывает активное давление на нападающего, размахивая поднятыми вверх руками, для доставки мяча партнеру применяют передачу согнутой сбоку хлестом (в обвод защитника) или передачу снизу прямой рукой. Если же защитник держит руки на уровне пояса или плеч, целесообразно передать мяч согнутой сверху хлестом, используя открытое пространство над плечом или над головой соперника.

Передачам через "слабые зоны" могут предшествовать обманные движения мячом на передачу или бросок (финты). Ложными движениями нападающий вынуждает соперника открыть необходимое для планируемой передачи пространство, а затем молниеносно направляет через него мяч партнеру.

В структуре движения при выполнении всех способов передач выделяют:

- подготовительную фазу, обеспечивающую перевод мяча из стойки игрока, владеющего мячом, в и.п. для начала основного движения;

- основную фазу, обеспечивающую нужное направление и скорость полета мяча;

- завершающую фазу, обеспечивающую приход игрока в стойку готовности для дальнейших действий.

Содержание каждой фазы определяется способом выполнения передачи.

Освоение техники передач начинают уже на 2-3 уроке знакомства с гандболом. Их изучают в определенной очередности.

Передачи двумя руками осваивают обзорно, так как они просты в исполнении и не находят широкого применения в игре: вначале занимающихся знакомят с передачами толчком от груди и от головы, а затем обучают передаче хлестом из-за головы.

Передачам одной рукой на уроках по гандболу уделяют основное внимание.

Их изучают в таком порядке:

- передачи согнутой сверху хлестом;

- передачи согнутой сбоку хлестом;

- передачи прямой и согнутой снизу вперед, прямой снизу назад;

- передачи согнутой в сторону;

- передачи прямой сбоку;

- передачи толчком от груди, от плеча и от головы;

- кистевые передачи сверху, сбоку, снизу;

- скрытые кистевые передачи назад, за головой, за спиной.

Первоначально следует обучать вариантам встречных передач, затем передачам назад, в сторону, и, наконец, – поступательным (диагональным) передачам.

Кистевые передачи изучаются в старших классах, если размах кисти занимающихся позволяет им держать мяч с захватом пальцами.

В процессе обучения каждому из перечисленных способов передач можно выделить несколько взаимосвязанных этапов, позволяющих подвести занимающихся к эффективному использованию данного приема в игровых условиях:

- выполнение передачи на месте неподвижно стоящему партнеру;

- выполнение передачи с вышагиванием неподвижно стоящему партнеру;

- выполнение передачи на месте и с вышагиванием в сочетании с последующим после выпуска мяча двигательным действием на месте (упражнения на переключение);

- выполнение передачи на месте и с вышагиванием с последующим перемещением вслед за мячом и в сторону от направления полета мяча;

- выполнение передачи на месте и с вышагиванием двигающемуся игроку;

- выполнение передачи после разбега с места игроку, стоящему на месте;

- выполнение передачи с ловлей мяча в движении и последующим разбегом игроку, стоящему на месте (передача с разбега);

- выполнение передачи с разбега двигающемуся игроку;

- выполнение передачи с разбега после ведения.

На стадии совершенствования в упражнения вводят противодействие защитника. Нападающего обучают преодолевать защитные действия с применением финтов мячом и использованием «слабых зон» в стойке соперника при постепенно возрастающей его активности. При этом направленно задают не только характер противодействия конкретного защитника, но изменяют и численный состав соперников. Вначале нападающие преодолевают одиночное противодействие в ситуации численного большинства (2х1, 3х1, 5х2 и т.п.), затем количество защитников приближают к числу нападающих (3х2, 4х3, 6х5 и т.п.) и, наконец, изученный прием закрепляется в условиях численного равенства противоборствующих.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...