Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модернизация высшего образования




Во второй половине XX в. высшая школа стала динамично развивающимся звеном системы образования, которое пере­жило несколько этапов реформирования:

• обеспечение равенства при получении образования
(60-е гг.);

•дифференциация обучения (конец 60-х - начало

70-х гг.);

• проблема занятости выпускников (середина 70-х - на­
чало 80-х гг.);

• совершенствование управления образованием ( с сере­
дины 80-х гг.).

Существенным стимулом стали европейские программы по высшему образованию: SOCRATES, где есть два адресо­ванных высшей школе проекта - ERASMUS и LINGUA (сту­денческие обмены, изучение иностранных языков); LEON­ARDO (профессиональная подготовка); TEMPUS (содействие развития высшего образования в Центральной и Восточной Европе, Монголии) и др.

В 90-е гг. XX в. происходит интернационализация высше­го образования, факторы и цели которой можно разделить на четыре основные группы: экономические, политические, куль­турные, педагогические. Экономические — тесно связаны с прямыми финансовыми выгодами, например, благодаря пла­те за обучение иностранных студентов. Еще важнее косвенные экономические: выгоды, поскольку качественно, иная квали­фикация 'выпускников высшей школы оказывается одним из условий экономического прогресса. Политические факторы порождены геополитическими интересами каждой страны, Культурные факторы вытекают прежде всего из намерений популяризации национальной культуры и приобщения к ино-


150


Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США.


4, Модернизация высшего образования


151


 


 


язычным культурам. И наконец, педагогические факторы свя­заны с потребностями модернизации высшего образования.

С 1998 г. европейская система высшего образования всту­пила в новый этап развития, когда министры образования четырех стран (ФРГ, Франции, Великобритании и Италии), собравшиеся в Париже по случаю юбилея Сорбонны, подпи­сали декларацию «О гармонизации архитектуры европейско­го высшего образования», которая призывала к интеграции высшей школы. Официальной датой начала процесса приня­то считать 19 июня 1999 г., когда в городе Болонья на специ­альной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высше­го образования», или Болонскую декларацию. Основные ее идеи исходят из Великой хартии университетов - (Болонья, 1988 г-) и Сорбонской декларации (Париж, 1998 г.). Болонский процесс стал открытым для присоединения других стран.

В декларации указаны 10 задач, решение которых будет способствовать дальнейшему развитию европейской системы высшего образования. Приведем некоторые из них:

1, Переход национальных, систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы, и квалифика­ции высшего образования (условно - бакалавр/магистр).

Такой переход вызван целым рядом очевидных причин.

Во-первых, рынок труда нуждается в кадрах с различной квалификацией.

Во-вторых, общество не в состоянии финансировать пре­бывание в высшей школе одновременно все возрастающей массы студентов на одноуровневых программах образования длительностью 5—6 лет.

В-третьих, превращение квалификации «бакалавр» с про­должительностью обучения 3-4 года в основную для рынка труда (80 % специалистов) -позволяет строить последующий уровень образования (магистр) на принципах:

• возврат к образованию после практической деятельнос­ти хорошо осознан соискателем, который четко опреде­лил для себя цель образования на новом уровне; •содержание образования увязано с последующей прак­тической деятельностью;


• в процессе образования предусмотрено решение кон­кретных профессиональных или научных задач и т. д. Таким образом, обществу прививается модель пожизнен­ного обучения (возврат к той или иной форме образования после нескольких лет практической работы).

2. Повышение статуса неуниверситетского сектора
высшего образования (аналог, среднего профессионального).

В колледжах, политекникос и фаххохшуле вводится ква­лификация бакалавра, иногда с собственным националь­ным названием. Укрепляется связь среднего профессио­нального образования с университетским, в частности через открытие возможностей для продолжения образования по программам «Магистр», в том числе в самих колледжах или в университетах, а также выхода на докторские программы подготовки. Цель — преодолеть тупиковость «техникумов-ского» образования и максимально исключить случаи «пе­реучивания» с потерей предшествующих лет обучения.

3. Тенденция, к сокращению нормативного срока обучения.
Проявляется она прежде всего в повсеместном введении

двухуровневой системы высшего образования, базовым в ко­торой является первый уровень. Длительность программ этого уровня устанавливается от 3 до 4 лет. Принимаются програм­мы второго уровня («Магистр») с продолжительностью от одно­го до двух лет. Общепринятая формула сопоставимых структур новых квалификаций высшего образования в Европе такова: бакалавр - не менее 3 лет, магистр - не менее 5 лет.

4. Введение новых, преимущественно децентрализованных
механизмов и процедур обеспечения, качества образования.

В их основе самооценка; внешний, желательно междуна­родный, аудит качества; аккредитация независимыми орга­низациями, публичность всех процедур и результатов оцен­ки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации кон­цепции «управление качеством образования».

Заслуживают внимания другие мероприятия, осущест­вляемые в рамках Болонского процесса. Огромное значение придается развитию дистанционного и непрерывного обра­зования, задача которого — обеспечение доступности обра­зования на протяжении всей жизни работника. В первую


152


Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США.


4. Модернизация высшего образования


153


 


очередь это относится к последипломным формам подготов­ки, которые предлагается в самые короткие сроки сделать доступными в любой точке Европы, Внедряются новые ин­струменты организации отдельных направлений функцио­нирования высшего образования. Так, накопительный пе­реводной кредит приходит на смену академическим часам при учете выполненной учебной нагрузки. Вводится единое для всех стран Европы «Приложение к диплому», обеспечи­вающее эффективное их признание. Осуществляются изме­нения в содержании образования, в первую очередь с уче­том интересов работодателей. В целом европейское высшее образование становится более прагматичным и все больше ориентируется на рынок труда. Двухступенчатая система позволяет сократить «производственный» цикл образова­ния, осуществляя массовую подготовку на базовом уровне и избирательную (преимущественно платную) на последую­щем. Предполагается, что все это обеспечит повышение кон­курентоспособности европейского образования.

Школьное образование также получает новый импульс в развитии, который вызван прежде всего использованием информационных технологий. Страны—члены Европейско­го союза приняли ряд обязательств в этом направлении. Все школы до конца 2000 г. должны быть подключены к. сети Интернет, школьникам обеспечивается гарантированный открытый доступ к компьютерам. Соответственно все учи­теля должны до 2002 г. иметь квалификацию по использо­ванию компьютерной техники и работе в Интернете. В этой связи возникают новые педагогические методики, связан­ные с поиском и отбором информации посредством теле­коммуникационных технологий, последующим ее анализом с целью превращения в знания.

В соответствии с Болонской, а также Саламанкской (2001) и Берлинской декларациями (2003) в различных странах приводится в соответствие система уровней и научных сте­пеней, устанавливается система кредитов ECTS ( European Credit Transfer System) для оценки и контроля качества об­учения, вырабатывается механизм свободного трудоустрой­ства и перемещения во время учебы.


Резюме. Во второй половине XX столетия в ведущих странах Западной Европы и США прокатилась волна ре­форм, в результате которых в системах образования прои­зошли важные изменения: увеличились сроки обязательно­го бесплатного обучения, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школами, учащиеся распределяются по трем основным потокам (полная обще­образовательная, средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе, профессиональные учебные заведения). Для школьных систем конца XX - начала XXI в. характерно наличие различных типов частных учебных за­ведений.

Политические и экономические процессы в современном мире сделали особенно актуальным поликультурное воспи­тание, которое предусматривает учет культурных и воспита­тельных интересов национальных и этнических меньшинств, межнациональное взаимодействие, формирует чувство соли­дарности и адаптирует к иным культурным ценностям.

В исследуемый период шел процесс обновления содер­жания образования: увеличилось количество часов на раз­личные дисциплины, создавались интегрированные курсы и разноуровневые программы.

В последнюю четверть XX столетия возросла роль вузов в эко­номическом прогрессе- Интернационализация высшего образо­вания нашла отражение в подписании Болонской декларации, предусматривающей подготовку социально-адаптированной, конкурентоспособной и творческой личности.






















Вопросы и задания для самоконтроля

1.Проанализируйте основные итоги школьные реформ в Запад­
ной Европе и США во второй половине XX в.

2. Охарактеризуйте школьную систему одной из стран (по выбору),

3. Какие дисциплины затронуло обновление содержания образо­
вания?

4. Расскажите о европейских программах по высшему образованию.
5- В Болонской декларации указаны задачи, направленные на
дальнейшее развитие высшего образования. Назовите их.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...