Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Создание информационных поводов: веселая наука




Итак, как мы поняли, работники PR, равно как и вся эта сфера в целом, имеют серьезные отличия в части интересов от сотрудников масс-медиа. Однако непреодолимых различий не существует в принципе – и это утверждение, наверное, может быть названо основным девизом public relations. Как же преодолевать различия между public relations и СМИ? Рецепт здесь может быть дан один-единственный, и заключается он вот в чем: путем создания информационных поводов необходимо переводить интересы организации в разряд интересов общественности.

-91-

Вот критерии общественного интереса (как он видится работникам СМИ).

1. Приоритетность, привлекательность, общественно-политическая важность темы.

2. Близость темы: новости, близкие зрителю в пространстве или во времени (недавнее прошлое, недалекое будущее); что-то хорошо знакомое по каким-либо причинам.

3. Неординарность фактов: непредсказуемое развитие события, экстравагантные, эксцентричные поступки, странности, курьезы.

4. Сенсация: от скандальных разоблачений до пикантных интриг.

5. Новизна фактов и их своевременность: способна ли новость «держать» актуальность, уместна ли она в контексте сегодняшнего дня, не принесет ли оглашение информации вреда.

6. Высокий общественный статус: чем выше статус источника информации, тем значительнее новость.

7. Масштабность новости и ее воздействие: достаточно ли информация убедительна, привлечет ли внимание.

Некоторые отечественные специалисты относятся к креативным технологиям создания инфоповодов довольно скептически. Самое распространенное на текущий момент мнение: бесплатно СМИ освещают лишь путешествия и заявления президента, снятия-назначения чиновников, события в Чечне, теракты и прочие ЧП. За остальное мол, надо платить. Но, как верно отмечает П. Ермолаева в своей работе «Использование PR-методов в работе субъектов современного рыночного пространства с телевизионными СМИ», «уважаемые PR-мены почему-то не задумываются о такой банальной причине "непопадания" в поле зрения СМИ, как элементарное неумение заинтересованных структур подавать имеющиеся у них новости интересно для прессы, а соответственно, и для зрителя».

Представители и западных, и российских СМИ утверждают: если поступающая к ним из пресс- и PR-служб разных организаций информация наверняка хорошо будет встречена зрителями и читателями, журналисты становятся бескорыстными, дружелюбными и приятными в обращении. СМИ, электронные и печатные, не могут жить без информации, к тому же 100% эфирной или печатной площади не может быть заполнено платными материалами. А значит, нужно уметь выдумывать и реализовывать на все сто информационные поводы.

Классическими примерами информационных поводов (также называемых «специальными событиями») являются вручение компании или ее руководителям каких-либо престижных наград (премий, призов, почетных званий),

-92-

«круглые» юбилеи самой организации или даже одной из разновидностей товара, выпускаемого ею. Конечно, желательно, чтобы это была не форсунка для трелёвочных тракторов, а нечто более значимое для общественности. Известны пышные юбилеи куклы Барби, мультяшного героя Багз Бани, однако с размахом отмечаться может и нечто иное, например выпуск очередного гамбургера компанией McDonald's. При условии, конечно, если этот гамбургер не простой, а... пятидесятимиллиардный.

Вот как описана организация этого специального события в одном из западных пособий по public relations.

«Празднование проводилось в шести с половиной тысячах ресторанов McDonald's, где каждому покупателю давали купон на получение бесплатного гамбургера. Отсчет начался за две недели, когда количество проданных гамбургеров стало равняться 4.999.000.000 штук. В тот день, когда количество гамбургеров приблизилось к 5 млрд., на сцену отеля Grand Hyatt в Нью-Йорке, под музыку из рекламных роликов McDonald's, был вывезен новый аппарат для гриля. Президент американского отделения McDonald's Эдд Рензи лично приготовил пятидесятимиллиардный гамбургер для Дика МакДональда, одного из братьев-основателей. Событие навеяло ностальгию на многих репортеров и телекомментаторов по всем США. Многие из них представили ряд репортажей о местных отделениях McDonald's и вспоминали забегаловки своей молодости. Всего приблизительно 120 представителей средств информации сообщили эти новости во всем мире, аудитория при этом составила приблизительно 300 млн. человек»[4][1].

Однако не следует огорчаться, если организация-заказчик никоим образом не похожа на гигант типа McDonald's и претендовать на крупный юбилей никак не может. Событием общественного значения, как показывает практика, может быть что угодно. Особенно в провинциальных городах, жизнь в которых не слишком богата происшествиями, как плохими, так и хорошими. Важно только помнить, что хорошая новость – всегда сконструирована, причем по указанному выше принципу – в точке пересечения коммерческих интересов с общественными. Если организация открывает небольшой магазин в отдаленном районе города, эту новость можно подать с точки зрения важности для жителей этого района новостроек – раньше им приходилось ездить в центр города, а теперь им стало гораздо проще. Если директор предприятия получает мало-мальски значимый приз общефедерального или регионального значения

-93-

(а таких призов сейчас великое множество), это надо подать как событие. Если же награда никак не может найти своего героя, ей следует помочь это сделать...

Например, в начале-середине 1990-х гг. многие руководители провинциальных предприятий получили послание, напечатанное на красивой бумаге с золотым обрезом. Речь шла о том, что господни X (тот самый директор-получатель) и его предприятие удостоены некоей почетной (и обязательно – международной) бизнес-награды, являющейся пределом желания для всех бизнесменов мира. От счастливого обладателя награды требовалось лишь перечислить сумму в одну-пять тысяч долларов (на организационные расходы) и получить диплом вместе с той самой наградой.

Разумеется, о «почетнейшем бизнес-призе» никто из упомянутых западных «миллионеров и руководителей» (дословная цитата из одного из таких обращений) и не слыхал. Целью ловких деятелей, рассылающих письма (как правило, они именовали себя не иначе как «Академией» или «Международным институтом»), было заработать те самые тысячи долларов. Причем мошенничеством в чистом виде это назвать сложно – никому не возбраняется назвать себя хоть Лигой наций и вручать призы по своему усмотрению... Не внакладе, по большому счету, оказывались и сами директора предприятий, если догадывались, конечно, извлечь из этого выгоду в виде информационного повода для провинциальных масс-медиа, долгое время представлявших победу в «бизнес-конкурсе» в качестве примера «позитивных сдвигов в региональной экономике»...

Распространенным способом привлечения внимания масс-медиа является и приглашение для участия в мероприятиях, проводимых организацией, влиятельных персон. Это могут быть знаменитости (их приглашения в качестве приманки для журналистов – в западном стиле) либо, уже в стиле отечественном, представители власти. Последнее особенно значимо для провинциальных масс-медиа, в частности в небольших городах, где глава администрации и его ближайшие соратники всегда являются безусловными «персонами грата». Конечно, случаются и комичные ситуации вроде открытия общественного туалета с участием мэра города, однако тут уже все зависит от вкуса и журналистов, и пиарщиков...

Если ничего не происходит

Увы, случаются и такие «штилевые периоды», когда вашей компании абсолютно нечего сообщить СМИ по существу. Для организации в целом в российских условиях это, может быть, и хорошо. Но вот для PR-специалиста –

-94-

не очень. В этих случаях эксперты советуют: не теряйте времени, пытаясь пропихнуть безнадежно скучные пресс-релизы или устроить пресс-конференцию ни о чем. Никто на нее не придет, а придут – так не напишут... Даже если и напишут, сама ничтожность повода для пресс-конференции сведет все ваши усилия на нет. Но есть приемы, способные помочь вам в период информационного затишья. Они помогут создать условия для информационных контактов со СМИ буквально из воздуха.

В качестве интересного и нетрудоемкого варианта можно посоветовать организацию регионального/отраслевого зала славы или аллеи звезд. Вряд ли можно придумать что-то более простое, чем собрать в одну группу лучших представителей либо вашей отрасли бизнеса, либо просто знаменитых деятелей региона (в любой сфере, но лучше в тех, которые интересуют публику!) и организовать «экспозицию». Разумеется, под патронажем вашей организации (возможно, здесь вам потребуется поддержка общественной организации: Союза предпринимателей, Общества друзей региональной истории и т.п.). По большому счету, не слишком обязательно даже материальное воплощение данной идеи. Достаточно создать оригинальный сайт, выпустить пресс-релиз и провести презентацию (на которую, думаем, охотно соберутся СМИ). Можно, однако, и воплотить все в оффлайне, впечатав звезды в асфальт – в аккурат рядом с вашим офисом!). Как говорят эксперты, создание залов славы – пожалуй, один из любимых ходов американских компаний. Сегодня разнообразие виртуальных коллекций огромно: зал славы рок-н-ролла, национальный зал славы бейсбола, национальный зал славы первооткрывателей и изобретателей и даже национальный женский зал славы. А вот в России (особенно провинциальной) подобных проектов пока немного, так что дерзайте!

Используйте возможность выступить публично с помощью семинаров и конференций, которые могут привлечь интересующую вас целевую аудиторию. Таких мероприятий проводится в каждом крупном городе очень много. Некоторые, конечно, устраиваются вузами лишь для галочки, но иногда университетской науке удается договориться с администрацией или бизнес-сообществом о совместных мероприятиях. Это то, что вам нужно! Конечно, сама по себе аудитория невелика, но в ряде случаев вполне подходит под определение «целевая» (если вы работаете в сфере высоких и информационных технологий, продукции для бизнеса и т.п.). А вот для СМИ, сотрудники которых до сих пор испытывают некий пиетет перед «ученостью», выступление вашего босса на таком мероприятии

-95-

(имеющем, как правило, пафосное название вроде Международной научно-практической конференции под патронажем Академии наук РФ... хотя мировое сообщество представляет пара доцентов из Казахстана или Украины) может показаться интересным. И уж наверняка характеризует его с самой лучшей стороны! Следующим шагом будет ваша организация таких конференций и семинаров, любой вуз охотно пойдет здесь на сотрудничество. А потом делайте эти мероприятия регулярными и имейте как минимум один пафосный информационный повод каждый год!

Еще один вариант – организуйте какой-нибудь конкурс. Не так давно в Москве был осуществлен проект «Art 6х3». При ближайшем рассмотрении конкурс оказался рекламной кампанией сигарет «Раll Маll». В течение трех дней на московских и питерских улицах студенты художественных вузов двух столиц переносили на масштабные полотна размером 6 на 3 метра свои творческие фантазии. Им были предоставлены все необходимые инструменты, кисти, краски, страховочные пояса, рекламные стенды обнесли специальными конструкциями, похожими на строительные леса, а о рекламной акции напоминали лишь небольшой логотип «Pall Mall» в верхнем углу плаката и надпись «Минздрав предупреждает: курение опасно для здоровья» внизу. Эта акция нашла отражение как в тех телевизионных СМИ, которые специализируются на освещении событий культурной жизни, так и в тех, кто занимается новостями делового мира. Причем первых привлек пресс-релиз, в котором говорилось о том, что все мы устали от скучной и однообразной рекламы, череды банальных сюжетов и повторяющихся образов, абсурдных, плохо переведенных на русский язык слоганов, и о том, что более двадцати рекламных плакатов на улицах Москвы и Санкт-Петербурга за три дня приобретут настоящее художественное оформление. Вторых заинтересовало нестандартное и интересное решение рекламной кампании «антисоциального» продукта. В результате – многочисленные упоминания мероприятия в прессе в различном контексте.

Пресс-релиз: основа основ

Пресс-релиз – один из важнейших документов в коммуникации «организация–масс-медиа». Действительно, это основа основ для организации надежных и постоянных коммуникаций со СМИ. Не случайно в практических руководствах но public relations и в учебных курсах по данной специальности написанию пресс-релизов уделяется очень большое место. И в самом деле – от грамотно составленного (и, что не менее важно, попавшего в нужные руки)

-96-

пресс-релиза во многом зависит, например, заинтересует ли журналистов мероприятие, проводимое вашей организацией-заказчиком. А в итоге – будет ли их интересовать сама организация, станет ли она для них потенциальным источником информации (т.е. тем местом, где всегда происходит что-то интересное для аудитории).

Среди многочисленных определений пресс-релизов выделим данное А. Зверинцевым в книге «Коммуникационный менеджмент»: пресс-релиз – это небольшой, предназначенный для прессы организационный документ, содержащий актуальное сообщение.

Понятно, что под прессой имеются в виду все масс-медиа – от радио до интернет-изданий. «Организационность» пресс-релиза мы предлагаем понимать здесь в самом прямом виде – как основную его задачу: организовать внимание масс-медиа (а значит, и общественности) к компании, принять участие в конструировании событий (что, как мы помним, является ведущей задачей в части коммуникации public relations с масс-медиа). Если информация, содержащаяся в пресс-релизе, покажется для представителей СМИ актуальной – значительную часть своего коммуникационного задания пресс-релиз уже выполнил. Конечно, он должен быть небольшим – сфокусированным на одной единственной новости. Длинное сообщение, уверяем вас, никто в редакции читать не будет. Да к тому же по факсу (как до сих пор передается значительная часть пресс-релизов) куда удобнее и передавать, и читать максимум двухстраничный текст.

Выделим разновидности пресс-релиза по характеру передаваемой информации.

Ÿ Пресс-релиз-анонс – речь в нем идет о событии, которому еще предстоит случиться и внимание масс-медиа к которому обеспечит присутствие журналистов на анонсируемом мероприятии. Анонс может, например, приглашать журналистов на пресс-конференцию или извещать о грандиозном торжестве в честь юбилея организации. Естественно, обо всем в таком пресс-релизе говорится в будущем времени. Впрочем, иногда не мешает дать и краткую предысторию события (или, к примеру, перечислить регалии представителя вашей организации либо гостя-звезды).

Ÿ Пресс-релиз-новость (или ньюс-релиз) доносит до адресата фактическую информацию, т.е. рассказывает о прошедшем событии. Он может содержать и краткие комментарии действующих лиц.

-97-

Ÿ Информационный (новостной) лист рассказывает о «продолжающемся» событии, например спортивном соревновании или судебном процессе. При этом предполагается, что адресату известны подробности и суть дела в целом, поэтому ему достаточно лишь краткого, делового отчета о новых аспектах происходящего.

Очень важно понять – непосредственным адресатом пресс-релиза является не аудитория масс-медиа, но журналист либо менеджер СМИ. Поэтому обращения в начале пресс-релиза типа «Уважаемые жители нашего города!» или «Дорогие россияне!» выглядят крайне нелепо – вы обращаетесь не к ним, а к журналисту. По этой же причине тон вашего сообщения должен быть очень деловым, безо всякого рода стилистических украшений и излишнего «разжевывания». Их в случае необходимости добавит профессионал-журналист исходя из стандартов, принятых в его редакции. То же касается заголовка: его быть не должно, достаточно четкого обозначения жанровой природы текста – «пресс-релиз». Заметим, исходя из практики, что указанные «излишества» журналиста всегда чрезвычайно раздражают, а в итоге это раздражение он переносит и на весь документ, который летит в корзину для бумаг, толком даже не прочитанный...

Не менее, а может быть, и еще более важно, чтобы пресс-релиз попал точно по адресу. Не просто в отдел писем (или экономики), но одному из ваших «доверенных журналистов» либо хорошо известному лично вам профессионалу, «ведущему» вашу тему. Иначе – корзины для бумаг релизу не миновать, ведь кто еще будет разбираться в ворохе документов, десятками (а в большие редакции и сотнями) приходящих каждый день... Или другой вариант, также не слишком удачный для вас – пресс-релиз может быть переправлен в рекламный отдел, а это, как говорится, совсем другая история... Ведь пресс-релиз рассчитан на бесплатную публикацию, и его задача в связи с этим, повторим, заключается в том, чтобы заинтересовать масс-медиа общественной значимостью события, о котором идет речь.

Исходя из вышесказанного отметим – пресс-релиз не должен содержать прямой рекламной информации. То же касается и оценочных данных – если вы напишите, что ваша организация обладает самым широким в регионе ассортиментом товаров или что она является лидером бизнеса, можете быть уверенным: пресс-релиз дальше корзины для бумаг не уйдет. Альтернатива все та же – рекламный отдел...

Вот что назвали в качестве причин непринятия пресс-релизов опрошенные нами эксперты-сотрудники либо специализированных деловых изданий, либо отделов бизнес-информации.

-98-

Ÿ Неактуальность для данного региона (например, многие крупные корпорации рассылают пресс-релизы от имени своих региональных филиалов (вернее, обязывают делать это пресс-службы филиалов), не смущаясь содержанием сообщений. Например, омские СМИ могут получить такую информацию: «Корпорация НН открывает очередной филиал в Ростове-на-Дону...» Понятно, что такой пресс-релиз отправляется в Омске исключительно в корзину).

Ÿ Откровенная реклама (повторим: судьба такого пресс-релиза – оказаться в рекламном отделе).

Ÿ Сугубо корпоративная информация (конечно, очень радостно, что у секретаря вашего босса родилась четвертая внучка или что вы славно отметили день рождения фирмы на загородном пикнике, но СМИ сочтут, что публике до этого дела нет. И будут правы).

Ÿ Несовпадение со спецификой издания (это, конечно, брак в системе рассылки: посылать пресс-релизы «на деревню дедушке» – последнее дело!).

Ÿ Политическая ангажированность (особенно много ее бывает в дни выборов – губернаторских, мэрских и т.п., когда многие капитаны регионального бизнеса всячески подчеркивают свою поддержку того или иного кандидата).

Ÿ Устаревшая информация (бывает и такое – новость уже прошла по всем СМИ, причем, возможно, в негативном для организации виде, а пресс-служба наконец-то разродилась сообщением...).

Характерно, что наши эксперты-журналисты дружно отвергли обвинение в том, что некоторые пресс-релизы они просто не читают. Наоборот, они вздыхали по поводу того, что приходится их читать в больших количествах, и читать очень внимательно, ведь «что-то очень ценное можно найти в последней строчке!».

Но как же вообще могут быть использованы ваши пресс-релизы адресатами-журналистами, в случае если их (хотя бы «последней строчкой») заинтересовали? Об этом мы поговорим подробнее в одной из следующих главок, но в целом есть два возможных пути: пресс-релиз может стать поводом для самостоятельного журналистского материала либо может быть опубликован дословно. И то и другое нас устраивает (правда, в разной степени, но здесь все зависит от «сверхзадачи» общения нашей организации с системой масс-медиа, т.е. от того, хотим ли мы «завлечь» – журналистов перспективами долгосрочного сотрудничества или нацелены на разовую акцию).

-99-

Напоследок – еще один комментарий журналиста-практика.

«Здравствуйте, у нас замечательная новость – наш клиент выпустил новый препарат от импотенции». Или насморка. Или диабета. В общем, не важно чего. Именно такие новости PR-агентства пытаются донести до нашей коллеги, которая пишет в газете «Коммерсантъ» о фармацевтическом рынке. «Я уже устала объяснять, что деловые издания не пишут о новых лекарствах, их интересует бизнес», – говорит она[5][2].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...