Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Педагогическая теория И. Ф. Гербарта
Первым мыслителем, представившим педагогику как самостоятельную науку, стал немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт(1776-1841), Он родился в Германии в 1776 г. в семье чиновника-юриста, получил образование в латинской школе и университете (Йенском), где познакомился с учениями представителей немецкой классической философии. Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 г, он посетил Бургдорфский институт Песталоц-ци, однако демократическая сторона учения швейцарского педагога-демократа не увлекла И. Ф. Гербарта. В 1882 г. он, защитив диссертацию на степень доктора философии, начал свою преподавательскую деятельность. Он работал в Гетин-генском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по педагогике и психологии, руководил семинарией для подготовки учителей. Для семинаров он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику. Идеи И. Ф. Гербарта получили развитие в его книгах: • «Эстетическое представление о мире как главная задача •«Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806); • «Учебник психологии» (1816); * «Письма о применении психологии в педагогике» * «Очерк лекций по педагогике» (1835). Цель воспитания по Гербарту — подготовка добродетельного, добропорядочного человека, способного содействовать благу существующего строя. Задачи воспитания: развитие многосторонних интересов у школьников в процессе обучения, подавление злой воли ребенка, формирование цельного нравственного характера. И. Ф. Гербарт выделил три раздела в теории и практике воспитания:
1) обучение: влияет на умственное развитие и является 2) управление: средство установления и поддержания по 3) нравственное воспитание: «должно видеть свою задачу Именно И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Он исходил из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, показывая действительность — с ее «недостатками и нуждами». Один из центральных вопросов дидактики — вопрос о роли интереса в процессе обучения — И. Ф. Гербарт постарался раскрыть, исходя из его природы, а также выполняемых им дидактических функций и предложил возможную классификацию интересов в их соотношении с характером познавательной деятельности. Воспитывающее обучение должно было, в понимании И. Ф. Гербарта, стимулировать стремление к наблюдению и размышлению (эмпирический и умозрительный интересы), развивать восприятие прекрасного (эстетический интерес), воспитывать симпатию к людям и общественности (симпатический и социальный интересы) и религиозное мировосприятие (религиозный интерес). Размышляя о соотношении между разновидностями различных интересов, И. Ф. Гербарт полагал, что при надлежащем взаимодействии между ними каждый из интересов может составить опору для развития последующего. И. Ф. Гербарт разработал четырехступенчатое построение учебного процесса: 1-я ступень — ясность — изучаемое выделяется из всего, с чем это связано; 2-я ступень — ассоциация — новый материал связывается с имеющимися у учащихся представлениями; 3-я ступень - система — полученные знания приводятся в систему, делаются выводы; 82 ______ Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в. 4-я ступень - метод — применение полученных знаний к новым явлениям, событиям. Эти ступени, по его мнению, должны строго следовать друг за другом. Решая принципиально новую для педагогической теории и практики задачу - дисциплинирование воспитанника, И.Ф. Гербарт полагал, что оно должно осуществляться и средствами принудительного педагогического воздействия, такими, как угроза, надзор, различные виды принуждения и т. п. Однако при этом он подчеркивал, что дисциплинирование детей должно смягчаться любовью и снисходительностью к ним, и само управление предполагает умение укрощать так называемое детское упрямство, не нарушая «детской беспечности». Во второй половине XIX в. односторонняя трактовка идей И. Ф. Гербарта об управлении детьми использовалась сторонниками авторитарного воспитания, И. Ф. Гербарт разработал систему нравственного воспитания, где ведущим принципом был принцип опоры на положительное в ребенке- Он сформулировал пять исходных этических идей, которые, по его мнению, выступают в качестве оценочных критериев поведения человека в обществе. 1. Идея внутренней свободы - она требует устранения разлада, внутренней борьбы между суждениями и поступками. Однако одна эта идея не определяет нравственности человека: он может быть «цельным» и в то же время «злодеем». На помощь приходит: 2. Идея совершенства, дающая «внутреннюю гармонию» и требующая силы воли, настойчивости, организованности. 3- Идея благорасположения - это гармония воли данного лица с волей других, устраняющая конфликты. 4, Однако в жизни все же бывают конфликты и тогда их решает идея права. 5. Руководством при определении, достойно ли данное лицо награды за подвиг или наказания за преступление, служила идея справедливости. Необходимо отметить, что, рассматривая взаимодействие между теорией и практикой, И. Ф. Гербарт дифференцировал педагогические знания по их источнику и различал педагогику как науку и как искусство. Содержание педагогики как
3, Педагогические взгляды Ф. А. В. Дистервега и его деятельность. науки определялось им как стройный порядок, выводимый как следствие из основополагающих положений, как система знаний. Педагогика как искусство представляла собой, по его мнению,, сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Таким образом, И. Ф. Гербарт первым из педагогов попытался дать философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания. Он был первопроходцем в области приведения обучения в соответствие с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила ему осуществить дальнейший шаг в развитии дидактики. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта оказали большое воздействие на последующее развитие мировой теории и практики воспитания. 3. Педагогические взгляды Ф. А. В. Дистервега и его деятельность по объединению немецкого учительства Теоретиком народной школы и зрительского образования в Германии в XIX в. являлся Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег(1790-1866). Он родился в Вест-фалии, получил воспитание сперва в Герборне, затем в Тюбингенском университете, где окончил курс доктором богословия. Однако духовная карьера не привлекала его. Более по сердцу была ему деятельность учителя. В 1813 г. он получает .учительское место во Фракфурте-на-Майне при Образцовой Школе. Дистервег изучил сочинения Пес-талоцци, проникся идеями «великого народного пророка» и решил всю свою жизнь посвятить делу образования. В1818 г. он стал вторым ректором в латинской школе в Эльберфельде. В 1820 г. перед Дистервегом открывается более широкая и самостоятельная арена деятельности. Он — директор учительской семинарии в Мерее, в Рейнской провинции. В 1827 г. Дистервег расширил свою деятельность изданием педагогического журнала (по шесть книжек в год). В течение почти сорока лет Дистервег был неутомимым сотрудником «Рейнских Листков». В 1832 г. Дистервег получает должность директора Берлинской «семинарии для городских школ». Пятнадцать лет 84 Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в. 3. Педагогические емгпяды Ф. А, В. Дистервега и его деятельность. 85
он с честью работал на новом месте. Со всех концов Германии, Венгрии, даже России стекались сюда ученики, чтобы увидеть знаменитого педагога, научиться у него трудному искусству воспитания и обучения. Ф. А. В. Дистервегу принадлежит авторство несколько сот педагогических статей и очерков, которые можно условно разделить на три группы: 1) по общим вопросам воспитания: «О высшем принципе 2) обоснование идеи воспитывающего и развивающего обу 3) размышления об учителе, значении его личности, про Цель воспитания Дистервег видел в развитии самостоятельности ученика посредством самодеятельности. Задачами воспитания он считал развитие умственных сил человека; пробуждение и развитие его духовных потребностей; образование характера. Дистервег высказал мысль о ведущей роли обучения в процессе воспитания подрастающего поколения и сформулировал три основных приципа воспитывающего обучения. Бо-первых, принцип природосообразности, который предполагает определение возможного для данного возраста и пола ребенка уровня развития личностных свойств, построение возрастно-психологической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов. Дистервег выделил три ступени развития, соединив педагогику и психологию: 6-9 лет—господство ощущений; 9—14 лет— господство памяти; 14-16 — господство рассудка. Важное место Дистервег отводил принципу культуросо-образности. Он считал, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом — всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика. Учитель и воспитатель всегда должны принимать во внимание потребности своего времени, своего народа, поэтому Дистервег указывал на очень большое значение преподавания отечественной истории и географии, родного языка и родной литературы. Третий принцип воспитывающего обучения по Дистервегу — самодеятельность, под которой он понимал активность и инициативзг- «Быть человеком, — по его словам, — значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям... Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному, самостоятельному познанию. Он защищал право каждого человека на развитие мышления, которое ведет к сознательной деятельности. Важное место в образовании человека Дистервег отводил начальной школе. По его мнению, она должна: * уделять основное внимание привитию навыков; • развивать умственные силы и способности; •учить умению самостоятельно работать, усваивать учебный материал; * использовать развивающий метод обучения; • расширить учебный план, включив ряд дополнитель Дистервег сформулировал целую систему дидактических правил, изложенных в его знаменитом «Руководстве к образованию немецких учителей» ( 1835). В этой работе содержится много важных советов и рекомендаций для учителей относительно самообразования, совершенствования своей деятельности, систематического изучения педагогики и методики. Представлены четыре группы дидактических правил,
Лекция 4, Классики западноевропейской педагогики в XIX в. определяющих, по мнению Дистервега, воспитательную деятельность школы. Эти правила относятся к ученику, учебному материалу, внешним условиям (время и место обучения), а также касаются личности учителя. Дистервег гор.ячо популяризировал профессию учителя и признавал, что учитель играет решающую роль в воспитании и обучении детей. Его девиз: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!». Учитель нового времени должен обладать смелостью мышления, руководствоваться любовью к человечеству, содействовать решению задач своего времени в педагогической деятельности. В XIX в. теоретическая и практическая деятельность Ф, А. В. Дистервега представляла собой поворот к новому пониманию многих педагогических проблем, обогатив классические идеи природосообразности воспитания с учетом новейших данных, как о человеке так и в области физиологии, психологии, философии, социологии. В его трудах осмыслена социально-историческая обусловленность воспитания, показано, что воспитание-часть культуры, подчеркнута диалектическая связь и необходимость взаимодействия общечеловеческого и национального воспитания. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 644. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |