Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуманистическая педагогика С. Френе




Французская школа конца XIX - начала XX в. ярко от­ражала социальные контрасты общества того периода. От­сутствовала связь между начальной и средней школой. Уро­вень начального образования ограничивался элементарны­ми навыками чтения, письма и счета. Обучение в средних школах оторвано от жизни, а атмосфера лицеев и коллежей пропитана духом социальной привилегированности. Сред­няя школа была рассчитана на узкий круг учащихся (де­тей состоятельных слоев населения). Из-за отсутствия мест в средние учебные заведения не попадало большое количест­во хорошо подготовленных ребят. Трудно было поступить в профессионально-технические училища. Большинство школ не располагало современным учебным оборудованием. Струк­тура школы, содержание образования, формы и методы обу­чения - все требовало радикального изменения.

Одним из видных педагогов этого периода, создателем оригинальной системы обучения и воспитания являлся Се-лестен Френе(1896-1966). Он родился в крестьянской се­мье. Уже в деревенской начальной школе обнаружились не­заурядные способности мальчика, и родители решили отпра­вить его в неполную среднюю школу близлежащего городка. Завершив обязательное обучение, С. Френе поступает в нор-


132


Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики


4. Гуманистическая педагогика С. Френе


133


 


мальную школу в Ницце. Французские нормальные школы — педагогические училища, готовившие учителей системы на­чального образования. Это были государственные учебные заведения интернатного типа, где учащиеся находились на полном обеспечении. Для: детей малоимущих родителей обу­чение в такой школе давало реальную возможность получить «интеллигентную» профессию. Закончить школу С. Фре-не не пришлось. Грянула Первая мировая война и восемнад­цатилетнего юношу призвали в армию. В 1915 г. под Вер­деном он был тяжело ранен в легкое, четыре года провел в госпиталях, но полностью излечиться ему так и не удалось. Во время лечения в госпитале он занимался самообразовани­ем, изучал произведения педагогов-классике в: М. Монтеня, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, а также педагогов-современников Г. Спенсера, О. Декроли, которые помогли определить основ­ные направления в будущей работе учителя.

В 1920 г. началась педагогическая деятельность С. Фре-не в малокомплектной школе маленького городка в При­морских Альпах. К середине 20-х гг. эксперименты С. Фре-не получили известность. В 1927 г. сложилось целое объеди­нение учителей начальных школ, разделявших его взгля­ды. Это был Кооператив сторонников светской школы, впо­следствии преобразованный в Институт современной школы и ставший важным центром производства и распространения учебных материалов.

В 1934—1935 гг. при поддержке соратников С. Френе уда­лось построить собственную школу в Вансе. Это было одно­этажное здание павильонного типа с бассейном в центре дво­ра: классные комнаты просторные, светлые с преобладани­ем белого и зеленого цветов. Школа работала как интернат, и учились в ней в основном дети из малообеспеченных семей. В центре внимания С. Френе находилась независимая лич­ность учащегося, как условие перехода от авторитарного к гу­манистическому подходу в образовании. «Долгое время счи­талось, — писал он, — что опытный педагог может полностью сформировать личность ребенка, применяя методы «сборки машины», все детали которой тщательным образом заранее


обработаны. Эта концепция отжила свое... Формирование будет зависеть не столько от наших уроков, сколько от той об­становки, которую мы создадим для него, и от того, насколько мы сумеем обеспечить ему возможность самостоятельно при­нимать решения и действовать на их основе».

Своеобразие системы С. Френе определяют семь основных педагогических принципов.

1. Учет особенностей возраста и способностей детей. С. Френе работал с детьми, которые не умели и не знали, как выразить себя, поэтому он начал с создания атмосферы в клас­се, развивающей в учениках способность к самовыражению. Так появился технологический прием «свободных текстов», в которых дети писали, о чем хотели, когда хотели и где хотели. Это были небольшие сочинения, где рассказывалось о семье, друзьях, планах на будущее, описывались впечатления, на­блюдения, сделанные во время прогулок. Ребенок, написав­ший текст, был вправе решать, читать его или нет, показывать учителю или не показывать. С. Френе также предложил всем желающим читать тексты каждый день и выбирать из них луч­ший. И даже не просто выбирать, а дополнять и дорабатывать его сообща. Позже возникла идея издавать эти тексты. Для это­го использовалась самодельная типография. Долгое время ти­пографская машина была обязательным предметом в каждой школе, работающей по методу С. Френе. Он считал, что работа с печатным станком имеет большое учебное и воспитательное значение, так как при наборе текста приобретаются навыки ручного труда, развиваются внимание и зрительная память и самое главное — повышается грамотность.

Перед публикацией того или иного текста дети и учитель собирались вместе, исправляли ошибки и создавали карто­теку, куда заносились наиболее часто встречаемые ошибки. Постепенно С. Френе пришел к идее специальных карточек самокоррекции с упражнениями, по которым можно было за­ниматься каждому индивидуально в зависимости от своих грамматических пробелов.

Так появилась система учебных карточек, каждая из ко­торых содержала определенную часть учебного материала,


134

Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики

либо конкретное задание: текст для грамматического упраж­нения, вопросы по географии, истории, арифметическую за­дачу и так далее, имела свой номер и систематизировалась в специальной картотеке.

На уроке ребенок с помощью учителя мог составить для себя определенный набор карточек для личных занятий. Пока учитель уделял внимание малышам, старшие могли заниматься по карточкам. Так произошел отказ от одного на всех учебника и единого ритма занятий. С. Френе полагал, что ученики должны иметь в своем распоряжении материал, с помощью которого они могли бы самостоятельно приобре­тать новые знания, навыки работы со словарями и справоч­никами, изучать, материал в подходящем им темпе и уделять больше внимания тем вопросам, которые их действительно интересуют.

2. Социальная направленность организации детской жиз­
недеятельности.
Приобщение к социальным и нравственным
ценностям осуществлялось не путем преподавания и чтения
нотаций, а через собственный опыт учащихся в коллективной
деятельности, в деятельности школьного кооператива. Учи­
тель не решал единолично проблемы, он передавал это право
учащимся. В рамках школьного кооператива функциониро­
вал совет класса, где определялись цели занятий, место и вре­
мя их проведения, обсуждались работы учащихся, вводились
правила поведения в классе, решались конфликты.

3. Общественно полезный труд на всех этапах обучения,,
Здесь происходило самоопределение учащихся в учебном про­
цессе на основе метода «естественного» обучения, который
осуществляется через «экспериментальное нащупывание».

Принцип самоопределения учащихся, предполагающий предоставление им инициативы в выборе деятельности, пра­ва участия в планировании и организации учебного процес­са, с учетом личных потребностей и переживаний, реализо­вывался на основе приемов: свободный текст, свободная ра­бота, планирование и творческий проект.

Свободная работа предполагала предоставление уча­щимся свободного выбора учебных заданий, предложенных


 

135

4. Гуманистическая педагогика С. Френе

учителем. Планирование давало возможность участвовать в организации учебного процесса и предусматривало составле­ние индивидуального учебного плана и самостоятельное рас­пределение времени при его выполнении. Творческий проект это проведение исследования интересующей учащегося темы, и исходной точкой ь этой работе была инициатива учащегося, порожденная незнанием, непониманием чего-либо.

4. Целенаправленное побуждение эмоциональной и ин­
теллектуальной активности детей.
Коммуникативные
способности учащихся в школьной жизни развивались на
основе таких технологических приемов, как свободный текст,
творческий проект, стенгазета, типография (некоторые из
них уже упоминались). Свободные тексты выражали внут­
ренний мир учащихся, их личное отношение к социальным
явлениям, выполнение свободных работ и творческих проек­
тов стимулировалось индивидуальными познавательными
потребностями. Стенгазета как средство коммуникации под­
нимало межличностное общение на социальный уровень, где
тексты Я работы учащихся приобретали общественную зна­
чимость: «Школьная типография - прекрасное средство для
социализации: букзва за буквой, и детский текст становится
напечатанной страницей газеты. А газета выйдет за пределы
школы, ее может прочитать любой человек».

5. Создание доброжелательной, открытой, творческой
атмосферы в школе,
стимулирующей самостоятельную по­
знавательную деятельность. Психологические условия созда­
вались за счет упразднения учительской кафедры, которая
являлась обязательным атрибутом школы, работающей в ав­
торитарном режиме. «Учительская кафедра на подмостках, -
говорил С. Френе, — нам ни к чему. Учитель почти или совсем
не будет давать уроков в традиционном смысле этого слова.
Его задачей станет совместная работа с учениками в разных
уголках класса». Материальная и техническая база, на кото­
рой строится вся система воспитания преследовала «главную
цель - сделать как йгожно более эффективной работу детей».

6. Использование новых материальных средств обучения
и воспитания.
Создание материальных условий предполага­
ло следующее:


136


Лекция 6. Опыт организации школ иа основе реформаторской педагогики


4. Гуманистическая педагогика С. Френе


137


 


•введение современных технических средств, которые под­нимают школу на соответствующий уровень техничес­кого прогресса. «Школа, — отмечал С- Френе, — проник­нутая духом новой жизни, составляющая неотъемлемую часть социальной среды, должна привести в соответ­ствие с достижениями прогресса не только свои помеще­ния, учебные программы и распорядок жизни, но так­же орудия труда и технические средства». В педагогике С. Френе в качестве нового технического средства обуче­ния вводилась типография, с помощью которой в детском коллективе осуществляется набор и печать текстов; •обеспечение учащихся учебно-практическими пособия­ми, заменяющими в педагогике С. Френе учебники, кото­рые, по его мнению, лишали ребенка самостоятельности в познании. Учебно-практические пособия — это все не­обходимые материалы для проведения опытов, карточки для самоконтроля, библиотеки, аудио- и видеотеки, пре­доставляющие необходимую учебную информацию, они распределяются по рабочим уголкам для индивидуаль­ной самостоятельной работы по различным школьным предметам. Вместо учебников предложил новый вид учебного пособия — фишки. Нумерованные фишки систе­матизировались, располагались в специальной картоте­ке и каждый учащийся составлял для себя с помощью учителя определенный набор фишек для занятий, что, по мнению С. Френе, позволяло ребенку изучать про­граммный материал в таком объеме и такими темпами, какие наиболее ему соответствуют.

7. Большое внимание уделялось школьному самоуправле­нию. Каждый учащийся составлял с помощью учителя инди­видуальный недельный план-график, в котором отражались все основные виды его школьной деятельности. Здесь ука­зывалось, сколько «свободных текстов» (и на какую именно тему) он напишет. В плане отмечались номера фишек, за­дания которых должны быть выполнены в данную неделю, указывались виды трудовой деятельности ученика (работа в слесарной или столярной мастерской, в саду, на огороде, на скотном дворе). Если ученик не выполнял в срок свой план,


он задерживался на перерывах, иногда работал и в воскре­сенье. И наоборот, ученик, выполнивший недельный план в пятницу, мог в субботу читать или играть и не обязан нахо­диться весь день в классной комнате.

В школах, работающих яо методике С. Френе, оценки за успеваемость не выставлялись, так как он считал, что оценки не могут служить надежным критерием интеллектуального потенциала ребенка, в 50 % они не отражают и подлинно­го качества знаний. Оценки выставляются учителем бескон­трольно, поэтому трудно избежать случайностей, ошибок, а порой и пристрастного отношения.

С. Френе разработал педагогические инварианты, кото­рыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Вот некоторые из них:

природа ребенка такая же, как природа взрослого;

никто: и ребенок, как и взрослый, - не любит, чтобы ему приказывали;

знания добываются опытным путем, а не изучением пра­вил и законов;

в классе необходимо поддерживать порядок и дисциплину;

наказание - всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство;

новая жизнь школы строится на принципах сотрудниче­ства, т. е. ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.

Несмотря на то что С. Френе создал свою педагогическую систему много лет назад, основные ее принципы: обязатель­ный учет возрастной психологии, разнообразия способностей и наклонностей детей; целенаправленное стимулирование их интеллектуальной и эмоциональной активности; общест­венно полезный труд на всех этапах обучения; эффективная система школьного самоуправления; воспитание в духе высо­ких моральных и гражданских идеалов не устарели на сегод­няшний день,

Резюме, Поиск путей реорганизации учебно-воспита­тельного процесса в Западной Европе в первой половине XX в.


138____ Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики

был направлен на изменение содержания, форм и методов обучения и воспитания. Центрами поиска стали экспери­ментальные (альтернативные ) школы. Наряду с частными особенностями в их деятельности прослеживаются и общие закономерности: концентрация внимания прежде всего на ученике, учете его интересов и склонностей; преобладание практических занятий над умственными; организация само­стоятельной работы учащихся; обучение в непосредственном контакте с действительностью; целостное обучение, которое объединяет научную, художественную, техническую, куль­турную и другие стороны жизни человека. Опыт эксперимен­тальных учебных заведений в определенной степени повли­ял на развитие воспитания и образования.


























































Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте важнейшие черты вальдорфской педагогики
Р. Штайнера.

2. Каковы содержание и методы обучения в школе-интернате
Саммерхилла?

3. Назовите основные отличия Иена-плана от традиционной
школы.

4. Какие способы и пути преодоления недостатков в деятельнос­
ти французской школы предложил С. Френе?


ЛЕКЦИЯ 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...