Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обновление содержания образования
Противоречия, связанные с программно-методическим обеспечением школьного образования, привели к модернизации его содержания. В первую очередь это коснулось четырех блоков дисциплин: а) естественно-математическое образование. В предшествующие годы на Западе изучению естественнонаучных дисциплин в массовой школе уделялось мало внимания, что вызвало нарекания со стороны политических и педагогических кругов, широкой общественности, родителей. В конце XX — начале XXI в., несмотря на различие в подходах, в большинстве стран отношение к естественно-математическому образованию изменилось, а именно: * повысился престиж этих дисциплин; •они стали обязательны для всех учащихся вплоть до окончания средней школы; • на их изучении отведено до 20 % учебного времени. Увеличение в учебных планах доли этих дисциплин производилось за счет учебного времени, выделяемого для изучения предметов по выбору. Так, в Великобритании, где естествознание не было обязательным предметом в начальной и неполной средней школе, Законом о реформе образования 1988 г. введено обязательное преподавание естественнонаучных дисциплин для всех учащихся. В некоторых землях ФРГ время, отводимое на изучение математики в средних классах основной школы, было увеличено до 5 учебных часов в неделю. Кроме того, упор делался на практическое использование знаний и умений; б) гуманитарное образование. В ходе реформы в учебные в) экологическое образование. В ходе перестройки школь г) естественно-техническое образование. Важное место в го 144 Лекция 7, Школа \л педагогика в Западной Европе и США.. 3. Школьная система в Западной Европе и США
Италии преподается предмет «Технология». Информатика, включающая изучение компьютеров, входит в курс математики (Норвегия, Франция, Англия). При преподавании основное внимание сосредоточено не на устройстве компьютеров, а на их применении, развитии навыков работы на электронно-вычислительной технике. Таким образом, информатика в последние десятилетия стала неотъемлемым элементом обучения практически во всех европейских странах. Важнейшей тенденцией последних десятилетий является приток иностранных рабочих в Западную Европу, который вызвал увеличение разнородности населения, пополнение школ детьми выходцев из-за рубежа. С каждым годом растет число эмигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки, не владеющих языком государства, в котором они собираются жить и работать. Развитие поликультурного образования в Европе характеризуется двумя стадиями. На первой (1970—1980-е гг.) дети этнических меньшинств объединялись в школах в группы по этническому признаку, изучали курсы по родному языку и шла их постепенная адаптация к школе, где преподавание велось на государственном языке. В конце 1980-х гг. (вторая стадия) в общественные дисциплины стали включаться материалы о национальных меньшинствах, их истории, традициях и обычаях. Сегодня концепция поликультурного образования стала частью государственной политики. В последние десятилетия острой проблемой школьного образования стала перегрузка учащихся. Анализ различных подходов к решению этой проблемы позволяет выявить следующие пути, по которым идут западные страны: • создание интегрированных курсов: «Экономика» (Франция), •разноуровневые программы (обязательнаячасть, дополнительная часть, факультативная); • сокращение количества часов в учебных планах. 3. Школьнаясистема в ЗападнойЕвропе и США Во второй половине XX - начале XXI в. сложилась следую- • начальная школа, * неполная средняя школа, По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся, распределяются по трем основным учебным потокам: 1) полная общеобразовательная школа академического 2) средняя школа с упором на подготовку к обучению в тех 3) профессиональные учебные заведения. В Германии, например, государство гарантирует бесплатное обязательное 9-летнее обучение в общественных учебных заведениях. Система образования выше начального имеет трехступенчатую структуру: основная школа, реальное училище, гимназия. Обучение начинается с шести лет в единой начальной школе (1-4 классы), а затем продолжается в одном из указанных типов школ, которые различаются по целям, назначению, уровню общего образования. В основной школе (5—10 классы), где обучается до 50 % подростков соответствующего возраста, дают возможность приобрести неполное общее, а в дальнейшем — профессиональное образование. В реальном училище (5—10 или 7—10 классы) дается неполное общее образование профессионально-практически и направленности; изучаются физика, химия, биология, иностранные языки и другие академические дисциплины. Выпускники реального училища получают право поступать в средние, а. затем в высшие профессионально-технические учебные заведения. Гимназия (5—13 или 7—13 классы) дает полное среднее образование и право поступления в вузы университетского типа. Обязательными учебными дисциплинами являются немецкий язык и литература, история, география, математика, биология, физическое воспитание, музыка, религия. В зависимости от профиля гимназии предлагаются варианты учебных программ. В профессиональном обучении существует система ученичества на предприятиях с одновременным посещением профессионализированных учебных заведений в течение 2—3 лет.
Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США... Действуют также профессиональные школы повышенного типа, рассчитанные на 1—4 года обучения: домоводческие, медицинские, коммерческие и др. Их выпускники могут поступать в технические училища. Введена следующая организация профессионального обучения: 1 день — в школе, 4 дня — на предприятии. В школах занятия ведут педагоги, на предприятиях - инструкторы-мастера. В среднем профессиональном образовании переходят от узкой специализации к широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей. Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций. Например, в трудовом обучении учеников реальных училищ участвуют до 450 тыс. компаний и предприятий — от гиганта «Мерседес-БенЦ» до мелких велосипедных мастерских. Общегерманское Министерство образования осуществляет сугубо координаторские функции. Фактически вопросами образования в каждой из земель ведает свое министерство. Министры входят в общенациональную Постоянную конференцию, где решения принимаются консенсусом и имеют рекомендательный характер. Главным источником финансирования образования являются бюджеты земель и муниципалитетов. Во Франции введено обязательное бесплатное 10-летнее обучение для детей с 6 до 16 лет. Есть школы государственные, муниципальные и частные. В последних обучение платное. За 5-летней начальной школой следует среднее образование, состоящее из 2 циклов: 4-летний коллеж и 2—3-летний лицей. Неполная средняя школа — единый общеобразовательный коллеж — строится на базе начальной школы и охватывает практически всех учащихся соответствующего возраста. Полное среднее образование представлено тремя типами школы: общеобразовательный, технологический, профессиональный лицеи. Все они имеют несколько секций, определяющих профиль диплома для выпускников (бакалавров). Непременный и существенный инструмент обучения — экзамены. Выпускники лицеев должны выдержать конкурс на бакалавра, от провала не застрахован и тот, кто ранее имел самые высокие оценки.
3. Школьная система в Западной Европе и США Профессиональное образование осуществляется в системе ученичества и профессиональном лицее, где обучение квалифицированного рабочего сочетается с общеобразовательной подготовкой. Завершает профессиональное обучение стажировка, программы и места которой обычно согласовывают с родителями. Систему ученичества составляют классы предпро-фессионалъной подготовки для подростков 15-16 лет и 2-3-летние центры профессионального обучения, учащиеся которых овладевают специальностью непосредственно на предприятии. Часть затрат на стажировки и обучение на предприятиях оплачивают промышленники. Французская система образования остается строго централизованной. Министерство национального образования управляет всеми учебными заведениями страны. Франция поделена на учебные округа (академии). Во главе академии стоит ректор, который является полномочным представителем министра образования и контролирует от его имени деятельность всех школ вверенного ему учебного округа. Основными источниками финансирования всех учебных заведений являются государственный и местный бюджеты, взносы предприятий и частных лиц. Наряду с государственным в школьном образовании действует частный сектор, который сложился в середине XIX в., когда в ряде европейских стран были приняты законы, разрешавшие открывать негосударственные школы. Благодаря своему многообразию и индивидуальному подходу к детям они популярны в обществе. По их направленности в педагогической литературе выделяют шесть основных моделей. Элитарная. Это превилигированные и престижные школы закрытого типа, имеющие высокий уровень обучения, формирующие у воспитанников кастовый дух и готовящие элиту общества. Конфессиональная. Эти школы строят свою деятельность с учетом принадлежности школьников к определенной конфессии (чаще всего католической). В учебные планы включено изучение основных принципов римско-католической церкви. Компенсирующая. Здесь стараются помочь ученикам, потерпевшим неудачу в государственной школе. В них работают психологи и специально подготовленные учителя.
Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США. Конъюнктурная. Эти учебные заведения готовят специалистов, пользующихся в данный момент повышенным спросом. Часто их финансируют крупные фирмы и компании. Национальная. Они малочисленны, создаются для национальных меньшинств с целью сохранения их языка, культуры и традиций. Альтернативная. Многие из них положили в основу деятельности авторскую концепцию конкретного педагога, например вальдорфские школы, школы Монтессори, школы Френе. В настоящее время б ФРГ существует 165 вальдорф-ских школ с общим числом учащихся свыше 68 500. Необходимо отметить, что многие инновации, опробованные в этих школах, принимаются в .государственную школьную систему Германии. В Швейцарии, в кантоне Берн, рядом государственных школ была воспринята вальдорфская модель целиком. В городе Зиген земли Нордрайнвестфален открылся муниципальный вальдорфский детский сад. Город выделил для этой гражданской инициативы прекрасный особняк. Вальдорфский детский сад Зигена — пример сотрудничества конкретных граждан и муниципальных властей. Во Франции каждый год тысячи учителей проходят стажировку в опорных школах, организованных в соответствии с установками Френе. В ежегодных конгрессах созданной им Федерации сторонников новой школы принимают участие тысячи делегатов, среди которых есть и учителя из других стран. Федерация продолжает издавать основанные Френе педагогические журналы, и каждый номер открывается выдержкой из какого-либо его произведения. Регулярно издается серия методических пособий под общим названием «Педагогика Френе. Документация для учителей». Постоянно переиздаются книги и брошюры самого педагога. В последнее время ширится движение независимых школ. В 1988 г. образована международная организация -Европейский совет национальных ассоциаций независимых школ (ECNAIS). Одной из форм социализации личности ребенка является модель открытой школы (варианты; «Школа без стен», «Город как школа»). Родной язык здесь изучают в
4. Модернизация высшего образования редакциях газет, иностранный — в стране—носителе языка, историю - в музеях, математику — в вычислительных центрах, общественные науки — в политических клубах и т. д., затем полученный опыт анализируется в группах. В каждой стране вопросы образования рассматриваются с учетом национальных интересов. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |