Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заруб ежная школа и педагогика конца ХГХ-начала XX в.
Конец XIX б. отмечен вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. В этих условиях стало более явным несоответствие традиционной школы, практики воспитания и обучения новым экономическим и политическим требованиям развития этих стран. Старая школа не способствовала развитию у детей активности и самостоятельности мышления, не готовила к применению полученных теоретических знаний на практике. Развивающаяся промышленность, оснащенная новым оборудованием, нуждалась в квалифицированных рабочих, способных быстро переключаться от одной операции к другой. Противоречия между состоянием школьного дела и новыми экономическими условиями вызвали появление педагогических движений, требовавших реформирования школы на всех ее ступенях. Основными поворотными моментами в истории школы явились создание в последней трети XIX в. национальных систем народного образования, поиски направления и путей
Лекция 5. Движение за реформу школьного образования... реформирования школы. Характерными чертами этого периода были: •усиление централизации управления и финансирования школ; • продление сроков начального образования; • создание дополнительных школ (промежуточных между В каждой из национальных систем образования возникали и свои проблемы: •в Англии - децентрализация народного образования, переполненность массовых школ; • в Германии - огромное влияние церкви на образование; • во Франции - отставание от других государств в разви Однако перед этими странами стояла одна и та же задача -привести школу в соответствие с экономическими и политическими требованиями эпохи. Наряду с традиционными объектами изучения - школа и семья - привлекают внимание трудовая деятельность учащихся, их досуг, личностные отношения. Это были внешние факторы, влиявшие на изменение характера школьной практики, но существовали факторы, связанные с развитием педагогической науки, - введение под влиянием позитивизма новых методов изучения педагогических проблем, усиление тенденции к дифференциации отраслей педагогического знания, обострение взаимной критики представителей различных философско-педагогических направлений. В начале XX в. в зарубежной педагогике прослеживаются два основных, течения: педагогический традиционализм и реформаторская педагогика. Основными направлениями традиционализма были: • социальная педагогика; • религиозная педагогика; • светская философская педагогика. Дюркгейм, Вильгельм Дильтей, Эдвард Шпрангер, Пауль Наторп,видели источник педагогической науки и прак- 1. Зарубежная школа и педагогика конца XIX - начала XX в. тики в социально историческом знании. Основной фактор формирования личности, по их мнению, окружающая среда. Еще в трудах Т, Мора, Т. Кампанеллы, Ж.-Ж.. Руссо, И.Г. Пес-талоцци, Ф. А. В- Дистервега содержались положения о социальной природе воспитания, об оптимальных условиях взаимодействия подрастающего ребенка и социума, о специальном педагогическом влиянии на социальную среду, о куль-туросообразности воспитания. Однако к началу XX в. социальным проблемам воспитания становится тесно в рамках традиционной педагогики. Они начинают обсуждаться и исследоваться в различных направлениях наук о человеке. Термин «социальная педагогика» ввел в научный оборот П. Наторп в своем произведении «Социальная педагогика». Первые две части этой книги характеризуют мировоззренческую позицию автора. Он в общих чертах изложил вопросы домашнего воспитания, теорию школы и «свободного воспитания». В своем труде он рассматривал школу как важнейший инструмент социализации в виде сообщества педагогов и учеников. Наторп утверждал, что индивидуальное самосознание эффективно формируется в атмосфере человеческих взаимоотношений, где нет места соперничеству между детьми. По Наторпу, индивид осознает в первую очередь то, что хочет другой или он сам, а далее ищет способ осуществить такое желание. Вследствие этого начало воспитания состоит в воспитании воли, отчего учеба должна иметь конкретную направленность на потребности ученика и окружающих его однокашников, учителей, родителей. Во взаимоотношениях с ними желание личности становится его волей. Э. Шпрангер (Германия), размышляя о проблеме выбора человеком места на социальной лестнице и о воспитании как подготовке к этому выбору, утверждал, что в воспитании следует ориентироваться на различные типы личности. Он предложил шесть вариантов типологии человека: экономический (со склонностями к хозяйственной деятельности), теоретический (стремящийся к научной деятельности), эстетический (с тягой к искусству), социальный (ярко выра- 96 Лекция 5. Движение за реформу школьного образования... женный альтруист), политический {рвущийся к власти) и религиозный. Иными словами, психологические и ценностные установки личности, лежащие в основе указанной типологии, — главный критерий при определении путей воспитания, считал Э. Шпрангер. Представители религиозной педагогики Жак Маритен(Франция), Мартин Бубер(Австрия), Рудольф Штайнер(Германия) пытались синтезировать веру и педагогическую науку. Они сравнивали педагогический процесс с дорогой, движение по которой предопределено свыше и которое можно ускорять теми или иными способами воспитания: и обучения. Человек рассматривался ими как «трагическое двойственное существо», в котором от Бога и дьявола замешаны добро и зло. Чтобы преодолеть эту двойственность, следует требовать от ребенка дисциплины и послушания, что является подготовкой к свободе духовной личности. Во многих странах были созданы педагогические общества, которые занимались разработкой проблем христианского воспитания. Они утверждали, что без религиозного воспитания невозможно формирование положительных нравственных качеств и добродетелей, что кризис современной цивилизации связан с ослаблением веры. Моральная деградация происходит потому, что преданы забвению заповеди Христа. Главная цель в образовании - воспитание христианина — не всегда осознается, а между тем «религия важнее знания дробей», «воспитание хорошего католика важнее изучения творений Шекспира». Воспитание, по их мнению, должно строиться на приоритете духовного начала. Для спасения человечества нужна не революция, не классовая борьба, а возвращение человека к Богу, в лоно церкви. В религиозной педагогике отмечается двойственность целей христианского воспитания и обучения. С одной стороны, христианское совершенствование человека на земле, с другой — забота о его жизни в потустороннем мире. Средства достижения этого -аскетизм, самодисциплина, упражнения в добродетели. Светская философская педагогика (Эмиль ЛИартье(Ален), Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс)видела цель, задачи 97 1. Зарубежная школа и педагогика юнца XIX - начала XX в. и содержание воспитания в философии и ев различных направлениях. Необходимо отметить, что философия человека XX в. выросла на исторической почве социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Философы стремились эмоционально передать состояния и умонастроения человеческого существования. В качестве основных категорий бытия выступали забота, покинутость, отчужденность, страх, ответственность, выбор, смерть и др. (работы Ж.-П. Сартра «Тошнота», «Смерть в душе», «При закрытых дверях»). Крупный французский теоретик воспитания, Ален (Эмиль Щартье) был знатоком и поклонником античной и классической западной философии и предлагал учитывать в воспитании прежде всего процесс взросления личности. Ведущими факторами определялись: окружающий мир и ее деятельность. Воспитание трактовалось как переход из состояния детства в положение хозяина собственной судьбы (самоосвобождение). Подчеркивая воспитательные функции школы, Ален настаивал на изучении самого ребенка, чтобы лучше руководить его развитием, причем изучать ребенка надо не прибегая к специальным методикам, — краешком глаза. Советуя обращаться к лучшим личностным качествам питомца, раскрывать их полнее, Ален говорил: «Помните, каждый воспитанник индивидуален, обладая собственными достоинствами и недостатками». Алей формулировал идею двоякой функции воспитания ~ подготовка к жизни и участие в самой жизни.. Осуществление такой функции виделось в точном соотнесении предъявляемых к ребенку требований с его наличными силами. Другая его идея — строгое воспитание. Согласно ей школьник должен сознавать, что всякий результат зависит от его собственных усилий. Сочетая принуждение и подражание, строгое воспитание исключает бездумное подчинение. Ален придерживался концепции формального образования, уделив главное внимание необходимости интеллектуального развития школьника. Главной целью обучения он
Лекция 5. Движение за реформу школьного образования. считал гимнастику ума, формирование голодной мысли -охотника за знанием. Достигать этой цели предлагается, отказавшись от намерений давать учащимся как можно больший объем знаний. Сущность образования, по Алену, состоит в освоении фундаментальных идей и опыта, на которые в дальнейшем можно «нанизывать» необходимые знания. Он рекомендовал включать в обучение элементы игры и принуждения, мост между которыми позволит превращать учебный труд из рутины в радостную привычку. В ходе такого кропотливого учебного труда интересы школьника обогащаются, возникает жажда насладиться плодотворной учебой. 2. Направления изадачи реформаторской педагогики В начале XX в. ярко проявилось противоречие между сложившейся массовой практикой обучения и воспитания и новыми социально-экономическими требованиями индустриального общества. Все более актуальной становилась потребность в обновлении школы. Своеобразным ответом на это требование времени явилось огромное количество различных педагогических теорий, которые получили общее название «реформаторская педагогика». Основополагающими идеями преодоления недостатков традиционной школы были следующие: *заботы об общем развитии детей, а не только сообщение *построение учебного процесса в соответствии с принци *создание комфортных психологических условий для обу *соединение умственной деятельности с трудовой как важ Однако каждому течению были присущи свои специфические особенности. Среди многообразия педагогических концепций реформаторской педагогики конца XIX — начала XX в. наиболее известными были: «свободное воспитание», «трудовая школа», «школа действия», «прагматическая педагогика».
2. Направления и задачи реформаторской педагогики Теория свободного воспита-ния получила отражение в книге известной шведской писательницы и педагога Эллен Кей (1849—1926) «Век ребенка». Она утверждала, что великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Цель школьного образования заключается не в передаче знаний, а в общем развитии ребенка, формировании исследовательского отношения к миру, умении применять полученные знания на практике. Ведущими принципами свободного воспитания провозглашались: вера педагога в творческие способности ребенка, убежденность, что любое внешнее влияние на его творческий потенциал оказывает тормозящее действие; акцент на приобретение ребенком собственного опыта, лишь благодаря которому происходит полноценное развитие личности, стимулирование активного отношения к жизни, культуре и потребности к самообразованию и самовоспитанию; трактовка школы как живого, непрерывно развивающегося организма, понимание роли педагога как старшего товарища, организация жизни детского коллектива на основе самоуправления. Педагогические взгляды Э. Кей получили широкий общественный резонанс и оказали влияние на деятельность сторонников нового воспитания. Широкую известность получила педагогическая система воспитания и обучения детей с 2 до 12 лет, предложенная итальянским педагогом Марией Монтессори (1870-1952). Занимаясь с умственно отсталыми детьми, она разработала оригинальные методики обучения их письму, чтению, счету. Успешность примененных ею методов (воспитанники Монтессори сдали экзамены за курс начальной школы наравне с обычными детьми) привела ее к мысли широко использовать эти методики. Для внедрения своей системы Монтессори создала дошкольные учреждения для детей - Дома ребенка. Опыт обучения детей она обобщила в книге «Метод научной педагогики» (1909)- Главное в педагогике Монтессори - вера в ребенка. «Учитель, — подчеркивала она, — должен освободить себя от предвзятости относительно «уровней» и «типов», на которые рас- 100 Лекция 5. Движение за реформу школьного образования.., 2. Направления и задачи реформаторской педагогики 101
пределяют детей. Различные типы детей с большими или меньшими отклонениями от нормы не должны его беспокоить. Учитель должен верить, что ребенок проявит свою настоящую сущность, когда найдет интересующую его работу». Учебно-воспитательное учреждение (детский сад, начальная школа) в системе Монтессори представляют собой лабораторию, где открывается возможность изучения психической жизни детей, а обстановка соответствует их потребностям, развивает их интересы и способствует их самовоспитанию и самообразованию. Учитель должен создать ребенку условия для самостоятельного познания окружающего мира. Он наблюдатель-экспериментатор, который планирует учебные ситуации, дидактические материалы и оценивает достигнутые воспитанниками результаты. Как и большинство педагогов—авторов альтернативных систем обучения и воспитания, созданных в первой трети XX в., Монтессори была противницей классно-урочной системы. В своей школе она отказалась от учительской кафедры и парт, заменив их легко передвигающейся мебелью — столиками и стульями. Каждый ребенок на занятиях располагался так, как было ему удобно. Вместо классов действовали разновозрастные группы в составе 25—30 детей. Основная форма обучения и воспитания, по Монтессори, — самостоятельные индивидуальные занятия детей. Коллективно проводились лишь музыкальные, гимнастические и занятия по обслуживающему труду. Большинство представителей реформаторских течений в зарубежной педагогике начала XX в. причисляли себя к сторонникам трудовой школы, хотя сам труд учащихся трактовался ими по-разному, В движении трудовой школы выделялись две основные группы;. Сторонники первой из них рассматривали труд как особый предмет преподавания и принцип обучения. Они считали, что трудовые умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках труда, будут использоваться в обучении всем другим, учебным предметам. Представители этой группы видели главную цель трудовой школы в выработке у детей старательности, честности, добросовестности, т. е. тех качеств, которые нужны прилежному работнику. Это, считали они, является необходимой подготовкой к любой профессиональной деятельности. К их числу принадлежал Георг Кершенштей-нер(1854-1982) (Германия). В работе «Понятие трудовой школы» он доказывал, что в эпоху разделения труда каждый человек должен иметь профессиональную специализацию. В задачи школы поэтому должно, по его мнению, входить обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения, и воспитание гражданина-патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства осуществляется по типу трудовой общины. В 1908 г. Г. Кершенштейнер в докладе на тему «Школа будущего - трудовая школа» изложил основные принципы организации такой школы. По его мнению, она должна готовить детей — главным образом из народа — к будущей трудовой деятельности, причем основная ее цель не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения. Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путем самодеятельности, поэтому в школе и должен быть введен ручной труд. Это, по определению Г. Кершенштейнера, вполне отвечало бы природе самих детей, поскольку 90 % из них обладают образным мышлением, а не абстрактным, и они с большим удовольствием предпочтут практические занятия умственным. При организации народной школы лучше всего соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстрированной деятельностью, широко используя опытническую и лабораторную работу. Программа такой школы предполагала использование различных форм практической деятельности так, чтобы они составляли непрерывную цепь, при которой каждое упражнение последовательно подводит к очередному затруднению, которое ребенок в состоянии преодолеть самостоятельно. Ручной труд вводился в школу как самостоятельный учебный предмет, а сама организация обучения на ранних его ступенях примыкала к игровой деятельности.
Лекция 5. Движение за реформу школьного образования. В тесной связи с концепцией трудовой школы у Г. Кершен-штейнера выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе «Понятие гражданского воспитания». В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодежи желание трудиться на благо отечества и защищать его. Начало XX в. характеризовалось быстрым распространением школ с трудовым уклоном не только в европейских странах, в том числе и в России, но и в азиатских, таких, например, как Япония. Вместе с тем следует заметить, что у представителей трудовой школы не было единодушия по многим аспектам и прежде всего по вопросу о целях трудового воспитания. Сторонники второй группы трактовали труд в школе как всякого рода активную деятельность (мускульную, интеллектуальную, творчески-изобразительную) и видели сущность трудовой школы в разнообразной познавательной и художественной деятельности учащихся (самостоятельная работа по добыванию знаний, сочинения на свободную тему, рисование, ручной труд и др.)