Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Последовательность обучения технике игры




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Гандбол – командная спортивная игра с нестандартными движениями и динамической силовой работой переменной мощности. Для нее характерны высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей, психических возможностей и личностных качеств.

Основу соревновательной деятельности гандболистов составляют естественные двигательные навыки: ходьба, бег, прыжки, метание. Целью игры являются поражение ворот соперников и защита в неприкосновенности своих. Для этого полевыми игроками и вратарем используются специфические двигательные действия без мяча (многообразные перемещения с различной интенсивностью и частой сменой направления, остановки, финты, блокирование соперников и т.д.) и с мячом (ловля, передачи, ведение, броски по воротам, приемы противодействия и овладения мячом). Причем играют в гандбол (ручной мяч) руками, что обеспечивает высокую результативность игровых действий (большой итоговый счет) и вызывает дополнительный интерес у зрителей и спортивный азарт у занимающихся. Играть в гандбол увлекательно в любом возрасте и на любом уровне.

Игровое противоборство в гандболе требует комплексного взаимосвязанного проявления всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения.

Игра в гандбол отличается выполнением интенсивных действий в условиях дефицита времени и сверхбыстрой смены игровых ситуаций. А следовательно, повышенные требования предъявляются к психическим качествам и интеллектуальным свойствам личности. Многократное решение тактических задач в ходе игрового соперничества сопровождается совершенствованием механизмов приема, переработки, хранения и передачи информации, принятия адекватных решений и их реализации. Оперативность и творческий потенциал мыслительной деятельности обеспечивают эффективность технико-тактических действий гандболистов. К числу наиболее значимых психических свойств личности, совершенствующихся при занятиях гандболом, относятся интенсивность и концентрация внимания, его устойчивость и быстрота переключения, способность к воссоздающему воображению (предвидению дальнейших событий).

Наконец, высоко эмоциональное контактное игровое соперничество формирует характер. Целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, сила воли, уверенность в себе, чувство взаимопонимания и коллективизма, умение подчинять индивидуальные интересы командным – далеко не полный перечень личностных качеств, необходимых для достижения спортивного результата в гандболе.

В гандбол играют как в зале, так и на открытых площадках. На свежем воздухе возникают дополнительные возможности для оздоровления и закаливания занимающихся. А простота оборудования игровой площадки делают эту спортивную игру доступной для всех желающих.

Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся в сочетании с простотой и демократичностью правил игры позволяет рассматривать гандбол не только как увлекательный вид спорта, но и как одно из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды. Благодаря этим функциям игра в гандбол широко используется в отечественной системе народного образования.

Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников применяют различные подвижные игры и эстафеты с элементами гандбола. Школьники среднего и старшего возраста имеют возможность заниматься гандболом на уроках физической культуры и в спортивных секциях, а наиболее одаренные привлекаются к систематическим занятиям в группах подготовки ДЮСШ и СДЮШОР.

В средних специальных и высших учебных заведениях гандбол используется на академических занятиях и факультативных. Существует также широкая сеть спортивных состязаний разного ранга, участие в которых оказывает на студентов ни с чем не сравнимый кумулятивный тренировочный и воспитательный эффект.

В ранее изданной специальной литературе широко освещаются вопросы теории и практики спортивной тренировки гандболистов различного уровня мастерства. Гораздо в меньшей мере раскрыты аспекты преподавания гандбола как комплексного средства физического воспитания подрастающего поколения. Успешность же профессиональной педагогической деятельности специалиста физической культуры всецело зависит от его теоретической подготовленности, научной образованности и эрудиции, знания современных обучающих технологий и степени владения методикой обучения конкретному разделу учебной программы.

Настоящее пособие подготовлено в соответствии с учебной программой по спортивным играм, разработанной на основе государственного образовательного стандарта подготовки педагога по физической культуре. Оно посвящено проблеме начального обучения технике нападения игры в гандбол. Раскрыты содержание обучения, его структура и закономерности; дана последовательность прохождения материала. Представлен обширный дидактический материал, включающий систематизированное описание всех игровых приемов нападения, блоки средств и методов для овладения навыками игры; перечень организационно-методических указаний и возможных ошибок.

Пособие адресовано студентам факультета физической культуры педагогических университетов и институтов, учащимся педагогических колледжей и лицеев, учителям школ и тренерам.


    Глава 1.

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

1.1. ОСНОВНОЙ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ 

 

Теоретическая подготовленность современного специалиста физической культуры основывается, прежде всего, на знании специальной терминологии. Рассмотрим сущность понятий, базовых для теории и методики обучения технике гандбола.

Гандбол – это командная спортивная игра, известная в России также под названием ручной мяч. В настоящее время последнее название официально упразднено.

Гандболист – спортсмен, на профессиональном или на любительском уровне занимающийся гандболом; участник игры в гандбол.

Соревновательная деятельность – игровая деятельность в условиях соревнований.

Игровая деятельность – сознательная коллективная двигательная деятельность в условиях спортивного противоборства, регламентированная правилами игры и направленная на достижение победы над соперником.

Техника игры – это совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.

Понятие прием техники обозначает систему движений, сходных по структуре и направленных на решение одно-типовой игровой задачи. Например, с помощью бросков осуществляется взятие ворот соперника, а передачи мяча предназначены для розыгрыша мяча между партнерами и т.д.

Техника игрового приема – это наиболее эффективное, оправданное с позиции биомеханики использование данного игрового действия, дающее наилучший практический результат.

При выполнении каждого игрового приема в его структуре можно выделить три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Они различны частными двигательными задачами и конкретными особенностями элементов движений для их решения. В подготовительной фазе гандболист создает предпосылки для эффективного решения основной двигательной задачи выполняемого приема. В основной фазе непосредственно реализуется главная двигательная задача. И, наконец, завершающая фаза обеспечивает игроку готовность к дальнейшему участию в игре. Разделение целостного движения на фазы носит условный характер и необходимо, прежде всего, для повышения результативности процесса обучения занимающихся рациональной технике. В связи с этим важное значение имеет педагогический контроль за выполнением элементов движения в каждой фазе. Ориентиром для такого контроля служит взаимное расположение звеньев тела игрока в момент смены фаз – граничная поза. Педагогическое мастерство учителя при обучении заключается в оперативности внесения корректив в граничные позы по ходу выполнения изучаемого двигательного действия. Для обеспечения оптимального результата иногда достаточно подправить один из элементов движения или исходное положение.

Существует также понятие способ выполнения приема. Он определяется устойчивостью (стабильностью) основных признаков техники приема: пространственно-временных, силовых и ритмовых. Например, существует несколько способов выполнения передач мяча: одной или двумя руками; сверху, сбоку или снизу; толчком, хлестом или кистью; с места в движении или в прыжке и т.п.

Способы выполнения приемов имеют разновидности, т.е. отличаются деталями в системе движения. Так, ведение мяча в гандболе бывает одноударным и многоударным.

Еще более разнообразной представляется техника игры с учетом условий выполнения игровых приемов: расстояния, направления, отношения к опоре, степени сопротивления соперников.

В связи с многообразием характеристик игровых приемов с целью их систематизации используют классификацию – распределение по разделам и группам на основе общих признаков. По характеру игровой деятельности выделяют два основных раздела: технику полевого игрока и технику вратаря. Направленность игровой деятельности позволяет выделить подразделы: технику нападения и технику защиты. В технике нападения выделяют две группы: технику перемещений и технику владения мячом; а в технике защиты – технику перемещений и технику овладения мячом. Каждый технический прием, входящий в ту или иную группу, может исполняться тем или иным способом, у которого есть несколько разновидностей. И, наконец, любой из них воспроизводится в определенных условиях.

Под термином методика обучения в теории физической культуры подразумевается совокупность хорошо продуманных действий педагога, обеспечивающих эффективное освоение занимающимися изучаемого учебного материала. Для уроков гандбола – это профессионально организованный путь формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков игры.

Методика обучения предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий для решения образовательных задач. Сюда относятся: соблюдение логической последовательности и преемственности в освоении материала; отбор доступных и наиболее результативных методов и средств обучения, нормирование нагрузок; рациональная организация занимающихся на уроке; выбор места учителем, грамотное использование им терминологии, команд и указаний; создание соответствующего эмоционального фона занятий; своевременное исправление ошибок благодаря применению эффективных методических приемов и индивидуальному подходу к учащимся.

Успешность деятельности педагога в целом зависит от его умения построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения – общими положениями, отражающими закономерности педагогического процесса. К их числу относятся общеизвестные дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, доступности, постепенности и последовательности, систематичности и прочности, адаптированные к специфической игровой деятельности.

Практическая реализация принципов обучения в ходе решения конкретных педагогических задач, поставленных на отдельно взятом занятии, подразумевает использование адекватных средств и методов обучения. На уроках по гандболу используют как общепедагогические средства: слово и сенсорно-образные воздействия, так  и специальные средства: вспомогательные и основные физические упражнения (подготовительные, подводящие, упражнения сопряженного характера, упражнения по тактике, игровые упражнения, подвижные и учебные игры, соревнования).

Конкретный эффект любого педагогического средства определяется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т.е. методом. На занятиях по гандболу используют традиционные для уроков физической культуры методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, беседу, разбор), наглядные (показ упражнений, демонстрация визуальных материалов и т.п.), практические (метод упражнения, сопряженных воздействий, игровой и соревновательный).

Успешность процесса обучения определяется также уровнем его организации. Среди методов организации занимающихся выделяют фронтальный, поточный, проходный, групповой, круговой тренировки, индивидуальных заданий.

Наибольший эффект дает рациональное сочетание основных дидактических принципов, средств и методов, методов организации учащихся и их варьирование с учетом результативности предыдущих этапов обучения и особенностей предстоящей педагогической деятельности с конкретным контингентом.

 

 

 




Последовательность обучения технике игры

Приступая к изучению техники игры в гандбол, педагог должен выстроить весь материал в логической последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учета возрастных особенностей учащихся.

Технике полевого игрока целесообразно обучать в определенной последовательности:

- обучение стойкам и передвижениям;

- обучение технике владения мячом в нападении;

­ обучение технике овладения мячом и противодействия в защите.

Это, безусловно, не означает, что приемам игры в защите следует обучать, только когда освоена вся техника нападения. Принципиальным является, что обучению конкретному контрприему должно предшествовать овладение соответствующим атакующим действием.

Функцию вратаря на занятиях гандболом в школе осваивают только некоторые ученики. Соответственно технике вратаря обучают индивидуально или в небольшой группе на добровольной основе. Игровые приемы вратаря изучаются в таком порядке:

- обучение стойкам и передвижениям;

- обучение технике ловле и задержания мяча;

- обучение технике владения мячом.

В процессе обучения технике игры необходимо постоянно помнить о неразрывной взаимосвязи между двумя его сторонами – образованием и воспитанием, стремиться к ее реализации на каждом занятии. Здесь имеется в виду взаимосвязь между формированием двигательных навыков и воспитанием (развитием) двигательных способностей. Так, например, изучению передач мяча должно предшествовать использование заданий на развитие скоростно-силовых качеств верхних конечностей (метание набивных и теннисных мячей и т.п.), которые выполняются в соответствии с рациональной структурой этого игрового приема. Это создаст предпосылки для дальнейшего сопряженного совершенствования данного приема и специфического для него физического качества на этапе совершенствования.

Такая же двуединая связь при обучении должна прослеживаться между техническими и тактическими аспектами игровых приемов. Эта взаимосвязь определяется спецификой самой игры, где игровые действия применяются исключительно в определенных игровых ситуациях.

Следовательно, параллельно с изучением рациональной техники приемов необходимо осваивать индивидуальные тактические действия. Как только сформирована основная структура двигательного действия, и учащиеся овладели правильным ее выполнением на фоне проявления необходимого физического качества, целесообразно создавать условия ситуационного обучения. Подразумевается дальнейшее совершенствование технического приема в наиболее типичных для него искусственно созданных ситуациях игрового противоборства. Например, на этапе совершенствования при обучении опорным броскам мяча в упражнения вводится защитник, вначале неподвижно обозначающий заданную позицию, затем пассивно, ограниченно активно и, наконец, активно противодействующий бросковым движениям. Цель - научить нападающего "пробиванию" защитника, используя "слабые зоны" его стойки.

Для закрепления освоенных навыков игры в гандбол весьма эффективны игровые задания и подвижные игры, которые создают благоприятный эмоциональный фон и моделируют условия игрового соперничества.

На завершающей стадии овладения техническим приемом или технико-тактическим действием предлагают его использование в соревновательных условиях, будь то соревнование в точности, быстроте его выполнения и т.п. или в эффективности его применения в двусторонних учебных играх. Для акцентированного совершенствования конкретного навыка игры здесь возможно использование специальных методических приемов, принуждающих к многократному повторению данного игрового действия или к воспроизведению его в более сложной, экстремальной обстановке: уменьшение или увеличение размеров площадки, количества игроков, времени игры; введение в игру второго мяча; наложение ограничений на выполнение определенных приемов (запрещение ведения, строгий лимит количества передач определенным способом или их количества до завершающего броска, завершение атак только указанным способом и др.); усложнение или упрощение условий выполнения игровых приемов (игра облегченным или утяжеленным мячом, применение ворот уменьшенных или увеличенных размеров и т.п.).

Участие в учебных играх и официальных соревнованиях вызывают у занимающихся наибольший интерес и дает толчок к дальнейшему совершенствованию их технического потенциала.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...