Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Новая модель организации начального обучения




В 1929 г. на IV Международном конгрессе «Всемирного союза за обновление образования» в Локарно (Швейцария) профессор Петер Петерсен (1884-1952) представил педаго­гической общественности свою модель организации началь-

т_»

ного обучения в духе идей нового времени - Иена-план.

Концептуально педагогическая, технология П. Петерсе-на была противопоставлением традиционной школе с ее классно-урочной системой, жесткой регламентацией режи­ма дня, дисциплиной, субординацией в отношениях между учениками и учителями. Она опиралась на воспитательную общину, сформированную на основе уважения к личности ре­бенка, сочетание свободы и самостоятельности, тесной связи родителей, детей и педагогов. Заботясь о создании благопри­ятной развивающей среды, П. Петерсен преврат-ил школу


в «место жизни», класс - в «школьную жилую комнату», расписание - в «ритмический недельный план», который рационально регламентирует жизнь ребенка. Основой вос­питательной программы школы, которая реализует идею «общности и братства», он считал гуманистические отноше-

4J

ния. Б эксперименте П. Петерсена (Иена-план) вместо клас­са применялось обучение в небольших группах; члены групп были равны в решении вопросов школьного распорядка, они оказывали друг другу помощь; практиковались ответы груп­пой и самооценка учеников. Школа работала в тесном кон­такте с родителями, которые принимали участие в учебно-воспитательном процессе.

Автор Иена-плана противопоставлял педагогику общиннос-ти педагогике социальной, которая считает школу одной из форм общественного бытия. Полностью противоположной ей П, Петерсен считал общину, в которой отдельные лица соединя­ются совершенно свободно ради духовных целей на основе осо­знанной потребности. Общая духовная идея воплощается в ли­це руководителей, вокруг которых люди добровольно объеди­няются как последователи. В таком обществе человек никог­да не будет средством для достижения некой цели, а всегда — целью в самом себе. Школьная община — это основа «новой школы» Петерсена, в которой дети развиваются природосо-образно, по своим индивидуальным законам и одновременно приобретают способность жить по законам общества.

Ядром школьной общины он считал базовую группу, или штамм-группу (от нем. Stamm. — род, племя), — социальное об­разование, которое планомерно действует под руководством воспитателя ради духовного единения детей и характеризу­ется свободной динамикой внутренней структуры. Гетероген­ные штамм-группы, объединяющие детей разного возраста, состояний, способностей, заменяют традиционные классы. Структуру школы П. Петерсена образуют такие базовые группы:

• младшая (1—3-й год обучения);

• средняя (4—6-й год обучения);

• старшая (7—8-й год обучения);

• молодежная (9—10-й год обучения).


128


Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики


3. Новая модель организации начального обучения


129


 


 


В штамм-группах старшие дети являются опекунами младших, помогают им в подготовке к занятиям. Через год старшие переходят в следующую базовую группу, в которой считаются наименьшими, и т. д. Общаясь друг с другом, по­могая и принимая помощь, дети овладевают навыками со­вместной деятельности, умениями организовывать работу свою и подопечных. Такое общение по. душе всем: младшие рады, что имеют наставника, который всегда поможет; сгар-ших привлекает возможность порулить, ответственность за малышей их дисциплинирует, а необходимость быть для них авторитетом активизирует успехи в учебе.

Основной принцип внутренней динамики группы заклю­чается в свободной активности детей, работающих вполне самостоятельно согласно своим индивидуальным запросам и потребностям. Иена-план не предусматривает никаких приемов, способных погасить естественную моторику, свобод­ную активность детей, но П. Петерсен не был «анархистом» в педагогике. Он приучал воспитанников отличать подлинную свободу от беспорядка и вседозволенности. Главный закон группы гласил: «В помещении должно происходить лишь то, что отвечает общим пожеланиям и стремлениям поддержа­ния порядка, нравственности и красоты совместной работы и проживания». Пределы свободы определяли следующие факторы:

* учет равных прав и обязанностей всех товарищей;

•пространственные ограничения, связанные с площадью помещения;

•определенное количество учебных пособий и материалов, требует взаимных уступок и очередности в их пользовании.

С первого дня пребывания в школе ребенка знакомили с его обязанностями, принятыми формами общения и пове­дения. Благодаря специальным упражнениям в сознании и поведении ребенка закреплялись правила хорошего тона, школьный этикет (взаимное приветствие, соблюдение тиши­ны и т. д.).

Базовой группе принадлежало конкретное помещение, где каждому ученику была предоставлена полная свобода


действий. П. Петерсен считал, что в стабильно закреплен­ных помещениях «происходит интенсивное духовное взаимо­действие, а соответственно - закалка и созревание энергии». Для наведения порядка в помещении использовались игры, соревнования, часто с часами в руке. При этом воспитатель должен проявлять последовательность и настойчивость в сво­их требованиях.

Для усиления духовной близости детей разновозрастной группы в школе Петерсена был введен своеобразный па­тронаж - институт «крестных» - забота старших учеников о каждом новеньком малыше, который знакомится с жизнью школьной общины. «Я ввел институт «крестных», - писал П. Петерсен, — чтобы ликвидировать ту бездну, которая так легко образуется между детьми младшего и старшего возрас­та, и имел хорошие результаты. На всех совместных торжест­вах старшие сидят вместе со своим «крестными детьми» на определенных местах, это является почетным в школьной общине. Если ребенок поступает в трудный для воспитателя период, то руководитель группы может обратиться к «крест­ному», направить ребенка для совместной работы с ним, пока этот период не пройдет».

Уделяя большое внимание нравственному воспитанию, П. Петерсен разработал его основные правила:

• абсолютная открытость взаимоотношений: она опреде­
ляет жизненный стиль, культуру, формы жизнедеятель­
ности группы и общины в целом;

• взаимопомощь детей в закалке характера, развитие в ду­
хе общности и братства;

• право каждого ребенка на собственное мнение, свободу
выражения, признание равных прав за всеми: «Твое пра­
во может ограничить лишь учет права другого»;

• формирование добрых чувств, дружелюбия и искреннос­
ти, чему должна способствовать теплота человеческого
общения, когда мама может быть рядом в школьной жи­
лой комнате, а отец - рядом с сыном в мастерской. Благо­
даря этому школа получает простое, но важное средство
в завоевании сердец детей и родителей».


130

Лекций 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики

В системе методов и приемов воспитания П. Петерсен отво­дил заметное место невербальному замечанию в форме под­нятого к губаМ пальца, легкому движению руки, определен­ному знаку и "f- п. Он выступал против замечаний в словесной форме, считал их более чем в 90 % случаев неоправданными и бессмысленными. Человеческое слово, по его мнению, всегда вызывает ответную реакцию в форме прощения, оправдания или противодействия. Тихое, бессловесное взаимопонимание намного лучше, чем разговоры о том, что должно быть лик­видировано. .Любое практическое действие по исправлению поступка гораздо ценнее, чем словесное оправдание.

В школе О- Петерсена было четыре основных вида дея­тельности: игра, диалоги, обучение, праздник. Кроме групп, которые выполняют различные виды учебной работы, дей­ствуют подгруппы по интересам (фото, театр, музыка и др.). Они существуют в течение трех месяцев, а затем распадаются и возникают #ювые.

Обычный день в школе начинается с того, что дети рас­саживаются и круг по группам и обсуждают волнующие их темы, рассказывают о своих проблемах, получают советы от взрослых и сроих товарищей- Затем изучается новый мате­риал, анализируются ошибки, допущенные в предыдущих работах. Учитель задает задания сразу по всем предметам и дает полтора часа на самостоятельную подготовку. Каждый ребенок изучдет материал в своем ритме и усваивает таг объ­ем знаний, который он может и хочет усвоить. Старшим де­тям задания задаются сразу на всю неделю, и они сами реша­ют, как и когда они будут их выполнять. Если учащийся до­срочно выполнил работу, он может выбрать дополнительное задание, пойти в библиотеку, поиграть и т, д. В понедельник утром все школьники собираются в кружки по группам и со­ставляют проект на неделю.

Неотъемлемым элементом жизни Иена-плана являются праздники. По пятницам в школе проводятся ярмарки, раз в год - грандиозные праздники за городом.

Школа может быть открыта или по просьбе группы роди­телей, или по решению педагогического коллектива обычной


 

131

4. Гуманистическая аедагогика С. Френе

школы. Главным в ней, по мнению П. Петерсена, является соблюдение следующих основных принципов:

1) каждый из нас уникален; 2) каждый имеет право разви­вать свою личность независимо от расы, пола, национальнос­ти, социального положения, религии; 3) для развития инди­видуальности каждому необходимо лично взаимодействовать с материальным и духовным миром, социальным и культур­ным окружением; 4) каждый является целостной личностью;

5) каждый имеет право быть новатором в области культуры;

6) люди должны работать над созданием общества, в котором
уважают ценность и достоинство каждой личности и т. д.

Педагогическая система, созданная П. Петерсеном, ставит на первое место воспитание, а на его основе строится обучение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...