Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важнейшие открытия и события, предопределившие изобретение фотографии




Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра фотомастерства

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФОТОГРАФИИ

Учебная программа

По специальности 053000 «Народное художественное творчество»

Квалификация Художественный руководитель любительской студи кино-, фото-, видеотворчества.

Москва 2009

Утверждена на заседании кафедры фотомастерства 20 апреля 2009 г.

Протокол №8

История зарубежной фотографии. Учебная программа по специальности 053000 «Народное художественное творчество», квалификация «Художественный руководитель любительской студии кино-,фотовидеотворчества. Преподаватель» / Сост. Клопова И.В. – М., Московский государственный университет культуры и искусств. 2009

Составитель: канд.философских наук, доцент

Копова Ирина Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Выписка из Госстандарта

Введение

Тематический план курса

Форма итогового контроля

Балльно-рейтинговая система

Содержание курса

Темы семинарских занятий

Примерные темы рефератов

Примернее вопросы к экзамену

Рекомендуемая литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В задачу курса «История зарубежной фотографии» входит изучение природы фотографии, зарождение жанров, развитие техники и научной мысли в истории мировой фотографии. Программа состоит из двух частей. В первой части история зарождения фотографии, предпосылки получения изображения под действием света, появление и развитие жанров в XIX веке. Во II части раскрывается история зарубежной фотографии в период с начала XX века и до наших дней.

Благодаря многочисленным способам получения изображений XIX - XX, некоторые из которых утратили свое применение в настоящее время (амбротипия, паннотипия ферротипия, цинкография и др.), прослеживаются исторические этапы становления фотографии, определяются направления в бытовой и художественной фотографии. Особое место уделяется работам классиков фотографии. Франция: Дагерр, Демаре, Надар, Атже и др., Англия: Тальбот, Гершель, Хилл, Камэрон и др., США: Морзе, Саутуорт, Хоз, Корнильюс, Стиглиц и др., Италии, Германии, Чехии, Польши и др., которые ответили своими работами на извечные вопросы в истории искусства. «Что такое фотография?». «Является ли фотография искусством?».

a. Подробное изучение истории научной фотографии позволяет студентам узнать безграничные возможности фотографии. Хронофотография Этьена Марея и Эдварда Мейбриджа помогает ответить на вопрос скульптора Родена «Почему фотография лжет?»

Изучение курса осуществляется в процессе лекционных, индивидуальных репетиторских занятий с педагогом, обязательного посещения фотографических и изобразительных выставок музеев, галерей, а так же самостоятельного изучения студентами рекомендуемой литературы.

Курс предполагает использование студентами в своих практических заданиях наработок мастеров фотографии в выборе техники, сюжета, темы, построении композиции и др. Знания в области становления художественной фотографии предоставляют студентам широкие возможности в самовыражении.

В рамках курса студенты знакомятся с особенностями развития фотографии в той или иной стране. Прослеживают тесную взаимосвязь между двумя видами изобразительного искусства - фотографии и живописи, начиная с использования камеры-обскуры и до стремления превратить пикториальную фотографию в живопись.

 

Тематический план курса

Название темы лекции семинары
  Важнейшие открытия и события, предопределившие изобретение фотографии 4  
  Сотрудничество Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Жак Манде Дагерра в свете открытия фотографических методов 2  
  Жизнь и творчество Вильяма Генри Фокса Тальбота 2  
  Основные даты в истории становления понятия «фотография» 2 4
  Имена, повлиявшие на ход истории фотографии 2  
  Дагерротипия, усовершенствование метода 2  
  Дагерротипный портрет 4 2
  Особое место дагерротипии в США 2  
  Портретная фотография XIX века 2  
  Дэвид Октавиус Хилл – «отец художественной фотографии» 2 4
  Влияние фотографии на художественную жизнь Англии. Прерафаэлизм и фотография 4  
  Джулия Маргарет Камерон и искусство «викторианской поры» 2  
  Оскар Густав Рейландер 2 2
  Фотография в США 2  
  Квинтэссенция художественной жизни Франции середины XIX века. «Тициан фотографии» - Надар. 2  
  Портретная фотография в Германии 1850-1918 гг. 2 2
  Ателье Э. Бибер 2  
  Творчество гамбургского фотографа Рудольфа Дюркоопа   2
  Чешская фотография рубежа XIX – XX веков   4
  Фотографические выставки, объединения, союзы, издательства 2  
  Этьен Жюль Марей, Эдвард Джеймс Мейбридж и хронофотография 2  
  История развития цветной фотографии до 1930-х гг. 2  
  Основные этапы развития фотографических процессов 4  
  ИТОГО 50 20

Форма итогового контроля

Изучение курса «История зарубежной фотографии» предполагает две контрольные точки – реферат в 3-ем семестре и итоговый экзамен в 4-ом семестре

Тематический план курса «История зарубежной фотографии»

Для заочного отделения

Название темы лекции семинары
  Важнейшие открытия и события, предопределившие изобретение фотографии 1  
  Сотрудничество Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Жак Манде Дагерра в свете открытия фотографических методов 1  
  Жизнь и творчество Вильяма Генри Фокса Тальбота 1  
  Основные даты в истории становления понятия «фотография» 1  
  Имена, повлиявшие на ход истории фотографии 1  
  Дагерротипия, усовершенствование метода. Дагерротипный портрет 1  
  Особое место дагерротипии в США 1  
  Портретная фотография XIX века 1  
  Дэвид Октавиус Хилл – «отец художественной фотографии» 1  
  Влияние фотографии на художественную жизнь Англии. Прерафаэлизм и фотография 1  
  Джулия Маргарет Камерон и искусство «викторианской поры» 1  
  Оскар Густав Рейландер 1  
  Фотография в США 1  
  Квинтэссенция художественной жизни Франции середины XIX века. «Тициан фотографии» - Надар. 1  
  Портретная фотография в Германии 1850-1918 гг. 1  
  Ателье Э. Бибер 1  
  Творчество гамбургского фотографа Рудольфа Дюркоопа   1
  Чешская фотография рубежа XIX – XX веков   1
  Фотографические выставки, объединения, союзы, издательства 1  
  Этьен Жюль Марей, Эдвард Джеймс Мейбридж и хронофотография 1  
  История развития цветной фотографии до 1930-х гг. 1  
  Основные этапы развития фотографических процессов 1  
  ИТОГО                                                                 22 20 2

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Посещение лекций и семинаров – 2 балла

Работа на семинаре – 10 баллов

Подготовка презентации – 15 баллов

Рубежный контроль – 10 баллов

Реферат – 15 баллов

Доклад на научной студенческой конференции – 20 баллов

Премиальные – 3 балла.

Шкала оценок на экзамене

«отлично» - 30 баллов

«хорошо» - 20 баллов

«удовлетворительно» - 15 баллов

Итоговое количество складывается из баллов, накопленных в течение семестра, и баллов, полученных на экзамене

Итого – 100 баллов.

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 100-85 баллов – «отлично»

                                      84-70 баллов – «хорошо»

                                      69-55 баллов – «удовлетворительно»

                                     Менее 55 баллов – «неудовлетворительно»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1 У истоков фотографии

Важнейшие открытия и события, предопределившие изобретение фотографии

Эпоха «Фотография до фотографии»:

История изобретения первого фотоаппарата – камеры-обскуры и принцип его действия.

Изобретение камеры-люциды ("светлой камеры") английским физиком В.Волластоном (1807) и принцип ее действия. Различия между камерой-обскурой и камерой-люцидой в оптическом построении изображения. Применение В.Волластоном в камере-обскуре положительного мениска - вогнуто-выпуклой линзы (1812).

Предшественники фотографии:

Изобретение француза Жиля-Луи Кретьена (1754-1811) физионотрассовой гравюры (1786).

Изобретение Алоисом Зенефельдером (1771-1834) литографии (1796-98 гг.). Процесс получения изображения и возможности литографии. 

Предпосылки получения изображения под действием света:

Ябир Ибн Хаяйм обнаружил, что ляпис (азотнокислое серебро) темнеет под действием света и теряет целебные свойства (VIII в.); Г.Фабрициус, что «роговое серебро» (хлористое серебро) темнеет на свету (XVI в.); а также открытия Р.Бойлем светочувствительности солей золота. (XVII в); В.Гомбергом светочувствительности азотнокислого серебра (1694); А.Бестужевым-Рюминым светочувствительности солей железа, понятие «рюминские капли» (1725); И.Шульцем светочувствительности хлористого серебра, эффекта светописи (1727); Доберейнером светочувствительности щавелевокислого железа (1780); И.В.Риттером ультрафиолетовых лучей и их действие - чернение хлористого серебра (1801).

Хелло, К.В. Шееле, Т.Веджвуд - первооткрыватели в получении светочувствительной бумаги, пропитанной азотнокислым серебром, изображений на бумаге (1737 – 1802).

К.В.Шееле показал действие спектральных лучей на хлористое серебро и его растворимость в аммиачном растворе, а также светочувствительность хлористого серебра к сине-фиолетовой части видимого спектра (1777). Первая попытка получения изображения в камере-обскуре Гемфри Дэви и Томасом Веджвудом, экспонирование обычной бумаги, пропитанной раствором азотнокислого серебра и хлористого натрия (поваренной соли), получение изображения различных фигур. Причины прекращения экспериментов. Копирование негативного изображения на коже или бумаге. Открытие Г.Дэви йодистого серебра и его светочувствительности (1812).

Получение первых «бледных и нестойких» негативных отпечатков в 1803 г. Томасом Янгом, в 1822 г. Сэмюэлом Морзе, в начале 1830-х работа американцем Джоном Дрэпри и англичанином Джеймсом Б.Ридом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...