Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рисование. Гжельская сказка




Программное содержание: формировать потребность в прекрасном; воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу — костюм гжельской краса­вицы для оформления детского сада; закрепить знание эле­ментов гжельской росписи; учить располагать узор в зави­симости от формы предмета (чередование элементов, сим­метрия).

Материал: изделия гжельских мастеров; контурное изоб­ражение русской красавицы в рост человека, заготовки бу­маги различной формы — элементов украшения старинной . женской одежды (кокошник, манжеты, кайма по вороту и подолу, медальоны, серьги и т.д.) по числу детей в группе; гуашь синяя; кисти № 2, 6; запись вариаций на темы рус­ских народных песен в исполнении оркестра Поля Мориа.

Ход занятия. Выставка гжельских изделий оформлена в виде жилой комнаты.

. «Сегодня нас пригласили в гости. Мы отправимся в стра­ну Знаменитых мастеров, а дорогу нам подскажут волшеб­ные слова:

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,  Взамен холста — взял белизну просторов зимних,

русских... И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы,

зацвели сады... - Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо

русской нам зимы, С таким же звонким званьем...

Н. Савченко

Нас ждет хозяйка росписи — Гжель».

Звучит музыка, дети входят в гжельскую светлицу.

«Кто-то в доме прибирал, гостей, видно, поджидал... Тол1 ко где же хозяйка? Покажись нам, гжельская красавица!»

Появляется контурное изображение русской красавицы, но на кокошнике, сарафане узоров нет.

Воспитатель. Что случилось, красавица Гжель? Где же наряд твой праздничный?

172


Гжель. Позавидовала королева Снежная, иноземная уб­ранству моему сказочному и похитила все узоры гжельские с платья моего! Какая я теперь Гжель, кто узнает меня? Как я людям покажусь? Найдутся ли мастера, чтобы по­мочь моему горю?

Воспитатель. Не печалься душа-девица, не кручинь­ся, не перевелись еще на Руси мастера!

Воспитатель обращается к детям за помощью. Дети выби­рают детали костюма и украшают их гжельской росписью. В конце занятия детали закрепляются на контурном изобра­жении костюма гжельской красавицы. Дети любуются ре­зультатами коллективного труда.

Гжель. Аи, спасибо, мастера, за вашу работу, за стара­ние; знать, не пропадет красота на Руси!

Советы воспитателю

Занятию предшествует цикл занятий по знакомству с гжельскими узорами и их рисованию, на которых дети зна­комятся с элементами и правилами построения рисунка на полосе, круге, квадрате. Данное занятие может быть итого­вым по теме.


Рисование. Роспись гжельского сервиза

Программное содержание: продолжать учить видеть сво­еобразие, красоту, нежность гжельской росписи; побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи; учить создавать коллектив­ную работу; закрепить умение рисовать мазок с оттенком, украшение концом кисти.

Материал: выставка гжельской посуды; сервиз из па­пье-маше; круги белой бумаги диаметром 18 см; белая ска­терть; кисти, синяя гуашь.

Ход занятия. «Сегодня почтальон принес телеграмму. В ней написано, что открывается выставка детского рисун­ка и нас приглашают принять в ней участие. Что мы с вами сможем отправить на выставку? Предлагаю расписать посу­ду и отправить ее на выставку. А вот какой росписью — догадайтесь сами!»

Воспитатель читает стихи.

173


Есть в Подмосковье такое местечко —-Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей, Расцветает гжель васильковая, Незабудковая гжель.

«Догадались, какая эта роспись? Перед вами выстав-ка работ гжельских мастеров. Посмотрите, какие краси­вые, чудесные изделия. Белоснежный чайник с причуд­ливым узором розы, чашки, блюдца, украшенные синей росписью, ваза. Гжельские художники умеют одним цве­том создавать прекрасные узоры. Какие цветы любят ри­совать гжельские художники? (Розу, тюльпан, анютины глазки.) Роза — самый любимый цветок гжельских мас­теров. Чем они дополняют цветок? (Завитками, спираль­ками, веточками, листиками и т.д.) Вот и мы сейчас, как гжельские мастера, распишем этот.сервиз и пошлем на выставку».

Дети выбирают блюдца, чашки, чайник, поднос по же­ланию.

«Вот большой поднос. Дадим его двум детям расписать. Договоритесь сами, кто распишет середину, а кто края! Кто хочет расписать чашки? Блюдца кто у нас будет расписы­вать? Кто еще ничего не выбрал? Вот чайник. Кто сахарни­цу распишет? Всем хватило?»

Дети выбирают предметы сервиза для росписи и садятся за столы.

«Прежде чем расписать изделие, художник придумывает узор. Вот и вы придумайте узор, нарисуйте его на бумаге, которая лежит у вас на столе, а затем таким же узором распишите свой предмет. Вспомните, как вы будете рисо­вать цветы (широким .мазком с оттенком), как правильно набирать краску. Какие элементы узора вы будете рисовать тонкой кистью? Постарайтесь, чтобы узор получился кра-; сивым».

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью. Воспитатель анализирует выпол­ненную работу.

174


«Вы все расписали по одному предмету, а вместе полу­чился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? Какой узор вам больше нравится? Чем нравится этот узор? А ва­шими эскизами украсим скатерть».

Дети приносят рисунки и раскладывают по краю, ска­терти.

«Посмотрите, на гжельской скатерти — нарядный гжель­ский сервиз. Этот сервиз мы отправим на выставку.

На подносе, что из Гжели, Ярко розы голубели. Вы не просто детвора, Вы ребята-мастера. Взяли кисти, краски взяли И узор нарисовали. Удивляйся народ, Широко разинув рот: "Что такое? Неужели Эти часики из Гжели?" Красивые, блестящие, Совсем как настоящие! Ваши чайники и чашки Так нам полюбились.

Вы, ребята, молодцы! Славно потрудились! О гжели пре­красной давайте споем песню».

Дети в гжельских костюмах водят хоровод. В конце хоро­вода поют песню.

Гжель, гжель, Праздничная гжель, Словно белая метелица. Гжель, гжель, Праздничная гжель Синие цветы запорошила. В. Стеклова



Советы воспитателю

Познакомить детей с гжельским промыслом, с роспи­сью гжельских мастеров, показать основные мотивы гжель­ской росписи.

175


Рассказать о значении расписных изделий народных мас­теров в быту.

Показать диапозитивы, таблицы гжельских изделий. Научить детей рисовать широкий мазок с оттенком. Сделать посуду из папье-маше.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 519.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...