Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обновление содержания образования




Противоречия, связанные с программно-методическим обеспечением школьного образования, привели к модерниза­ции его содержания. В первую очередь это коснулось четырех блоков дисциплин:

а) естественно-математическое образование. В пред­шествующие годы на Западе изучению естественнонаучных дисциплин в массовой школе уделялось мало внимания, что вызвало нарекания со стороны политических и педагогичес­ких кругов, широкой общественности, родителей.

В конце XX — начале XXI в., несмотря на различие в под­ходах, в большинстве стран отношение к естественно-математическому образованию изменилось, а именно:

* повысился престиж этих дисциплин;

•они стали обязательны для всех учащихся вплоть до окончания средней школы;

• на их изучении отведено до 20 % учебного времени.

Увеличение в учебных планах доли этих дисциплин про­изводилось за счет учебного времени, выделяемого для изу­чения предметов по выбору. Так, в Великобритании, где есте­ствознание не было обязательным предметом в начальной и неполной средней школе, Законом о реформе образования 1988 г. введено обязательное преподавание естественно­научных дисциплин для всех учащихся. В некоторых землях ФРГ время, отводимое на изучение математики в средних классах основной школы, было увеличено до 5 учебных часов


в неделю. Кроме того, упор делался на практическое исполь­зование знаний и умений;

б) гуманитарное образование. В ходе реформы в учебные
планы старших классов школ были включены новые предме­
ты: экономические и социальные науки, экономика, социоло­
гия (Англия), педагогика и психология (ФРГ)., введены курсы
семейного и полового воспитания. Структурное обновление
курсов по истории заключалось в беспристрастном освещении
исторических событий первостепенной важности, показе роли
народных масс и отдельных личностей в историческом процес­
се; все больше осознается необходимость выйти за рамки своей
страны при изучении истории, литературы, искусства. В связи
с созданием Объединенной Европы акцент все чаще делает­
ся на изучении социальных и других проблем Европейского
континента и мирового сообщества. Интернационализация
экономики, науки, общественной жизни потребовала широко­
го и глубокого знания иностранных языков, как необходимое
условие жизни человека. Особенно эта проблема актуальна
для стран - членов Европейского сообщества, так как объ­
единение влечет за собой свободное передвижение населения
на континенте. Время на преподавание иностранных языков
было увеличено в школах ФРГ, Италии и других стран. Наи­
более способные учащиеся средней школы имеют возможность
изучать второй и третий иностранные языки;

в) экологическое образование. В ходе перестройки школь­
ного образования в Европе большое внимание з'Делялось эко­
логическому образованию, а именно: формированию эколо­
гической грамотности. Воспитание гражданской ответствен­
ности по отношению к живой и неживой природе у учащихся
в европейских странах осуществляется либо через преподава­
ние специальных курсов, либо через включение тем по эколо­
гии в курсы по химии, биологии, физике;

г) естественно-техническое образование. Важное место в го­
сударствах Европы отводилось формированию у школьников
знаний по информатике и современным технологиям, умению
работать с компьютерами. Естественные науки и технология
были объединены в отдельный цикл. В Англии, Франции,


144


Лекция 7, Школа педагогика в Западной Европе и США..


3. Школьная система в Западной Европе и США


 


Италии преподается предмет «Технология». Информатика, включающая изучение компьютеров, входит в курс математи­ки (Норвегия, Франция, Англия). При преподавании основное внимание сосредоточено не на устройстве компьютеров, а на их применении, развитии навыков работы на электронно-вычислительной технике. Таким образом, информатика в по­следние десятилетия стала неотъемлемым элементом обуче­ния практически во всех европейских странах.

Важнейшей тенденцией последних десятилетий является приток иностранных рабочих в Западную Европу, который вызвал увеличение разнородности населения, пополнение школ детьми выходцев из-за рубежа. С каждым годом рас­тет число эмигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки, не владеющих языком государства, в котором они собираются жить и работать.

Развитие поликультурного образования в Европе харак­теризуется двумя стадиями. На первой (1970—1980-е гг.) дети этнических меньшинств объединялись в школах в группы по этническому признаку, изучали курсы по родному языку и шла их постепенная адаптация к школе, где преподавание велось на государственном языке. В конце 1980-х гг. (вторая стадия) в общественные дисциплины стали включаться мате­риалы о национальных меньшинствах, их истории, традици­ях и обычаях. Сегодня концепция поликультурного образова­ния стала частью государственной политики.

В последние десятилетия острой проблемой школьного об­разования стала перегрузка учащихся. Анализ различных подходов к решению этой проблемы позволяет выявить сле­дующие пути, по которым идут западные страны:

• создание интегрированных курсов: «Экономика» (Франция),
«Интегрированный курс гуманитарных наук» (Англия);

•разноуровневые программы (обязательнаячасть, допол­нительная часть, факультативная);

• сокращение количества часов в учебных планах.

3. Школьнаясистема в ЗападнойЕвропе и США

Во второй половине XX - начале XXI в. сложилась следую-


• начальная школа,

* неполная средняя школа,
" полная средняя щкола.

По завершении начального и неполного среднего образо­вания учащиеся, распределяются по трем основным учебным потокам:

1) полная общеобразовательная школа академического
уровня, которая ориентирует школьников на поступление в
университет;

2) средняя школа с упором на подготовку к обучению в тех­
ническом вузе;

3) профессиональные учебные заведения.

В Германии, например, государство гарантирует бесплат­ное обязательное 9-летнее обучение в общественных учебных заведениях. Система образования выше начального имеет трехступенчатую структуру: основная школа, реальное учи­лище, гимназия. Обучение начинается с шести лет в единой начальной школе (1-4 классы), а затем продолжается в одном из указанных типов школ, которые различаются по целям, назначению, уровню общего образования. В основной школе (5—10 классы), где обучается до 50 % подростков соответствую­щего возраста, дают возможность приобрести неполное общее, а в дальнейшем — профессиональное образование. В реальном училище (5—10 или 7—10 классы) дается неполное общее обра­зование профессионально-практически и направленности; из­учаются физика, химия, биология, иностранные языки и дру­гие академические дисциплины. Выпускники реального учи­лища получают право поступать в средние, а. затем в высшие профессионально-технические учебные заведения. Гимназия (5—13 или 7—13 классы) дает полное среднее образование и право поступления в вузы университетского типа. Обязатель­ными учебными дисциплинами являются немецкий язык и литература, история, география, математика, биология, физи­ческое воспитание, музыка, религия. В зависимости от профи­ля гимназии предлагаются варианты учебных программ.

В профессиональном обучении существует система учени­чества на предприятиях с одновременным посещением про­фессионализированных учебных заведений в течение 2—3 лет.


146

Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США...

Действуют также профессиональные школы повышенного типа, рассчитанные на 1—4 года обучения: домоводческие, ме­дицинские, коммерческие и др. Их выпускники могут посту­пать в технические училища. Введена следующая организа­ция профессионального обучения: 1 день — в школе, 4 дня — на предприятии. В школах занятия ведут педагоги, на предпри­ятиях - инструкторы-мастера. В среднем профессиональном образовании переходят от узкой специализации к широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей.

Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций. Например, в трудовом обучении учеников реальных училищ участвуют до 450 тыс. компаний и предприятий — от гиганта «Мерседес-БенЦ» до мелких вело­сипедных мастерских.

Общегерманское Министерство образования осуществля­ет сугубо координаторские функции. Фактически вопросами образования в каждой из земель ведает свое министерство. Министры входят в общенациональную Постоянную конфе­ренцию, где решения принимаются консенсусом и имеют рекомендательный характер. Главным источником финан­сирования образования являются бюджеты земель и муни­ципалитетов.

Во Франции введено обязательное бесплатное 10-летнее обучение для детей с 6 до 16 лет. Есть школы государственные, муниципальные и частные. В последних обучение платное. За 5-летней начальной школой следует среднее образование, состоящее из 2 циклов: 4-летний коллеж и 2—3-летний лицей. Неполная средняя школа — единый общеобразовательный коллеж — строится на базе начальной школы и охватывает практически всех учащихся соответствующего возраста. Пол­ное среднее образование представлено тремя типами школы: общеобразовательный, технологический, профессиональный лицеи. Все они имеют несколько секций, определяющих про­филь диплома для выпускников (бакалавров).

Непременный и существенный инструмент обучения — эк­замены. Выпускники лицеев должны выдержать конкурс на бакалавра, от провала не застрахован и тот, кто ранее имел самые высокие оценки.


 

147

3. Школьная система в Западной Европе и США

Профессиональное образование осуществляется в системе ученичества и профессиональном лицее, где обучение квали­фицированного рабочего сочетается с общеобразовательной подготовкой. Завершает профессиональное обучение стажи­ровка, программы и места которой обычно согласовывают с ро­дителями. Систему ученичества составляют классы предпро-фессионалъной подготовки для подростков 15-16 лет и 2-3-летние центры профессионального обучения, учащиеся ко­торых овладевают специальностью непосредственно на пред­приятии. Часть затрат на стажировки и обучение на предпри­ятиях оплачивают промышленники.

Французская система образования остается строго цен­трализованной. Министерство национального образования управляет всеми учебными заведениями страны. Франция поделена на учебные округа (академии). Во главе академии стоит ректор, который является полномочным представите­лем министра образования и контролирует от его имени дея­тельность всех школ вверенного ему учебного округа.

Основными источниками финансирования всех учебных заведений являются государственный и местный бюджеты, взносы предприятий и частных лиц.

Наряду с государственным в школьном образовании дей­ствует частный сектор, который сложился в середине XIX в., когда в ряде европейских стран были приняты законы, раз­решавшие открывать негосударственные школы. Благодаря своему многообразию и индивидуальному подходу к детям они популярны в обществе. По их направленности в педаго­гической литературе выделяют шесть основных моделей.

Элитарная. Это превилигированные и престижные шко­лы закрытого типа, имеющие высокий уровень обучения, формирующие у воспитанников кастовый дух и готовящие элиту общества.

Конфессиональная. Эти школы строят свою деятельность с учетом принадлежности школьников к определенной кон­фессии (чаще всего католической). В учебные планы включено изучение основных принципов римско-католической церкви.

Компенсирующая. Здесь стараются помочь ученикам, по­терпевшим неудачу в государственной школе. В них работа­ют психологи и специально подготовленные учителя.


148

Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США.

Конъюнктурная. Эти учебные заведения готовят специа­листов, пользующихся в данный момент повышенным спро­сом. Часто их финансируют крупные фирмы и компании.

Национальная. Они малочисленны, создаются для нацио­нальных меньшинств с целью сохранения их языка, культу­ры и традиций.

Альтернативная. Многие из них положили в основу дея­тельности авторскую концепцию конкретного педагога, на­пример вальдорфские школы, школы Монтессори, школы Френе. В настоящее время б ФРГ существует 165 вальдорф-ских школ с общим числом учащихся свыше 68 500. Необхо­димо отметить, что многие инновации, опробованные в этих школах, принимаются в .государственную школьную систему Германии. В Швейцарии, в кантоне Берн, рядом государствен­ных школ была воспринята вальдорфская модель целиком. В городе Зиген земли Нордрайнвестфален открылся муници­пальный вальдорфский детский сад. Город выделил для этой гражданской инициативы прекрасный особняк. Вальдорф­ский детский сад Зигена — пример сотрудничества конкретных граждан и муниципальных властей.

Во Франции каждый год тысячи учителей проходят ста­жировку в опорных школах, организованных в соответствии с установками Френе. В ежегодных конгрессах созданной им Федерации сторонников новой школы принимают участие тысячи делегатов, среди которых есть и учителя из других стран. Федерация продолжает издавать основанные Френе педагогические журналы, и каждый номер открывается вы­держкой из какого-либо его произведения. Регулярно изда­ется серия методических пособий под общим названием «Пе­дагогика Френе. Документация для учителей». Постоянно переиздаются книги и брошюры самого педагога.

В последнее время ширится движение независимых школ. В 1988 г. образована международная организация -Европейский совет национальных ассоциаций независимых школ (ECNAIS). Одной из форм социализации личности ре­бенка является модель открытой школы (варианты; «Школа без стен», «Город как школа»). Родной язык здесь изучают в


 

149

4. Модернизация высшего образования

редакциях газет, иностранный — в стране—носителе языка, историю - в музеях, математику — в вычислительных цен­трах, общественные науки — в политических клубах и т. д., затем полученный опыт анализируется в группах.

В каждой стране вопросы образования рассматриваются с учетом национальных интересов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...