Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX -




Начале XXI в.

Ключевые слова:бакалавр, Болонский процесс, интегрированные

курсы, магистр; магистратура, негосударственные школы-] реформа образования.

Основные вопросы:

1.Образовательные реформы второй половины XX — начала XXI в.

2. Обновление содержания образования.

3. Школьная система в Западной Европе и США.

4. Модернизация высшего образования.

Образовательные реформы второй половины XX -начала XXI в,

Под влиянием экономических, политических и социокуль­турных изменений в мире меняются цели, структура, содер­жание и технологии образования. Среди общих тенденций в совершенствовании образовательных систем можно выде­лить следующие:

повышение роли и значения образования в жизни обще­ства ;

'демократизация и гуманизация системы образования;

• модернизация з'чебно-материалъной базы;

• обновление содержания образования;

• поликулътурность воспитания.

Традиционно выделяют два этапа реформирования систем образования Западной Европы и США.

На переем этапе (60-70-е гг. XX в,) в школьном образо­вании доминировал принцип «равенства возможностей», а в качестве основной задачи выдвигалась структурная пере­стройка школьного образования: расширение сети учебных заведений, продление сроков обязательного обучения, транс-


140


Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США.


1. Образовательные реформы второй половины XX-начала XXI в.


141


 


 


формация многотипных учебных заведений среднего обра­зования в унифицированную модель средней школы. Воз­росшие требования к личности диктовали необходимость по­вышения уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы. В ходе реформ вырос контингент обучаемых в начальной, средней и высшей школах.

Однако с конца 70-х гг. во многих странах Западной Евро­пы стали наблюдаться снижение средних показателей каче­ства образования, падение уровня знаний и умений у основ­ной массы учащихся.

В начале 80-х гг. XX в. данная ситуация вызвала обосно­ванную тревогу в обществе. Правительство Великобритании представило парламенту доклад «Лучшие школы» (1.985), Министерство образования Швеции подготовило документ «Качество в образовании» (1984). В них подчеркивалось, что образование должно не только отражать современный этап развития науки, техники и производства, но и соответство­вать уровню научно-технического развития XXI в,

Второй этап реформирования (80-90-е гг. XX в.) был на­правлен на повышение качества образования.

Например, во Франции, особое внимание в реформе 1985 г. уделялось укреплению связей между начальной и средней школой, введению предметов, отвечающих новым реалиям. Самостоятельными учебными дисциплинами стали пред­меты «Граждановедение», «Естествознание и технология». В коллеже была сделана ставка на развитие у учащихся крити­ческого мышления, овладение навыками самообразования.

Основными задачами реформы 1989 г. в этой стране яви­лись; совершенствование системы управления и финансирова­ния средней школы, повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся, реорганизация учебного процесса и пере­смотр программ с учетом изменений в европейском регионе.

В Великобритании в качестве основных направлений ре­формы были определены: пересмотр содержания образова­ния, введение национальной оценки знаний учащихся, мо­дернизация системы школьного управления. Законом 1988 г. в стране было введено 10 обязательных предметов (англий-


ский язык и литература, математика, естествознание, исто­рия, география, технология, иностранный язык, музыка, искусство, физическая культура), на которые отводилось 70-75 % учебного времени. Правительство страны связывало осо­бые надежды с улучшением преподавания естествознания и математики в школе. Ставка была сделана не только на по­вышение уровня преподавания этих наук, но и на обучение их основам всех учащихся.

В США в 1983 г. был опубликован правительствеяный до­кумент «Нация в опасности: необходимость реформы образо­вания», который обозначил пути выхода из кризиса. Комплекс мер предполагал введение национального государственного стандарта, усиление внимания к естественнонаучному и ма­тематическом:}' образованию, пересмотр системы управления и финансирования школьного образования., привлечение об­щественности к решению школьных проблем, совершенство-вание системы подготовки педагогических кадров.

В 1990 г. в документе «Америка - 2000» были обозначены семь ведущих направлений развития школьного дела:

• совершенствование дошкольного воспитания;

• обеспечение готовности всех детей к обучению в школе;
•достижение 90-процентного охвата молодежи полной

средней школой;

• обучение всех американцев на высоком уровне;

• достижение американской школой мирового уровня пре­
подавания математики и естественных наук;

• наведение дисциплины и порядка в стенах школы;

• овладение молодыми американцами необходимым уров­
нем знаний, умений и навыков в целях поддержания
конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Несмотря на различие в мировоззренческих и идеологи­ческих установках, историческом опыте и педагогических традициях есть то, что объединяет европейские системы школьного образовании. Во-первых, это сохранение государ­ственного образовательного суверенитета школы (обучение в негосударственных школах составляет: 11 % в США, 12 % во Франции, 18% в ФРГ).


142


Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США..


2. Обновление содержания образования


143


 


 


Во-вторых, им присущи одинаковые вертикальные ступе­ни (уровни): обшее начальное образование (I—IV кл.), общее базовое (V—X кл.), общее среднее (XI—XIII кл.).

В-третьих, как важнейшее звено в системе непрерывного образования рассматривается средняя школа. Если раньше ее целью была подготовка к обучению в вузе, то теперь мно­гие выпускники вливаются непосредственно в производство или сферу обслуживания, возрастает ее роль в подготовке учащихся к практической деятельности, к последующему по­вышению квалификации и культурного уровня.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...