- К этой группе принадлежал, в частности, Генрих Шаррельман (1871—1940) (Германия). Он выступал с резкой критикой традиционной школы с жесткой регламентацией деятельности учителя и учащихся. В его представлении школа должна быть трудовым сообществом детей, которые под руководством учителя ставят себе конкретные цели и ищут пути их достижения. Руководство детьми носит при этом максимально тактичный характер и воспринимается лишь как сотрудничество с ними. Г. Шаррелъ-ман отрицал какое бы то ни было предварительное планирование учебного процесса и его методики. Он отстаивал свободное творчество учителя, основанное на его педагогической интуиции и вытекающее из конкретной ситуации, которую заранее предусмотреть нельзя. Основная задача педагога, по Г. Шаррельману, состоит в том, чтобы развивать в каждом ребенке дремлющие творческие силы, давать выход фантазии. В связи с этим он осо- 2. Направления и задачи реформаторской педагогики бенно большое значение придавал самостоятельным творческим работам учащихся, был сторонником эпизодического и комплексного преподавания, выступая против систематического и предметного обучения (применительно к элементарной школе), придавал большое значение учету возрастных и индивидуальных способностей детей и внес значительный вклад в разработку методики рассказа и беседы в начальной школе, методики коллективных сочинений учащихся. С его точки зрения, настоящий учитель должен находить новые стороны в самой скучной теме урока, делая ее привлекательной для детей, уметь рисовать и даже писать музыку. Хороший учитель руководствуется настроением учащихся и своим собственным, а также окружающей обстановкой, но не заранее намеченными планами и программами. Таким образом, в своей трудовой школе Г. Шаррельман практически игнорировал труд детей, связанный с производством материальных ценностей, и не знакомил своих учащихся с трудовой деятельностью людей. Он отстаивал только принципы активного обучения, ибо трудовая деятельность его учащихся ограничивалась лишь работами с пластилином, бумагой, проволокой. Г. Шаррельман подходил к труду как к важному средству развития в детях творческих сил, рассматривая ручной труд, лепку, музыку, упражнения в овладении родным языком как равноценные компоненты школьного образования. Важным событием в зарубежной педагогике конца XIX— начала XX в. следует считать зарождение экспериментальной педагогики, которая стремилась «разрешить вопросы преподавания и воспитания согласно законам и нормам биологических и социальных наук». Положительными ведущими идеями этого направления являлись: пристальное внимание к изучению ребенка, к методике этого изучения, определенная результативность в познании психических процессов и свойств детей (внимания, памяти), отдельных проблем умственной работы. Основная направленность экспериментальной педагогики — стремление найти такие средства воздействия «на душу» ребенка, которые бы с наибольшим
Лекция 5. Движение за реформу школьного образования... эффектом применялись в целях воспитания. Ученые различных направлений экспериментальной педагогики вели поиск новых подходов к формированию личности, к осмыслению в ней социального и биологического. Наиболее видными представителями экспериментальной педагогики, определившими развитие ее разных ветвей, были Вильгельм Август Лай, Эрнст Мейман, Альфред Бине, Эдуард Ли Торндайк. Немецкий ученый В. А. Лай (1862-192G), основываясь на данных биологии, пытался создать педагогику действия. Исходным пунктом и способом ее реализации выступали не книги и объяснения учителя, не интерес, воля, труд или что-либо подобное, а лишь полная жизнь ребенка с ее гармоничным разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал, у В. А, Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию. Труд является как бы необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль Лаем отводилась третьему компоненту его триады. — выражению, которое и явилось собственно действием, направленным ка приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным, что и было основной задачей школы действия. В книге «Школа действия, реформа школы сообразно требованиям природы и культуры» В. А. Лай писал о том, что его школа ставит своей целью создать для ребенка простор, где он мог бы жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребенка общиной, моделирующей природную и социальную среду, которая вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества людей. Важную роль в нарисованной В. А. Лаем школе жизни должны играть учебный план и методы преподавания, основанные на учете индивидуальных способностей каждого 2. Направления и задачи реформаторской педагогики ребенка. Практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепка, рисование, игры и спорт в рекомендациях В. А. Лая приобретали главенствую-щее значение по отношению к систематическому научному образованию. В разработанном им учебном плане все преподавание подразделялось на «наблюдательно-вещественное» и «изобразительно-формальное». В первом блоке были предметы, направленные на изучение жизни природы и человека, т. е. то, Ч1хз связано с восприятием: естественная история, физика, химия, география, история, граждановедение, экономика, мораль, философия, педагогика. Во втором блоке были собраны предметы, дающие материал доя выражения. Это было искусственное разделение, так как один и тот же предмет мог быть успешно представлен в обоих блоках. Школа, по убеждению немецкого педагога, должна готовить лояльных граждан государства, важное1 место при этом отводится религии. На основе философии прагматизма (отгреч. pragma—действие, дело, выгода) в США зародилось одноименное педагогическое течение, видным представителем которого был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Каждый ребенок, по его определению,- неповторимая индивидуальность и поэтому должен стать центром педагогического процесса. В основу педагогической концепции Дж. Дьюи положен ряд тезисов: • ребенок — исходная точка, центр всего; • его развитие и рост — мерило процесса обучения и вос • все предметы преподавания должны служить росту ре • личность и характер ребенка важнее школьных пред • целью обучения должно быть не знание, а выявление личности;
Лекция 5. Движение за реформу школьного образования... •никакие знания не могут быть внедрены в ребенка извне, так как учение есть процесс активный, предполагающий достижение всего посредством ума; • количество и качество обучения определяется не про Впервые педагогическая концепция Дж. Дьюи получила практическое применение в школе-лаборатории, организованной при Чикагском университете (Лабораторная гакола). Специалисты выделяют два этапа ее деятельности, На протяжении первого этапа шла разработка концепции эксперимента, на, втором этапе осуществлялось внедрение программ, методов и приемов в практику работы школы. При планировании Лабораторной школы Дж. Дьюи считал необходимым учитывать импульсы естественного роста, ребенка: • социальный ( стремление к общению); • конструктивный (стремление к созиданию и движению • исследовательский ( тяга к узнаванию нового); Руководствуясь принципом «унция опыта значит больше, чем тонна теории» и «труд - центр всей школьной работы», экспериментальная школа не имела постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов. Для обучения отбирались только те знания, которые представляют практическую пользу для ребенка. Ведущая роль отводилась общественным предметам (25 % учебного времени), так как, по мнению Дж. Дьюи, обучение должно бьггь социальным по характеру. Однако 10 % учебного времени занимало обучение письму и чтению. Большое внимание уделялось естествознанию и ручному труду. Последний был средоточием всей учебно-воспитательной работы в школе- Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности знания, умения и навыки, дети готовились к предстоящей жизни, По методике Дж. Дьюи помимо трудового воспитания значительное место занимали игры, импровизации, экскурсии, 3. Школьные реформы в Западной Европе домоводство, художественная самодеятельность. Придавая огромное значение семейному воспитанию, педагог считал необходимым включать родителей в работу школы, вовлекать семью в решение педагогических задач. Дж. Дьюи организовал первую в США Ассоциацию родителей и учителей. Опыт лабораторной школы имел особое значение для системы образования, так как она дала толчок экспериментальным поискам в области школьного образования и оказала огромное влияние на работу массовых школ Америки. Американская система образования первой трети XX в. представляла собой экспериментальную площадку, на которой апробировались различные педагогические концепции, содержание, формы и методы обучения. В 1911 г. в Нью-Йорке создается Бюро педагогических экспериментов,в функции которого входила организация, поддержка и координация педагогических экспериментов в американских школах, практическая проверка нетрадиционных педагогических идей в целях улучшения образования в стране. Главным консультантом Бюро педагогических экспериментов был Джон Дьюи. Таким образом, несмотря на различия во взглядах представителей реформаторской педагогики, общим было признание того, что истинная школа должна быть организована так, чтобы ребенок находился в среде, общение с которой действовало бы развивающе на его умственные и творческие способности. Школа как органическая часть более широкой социальной среды должна при этом стать организационной средой, основу которой составляет трудовая деятельность. |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |