Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обучение основным способам перемещений в нападении




 

     Атакующие действия в гандболе отличаются большим динамизмом и подвижностью игроков. Нападающие практически постоянно находятся в движении. Перемещения составляют основу техники игры. В нападении они помогают игроку эффективно и своевременно освободиться от опеки соперника, совершить необходимый для командных взаимодействий маневр, занять выгодную для завершения атаки позицию, достичь удобных и сбалансированных исходных положений для выполнения различных приемов техники владения мячом. В частности, от правильной работы ног при перемещениях и от надежного соблюдения равновесия зависит общая координация движений игрока и соответственно результативность любых действий с мячом.

К основным приемам перемещений гандболиста в нападении относятся ходьба, бег, прыжки, остановки.

Ходьбой в основном пользуются в непродолжительные по времени игровые паузы. Этому способу передвижений на уроках по гандболу специально не обучают.

Прыжки в нападении являются, главным образом, элементами других приемов техники: в прыжке осуществляют ловлю и передачи, броски мяча по воротам. Они могут выполняться толчком одной и двумя ногами, с места и с разбега, вверх, вперед и в сторону. Детальнее на технике исполнения прыжков и особенностях их изучения мы остановимся в подразделах, посвященных игровым приемам владения мячом, составной частью которых они являются.

Обучение разновидностям бега

 

Теоретические предпосылки

Бег в гандболе – основное средство перемещения игрока. Есть несколько способов его выполнения: обычный, ускоренный, скрестным шагом и приставным шагом.

Обычный бег наиболее часто применяется при маневрировании игрока по площадке и освобождении от опеки соперника.

Большую часть времени в игре нападающий передвигается с упругой постановкой ноги на всю стопу. Эта особенность придает устойчивость положению тела игрока и создает благоприятные условия для неожиданной смены направления движения. К особенностям бега гандболиста на всей ступне относятся также незакрепощенное состояние плечевого пояса; ритмичные движения согнутыми руками; прямое положение туловища и головы.

Бег со сменой направления осуществляется мощным толчком выставленной вперед ноги в сторону, противоположную направлению движения, туловище наклоняется в сторону вновь избранного направления. Если того требует ситуация, гандболист делает шаг-выпад в сторону и без остановки продолжает движение в первоначальном направлении. Возможен также вариант, когда нападающий последовательно совершает два шага-выпада поочередно в одну и другую сторону, как бы "раскачивая" защитника, а затем совершает уход от него в желаемом направлении. Причем данный маневр может выполняться неоднократно. Такую разновидность бега гандболиста принято называть бег зигзагом.

Для скоростных перемещений по площадке гандболист применяет ускоренныйбегна носках. В литературе его называют также легкоатлетическим бегом или рывками. Чаще всего онимеет место, когда игрок стремится мгновенно развить максимальную скорость для обыгрыша соперника и выхода на свободное место. Для стартового ускорения характерны: короткие ударные беговые шаги, выполняемые с носка и с максимальной частотой; сильно наклоненное вперед туловище (центр тяжести находится впереди опорной ноги); ритмичная работа согнутых в локтях рук в такт с работой ног. Наращивание скорости (дистанционное ускорение) достигается после 4-5 шагов за счет удлинения беговых шагов и поддержания достигнутой частоты движений.

При маневрировании по площадке в нападении с целью ухода от соперника без мяча или с ведением мяча используют такжеповороты. Особенно эффектны и эффективны повороты в движении.

В подготовительной фазе игрок находится в движении.

Движения в основной фазе носят взрывной двухтактный характер. Вначале благодаря вращению, как правило, на 180° на носке впередистоящей ноги, с одновременным обратным шагом другой ногой игрок поворачивается спиной к направлению движения. Последующим поворотом с требуемой амплитудой на носке совершившей переступание ноги и очередным шагом другой ногой в ту же сторону он поворачивается лицом в избранном направлении.

В завершающей фазе нападающий возобновляет перемещение. Все перечисленные движения взаимосвязаны и носят целостный, непрерывный характер.

Эффективность поворота в движении зависит от быстроты и неожиданности исполнения, умения мгновенно переносить вес тела с одной ноги на другую и не терять равновесия и ориентировки при вращении вокруг своей оси.

Бег с использованием скрестного и приставного шага в нападенииприменяют преимущественно в подготовительной фазе бросков с разбега. Описание этих разновидностей перемещений детально будет представлено в подразделе пособия, посвященном специфике обучения технике бросковых движений.

В ходе игры нападающие перемещаются не только лицом вперед, но также спиной вперед и боком к направлению движения.

Бег спиной вперед при игре в нападении используется на ограниченных участках площадки и значительно реже, нежели бег лицом вперед. Он отличается частой постановкой стоп с носка; смещением тела спортсмена в противоположную от направления перемещения сторону; движением согнутых в локтевых суставах рук в переднезаднем направлении; поворотом головы назад, которым гандболист периодически пользуется для уточнения игровой ситуации, расположения партнеров и соперников.

Боком к направлению движения нападающие перемещаются чаще всего приставными шагами. Эта разновидность перемещений больше присуща для игры в защите, но с успехом может использоваться на коротких отрезках и в нападении. Особенность перемещений приставными шагами заключается в том, что игрок выполняет их на постоянно согнутых ногах, мягкими "кошачьими" шагами без подпрыгиваний. Первый шаг совершает ближайшая к направлению движения нога, а затем скользящим переступанием приставляется другая. Игрок после каждого приставного шага приходит в устойчивое исходное положение.

Специфическим требованием к гандболисту в процессе овладения разновидностями перемещений в нападении является необходимость усвоить такой бег, при котором руки совершают движения независимо от темпа и ритма работы ног. Это важно для результативного выполнения практически всех приемов техники владения мячом.

 

Средства обучения разновидностям бега:

1) объяснение и показ;

2) передвижения изучаемым способом (обычным бегом, ускоренным бегом, бегом спиной вперед, приставными шагами) по прямой и с изменением направления движения по разметке площадки;

3) то же, что в упр. 2, но со сменой направления и с чередованием способов перемещения на отдельных отрезках дистанции по ориентирам (набивные мячи, переносные стойки, щиты и т.п.);

4) то же, что в упр. 3, но варьируя направление и способы перемещения по зрительным или звуковым сигналам педагога (поднятая рука или мяч, количество или характер свистков и т.п.);

5) то же, что в упр. 2–4, но со сменой скорости перемещений на отдельных участках площадки («рваный ритм»);

6) бег зигзагом с выполнением одного или двух шагов-выпадов и продолжением перемещения в прежнем направлении:

а) по ориентирам;

б) по звуковым и зрительным сигналам;

в) преодолевая пассивное противодействие отступающего спиной вперед защитника;

г) преодолевая активное противодействие защитника на ограниченных участках площадки;

7) изучение бега с поворотом в движении:

а) последовательное выполнение составных элементов приема (вращений и переступаний) на месте с переходом в передвижение;

б) выполнение поворота по ориентирам в ходьбе;

в) то же, но в медленном беге по прямой;

г) выполнение приема в целом по разметке площадки со сменой направления движения после поворота;

д) выполнение поворота в движении с заданной амплитудой по звуковым, зрительным или комбинированным сигналам;

е) выполнение разновидностей бега с поворотом в движении, преодолевая пассивное, а затем активное противодействие условного защитника на ограниченных участках площадки (в заданных коридорах);

8) выполнение разновидностей легкоатлетических беговых упражнений (с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени, прямыми ногами и т.д.) в сочетании с асинхронной работой верхних конечностей (например, бег с высоким подниманием бедра и круговыми движениями руками т.п.);

9) сочетание разновидностей бега из различных исходных положений (стоя, сидя или лежа; лицом, спиной или боком по направлению движения и т.п.) в эстафетах;

10) чередование способов перемещений гандболиста в нападении и других двигательных действий без мяча на месте (прыжков, приседаний, сгибаний и разгибаний рук в положении упора лежа, кувырков и т.п.), предшествующих началу передвижений;

11) то же, что в упр. 10, но в подвижных играх типа «День и ночь», «Вызов номеров», «Воробьи и вороны» и т.д.;

11) выполнение разновидностей бега в сочетании с другими игровыми приемами: стойками, ловлей и передачами мяча и т.п. (по мере освоения техники игры);

12) то же, что в упр. 11, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- обучение технике перемещений в нападении следует начинать фронтальным методом с выполнением заданий в разомкнутом шереножном строю; на последующих этапах использовать построения в колонну или любые другие и постепенно варьировать методы организации занимающихся;

- разновидности перемещений в нападении изучать в сочетании со стойками; постоянно варьировать и.п. для начала перемещений;

- избегать монотонных, однотипных передвижений по кругу; широко использовать для изменения способов, направления и скорости движения всевозможные ориентиры: разметку площадки, набивные мячи, гимнастические скамейки и т.п.; разнообразные зрительные и звуковые сигналы: положения рук учителя или партнера, расположение мяча относительно плечевого пояса; свистки, различные по стилю подачи, количеству или характеру сочетаний: короткий, длинный, резкий, протяжный, сдвоенный, один, два и т.п.;

- непрерывно чередовать сочетания способов перемещений, их направление и скорость;

- широко применять задания на переключение от разнообразных двигательных действий на месте к перемещениям по площадке заданным способом;

- активно использовать беговые упражнения с асинхронной работой верхних и нижних конечностей; добиваться, чтобы руки совершали движения независимо от темпа и ритма работы ног;

- на этапе совершенствования постоянно использовать игровой метод;

- по мере овладения техникой изучаемого приема вводить в упражнения защитника; регламентировать степень сопротивления, постепенно увеличивая его;

противоборство с защитником осуществлять в ограниченных ориентирами коридорах;

- при выполнении перемещений обычным бегом:

а) ногу ставить мягко на всю стопу;

б) туловище держать прямым;

в) смотреть перед собой, голову не опускать;

г) плечевой пояс и руки не закрепощать;

д) руками совершать ритмичные движения вдоль туловища;

- при выполнении перемещений ускоренным бегом (рывком):

а) стартовать за счет акцентированного наклона туловища и головы вперед;

б) развивать максимальную частоту движений на первых метрах ускорения;

в) беговые шаги выполнять ударными движениями с носка, активно работая руками;

г) поднимать туловище на 5–6 шаге, постепенно увеличивая их длину, но сохраняя частоту движений ног и рук;

д) верхние конечности излишне не закрепощать;

- при выполнении перемещений спиной вперед:

а) передвигаться часто на носках;

б) прямое туловище и поднятую голову слегка наклонять вперед (в сторону, противоположную направлению движения);

в) ритмично работать согнутыми руками;

г) поворотом головы осуществлять визуальный контроль над положением партнеров, изменением игровой ситуации;

- при выполнении перемещений зигзагом и с изменением направления движения:

а) изменение направления движения производить неожиданно, со сменой ритма (предыдущее движение медленно – начало движения в новом направлении быстро) и мгновенным переносом веса тела с одной ноги на другую;

б) для обыгрыша защитника использовать естественное ложное движение туловищем и головой;

- при выполнении бега с поворотов в движении:

а) направленно сгибать опорную ногу и активно производить движение плечом;

б) «вращаться» поочередно на носке одной и другой ноги с последующей их постановкой на всю стопу;

в) туловище наклонять вперед для предотвращения возможной потери равновесия и падения;

г) добиваться быстрого, взрывного и непрерывного характера движений;

д) после поворота передвижение в избранном направлении возобновлять без остановки и пауз;

- при выполнении перемещений приставными шагами:

а) перемещение применять на коротких дистанциях;

б) первый шаг осуществлять впередистоящей по направлению движения ногой;

в) после выполнения каждого приставного шага приходить в устойчивое двухопорное положение, соответствующее исходному положению;

г) передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепощения, вес тела располагать на передней части стоп;

д)"скользить" по площадке без подпрыгиваний и без вертикального колебания общего центра тяжести;

- к выполнению сочетания разновидностей поворотов с другими техническими приемами (ловлей и передачами мяча, ведением, бросками и т.д.) переходить по мере освоения техники игры.

 

Основные ошибки при выполнении разновидностей бега:

1) прямые ноги или отсутствие наклона туловища вперед в исходном положении;

2) опущена голова или взгляд – потеря контроля над игровой ситуацией;

3) чрезмерное закрепощение плечевого пояса и рук;

4) во время обычного бега излишне наклонено туловище или опущена голова; бег на носках или с пятки; жесткая или расслабленная постановки стопы (тяжелый или шлепающий бег);

5) при стартовом ускорении отсутствие акцентированного наклона туловища вперед, при переходе к дистанционному ускорению несвоевременное (с опозданием) его выпрямление; постановка ноги на всю стопу, низкая частота движений конечностями;

6) при беге спиной вперед прямое (без наклона вперед) положение туловища и головы – возможно падение на спину; бег на всей стопе;

7) при беге со сменой направления движения и беге зигзагом медленная смена направления или скорости перемещения, отсутствие ложных движений туловищем и головой, предшествующих уходу от защитника или неестественность их исполнения;

8) при беге с поворотом в движении:

а) выпрямленные ноги или выполнение «вращений» вокруг всей стопы, а не на носке опорной ноги;

б) сильно закрепощенные конечности – скованность, отсутствие легкости и непринужденности в движениях;

в) расчлененное, а не целостное выполнение поворота в движении: остановка при переступаниях, замедленное («ленивое») осуществление движений – потеря ритма;

г) отсутствие наклона туловища вперед при повороте в движении – потеря равновесия или падение игрока;

9) при перемещениях приставными шагами:

а) скрещивание ног или, когда игрок начинает перемещение с дальней по направлению движения ногой, что ведет к постоянному приходу в неустойчивое положение;

б) большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не "скользит" по площадке;

в) передвижения на выпрямленных ногах, или на всей поверхности стоп: игрок выполняет перемещения скованно и замедленно;

г) смыкание стоп после приставного шага, ведущее к потере равновесия.

 

 

  2.3.2. Обучение остановкам

 

Теоретические предпосылки

Остановки относятся к приемам перемещения гандболиста в нападении и позволяют ему своевременно прекратить движение. Технично выполненное это игровое действие дает возможность нападающему на какое-то время освободиться от опеки защитника и получить позиционное преимущество для последуюших атакующих действий. В гандболе применяют остановки двух видов: торможением одной ногой (на шагах) и торможением двумя ногами (прыжком).

Обучению остановке торможением одной ногой (на шагах)посвящают самые первые занятия по овладению навыками игры. При этом ставится цель не только освоить один из элементов техники перемещений, но и изучить трехшажный ритм работы ног, который является базовым для большинства приемов техники нападения, выполняемых в движении.

Существует два варианта выполнения остановки на шагах: торможением правой ногой и торможением левой.

В подготовительной фазе игрок находится в движении.

Основная фаза начинается удлиненным, гасящим скорость шагом. Далее следует шаг с постановкой ноги на всю стопу и с разворотом носком наружу. В момент касания площадки ногой начинается ее сильное сгибание в коленном и тазобедренном суставе, а тело смещается в сторону, противоположную движению. Чем больше скорость перемещения, тем значительнее сгибание ноги (ниже опускается центр тяжести тела), увеличивается разворот носка и отклонение туловища назад. Последний шаг выполняет стопорящую функцию, нога ставится практически выпрямленной, а стопа – почти перпендикулярно направлению движения с разворотом носком внутрь. Поворот туловища в сторону сзадистоящей ноги придает игроку более устойчивое положение.

В завершающей фазе игрок приходит в основную стойку гандболиста.

Следует отметить, что в игровых условиях, в зависимости от скорости перемещения и конкретной ситуации, нападающий может осуществить остановку и только за счет одного последнего стопорящего шага, либо используя двухшажную баскетбольную остановку. И все же мы убеждены, что изучение трехшажного ритма работы ног при овладении остановкой на шагах, значительно облегчит дальнейшее освоение техники владения мячом в движении, для которой характерен разбег с использованием трех шагов.

Остановка торможением двумя ногами (прыжком) осуществляется толчком правой или левой ноги.

В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении гандболист догоняет и опережает толчковую другой ногой и производит поворот туловища на 45–90°.

В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Впереди оказывается маховая нога. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняются назад. В результате игрок приходит в положение с выставленной вперед ногой в готовности при необходимости продолжить перемещение в любом направлении или выполнить, по ситуации, другое игровое действие.

Таким образом, при остановке торможением двумя ногами горизонтальная скорость игрока снижается, и движение прекращается за счет «стелющегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног гандболиста в момент приземления.

 

Средства обучения остановке торможением одной ногой(на шагах):

1) объяснение и показ;

2) легкоатлетические прыжки в шаге;

3) прыжки в шаге с разворотом стопы носком наружу: по «кочкам»;

4) бег с акцентированным удлиненным шагом в указанных точках площадки: по разметке, через гимнастическую скамейку или по др. ориентирам;

5) имитация шагов остановки с места (изучение трехшажного ритма работы ног): и.п. - основная стойка; толчком впередистоящей - удлиненный шаг-прыжок сзадистоящей с приходом на всю стопу – выставляя толчковую вперед с разворотом стопы носком наружу, удержание равновесия на ней – стопорящий шаг с постановкой стопы, развернутой носком внутрь - приход в и.п.;

6) выполнение вариантов изучаемого приема (торможением правой или левой ногой) в целом после ходьбы;

7) то же, что в упр. 6, но по ориентирам после медленного бега (самостоятельно);

8) выполнение разновидностей остановки на шагах по звуковому сигналу педагога после передвижения бегом;

9) то же, что в упр. 8, но по зрительному сигналу педагога или партнера;

10) то же, что в упр. 8 и 9, но после рывка;

11) чередование разновидностей остановки торможением одной ногой в ситуативных условиях:

а) варьируя скорость и направление предшествующего передвижения;

б) реагируя на условные сигналы педагога, регламентирующие момент или вариант остановки (например, 1 длинный свисток - остановка торможением правой, 2 коротких свистка - остановка торможением левой и т.п.);

12) состязания в точности и быстроте исполнения изучаемого приема в эстафетах и подвижных играх;

13) выполнение остановки торможением одной ногой (на шагах) в сочетании с другими игровыми приемами: разновидностями перемещений, действиями с мячом (по мере изучения техники игры);

14) то же, что в упр. 13, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Средства обучения остановке торможением двумя ногами(прыжком):

1) объяснение и показ;

2) имитация приема с места: и.п. – основная стойка; шаг сзадистоящей с последующим толчком и приземлением на две;

3) выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой) по ориентирам (разметке площадки, отметкам мелом и т.п.) после ходьбы;

4) выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега;

5) то же, что в упр. 4, но по звуковому сигналу педагога: например, длинный свисток - остановка, короткий - возобновить передвижение;

6) то же, что в упр. 5, но со сменой направления и скорости перемещений;

7) вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партнера: например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх - остановка толчком правой; тот же звуковой сигнал, но мяч опущен вниз - остановка толчком левой и т.п.;

8) воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения;

9) выполнение разновидностей остановки торможением двумя ногами (прыжком) с приходом в стойку готовности к дальнейшим действиям в различных позициях относительно ворот соперников;

10) то же, что в упр. 9, но в сочетании с другими игровыми приемами: разновидностями перемещений, действиями с мячом (по мере освоения техники игры);

11) воспроизведение разновидностей изученной остановки в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

 

Организационно-методические указания:

- подводящие упражнения выполнять фронтальным и проходным методами при передвижениях в разомкнутом шереножном строю; в целом прием выполнять при передвижении вдоль площадки в направлении ворот условного соперника, по ее периметру или с изменением направления движения по ориентирам в различных построениях;

- для наглядности использовать разнообразные ориентиры: разметку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические скамейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку мелом «следы» и т.п.;

- разновидности приема изучать, чередуя и.п. и соответственно очередность начального движения правой и левой ногой;

- постепенно увеличивать скорость перемещений и сложность заданий;

- упражнения строить по схеме: выполнение приема индивидуально по ориентирам; воспроизведение приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал (звуковой + зрительный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях;

- в условиях игрового соперничества акцентировать внимание на точности воспроизведения рациональной техники приема;

- при выполнении остановки торможением одной ногой (на шагах):

а) добиваться правильного и.п. перед началом движения;

б) передвигаться свободно, раскованно, без предшествующего остановке удлинения шагов – не подбирать ногу;

в) на первом шаге остановки: «тянуть» бедро, упруго приземляться на всю стопу;

г) на втором шаге остановки: стопу ставить с разворотом носком наружу, сгибать ногу в момент приземления;

д) стопорящий шаг выполнять почти выпрямленной ногой с разворотом стопы носком внутрь, туловище поворачивать в сторону сзадистоящей ноги и отклонять назад, вес тела переносить на сзадистоящую ногу;

д) приходить в положение – стопы параллельны, но не на одной линии по направлению движения;

е) при увеличении скорости движения в момент остановки сильнее сгибать ногу на предшествующем стопорящему шаге (ниже опускать таз) и значительнее отклонять туловище назад, разворачивать стопы почти перпендикулярно направлению движения;

- при выполнении остановки торможением двумя ногами (прыжком):

а) не растягивать беговые шаги в движении перед остановкой;

б) толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направлению движения;

в) прыжок выполнять «стелющийся» – невысоко над площадкой; вперед, а не вверх; в безопорном положении производить поворот туловища на 45–90° в сторону толчковой;

г) одновременно касаться пола обеими стопами; в момент приземления стопы располагать на ширине плеч с выставлением вперед нетолчковой ноги;

д) приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; приходить на сильно согнутые ноги (опускать таз); прямое туловище и голову слегка отклонять назад;

е) плечевой пояс и руки не закрепощать.

Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок:

1) до выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу: чувствуется неуверенность и чрезмерная закрепощенность;

2) в момент остановки нет удлиненного первого шага или «стелющегося» прыжка;

3) удлиненный шаг или «стелющийся» прыжок выполняется не вперед, а вверх: происходят значительные вертикальные колебания центра тяжести тела и нерациональная потеря времени;

4) не используется разворот стоп для гашения скорости; стопы ставятся узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение;

5) нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занимающийся приходит на прямые ноги: движение может быть продолжено вперед по инерции, игрок теряет равновесие;

6) туловище в завершающей фазе выполнения приема наклоняется вперед, сзадистоящая нога выпрямляется, а впередистоящая сгибается: неверное распределение веса тела, ведущее к потере равновесия.

 

 

Обучение ловле мяча

 

Теоретические предпосылки

Ловля – прием техники, обеспечивающий уверенное овладение мячом. Существует две основных разновидности ловли: двумя руками и одной рукой. В зависимости от траектории полета мяча различают ловлю высоколетящего мяча, ловлю мяча, летящего на уровне груди, низколетящего мяча, отскочившего от площадки мяча и катящегося мяча. По направлению подлета мяча относительно игрока выделяют ловлю мяча, летящего навстречу, сбоку или сзади-сбоку, т.е. вдогонку (при поступательной передаче). В зависимости от траектории и направления полета мяча нападающий может осуществлять ловлю стоя на месте, в прыжке или в движении.

При ловле мяча двумя руками на месте в исходном положении игрок может находится в основной стойке или стойке линейного: руки согнуты в локтевых суставах до 85° или вытянуты в сторону мяча, мяч удерживается в поле зрения.

Подготовительная фаза – при приближении мяча на уровне груди или головы гандболист совершает вышагивание впередистоящей ногой в сторону полета мяча и одновременно вытягивает руки навстречу ему почти до полного выпрямления. Разведенными пальцами он образует «воронку», несколько большую по ширине поперечника мяча; ладони при этом обращены к мячу.

Положение кистей изменяется в зависимости от траектории перемещения мяча. Если мяч летит выше пояса, то указательные пальцы направляются вверх, и кисти образуют полусферу; при полете мяча ниже пояса указательные пальцы смотрят вниз, а кисти образуют как бы раскрытую чашу (мизинцы максимально приближены, ладони обращены вверх). При движении мяча в боковых плоскостях кисти направляют в сторону и при этом выносят их на один уровень за счет полного выпрямления дальней от мяча руки и полусогнутого положения ближней. При ловле отскочившего от пола мяча игрок делает выпад к нему, быстро наклоняет туловище вперед, руки опускает вперед-вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон (не сверху), максимально сближая большие пальцы и образуя полусферу.

Для ловли высоколетящих мячей в подготовительной фазе выполняют прыжок с активным выносом рук вверх: раскрытые кисти направлены в сторону мяча, большие пальцы почти касаются, остальные – свободно разведены.

При ловле поступающего сзади-сбоку мяча игрок вытягивает вперед дальнюю от его полета руку раскрытой к нему кистью, незначительно поворачивая туловище назад и контролируя перемещение мяча поворотом головы.

Основная фаза – в момент соприкосновения с мячом гандболист обхватывает его пальцами (не ладонями), сближая кисти; а руки сгибает в локтевых суставах, подтягивая к груди. Синхронно с этим движением он совершает шаг назад впередистоящей ногой с одновременным сгибанием обеих ног. Таким образом гасится скорость летящего мяча.

При ловле мяча после поступательной передачи он останавливается открытой кистью вытянутой вперед руки, тут же подхватывается другой с одновременным поворотом туловища вперед, и далее игрок также совершает уступающее сгибание рук к груди.

Завершающая фаза – после овладения мячом его укрывают от защитника или максимально быстро выносят в положение готовности к последующим игровым действиям, соответственно корректируя положение основных звеньев тела.

Ловля одной рукой чаще всего применяется для овладения мячом, летящим сбоку или по высокой траектории. В других случаях эту разновидность ловли в гандболе использовать нецелесообразно в связи с преимущественно очень высокой скоростью полета мяча и меньшей надежностью овладения им. Ловля одной рукой может осуществляться без захвата и с захватом мяча пальцами. 

Когда мяч приближается сбоку, в исходном положении гандболист выставляет вперед разноименную ногу.

В подготовительной фазе игрок вытягивает дальнюю от мяча руку навстречу ему, располагая ладонь перпендикулярно к направлению полета мяча.

С момента касания мяча пальцами начинается основная фаза. Она сопровождается уступающим сгибанием руки в плечевом и локтевом суставах до прямого угла и отведением ее назад, как бы продолжающим полет мяча. Одновременно туловище поворачивается в сторону ловящей руки.

При ловле без захвата пальцами мяч некоторое время удерживается на кисти силой инерции, но, чтобы исключить его потерю, следует в завершающей фазе как можно быстрее подключать к ловле другую руку. Надежно захватив мяч двумя руками, игрок укрывает мяч от соперника или моментально приходит в оптимальное для дальнейших атакующих действий положение.

При выполнении приема с захватом мяча пальцами игрок выполняет аналогичные движения, но в момент встречи кисти с мячом захватывает его фалангами пальцев и амортизирующим сгибанием руки подтягивает к туловищу. Этот способ ловли требует достаточного размаха кисти и цепких пальцев.

Одной рукой также ловят высоколетящие мячи. При этом мяч останавливают раскрытой кистью выпрямленной вверх руки и, как правило, в прыжке. А в момент амортизационного сгибания подхватывают его другой рукой, приземляясь в устойчивое двухопорное положение.

Для ловли мяча в движении характерна согласованная работа верхних и нижних конечностей. Ее специфика будет раскрыта в последующих подразделах пособия, когда речь пойдет о конкретных игровых приемах, выполнению которых предшествует овладение мячом при перемещении игрока.

Изучение ловли начинают на месте. Более простой и надежный способ овладения мячом – ловля его двумя руками. С него и начинают обучение. Ловля мяча одной рукой на школьных уроках по гандболу изучается в старших классах и на ознакомительном уровне в силу более сложной техники исполнения и существующего риска получения травм.

 

Средства обучения ловле мяча двумя руками на месте:

1) объяснение и показ;

2) выполнение заданий по освоению держания мяча в эстафетах и подвижных играх (см. подраздел 2.2);

3) индивидуальные упражнения в ловле мяча, летящего на разной высоте:

а) ловля мяча, подброшенного вверх над собой: на месте и в прыжке;

б) то же, но с овладением мячом после его отскока от пола, изменяя момент захвата мяча: на уровне пояса, колен или пола;

в) то же, что в предыдущих заданиях, но в различных и.п.: стоя на коленях, сидя, лежа и т.п.;

г) ловля после отскока мяча, посланного игроком в стену на различной высоте;

д) то же, что в упр. а, б, г, но в сочетании с различными двигательными действиями после выпуска мяча: присесть-встать, повернуться на 90°–360° прыжком, кувырок вперед или назад и т.п.;

4) упражнения в ловле мяча, посланного партнером:

а) ловля мяча, набрасываемого партнером навстречу по навесной траектории в заранее поставленные кисти нападающего;

б) то же, но партнер набрасывает мяч, изменяя траекторию его полета: над головой, на уровне головы, на уровне груди, пояса, отскочившего от площадки или катящегося по полу;

в) то же, но осуществляя ловлю с вышагиванием навстречу мячу;

г) ловля мяча, набрасываемого сбоку или поступающего сзади-сбоку по отношению к упражняющемуся игроку;

5) то же, что в упр. 4, но в сочетании с выполнением различных двигательных действий на месте непосредственно перед ловлей мяча: кувырка вперед или назад, прыжка с поворотом на 90–360°, приседания и т.п.;

6) выполнение разновидностей ловли мяча, посланного партнером, после предшествующего передвижения игрока и остановки произвольным способом;

7) ловля неточно посланных передач партнера: мяч преднамеренно не добрасывается, перебрасывается или направляется в сторону от нападающего, стремящегося надежно овладеть им;

8) вариативное выполнение разновидностей ловли мяча после нацеленных передач партнера, исполняемых с различных дистанций разными способами:

а) с изменением усилий, прикладываемых к мячу передающим игроком;

б) с варьированием траектории полета мяча (навесной, прямой, высокой, средней, низкой, с отскоком от пола, катящихся по полу мячей);

в) с чередованием направления полета мяча по отношению к обучаемому ловле игроку: спереди, сбоку, сзади-сбоку;

9) выполнение разновидностей приема в эстафетах и подвижных играх типа: «Гонка мячей», «Передай мяч и садись», «Мяч ловцу» и т.п.;

10) ловля мяча, посланного партнером, на месте с вышагиванием в условиях пассивного сопротивления условного защитника;

11) то же, что в упр. 10, но в игровых заданиях с активным противодействием защитника в условиях численного превосходства нападающих: упр. типа "Не давай мяч водящему";

12) осуществление разновидностей ловли мяча в сочетании с др. игровыми приемами: передачами, остановками, ведением мяча и т.д. (по мере освоения техники игры);

13) воспроизведение разновидностей приема в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- к обучению ловле переходить после овладения техникой держания мяча;

- процесс обучения начинать с ловли мяча, летящего на уровне груди; в дальнейшем осваивать все способы выполнения приема, варьируя траекторию и скорость полета мяча, направление и разновидности передач;

- при использовании индивидуальных упражнений в ловле мяча применять групповой метод организации занимающихся;

 - упражнения с партнером выполнять фронтальным методом в парах, в тройках и т.д. в зависимости от наличия инвентаря и этапа обучения;

- мяч вначале набрасывать по удобной траектории и точно в руки обучающемуся игроку; на этапе совершенствования варьировать расстояние между партнерами, усилия, прикладываемые передающим партнером к мячу, практиковать преднамеренно неточные передачи, вынуждающие ловящего мяч игрока совершать выпады или короткие скоростные перемещения к нему в различных направлениях;

- активно использовать задания на переключение: вначале выполнению ловле мяча могут предшествовать разнообразные двигательные действия на месте, а затем перемещения к мячу;

- на этапе совершенствования варьировать разновидности ловли в сочетании с выполнением других изученных приемов техники нападения;

- активность защитных противодействий увеличивать по мере закрепления техники ловли; активные формы защиты вначале применять в условиях численного большинства нападающих, постепенно приближая условия противоборства к игровым;

- при ловле мяча:

а) смотреть на мяч до момента касания его пальцами;

б) тянуться руками навстречу мячу, одновременно совершать вышагивание впередистоящей ногой;

в) кисти держать на одном уровне, образовывая ими полусферу («воронку»);

г) адекватно изменять положение кистей в зависимости от направления и траектории полета мяча;

д) плечевой пояс и руки не закрепощать;

е) захватывать мяч пальцами, ладонями мяча не касаться (кроме ловли мяча одной рукой без захвата мяча пальцами);

ж) начинать уступающее движение руками и ногами в момент касания мяча пальцами;

з) овладев мячом, укрывать его от соперника и быть готовым к быстрым последующим действиям.

 

Основные ошибки при ловле мяча двумя руками на месте:

- при ловле мяча, летящего навстречу:

1) игрок не сопровождает полет мяча взглядом или периферическим зрением до момента овладения им;

2) отсутствует встречное движение руками и вышагивание к мячу: попытка ловли мяча у туловища затруднена в связи с отсутствием возможности для амортизационного движения;

3) положение кистей не соответствует высоте или направлению полета мяча;

4) кисти обращены ладонями друг к другу или широко расставлены в стороны – мяч проходит между рук;

5) ладонь и ногтевые фаланги пальцев находятся в одной плоскости или отсутствует уступающее движение рук во время прикосновения к мячу – мяч, ударившись о кисти, отскакивает в обратном направлении;

6) преждевременное сгибание рук до момента касания мяча пальцами, влекущее за собой попытку ловли его ладонями - потеря контроля над мячом или дополнительная его обработка;

7) слишком высокое или низкое положение мяча после ловли - игрок не готов к дальнейшим действиям;

8) отсутствие укрывания мяча выставленными в стороны локтями и туловищем после овладения им – соперник получает возможность для выбивания и овладения мячом;

- при ловле мяча, летящего сбоку:

1) кисти располагаются на разном уровне;

2) игрок поворачивается грудью к направлению полета мяча;

- при ловле мяча, летящего сзади-сбоку:

1) игрок предварительно не вытягивает вперед в сторону дальнюю от полета мяча руку и не контролирует его поворотом головы назад;

2) при приближении мяча поворачивается всем туловищем к мячу;

3) останавливая мяч одной рукой, запаздывает с подхватыванием другой: роняет мяч на пол;

4) отсутствует своевременная амортизация руками после захвата мяча двумя кистями: длительная обработка мяча;

- в завершающей фазе разновидностей ловлизамедленное поднимание ("взведение") мяча в исходное положение для последующего атакующего действия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...