Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Новая модель организации начального обучения
В 1929 г. на IV Международном конгрессе «Всемирного союза за обновление образования» в Локарно (Швейцария) профессор Петер Петерсен (1884-1952) представил педагогической общественности свою модель организации началь- т_» ного обучения в духе идей нового времени - Иена-план. Концептуально педагогическая, технология П. Петерсе-на была противопоставлением традиционной школе с ее классно-урочной системой, жесткой регламентацией режима дня, дисциплиной, субординацией в отношениях между учениками и учителями. Она опиралась на воспитательную общину, сформированную на основе уважения к личности ребенка, сочетание свободы и самостоятельности, тесной связи родителей, детей и педагогов. Заботясь о создании благоприятной развивающей среды, П. Петерсен преврат-ил школу в «место жизни», класс - в «школьную жилую комнату», расписание - в «ритмический недельный план», который рационально регламентирует жизнь ребенка. Основой воспитательной программы школы, которая реализует идею «общности и братства», он считал гуманистические отноше- 4J ния. Б эксперименте П. Петерсена (Иена-план) вместо класса применялось обучение в небольших группах; члены групп были равны в решении вопросов школьного распорядка, они оказывали друг другу помощь; практиковались ответы группой и самооценка учеников. Школа работала в тесном контакте с родителями, которые принимали участие в учебно-воспитательном процессе. Автор Иена-плана противопоставлял педагогику общиннос-ти педагогике социальной, которая считает школу одной из форм общественного бытия. Полностью противоположной ей П, Петерсен считал общину, в которой отдельные лица соединяются совершенно свободно ради духовных целей на основе осознанной потребности. Общая духовная идея воплощается в лице руководителей, вокруг которых люди добровольно объединяются как последователи. В таком обществе человек никогда не будет средством для достижения некой цели, а всегда — целью в самом себе. Школьная община — это основа «новой школы» Петерсена, в которой дети развиваются природосо-образно, по своим индивидуальным законам и одновременно приобретают способность жить по законам общества. Ядром школьной общины он считал базовую группу, или штамм-группу (от нем. Stamm. — род, племя), — социальное образование, которое планомерно действует под руководством воспитателя ради духовного единения детей и характеризуется свободной динамикой внутренней структуры. Гетерогенные штамм-группы, объединяющие детей разного возраста, состояний, способностей, заменяют традиционные классы. Структуру школы П. Петерсена образуют такие базовые группы: • младшая (1—3-й год обучения); • средняя (4—6-й год обучения); • старшая (7—8-й год обучения); • молодежная (9—10-й год обучения). 128 Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики 3. Новая модель организации начального обучения 129
В штамм-группах старшие дети являются опекунами младших, помогают им в подготовке к занятиям. Через год старшие переходят в следующую базовую группу, в которой считаются наименьшими, и т. д. Общаясь друг с другом, помогая и принимая помощь, дети овладевают навыками совместной деятельности, умениями организовывать работу свою и подопечных. Такое общение по. душе всем: младшие рады, что имеют наставника, который всегда поможет; сгар-ших привлекает возможность порулить, ответственность за малышей их дисциплинирует, а необходимость быть для них авторитетом активизирует успехи в учебе. Основной принцип внутренней динамики группы заключается в свободной активности детей, работающих вполне самостоятельно согласно своим индивидуальным запросам и потребностям. Иена-план не предусматривает никаких приемов, способных погасить естественную моторику, свободную активность детей, но П. Петерсен не был «анархистом» в педагогике. Он приучал воспитанников отличать подлинную свободу от беспорядка и вседозволенности. Главный закон группы гласил: «В помещении должно происходить лишь то, что отвечает общим пожеланиям и стремлениям поддержания порядка, нравственности и красоты совместной работы и проживания». Пределы свободы определяли следующие факторы: * учет равных прав и обязанностей всех товарищей; •пространственные ограничения, связанные с площадью помещения; •определенное количество учебных пособий и материалов, требует взаимных уступок и очередности в их пользовании. С первого дня пребывания в школе ребенка знакомили с его обязанностями, принятыми формами общения и поведения. Благодаря специальным упражнениям в сознании и поведении ребенка закреплялись правила хорошего тона, школьный этикет (взаимное приветствие, соблюдение тишины и т. д.). Базовой группе принадлежало конкретное помещение, где каждому ученику была предоставлена полная свобода действий. П. Петерсен считал, что в стабильно закрепленных помещениях «происходит интенсивное духовное взаимодействие, а соответственно - закалка и созревание энергии». Для наведения порядка в помещении использовались игры, соревнования, часто с часами в руке. При этом воспитатель должен проявлять последовательность и настойчивость в своих требованиях. Для усиления духовной близости детей разновозрастной группы в школе Петерсена был введен своеобразный патронаж - институт «крестных» - забота старших учеников о каждом новеньком малыше, который знакомится с жизнью школьной общины. «Я ввел институт «крестных», - писал П. Петерсен, — чтобы ликвидировать ту бездну, которая так легко образуется между детьми младшего и старшего возраста, и имел хорошие результаты. На всех совместных торжествах старшие сидят вместе со своим «крестными детьми» на определенных местах, это является почетным в школьной общине. Если ребенок поступает в трудный для воспитателя период, то руководитель группы может обратиться к «крестному», направить ребенка для совместной работы с ним, пока этот период не пройдет». Уделяя большое внимание нравственному воспитанию, П. Петерсен разработал его основные правила: • абсолютная открытость взаимоотношений: она опреде • взаимопомощь детей в закалке характера, развитие в ду • право каждого ребенка на собственное мнение, свободу • формирование добрых чувств, дружелюбия и искреннос
Лекций 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики В системе методов и приемов воспитания П. Петерсен отводил заметное место невербальному замечанию в форме поднятого к губаМ пальца, легкому движению руки, определенному знаку и "f- п. Он выступал против замечаний в словесной форме, считал их более чем в 90 % случаев неоправданными и бессмысленными. Человеческое слово, по его мнению, всегда вызывает ответную реакцию в форме прощения, оправдания или противодействия. Тихое, бессловесное взаимопонимание намного лучше, чем разговоры о том, что должно быть ликвидировано. .Любое практическое действие по исправлению поступка гораздо ценнее, чем словесное оправдание. В школе О- Петерсена было четыре основных вида деятельности: игра, диалоги, обучение, праздник. Кроме групп, которые выполняют различные виды учебной работы, действуют подгруппы по интересам (фото, театр, музыка и др.). Они существуют в течение трех месяцев, а затем распадаются и возникают #ювые. Обычный день в школе начинается с того, что дети рассаживаются и круг по группам и обсуждают волнующие их темы, рассказывают о своих проблемах, получают советы от взрослых и сроих товарищей- Затем изучается новый материал, анализируются ошибки, допущенные в предыдущих работах. Учитель задает задания сразу по всем предметам и дает полтора часа на самостоятельную подготовку. Каждый ребенок изучдет материал в своем ритме и усваивает таг объем знаний, который он может и хочет усвоить. Старшим детям задания задаются сразу на всю неделю, и они сами решают, как и когда они будут их выполнять. Если учащийся досрочно выполнил работу, он может выбрать дополнительное задание, пойти в библиотеку, поиграть и т, д. В понедельник утром все школьники собираются в кружки по группам и составляют проект на неделю. Неотъемлемым элементом жизни Иена-плана являются праздники. По пятницам в школе проводятся ярмарки, раз в год - грандиозные праздники за городом. Школа может быть открыта или по просьбе группы родителей, или по решению педагогического коллектива обычной
4. Гуманистическая аедагогика С. Френе школы. Главным в ней, по мнению П. Петерсена, является соблюдение следующих основных принципов: 1) каждый из нас уникален; 2) каждый имеет право развивать свою личность независимо от расы, пола, национальности, социального положения, религии; 3) для развития индивидуальности каждому необходимо лично взаимодействовать с материальным и духовным миром, социальным и культурным окружением; 4) каждый является целостной личностью; 5) каждый имеет право быть новатором в области культуры; 6) люди должны работать над созданием общества, в котором Педагогическая система, созданная П. Петерсеном, ставит на первое место воспитание, а на его основе строится обучение. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |