Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Школьные реформы в Западной Европе
К началу XX в. в результате проводимых государственных реформ и реформаторских новаций в ведущих странах Западной Европы и Америки общая картина развития школьного дела выглядела следующим образом.. Англия.После принятия закона 1902 г. (Акт Бальфура) о начальном и среднем образовании избираемые населением школьные комитеты получили возможность расширения 108 Лекция 5, Движение за реформу школьного образования... 3. Школьные реформы е Западной Европе 109
сети школ, субсидируемых государством, так называемые «паблик скулз». Начальная школа объявлялась бесплатной и обязательной для всех детей от 5 до 12 лет. Система полного школьного образования в Англии и Шотландии включала подготовку детей 3—5 лет к школе в детском саду, начальную с шести- или восьмилетним курсом обучения и среднюю школу. Деятельность начальной школы Министерством просвещения жестко не регламентировалась. Устанавливался только стандарт обязательных знаний. В средней школе стали вводиться предметы естественнонаучного цикла. Некоторые аристократические школы были вынуждены открывать в своих стенах реальные, коммерческие и инженерные отделения. Широкое распространение получил новый тип -«признанные школы» — для подростков 12—17 лет с шестилетним сроком обучения, открытие которых было продиктовано экономическими и социальными требованиями. Вместе с тем определенное количество грамматических школ, имевших давние традиции в Итоне, Вестминстере и других местах, оставались приверженцами классического образования. В работе средней школы акцент ставился на формирование воли и характера воспитанника, подготовке энергичных, деловых и преданных идеалам страны граждан. Германия.Согласно закону «Общие постановления о народной школе и подготовке учителей» курс начальной школы увеличивался до четырех лет, расширялась его программа: вводились история, география, естествознание и другие предметы. На базе начальной школы была создана так называемая промежуточная школа (аналогичная английской «признанной школе») с шестилетним сроком обучения. Система образования стала представлять собой либо начальную четырехлетнюю школу и еще четырехлетнюю школу повышенного типа, дающую возможность поступления в среднюю школу, либо начальную школу (4 года обучения) и обучение в промежуточной школе с продолжительностью в 2-3 года. Затем следовали низшие профессиональные и средние учебные заведения. В системе среднего образования были выделены три типа школ: классическая и реальная гимназии и высшее реальное училище, отличавшиеся от реальной гимназии отсутствием преподавания древних языков. Кроме средних учебных заведений с девятилетним сроком обучения были созданы неполные средние школы — прогимназии с шестилетним сроком и реальные училища. Популярностью пользовались и так называемое дополнительное образование — вечернее обучение на б^зе восьмилетней школы, которое имело целью подготовку или к определенной профессии, или к поступлению в среднюю школу. Практически все германские школы продолжали оставаться профессиональными. Франция.В конце XX в. система образования во Франции включала материнскую школу (с 3 до 6 лет); начальную школу (с 6 до 11 лет); начальную школу повышенного типа (с 12 до 14 лет); профессиональную или общеобразовательную среднюю школу ( с 15 до 18 лет). Обучение мальчиков и девочек было раздельным, совместное обучение допускалось только в малоукомплектованных школах. Учебные программы и учебники начальной и средней школы были сориентированы на воспитание в детях национальных чувств. С целью подготовки мальчиков к защите отечества создавалась «школьные батальоны». Особую заботу во Францииуделяли средней школе. Существовавшие специальные учебные заведения, ц которых наряду с общеобразовательными предметами изучались прикладные науки, связанные с сельским хозяйство^, индустрией, коммерцией, были преобразованы в общеобразовательные средние школы гуманитарного направления без преподавания в них древних языков. Средняя школа <^гала подразделяться на классическую и современную, но >акая школа не удовлетворяла потребностям прогресса. По анкону 1902 г. в средней школе создавались младшие классу с двумя отделениями: с древними и новыми языками и старшие классы с четырьмя отделениями: латинским и греческим языками; латынью и новыми языками; латынью и естествознанием: естественными науками и новыми языками. Мужские средние школы получали назва^е лицеев, если они субсидировались государством, и колледжей, если содер- 110 Лекция 5. Движение за реформу школьного образования. 3. Школьные реформы в Западной Европе 111
жались городским самоуправлением или общиной. Стали открываться и государственные женские учреждения. Школьные реформы конца XIX — начала XX в. не только, опирались на различные педагогические концепции, но и сами давали стимул к развитию многочисленных теоретических знаний, Реформаторская педагогика, несомненно, способствовала как обогащению теории, так и совершенствованию практики воспитания, образования и обучения. К итогам школьных реформ можно отнести: • изменение сроков и расширение программ бесплатного *появление промежуточных типов школ (между началь *развитие среднего профессионально-технического обра • сохранение системы частного образования. Резюме, Вначале ХХв.вобразованиипроисходили существенные изменения, которые были вызваны целым рядом факторов: 1) возрастающий объем знаний, умений и навыков, которые должны усвоить учащиеся; 2) результаты исследований о природе детства; 3) рост числа педагогических центров (лаборатории, НИИ); 4) усиление контактов среди педагогов в меж. дун ар од ном масштабе. Школа не соответствовала потребностям подрастающего поколения. Жесткое управление педагогическим процессом лишало учащихся самостоятельности, ограничивало их инициативу, порождало авторитарное вмешательство в учебно-воспитательную деятельность. В первой половине XX в. возникает альтернатива педагогическому традиционализму — реформаторская педагогика. Представители этого течения выступали за: школу, которая заботится об обш;ем развитии детей и вырабатывает умения самостоятельно приобретать знания; построение учебного процесса в соответствии с принципом природосообразности; создание комфортных психологических условий для обучения и воспитания; соединение умственной деятельности с трудовой как средство общего развития личности ребенка. Однако каждому реформаторскому течению были присущи и свои специфические особенности. Приверженцы свободного воспитания считали, что ведущую роль должны играть детское переживание, накопление ребенком личного опыта и развитие его творческих сил. Представители экспериментальной педагогики старались использовать, данные психологии, физиологии и социологии при изучении основ саморазвития личности. Особое внимание реформаторская педагогика уделяла трудовому обучению и воспитанию. Основную цель трудовых занятий видели, с одной стороны, в подготовке к профессиональной деятельности, с другой — в показе детям основных нужд общества и способов их удовлетворения. В течение первой половины XX в. произошли серьезные изменения в системах образования Западной Европы: расширялась программа начального обучения; появились промежуточные типы школ; интенсивно развивалось среднее профтехобразование; изменился контингент учащихся частных учебных заведений. Эти общие тенденции получили специфическое выражение в отдельных страдах. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Какие проблемы стояли перед зарубежной школой в конце 2. Перечислите основные направления традиционализма. 3. Что общего было в подходах к решению вопросов воспитания 4. Назовите основные педагогические положения теории М. Мон- 5. Дайте характеристику понятия «трудовая школа» по Кершен- 6. Б чем суть «педагогики действия» Б. А. Лая? 7. Охарактеризуйте педагогические взгляды и идеи Дж. Дьюи. 8. Какими типами учебных заведений была представлена система 1. Свободная вальдорфская школа 113
Опыторганизации школ на основе реформаторской педагогики Ключевые слова: «абсолютная свобода», альтернативные школы, антропософия, междисциплинарный подход, педагогические инварианты, «свободные тексты», учебные карточки, школьный кооператив. Основные вопросы: 1.Свободная валъдорфская школа. 2. Школа «абсолютной свободы» учащихся в Саммерхилле. 3. Новая модель организации начального обучения. 4. Гуманистическая педагогика С. Френе. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |