Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модернизация высшего образования⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Во второй половине XX в. высшая школа стала динамично развивающимся звеном системы образования, которое пережило несколько этапов реформирования: • обеспечение равенства при получении образования •дифференциация обучения (конец 60-х - начало 70-х гг.); • проблема занятости выпускников (середина 70-х - на • совершенствование управления образованием ( с сере Существенным стимулом стали европейские программы по высшему образованию: SOCRATES, где есть два адресованных высшей школе проекта - ERASMUS и LINGUA (студенческие обмены, изучение иностранных языков); LEONARDO (профессиональная подготовка); TEMPUS (содействие развития высшего образования в Центральной и Восточной Европе, Монголии) и др. В 90-е гг. XX в. происходит интернационализация высшего образования, факторы и цели которой можно разделить на четыре основные группы: экономические, политические, культурные, педагогические. Экономические — тесно связаны с прямыми финансовыми выгодами, например, благодаря плате за обучение иностранных студентов. Еще важнее косвенные экономические: выгоды, поскольку качественно, иная квалификация 'выпускников высшей школы оказывается одним из условий экономического прогресса. Политические факторы порождены геополитическими интересами каждой страны, Культурные факторы вытекают прежде всего из намерений популяризации национальной культуры и приобщения к ино- 150 Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США. 4, Модернизация высшего образования 151
язычным культурам. И наконец, педагогические факторы связаны с потребностями модернизации высшего образования. С 1998 г. европейская система высшего образования вступила в новый этап развития, когда министры образования четырех стран (ФРГ, Франции, Великобритании и Италии), собравшиеся в Париже по случаю юбилея Сорбонны, подписали декларацию «О гармонизации архитектуры европейского высшего образования», которая призывала к интеграции высшей школы. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Основные ее идеи исходят из Великой хартии университетов - (Болонья, 1988 г-) и Сорбонской декларации (Париж, 1998 г.). Болонский процесс стал открытым для присоединения других стран. В декларации указаны 10 задач, решение которых будет способствовать дальнейшему развитию европейской системы высшего образования. Приведем некоторые из них: 1, Переход национальных, систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы, и квалификации высшего образования (условно - бакалавр/магистр). Такой переход вызван целым рядом очевидных причин. Во-первых, рынок труда нуждается в кадрах с различной квалификацией. Во-вторых, общество не в состоянии финансировать пребывание в высшей школе одновременно все возрастающей массы студентов на одноуровневых программах образования длительностью 5—6 лет. В-третьих, превращение квалификации «бакалавр» с продолжительностью обучения 3-4 года в основную для рынка труда (80 % специалистов) -позволяет строить последующий уровень образования (магистр) на принципах: • возврат к образованию после практической деятельности хорошо осознан соискателем, который четко определил для себя цель образования на новом уровне; •содержание образования увязано с последующей практической деятельностью; • в процессе образования предусмотрено решение конкретных профессиональных или научных задач и т. д. Таким образом, обществу прививается модель пожизненного обучения (возврат к той или иной форме образования после нескольких лет практической работы). 2. Повышение статуса неуниверситетского сектора В колледжах, политекникос и фаххохшуле вводится квалификация бакалавра, иногда с собственным национальным названием. Укрепляется связь среднего профессионального образования с университетским, в частности через открытие возможностей для продолжения образования по программам «Магистр», в том числе в самих колледжах или в университетах, а также выхода на докторские программы подготовки. Цель — преодолеть тупиковость «техникумов-ского» образования и максимально исключить случаи «переучивания» с потерей предшествующих лет обучения. 3. Тенденция, к сокращению нормативного срока обучения. двухуровневой системы высшего образования, базовым в которой является первый уровень. Длительность программ этого уровня устанавливается от 3 до 4 лет. Принимаются программы второго уровня («Магистр») с продолжительностью от одного до двух лет. Общепринятая формула сопоставимых структур новых квалификаций высшего образования в Европе такова: бакалавр - не менее 3 лет, магистр - не менее 5 лет. 4. Введение новых, преимущественно децентрализованных В их основе самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции «управление качеством образования». Заслуживают внимания другие мероприятия, осуществляемые в рамках Болонского процесса. Огромное значение придается развитию дистанционного и непрерывного образования, задача которого — обеспечение доступности образования на протяжении всей жизни работника. В первую 152 Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США. 4. Модернизация высшего образования 153
очередь это относится к последипломным формам подготовки, которые предлагается в самые короткие сроки сделать доступными в любой точке Европы, Внедряются новые инструменты организации отдельных направлений функционирования высшего образования. Так, накопительный переводной кредит приходит на смену академическим часам при учете выполненной учебной нагрузки. Вводится единое для всех стран Европы «Приложение к диплому», обеспечивающее эффективное их признание. Осуществляются изменения в содержании образования, в первую очередь с учетом интересов работодателей. В целом европейское высшее образование становится более прагматичным и все больше ориентируется на рынок труда. Двухступенчатая система позволяет сократить «производственный» цикл образования, осуществляя массовую подготовку на базовом уровне и избирательную (преимущественно платную) на последующем. Предполагается, что все это обеспечит повышение конкурентоспособности европейского образования. Школьное образование также получает новый импульс в развитии, который вызван прежде всего использованием информационных технологий. Страны—члены Европейского союза приняли ряд обязательств в этом направлении. Все школы до конца 2000 г. должны быть подключены к. сети Интернет, школьникам обеспечивается гарантированный открытый доступ к компьютерам. Соответственно все учителя должны до 2002 г. иметь квалификацию по использованию компьютерной техники и работе в Интернете. В этой связи возникают новые педагогические методики, связанные с поиском и отбором информации посредством телекоммуникационных технологий, последующим ее анализом с целью превращения в знания. В соответствии с Болонской, а также Саламанкской (2001) и Берлинской декларациями (2003) в различных странах приводится в соответствие система уровней и научных степеней, устанавливается система кредитов ECTS ( European Credit Transfer System) для оценки и контроля качества обучения, вырабатывается механизм свободного трудоустройства и перемещения во время учебы. Резюме. Во второй половине XX столетия в ведущих странах Западной Европы и США прокатилась волна реформ, в результате которых в системах образования произошли важные изменения: увеличились сроки обязательного бесплатного обучения, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школами, учащиеся распределяются по трем основным потокам (полная общеобразовательная, средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе, профессиональные учебные заведения). Для школьных систем конца XX - начала XXI в. характерно наличие различных типов частных учебных заведений. Политические и экономические процессы в современном мире сделали особенно актуальным поликультурное воспитание, которое предусматривает учет культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств, межнациональное взаимодействие, формирует чувство солидарности и адаптирует к иным культурным ценностям. В исследуемый период шел процесс обновления содержания образования: увеличилось количество часов на различные дисциплины, создавались интегрированные курсы и разноуровневые программы. В последнюю четверть XX столетия возросла роль вузов в экономическом прогрессе- Интернационализация высшего образования нашла отражение в подписании Болонской декларации, предусматривающей подготовку социально-адаптированной, конкурентоспособной и творческой личности. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Проанализируйте основные итоги школьные реформ в Запад 2. Охарактеризуйте школьную систему одной из стран (по выбору), 3. Какие дисциплины затронуло обновление содержания образо 4. Расскажите о европейских программах по высшему образованию. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |