Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гуманистическая педагогика С. Френе
Французская школа конца XIX - начала XX в. ярко отражала социальные контрасты общества того периода. Отсутствовала связь между начальной и средней школой. Уровень начального образования ограничивался элементарными навыками чтения, письма и счета. Обучение в средних школах оторвано от жизни, а атмосфера лицеев и коллежей пропитана духом социальной привилегированности. Средняя школа была рассчитана на узкий круг учащихся (детей состоятельных слоев населения). Из-за отсутствия мест в средние учебные заведения не попадало большое количество хорошо подготовленных ребят. Трудно было поступить в профессионально-технические училища. Большинство школ не располагало современным учебным оборудованием. Структура школы, содержание образования, формы и методы обучения - все требовало радикального изменения. Одним из видных педагогов этого периода, создателем оригинальной системы обучения и воспитания являлся Се-лестен Френе(1896-1966). Он родился в крестьянской семье. Уже в деревенской начальной школе обнаружились незаурядные способности мальчика, и родители решили отправить его в неполную среднюю школу близлежащего городка. Завершив обязательное обучение, С. Френе поступает в нор- 132 Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики 4. Гуманистическая педагогика С. Френе 133
мальную школу в Ницце. Французские нормальные школы — педагогические училища, готовившие учителей системы начального образования. Это были государственные учебные заведения интернатного типа, где учащиеся находились на полном обеспечении. Для: детей малоимущих родителей обучение в такой школе давало реальную возможность получить «интеллигентную» профессию. Закончить школу С. Фре-не не пришлось. Грянула Первая мировая война и восемнадцатилетнего юношу призвали в армию. В 1915 г. под Верденом он был тяжело ранен в легкое, четыре года провел в госпиталях, но полностью излечиться ему так и не удалось. Во время лечения в госпитале он занимался самообразованием, изучал произведения педагогов-классике в: М. Монтеня, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, а также педагогов-современников Г. Спенсера, О. Декроли, которые помогли определить основные направления в будущей работе учителя. В 1920 г. началась педагогическая деятельность С. Фре-не в малокомплектной школе маленького городка в Приморских Альпах. К середине 20-х гг. эксперименты С. Фре-не получили известность. В 1927 г. сложилось целое объединение учителей начальных школ, разделявших его взгляды. Это был Кооператив сторонников светской школы, впоследствии преобразованный в Институт современной школы и ставший важным центром производства и распространения учебных материалов. В 1934—1935 гг. при поддержке соратников С. Френе удалось построить собственную школу в Вансе. Это было одноэтажное здание павильонного типа с бассейном в центре двора: классные комнаты просторные, светлые с преобладанием белого и зеленого цветов. Школа работала как интернат, и учились в ней в основном дети из малообеспеченных семей. В центре внимания С. Френе находилась независимая личность учащегося, как условие перехода от авторитарного к гуманистическому подходу в образовании. «Долгое время считалось, — писал он, — что опытный педагог может полностью сформировать личность ребенка, применяя методы «сборки машины», все детали которой тщательным образом заранее обработаны. Эта концепция отжила свое... Формирование будет зависеть не столько от наших уроков, сколько от той обстановки, которую мы создадим для него, и от того, насколько мы сумеем обеспечить ему возможность самостоятельно принимать решения и действовать на их основе». Своеобразие системы С. Френе определяют семь основных педагогических принципов. 1. Учет особенностей возраста и способностей детей. С. Френе работал с детьми, которые не умели и не знали, как выразить себя, поэтому он начал с создания атмосферы в классе, развивающей в учениках способность к самовыражению. Так появился технологический прием «свободных текстов», в которых дети писали, о чем хотели, когда хотели и где хотели. Это были небольшие сочинения, где рассказывалось о семье, друзьях, планах на будущее, описывались впечатления, наблюдения, сделанные во время прогулок. Ребенок, написавший текст, был вправе решать, читать его или нет, показывать учителю или не показывать. С. Френе также предложил всем желающим читать тексты каждый день и выбирать из них лучший. И даже не просто выбирать, а дополнять и дорабатывать его сообща. Позже возникла идея издавать эти тексты. Для этого использовалась самодельная типография. Долгое время типографская машина была обязательным предметом в каждой школе, работающей по методу С. Френе. Он считал, что работа с печатным станком имеет большое учебное и воспитательное значение, так как при наборе текста приобретаются навыки ручного труда, развиваются внимание и зрительная память и самое главное — повышается грамотность. Перед публикацией того или иного текста дети и учитель собирались вместе, исправляли ошибки и создавали картотеку, куда заносились наиболее часто встречаемые ошибки. Постепенно С. Френе пришел к идее специальных карточек самокоррекции с упражнениями, по которым можно было заниматься каждому индивидуально в зависимости от своих грамматических пробелов. Так появилась система учебных карточек, каждая из которых содержала определенную часть учебного материала,
Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики либо конкретное задание: текст для грамматического упражнения, вопросы по географии, истории, арифметическую задачу и так далее, имела свой номер и систематизировалась в специальной картотеке. На уроке ребенок с помощью учителя мог составить для себя определенный набор карточек для личных занятий. Пока учитель уделял внимание малышам, старшие могли заниматься по карточкам. Так произошел отказ от одного на всех учебника и единого ритма занятий. С. Френе полагал, что ученики должны иметь в своем распоряжении материал, с помощью которого они могли бы самостоятельно приобретать новые знания, навыки работы со словарями и справочниками, изучать, материал в подходящем им темпе и уделять больше внимания тем вопросам, которые их действительно интересуют. 2. Социальная направленность организации детской жиз 3. Общественно полезный труд на всех этапах обучения,, Принцип самоопределения учащихся, предполагающий предоставление им инициативы в выборе деятельности, права участия в планировании и организации учебного процесса, с учетом личных потребностей и переживаний, реализовывался на основе приемов: свободный текст, свободная работа, планирование и творческий проект. Свободная работа предполагала предоставление учащимся свободного выбора учебных заданий, предложенных
4. Гуманистическая педагогика С. Френе учителем. Планирование давало возможность участвовать в организации учебного процесса и предусматривало составление индивидуального учебного плана и самостоятельное распределение времени при его выполнении. Творческий проект это проведение исследования интересующей учащегося темы, и исходной точкой ь этой работе была инициатива учащегося, порожденная незнанием, непониманием чего-либо. 4. Целенаправленное побуждение эмоциональной и ин 5. Создание доброжелательной, открытой, творческой 6. Использование новых материальных средств обучения 136 Лекция 6. Опыт организации школ иа основе реформаторской педагогики 4. Гуманистическая педагогика С. Френе 137
•введение современных технических средств, которые поднимают школу на соответствующий уровень технического прогресса. «Школа, — отмечал С- Френе, — проникнутая духом новой жизни, составляющая неотъемлемую часть социальной среды, должна привести в соответствие с достижениями прогресса не только свои помещения, учебные программы и распорядок жизни, но также орудия труда и технические средства». В педагогике С. Френе в качестве нового технического средства обучения вводилась типография, с помощью которой в детском коллективе осуществляется набор и печать текстов; •обеспечение учащихся учебно-практическими пособиями, заменяющими в педагогике С. Френе учебники, которые, по его мнению, лишали ребенка самостоятельности в познании. Учебно-практические пособия — это все необходимые материалы для проведения опытов, карточки для самоконтроля, библиотеки, аудио- и видеотеки, предоставляющие необходимую учебную информацию, они распределяются по рабочим уголкам для индивидуальной самостоятельной работы по различным школьным предметам. Вместо учебников предложил новый вид учебного пособия — фишки. Нумерованные фишки систематизировались, располагались в специальной картотеке и каждый учащийся составлял для себя с помощью учителя определенный набор фишек для занятий, что, по мнению С. Френе, позволяло ребенку изучать программный материал в таком объеме и такими темпами, какие наиболее ему соответствуют. 7. Большое внимание уделялось школьному самоуправлению. Каждый учащийся составлял с помощью учителя индивидуальный недельный план-график, в котором отражались все основные виды его школьной деятельности. Здесь указывалось, сколько «свободных текстов» (и на какую именно тему) он напишет. В плане отмечались номера фишек, задания которых должны быть выполнены в данную неделю, указывались виды трудовой деятельности ученика (работа в слесарной или столярной мастерской, в саду, на огороде, на скотном дворе). Если ученик не выполнял в срок свой план, он задерживался на перерывах, иногда работал и в воскресенье. И наоборот, ученик, выполнивший недельный план в пятницу, мог в субботу читать или играть и не обязан находиться весь день в классной комнате. В школах, работающих яо методике С. Френе, оценки за успеваемость не выставлялись, так как он считал, что оценки не могут служить надежным критерием интеллектуального потенциала ребенка, в 50 % они не отражают и подлинного качества знаний. Оценки выставляются учителем бесконтрольно, поэтому трудно избежать случайностей, ошибок, а порой и пристрастного отношения. С. Френе разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Вот некоторые из них: природа ребенка такая же, как природа взрослого; никто: и ребенок, как и взрослый, - не любит, чтобы ему приказывали; знания добываются опытным путем, а не изучением правил и законов; в классе необходимо поддерживать порядок и дисциплину; наказание - всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство; новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т. е. ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы. Несмотря на то что С. Френе создал свою педагогическую систему много лет назад, основные ее принципы: обязательный учет возрастной психологии, разнообразия способностей и наклонностей детей; целенаправленное стимулирование их интеллектуальной и эмоциональной активности; общественно полезный труд на всех этапах обучения; эффективная система школьного самоуправления; воспитание в духе высоких моральных и гражданских идеалов не устарели на сегодняшний день, Резюме, Поиск путей реорганизации учебно-воспитательного процесса в Западной Европе в первой половине XX в. 138____ Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики был направлен на изменение содержания, форм и методов обучения и воспитания. Центрами поиска стали экспериментальные (альтернативные ) школы. Наряду с частными особенностями в их деятельности прослеживаются и общие закономерности: концентрация внимания прежде всего на ученике, учете его интересов и склонностей; преобладание практических занятий над умственными; организация самостоятельной работы учащихся; обучение в непосредственном контакте с действительностью; целостное обучение, которое объединяет научную, художественную, техническую, культурную и другие стороны жизни человека. Опыт экспериментальных учебных заведений в определенной степени повлиял на развитие воспитания и образования. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Охарактеризуйте важнейшие черты вальдорфской педагогики 2. Каковы содержание и методы обучения в школе-интернате 3. Назовите основные отличия Иена-плана от традиционной 4. Какие способы и пути преодоления недостатков в деятельнос ЛЕКЦИЯ 7 |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 306. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |