Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX -
Начале XXI в. Ключевые слова:бакалавр, Болонский процесс, интегрированные курсы, магистр; магистратура, негосударственные школы-] реформа образования. Основные вопросы: 1.Образовательные реформы второй половины XX — начала XXI в. 2. Обновление содержания образования. 3. Школьная система в Западной Европе и США. 4. Модернизация высшего образования. Образовательные реформы второй половины XX -начала XXI в, Под влиянием экономических, политических и социокультурных изменений в мире меняются цели, структура, содержание и технологии образования. Среди общих тенденций в совершенствовании образовательных систем можно выделить следующие: повышение роли и значения образования в жизни общества ; 'демократизация и гуманизация системы образования; • модернизация з'чебно-материалъной базы; • обновление содержания образования; • поликулътурность воспитания. Традиционно выделяют два этапа реформирования систем образования Западной Европы и США. На переем этапе (60-70-е гг. XX в,) в школьном образовании доминировал принцип «равенства возможностей», а в качестве основной задачи выдвигалась структурная перестройка школьного образования: расширение сети учебных заведений, продление сроков обязательного обучения, транс- 140 Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США. 1. Образовательные реформы второй половины XX-начала XXI в. 141
формация многотипных учебных заведений среднего образования в унифицированную модель средней школы. Возросшие требования к личности диктовали необходимость повышения уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы. В ходе реформ вырос контингент обучаемых в начальной, средней и высшей школах. Однако с конца 70-х гг. во многих странах Западной Европы стали наблюдаться снижение средних показателей качества образования, падение уровня знаний и умений у основной массы учащихся. В начале 80-х гг. XX в. данная ситуация вызвала обоснованную тревогу в обществе. Правительство Великобритании представило парламенту доклад «Лучшие школы» (1.985), Министерство образования Швеции подготовило документ «Качество в образовании» (1984). В них подчеркивалось, что образование должно не только отражать современный этап развития науки, техники и производства, но и соответствовать уровню научно-технического развития XXI в, Второй этап реформирования (80-90-е гг. XX в.) был направлен на повышение качества образования. Например, во Франции, особое внимание в реформе 1985 г. уделялось укреплению связей между начальной и средней школой, введению предметов, отвечающих новым реалиям. Самостоятельными учебными дисциплинами стали предметы «Граждановедение», «Естествознание и технология». В коллеже была сделана ставка на развитие у учащихся критического мышления, овладение навыками самообразования. Основными задачами реформы 1989 г. в этой стране явились; совершенствование системы управления и финансирования средней школы, повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся, реорганизация учебного процесса и пересмотр программ с учетом изменений в европейском регионе. В Великобритании в качестве основных направлений реформы были определены: пересмотр содержания образования, введение национальной оценки знаний учащихся, модернизация системы школьного управления. Законом 1988 г. в стране было введено 10 обязательных предметов (англий- ский язык и литература, математика, естествознание, история, география, технология, иностранный язык, музыка, искусство, физическая культура), на которые отводилось 70-75 % учебного времени. Правительство страны связывало особые надежды с улучшением преподавания естествознания и математики в школе. Ставка была сделана не только на повышение уровня преподавания этих наук, но и на обучение их основам всех учащихся. В США в 1983 г. был опубликован правительствеяный документ «Нация в опасности: необходимость реформы образования», который обозначил пути выхода из кризиса. Комплекс мер предполагал введение национального государственного стандарта, усиление внимания к естественнонаучному и математическом:}' образованию, пересмотр системы управления и финансирования школьного образования., привлечение общественности к решению школьных проблем, совершенство-вание системы подготовки педагогических кадров. В 1990 г. в документе «Америка - 2000» были обозначены семь ведущих направлений развития школьного дела: • совершенствование дошкольного воспитания; • обеспечение готовности всех детей к обучению в школе; средней школой; • обучение всех американцев на высоком уровне; • достижение американской школой мирового уровня пре • наведение дисциплины и порядка в стенах школы; • овладение молодыми американцами необходимым уров Несмотря на различие в мировоззренческих и идеологических установках, историческом опыте и педагогических традициях есть то, что объединяет европейские системы школьного образовании. Во-первых, это сохранение государственного образовательного суверенитета школы (обучение в негосударственных школах составляет: 11 % в США, 12 % во Франции, 18% в ФРГ). 142 Лекция 7. Школа и педагогика в Западной Европе и США.. 2. Обновление содержания образования 143
Во-вторых, им присущи одинаковые вертикальные ступени (уровни): обшее начальное образование (I—IV кл.), общее базовое (V—X кл.), общее среднее (XI—XIII кл.). В-третьих, как важнейшее звено в системе непрерывного образования рассматривается средняя школа. Если раньше ее целью была подготовка к обучению в вузе, то теперь многие выпускники вливаются непосредственно в производство или сферу обслуживания, возрастает ее роль в подготовке учащихся к практической деятельности, к последующему повышению квалификации и культурного уровня. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |