Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обучение передачам мяча с разбега




 

В игровых условиях передачи с разбега позволяют развивать атаку, не снижая ее скорости и темпа, и могут выполняться при движении игроков навстречу друг другу (встречная передача) или при параллельном их движении, когда игрок, получающий мяч опережает партнера и находится впереди-сбоку от него (поступательная передача).

Согласно правилам гандбола, игрок с мячом в руках может выполнять не более трех шагов. Причем перемещаться с мячом можно с места или после овладения им в движении: после передачи партнера или собственного ведения. Один шаг считается выполненным, если игрок оторвал ногу от пола и вновь поставил ее на площадку; совершил любой прыжок с мячом в руках или приставной шаг (переставил по площадке одну ногу и приставил к ней другую). Этими особенностями правил, а также законами биомеханики диктуются содержание, рациональная последовательность и ритмо-темповые характеристики движений различных звеньев тела при выполнении данного приема техники игры в гандбол.

По структуре работы верхних конечностей передачи с разбега соответствуют технике одноименных передач с места. Но выполняются в сочетании с трехшажным ритмом движения нижних конечностей с места либо после ловли мяча от партнера при перемещениях. Передачи с разбега могут осуществляться и после завершения нападающим ведения.

Движения нижних конечностей по ритмо-темповым характеристикам аналогичны движениям при остановке торможением одной ногой (на шагах). Используется трехшажный ритм работы ног с их упругой постановкой на всю стопу без разворота носка: прямо по направлению движения. Гандболист может применять разбег обычными шагами, со скрестным шагом, с приставным шагом или с подскоком. Наиболее распространенными являются передачи в движении с использованием первых двух вариантов разбега.

Изучение передач с разбега начинают после того, как изучена остановка торможением одной ногой, ловля мяча двумя руками, остановка на шагах с ловлей мяча и основные разновидности передач на месте. Сначала осваивают способы встречной, а затем поступательной передачи с разбега.

А. Обучение встречным передачам мяча с разбега

Теоретические предпосылки

Встречные передачи с разбега предназначаются длявзаимодействия нападающих при развитии и реализации завершающей стадии атаки. Они могут выполняться хлестом, толчком или кистью, сверху, сбоку или снизу. Партнер, которому направляется мяч, может стоять на месте лицом к передающему игроку или совершать встречное движение. Как отмечалось выше, правилами разрешено исполнять передачу в движении после разбега с места либо, используя разбег в ходе получения мяча от партнера при перемещении. Указывалось также, что чаще всего для передач мяча гандболисты применяют трехшажный разбег обычными шагами или с одним скрестным шагом. Реже встречается разбег с приставным шагом или с подскоком.

Исходное положение – игрок стоит на месте, владея мячом, или передвигается без мяча бегом в высокой стойке, туловище незначительно наклонено вперед, голова поднята, руки полусогнуты и совершают ритмичные движения.

Подготовительная фаза при передаче после разбега с места начинается шагом разноименной с рабочей рукой, мяч перекладывается в одну руку. При передаче с получением мяча от партнера в движении на первом, удлиненном шаге встречным движением выпрямленных в сторону мяча рук производится ловля мяча. На втором шаге, который в зависимости от варианта разбега может быть обычным или скрестным, осуществляется вынос мяча в исходное положение для выполнения передачи: вверх-назад, в сторону-назад, к груди, к плечу, к голове, или к бедру. При подготовке передачи хлестом нападающий одновременно с замахом производит поворот туловища в сторону мяча.

В основной фазе с началом третьего шага игрок вносит изменения в положение туловища, рук, кисти с мячом в соответствии с техникой избранной передачи и характером сопротивления соперника. А с момента его завершения (постановки ноги на площадку) совершает хлестообразное, толчковое или кистевое движение в направлении партнера с выпуском мяча в конце очередного вышагивания, но до момента постановки ноги на площадку на четвертом шаге (без пробежки).

Завершающая фаза – после выпуска мяча плечевой пояс расслабляется, игрок восстанавливает рациональное положение всех звеньев тела и продолжает бег вслед мячу или совершает маневр, продиктованный изменением игровой ситуации.

Средства обучения встречным передачам мяча с разбега:

1) объяснение и показ;

2) имитация шагов разновидности разбега и соответствующих изучаемой передаче движений рабочей рукой с места по разделениям (с фиксацией граничных поз);

3) то же, что в упр. 2, но с целостным воспроизведением всех фаз изучаемого приема;

4) выполнение изучаемого способа передачи после разбега с места, направляя мяч неподвижно стоящему игроку;

5) выполнение разновидности передачи с разбега неподвижно стоящему игроку, снимая мяч с кисти вытянутой в сторону руки партнера в ходьбе, а затем в беге;

6) то же, что в упр. 5, но партнер при приближении игрока, выполняющего прием, слегка подбрасывают мяч вертикально вверх;

7) выполнение ловли-передачи в движении: мяч набрасывается навстречу набегающему игроку в заранее указанной точке площадки, обозначенной линией разметки, набивным мячом и т.п.;

8) то же, что в упр. 7, но после встречной передачи партнера с отскоком от пола, выполненной с места по условному звуковому сигналу набегающего игрока;

9) то же, что в упр. 8, но после встречной передачи партнера по навесной и прямой траектории;

10) то же, что в упр. 8–9, но варьируя момент передачи мяча набегающему игроку, способ передачи и траекторию ее полета;

11) выполнение разновидностей встречной передачи мяча в движении, варьируя способ трехшажного разбега: обычными шагами или со скрестным шагом;

12) вариативное выполнение изучаемого приема в целом после разбега с места и с получением мяча в движении, направляя мяч перемещающемуся навстречу партнеру;

13) то же, что в упр. 11, но при перемещениях занимающихся из встречных колонн;

14) то же, что в упр. 13, но варьируя скорость встречных перемещений;

15) то же, что в упр. 14, но со сменой направления движения до или после выполнения приема: перемещения змейкой осуществляются между переносными стойками, набивными мячами или неподвижно стоящими игроками;

16) то же, что в упр. 12, но со сменой направления перемещения после передачи при различных построениях занимающихся: в трех, в четырех колоннах;

17) выполнение разновидностей встречных передач с разбега в эстафетах и подвижных играх типа "Сохрани мяч", "Охота с мячом", "Запятнай мячом", "10 передач" и т.п.;

18) воспроизведение разновидностей встречных передач с разбега в сочетании с другими игровыми приемами нападения (по мере их изучения); 

19) то же, что в упр. 18, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- обучение передачам в движении начинать после освоения техники разновидностей ловли и передач на месте и остановки на шагах с ловлей мяча;

- количество подводящих упражнений варьировать в зависимости от уровня подготовленности учащихся: укорачивать или удлинять цепочку предложенных выше заданий;

- начальное изучение структуры движения производить в облегченных условиях:

а) после разбега с места;

б) овладевая неподвижным мячом;

в) перемещаясь на невысокой скорости;

г) совершая передачу мяча стоящему на месте партнеру;

д) направляя мяч обучающемуся игроку с отскоком от пола, по навесной траектории и в заранее указанный момент его перемещения, обозначенный на площадке ориентиром, либо по его условному звуковому сигналу (например, "оп", "дай" и т.п. );

- по мере освоения техники приема приближать условия его выполнения к игровым:

а) изменять дистанцию между игроками в исходном положении и по ходу их перемещений;

б) варьировать скорость и направление перемещений;

в) чередовать способы передач и их траекторию;

г) применять различные варианты трехшажного разбега (обычными шагами или со скрестным шагом);

д) менять число занимающихся, задействованных в упражнениях, и количество используемых мячей;

е) осуществлять выход на мяч после обманного движения и освобождения от опеки условного защитника;

- в игровых заданиях ориентировать занимающихся на выполнение передач в движении без нарушения правила «пробежки»;

- при выполнении передач с разбега:

а) разбег с места выполнять на естественной скорости;

б) при получении мяча в движении своевременно выходить на него;

в) не снижать скорости перемещения и не останавливаться в момент встречи с мячом;

г) выполнять ловлю мяча на удлиненном шаге одноименной с рабочей рукой ноги;

д) вытягивать руки навстречу мячу, обхватывать его пальцами;

е) контролировать полет мяча взглядом с момента вылета до момента захвата его кистями;

ж) амортизационное уступающее движение руками и последующий замах выполнять быстро с началом второго шага; мяч выносить в и.п. для передачи кратчайшим путем;

з) сохранять устойчивое положение в момент ловли мяча и шагов разбега за счет постановки ног упруго на всю стопу, прямо по направлению движения;

и) переход от подготовительной фазы к основной производить без остановки и пауз в работе передающей руки и без смены ритма движения ног при разбеге;

к) разгон мяча избранным способом начинать с постановкой ноги на пол на третьем шаге и началом очередного вышагивания (четвертого шага);

л) заканчивать выпуск мяча до момента постановки стопы на площадку на четвертом шаге: без пробежки;

м) направлять мяч партнеру через указательный палец рабочей кисти;

н) сохранять основные параметры техники избранной разновидности передачи; выпускать мяч законченным движением хлеста, толчка или кисти в направлении адресата;

о) следить за перемещением партнера, которому направляется мяч, периферическим зрением: прямо на него стараться не смотреть;

п) после выполнения передачи расслаблять плечевой пояс, быстро восстанавливать устойчивое положение и быть готовым к мгновенному изменению скорости и направления последующего перемещения.

Основные ошибки при выполнении встречных передач мяча с разбега:

1) рассогласование движения верхних и нижних конечностей: начало разбега с места (обычными шагами или со скрестным шагом) с одноименной с рабочей рукой ноги;

2) замедленный темп разбега с места или нарушение его ритмовой структуры: скованное неуверенное исполнение трехшажного разбега или медленное воспроизведение скрестного шага;

3) постановка стоп с носка при разбеге: неустойчивое положение игрока, затрудняющее внесение корректив в дальнейшие действия в случае неожиданной смены игровой ситуации (например, в условиях активного противодействия защитника, перекрывающего пространство для готовящейся передачи, требуется выполнить остановку с ловлей мяча или опорный бросок с разбега) – большая вероятность совершения технической ошибки;

4) несвоевременный выход на мяч при овладении им в движении;

5) остановка перед ловлей мяча или замедление скорости перемещения в момент встречи с мячом;

6) отсутствие удлиненного шага при ловле мяча;

7) ошибки при ловле:

а) ловля мяча согнутыми руками у туловища или попытка захвата мяча ладонями;

б) излишне закрепощенные верхние конечности;

в) отсутствие уступающего движения после захвата мяча пальцами или замедленное его выполнение;

8) рассогласование работы рук и ног в подготовительной фазе передачи мяча с разбега:

а) ловля мяча на шаге разноименной ноги при разбеге обычными шагами, со скрестным шагом или с приставным шагом;

б) медленное, несвоевременное подготовительное движение при замахе или отсутствие замаха на втором шаге: запаздывание выноса мяча в и.п. для передачи;

в) задержка мяча в и.п. для передачи, ведущая к запаздыванию выпуска мяча, - пробежка;

9) нерациональное расположение рабочей руки или других звеньев тела после замаха, закрепощенная кисть;

10) скованность («зажатость») при обработке мяча и выполнении передачи;

11) нарушение рациональной последовательности включения звеньев тела, участвующих в разгоне мяча в основной фазе (например, опережающее локоть движение кистью при передаче хлестом);

12) незаконченное движение при выпуске мяча: полусогнутая рука при разгоне мяча толчком, нет захлестывающего движения кистью при разгоне мяча хлестом или при кистевых передачах, нет скатывания мяча с кончиков пальцев или направляющего движения указательным пальцем (мяч летит «вяло», без обратного вращения или неточно - не доходит до партнера или неудобен для обработки);

13) слишком резкое выпрямление рабочей руки без учета дистанции до партнера (неадекватное усилие, прикладываемое к мячу) или мячу придается не обратное, а поступательное вращение: мяч летит с запредельной скоростью или вращается в сторону партнера - неудобен для обработки;

14) опущенное положение головы или глаз в подготовительной или основной фазе приема: потеря зрительного контроля над мячом при ловле или над расположением партнера при передаче – большая вероятность потери мяча.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...