Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рисование. Знакомство с русским костюмом и составление узора




Программное содержание, продолжать знакомить с рус­ским народным костюмом, с творчеством хохломских, горо-децких, дымковских мастеров; закрепить умение рисовать узоры по мотивам хохломы, городца, дымковских игрушек.

Материал: русские народные костюмы и головные убо­ры женские и мужские; павл о во посаде кие платки; фартуки с узорами; изделия Хохломы, Городца, Полхова-Майдана, дымковская игрушка; пособие «Русский народный костюм»; детали костюмов для росписи: тесьма для передников из ткани, передники, юбк'и, кокошники из картона цвета бе­лого, желтого и цвета охры.

Ход занятия. Выставка русского народного костюма и изделий народного искусства: городецких, хохломских, Пол­хова-Майдана, павловопосадских платков. 178



«Что вы видите на нашей выставке? Какие это костю­мы? Как называются части костюмов? (Рубаха, сарафан, штаны, кушаки, кокошники, ленты, повязки*) Чш украшены сарафа­ны, рубахи, кокошники? (Тесьмой.) Когда люди носили такую одежду?»

Дети рассматривают головные уборы.

«Повязка — девичий головной убор, отличается от жен­ских. Девушки могли не покрывать голову, а в праздник надевали повязку. Повязка имела твердую основу, сзади за­канчивалась мягкими лентами. Для повязок применялись бархат, золотое шитье, вышивка бисером, жемчугом, буса­ми. Праздничные кокошники имеют различную форму, очень красиво оформлены, расшиты золотом, драгоценными кам­нями.

"Сорока" с кичкой состоит из двух частей: кички — твердого основания, и "сороки" — чехла. "Сорока" может быть праздничной и на каждый день. Отсюда и разные украшения. Праздничные "сороки" украшались шерстяными или бисерными кистями, белыми шариками из пуха, зо­лотой вышивкой, кружевной оборкой. "Сороки" на каж­дый день были более скромными. Кичка может быть «ро­гатой».

Головка-кика — высокая цилиндрическая по форме шапка с небольшими ушками. Под влиянием древнерусских жен­ских шапок выполнялась из цветного бархата, расшитого сплошным узором из золотой нити и жемчуга. Спереди по нижней части шла широкая узорная полоса из золотых и серебряных нитей, мелкого жемчуга, кусочков перламутра и цветных стекол. Каждая форма орнамента очерчивалась металлическими нитями.

Высокий островерхий кокошник предназначался для жен­ского праздничного костюма. Кокошник имел твердую по­верхность спереди и мягкую сзади. Украшенный перламут­ром, бисером, а у богатых — жемчугом и драгоценными камнями, со спускающейся на лоб ажурной сеткой из руб­леного перламутра, кокошник придавал женщине гордели­вость и величавость.

Платки и шали — неотъемлемая часть русского женско­го костюма, они могут быть хлопчатобумажные, шелко­вые и шерстяные с набивным или вытканным рисунком.

179


Но самым нарядным был платок из шелка, шитый золо­том и серебром. Платки носили по-разному, сочетали с головными уборами. Павловой осаде кие платки, которые вы видите на нашей выставке, украшены ярким, пышным цветочным рисунком. С большим искусством мастера впи­сывали орнамент в квадрат, середину украшали крупными цветами, собранными в большой букет, углы — неболь­шими букетами. По краю проходит кайма. Платки украша­ли кистями». -

Дети подходят к изделиям русских народных мастеров, рассматривают их, называют элементы узоров. Воспитатель напоминает детям, что скоро в детском саду будет ярмарка, на которую привезут изделия разных художественных про­мыслов, и предлагает украсить костюмы и головные уборы в стиле росписей одного из промыслов.

Дети выбирают детали костюма, головные уборы и на­чинают украшать элементами росписи. После выполнения работы воспитатель укрепляет детали на костюмах, и дети примеряют их перед зеркалом.

«Делу время, а потехе час! Хорошо потрудились, а те­перь можно спеть да сплясать!»

Дети берут музыкальные инструменты и поют частушки.

Велика Россия наша И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.

Золотая Хохлома,

Ей не налюбуются.

И в Париже и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

Любовались гости чудом Громко восхищалися, Городецкой красотой Сраженные осталися.

В Гжели делают посуду, Столько радости для глаз, Подрастают мастерицы, Может быть, и среди нас.

180


Я куплю себе свистульку, Буду трели выводить, Мастеров из славной Дымки Никогда нам не забыть.

Наша русская матрешка Не стареет много лет, В красоте, таланте русском Весь скрывается секрет.

Ты играй, моя гармошка, Ты, подруга, подпевай, Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй! И. Кадухина

Рисование по мотивампавловопосадских платков

Программное содержание: закрепить знание о средствах выразительности декоративного украшения павловопосад-ского платка: цвете, композиции; учить выделять середину, углы, край; закрепить знание о характерных элементах рос­писи (цветах, листьях, кайме, их цветовой гамме), учить строить композицию; учить договариваться о совместной деятельности, согласовывать действия, свой замысел с за­мыслом товарища.

Материал: павловопосадские платки; бумага зеленого, вишневого, черного цвета; общая основа — бумага размером 60 х 60 см; для каждого ребенка бумага размером 20 х 20 см; гуашь, кисти разных размеров.

Ход занятия. В «русской избе», в «горнице» представлена выставка павловопосадских платков разных размеров, раз­ного цвета. Воспитатель обращает внимание детей на красоту рисунков, созданных руками мастериц.

«С давних времен русские женщины-рукодельницы укра­шали свою одежду вышивкой, кружевами, тесьмой, золотой и серебряной ниткой, жемчугом, бисером и даже драгоцен­ными камнями. От этого одежда становилась красивой, на­рядной. Когда шла русская девица-красавица, о ней говори­ли, что выступает будто Пава, сравнивали ее с лебедушкой. Дополнял одежду девушки, женщины красивый расписной,

181


яркий, нарядный платок, надетый на голову или накинутый на плечи. Вот такой, как у нас на выставке».

Дети рассматривают платки, любуются ими, описывают свое впечатление.

«Недалеко от Москвы есть старинный город Павловский Посйд. Этот город знаменит тем, что издавна делают здесь удивительной красоты платки. По черному, вишневому, зе­леному, оранжевому, белому фону словно рассыпаны цветы и листья, а чаще — букеты или даже гирлянды из роз, георгинов, пионов, лилий, ромашек, колокольчиков В яр­ких рисунках иногда сочетается сорок красок. Такой пла­ток — будто сказочная поляна с цветами. В каждом платке — душа художницы, ее фантазия, мастерство. Особенно кра­сиво украшены углы, кайма».

Далее воспитатель беседует с детьми.

«Как называется город, в котором делают такие краси­вые платки? (Павловский Посад.) В чем их красота? (В цве­те.) Чем украшены платки, какими цветами? (Перечисля­ют.) Как располагается рисунок на платке? (Цветы собраны в букеты, гирлянды.) Как называется край платка? (Кайма.) Как можно ее украсить? (Прямой, волнистой, зигзагообразной линией.) Что главное в украшении платка? (Углы.) Что на­рисовано около цветов?» (Цветы как будто лежат в лис­точках.)

Воспитатель предлагает детям выбрать небольшие листы для составления узора одного платка, уточнить их назначе­ние: центр, четыре угла, четыре переходные части. Дети де­лятся на подгруппы по девять человек, выбирают цвет платка. Четверо детей рисуют букет из крупных цветов на своих квадратах — это углы с каймой; четверо детей рисуют мел­кие листочки с листьями без каймы; один ребенок рисует один крупный цветок с листьями, который будет нахо­диться в центре платка.

По окончании рисования дети составляют общую ком­позицию. Рассматривают, анализируют, сравнивают «плат­ки», которые нарисовали другие дети.






Советы воспитателю

Выставить павловопосадские платки, определить распо­ложение узора: кайма, углы, центр.

182


Выделить большие и маленькие цветы, листья, кайму. Подготовить листы для рисования, определить деление на части в зависимости от числа детей.

Рисование. Цветы,цветы, цветы

Программное содержание: закрепить и обобщить пред­ставления о русских народных промыслах: павловопосад-ском, жостовском, гжельском; закрепить умение сравни­вать предметы по их назначению, рисунку, колориту, ком­позиции; воспитывать интерес и уважение к народному искусству; учить рисовать цветы по мотивам павловопосад-ских платков; учить создавать коллективную работу, вы­полняя свою часть в соответствии с общим замыслом; раз­вивать чувство композиции.

Материал: жостовские подносы, гжельский фарфор, павловопосадские платки; иллюстрации; основа для платка размером 70 х 70 см, разделенная на квадраты размером 35 х 35 см одного цвета (красного, черного, синего — на выбор); гуашь.

Ход занятия.Выставка жостовских подносов, гжельско­го фарфора, павловопосадских платков, иллюстраций.

«Выйдешь из леса на некошеный заросший луг и от радости ахнешь! Сколько всевозможных цветов! Луг по­хож на цветочный ковер. В зеленой траве белеют ромашки, цветет душистый горошек, а выше всех, веселее всех ко­локольчик. Подует ветерок, закачаются цветы, поклонятся земле. Вдоль ручейка в зеленом болотце густо цветет неза­будка. В поле колосится рожь. Пригнутся колосья от ветра, и сразу становятся видны синие головки васильков. Эта красота с нами всегда. Цветы делают человека добрее и лучше, о цветах сложено много песен и стихов. Цветы уме­ют танцевать», -

Дети читают стихи, а затем исполняют танец на музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов».

«Художники наблюдают за цветами в природе, а потом переносят их изображение на свои изделия. Изделия каких промыслов вы здесь видите? (Жостово, Гжель, Павловский Посад.) Что украшают мастера? (Посуду, подносы, платки.) Чем похожи эти цветы? (Все красивые, яркие.) Чем отлича­ются?» (На гжельской посуде цветы голубые.)

183,


Воспитатель предлагает детям составить рисунок для плат­ка, как это делают мастера Павловского Посада. Каждый должен расписать один уголок, чтобы потом получился це­лый платок. Сначала нужно взять платок, сложить его и рассмотреть 1/4 часть платка, выделить кайму, большой цве­ток и листья, маленькие цветы в середине. После этого дети выбирают бумагу одного цвета (четыре ребенка) и рисуют за одним столом: кайму, цветок большой и маленькие цве­ты, листья. Вместе выбирают цвет, чтобы рисунок был оди­наковый, в конце занятия выкладывают рисунок на основу платка. Когда работа выполнена, воспитатель выбирает пла­ток, где все части рисунка одного цвета, т.е. выполняя кол­лективную работу, дети лучше договорились.

Фиалка

На солнечной опушке Фиалка расцвела — Лиловенькие ушки Тихонько подняла. В траве она хоронится, Не любит лезть вперед, Но всякий ей поклонится И бережно возьмет.

Е. Серов

Незабудки         

Их видимо-невидимо, Не сосчитаешь их!     И кто их только выдумал —

Веселых, голубых?    Должно быть, оторвали От неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали: И сделали цветок.

Е. Серов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...