Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школьные реформы в Западной Европе




К началу XX в. в результате проводимых государственных

реформ и реформаторских новаций в ведущих странах За­падной Европы и Америки общая картина развития школь­ного дела выглядела следующим образом..

Англия.После принятия закона 1902 г. (Акт Бальфура) о начальном и среднем образовании избираемые населени­ем школьные комитеты получили возможность расширения


108


Лекция 5, Движение за реформу школьного образования...


3. Школьные реформы е Западной Европе


109


 


 


сети школ, субсидируемых государством, так называемые «паблик скулз». Начальная школа объявлялась бесплатной и обязательной для всех детей от 5 до 12 лет. Система полно­го школьного образования в Англии и Шотландии включала подготовку детей 3—5 лет к школе в детском саду, началь­ную с шести- или восьмилетним курсом обучения и среднюю школу. Деятельность начальной школы Министерством про­свещения жестко не регламентировалась. Устанавливал­ся только стандарт обязательных знаний. В средней школе стали вводиться предметы естественнонаучного цикла. Не­которые аристократические школы были вынуждены откры­вать в своих стенах реальные, коммерческие и инженерные отделения. Широкое распространение получил новый тип -«признанные школы» — для подростков 12—17 лет с шестилет­ним сроком обучения, открытие которых было продиктовано экономическими и социальными требованиями. Вместе с тем определенное количество грамматических школ, имевших давние традиции в Итоне, Вестминстере и других местах, оставались приверженцами классического образования. В ра­боте средней школы акцент ставился на формирование воли и характера воспитанника, подготовке энергичных, деловых и преданных идеалам страны граждан.

Германия.Согласно закону «Общие постановления о на­родной школе и подготовке учителей» курс начальной школы увеличивался до четырех лет, расширялась его программа: вводились история, география, естествознание и другие пред­меты. На базе начальной школы была создана так называемая промежуточная школа (аналогичная английской «признан­ной школе») с шестилетним сроком обучения. Система образо­вания стала представлять собой либо начальную четырехлет­нюю школу и еще четырехлетнюю школу повышенного типа, дающую возможность поступления в среднюю школу, либо начальную школу (4 года обучения) и обучение в промежуточ­ной школе с продолжительностью в 2-3 года. Затем следовали низшие профессиональные и средние учебные заведения.

В системе среднего образования были выделены три типа школ: классическая и реальная гимназии и высшее реальное


училище, отличавшиеся от реальной гимназии отсутствием преподавания древних языков. Кроме средних учебных заве­дений с девятилетним сроком обучения были созданы непол­ные средние школы — прогимназии с шестилетним сроком и реальные училища.

Популярностью пользовались и так называемое дополни­тельное образование — вечернее обучение на б^зе восьмилет­ней школы, которое имело целью подготовку или к опреде­ленной профессии, или к поступлению в среднюю школу. Практически все германские школы продолжали оставаться профессиональными.

Франция.В конце XX в. система образования во Франции включала материнскую школу (с 3 до 6 лет); начальную шко­лу (с 6 до 11 лет); начальную школу повышенного типа (с 12 до 14 лет); профессиональную или общеобразовательную среднюю школу ( с 15 до 18 лет). Обучение мальчиков и дево­чек было раздельным, совместное обучение допускалось толь­ко в малоукомплектованных школах. Учебные программы и учебники начальной и средней школы были сориентированы на воспитание в детях национальных чувств. С целью подго­товки мальчиков к защите отечества создавалась «школьные батальоны».

Особую заботу во Францииуделяли средней школе. Сущест­вовавшие специальные учебные заведения, ц которых наря­ду с общеобразовательными предметами изучались приклад­ные науки, связанные с сельским хозяйство^, индустрией, коммерцией, были преобразованы в общеобразовательные средние школы гуманитарного направления без преподава­ния в них древних языков. Средняя школа <^гала подразде­ляться на классическую и современную, но >акая школа не удовлетворяла потребностям прогресса. По анкону 1902 г. в средней школе создавались младшие классу с двумя отде­лениями: с древними и новыми языками и старшие классы с четырьмя отделениями: латинским и греческим языками; латынью и новыми языками; латынью и естествознанием: естественными науками и новыми языками.

Мужские средние школы получали назва^е лицеев, если они субсидировались государством, и колледжей, если содер-


110


Лекция 5. Движение за реформу школьного образования.


3. Школьные реформы в Западной Европе


111


 


жались городским самоуправлением или общиной. Стали от­крываться и государственные женские учреждения.

Школьные реформы конца XIX начала XX в. не только, опирались на различные педагогические концепции, но и са­ми давали стимул к развитию многочисленных теоретичес­ких знаний,

Реформаторская педагогика, несомненно, способствовала как обогащению теории, так и совершенствованию практики воспитания, образования и обучения.

К итогам школьных реформ можно отнести:

• изменение сроков и расширение программ бесплатного
начального обучения;

*появление промежуточных типов школ (между началь­
ным и средним образованием);

*развитие среднего профессионально-технического обра­
зования;

• сохранение системы частного образования.

Резюме, Вначале ХХв.вобразованиипроисходили сущест­венные изменения, которые были вызваны целым рядом факторов: 1) возрастающий объем знаний, умений и навыков, которые должны усвоить учащиеся; 2) результаты исследова­ний о природе детства; 3) рост числа педагогических центров (лаборатории, НИИ); 4) усиление контактов среди педагогов в меж. дун ар од ном масштабе.

Школа не соответствовала потребностям подрастающего поколения. Жесткое управление педагогическим процессом лишало учащихся самостоятельности, ограничивало их ини­циативу, порождало авторитарное вмешательство в учебно-воспитательную деятельность.

В первой половине XX в. возникает альтернатива педаго­гическому традиционализму реформаторская педагогика. Представители этого течения выступали за: школу, которая заботится об обш;ем развитии детей и вырабатывает умения самостоятельно приобретать знания; построение учебного процесса в соответствии с принципом природосообразности; создание комфортных психологических условий для обуче­ния и воспитания; соединение умственной деятельности с трудовой как средство общего развития личности ребенка.


Однако каждому реформаторскому течению были прису­щи и свои специфические особенности. Приверженцы свобод­ного воспитания считали, что ведущую роль должны играть детское переживание, накопление ребенком личного опыта и развитие его творческих сил. Представители эксперимен­тальной педагогики старались использовать, данные психоло­гии, физиологии и социологии при изучении основ саморазви­тия личности. Особое внимание реформаторская педагогика уделяла трудовому обучению и воспитанию. Основную цель трудовых занятий видели, с одной стороны, в подготовке к про­фессиональной деятельности, с другой — в показе детям основ­ных нужд общества и способов их удовлетворения.

В течение первой половины XX в. произошли серьезные изменения в системах образования Западной Европы: рас­ширялась программа начального обучения; появились про­межуточные типы школ; интенсивно развивалось среднее профтехобразование; изменился контингент учащихся част­ных учебных заведений. Эти общие тенденции получили специфическое выражение в отдельных страдах.



















Вопросы и задания для самоконтроля

1.Какие проблемы стояли перед зарубежной школой в конце
Х1Х-началеХХв.?

2. Перечислите основные направления традиционализма.

3. Что общего было в подходах к решению вопросов воспитания
у представителей реформаторской педагогики.?

4. Назовите основные педагогические положения теории М. Мон-
тессори.

5. Дайте характеристику понятия «трудовая школа» по Кершен-
штейнеру.

6. Б чем суть «педагогики действия» Б. А. Лая?

7. Охарактеризуйте педагогические взгляды и идеи Дж. Дьюи.

8. Какими типами учебных заведений была представлена система
образования Англии (Германии, Франции)?


1. Свободная вальдорфская школа


113


 


Опыторганизации школ на основе реформаторской педагогики

Ключевые слова: «абсолютная свобода», альтернативные школы, антропософия, междисциплинарный подход, педагогические инварианты, «свободные тексты», учебные карточки, школьный кооператив.

Основные вопросы:

1.Свободная валъдорфская школа.

2. Школа «абсолютной свободы» учащихся в Саммерхилле.

3. Новая модель организации начального обучения.

4. Гуманистическая педагогика С. Френе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...