Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов. Педагогические взгляды Р. Оуэна




В конце XVIII-начале XIX в. в Западной Европе происходи­ло бурное развитие промышленности на капиталистической основе, сопровождавшееся резким обострением социальных противоречий. В то время как. буржуазия небывало обогаща­лась, ремесленники и крестьяне разорялись. Пришедший на смену феодализму капиталистический общественный строй очень скоро обнаружил свои отрицательные стороны: разоре­ние крестьянства, ремесленников; голод; безработица; 14-15-часовой рабочий день; жестокая эксплуатация женского и детского труда.

С критикой современного им буржуазного общества и меч­той о новой системе общественных отношений, при которых навсегда исчезнут угнетение, нищета и несправедливость,


4. Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов.

выступили социалисты-утописты. Новый общественный строй - торжество разума и справедливости - будет установ­лен, полагали они, мирным путем, как только удастся убе­дить человечество в его преимуществах перед капитализмом. В их социальной концепции большое место занимали проб­лемы воспитания, которое они рассматривали как одно из важнейших средств изменения порочных общественных от­ношений.

Наиболее ярким представителем социализма-утопизма являлся Роберт Оуэн(1771—1858). Он родился в семье ремесленника и рано начал жить своим трудом. В 20 лет Р. Оуэн уже руководил крупным предприятием. Понимая, что капитализм несет страдания народным массам, он на­чал разрабатывать реформаторские планы, которые долж­ны были улучшить положение рабочих. В мировоззрении Р. Оуэна легко заметить две основные линии. Одна из них идет от философии XVIII в., считавшей определяющим в об­разовании характера человека среду. Главной причиной всех бед, угнетающих человечество, Р. Оуэн считал невежество, и единственное средство избавления человечества от всех этих бед он видел в воспитании и перевоспитании.

Под влиянием этой философии Р. Оуэн находился в нью-лэнаркский период своей жизнедеятельности,

С 1800 г., Р. Оуэн стал во главе бумаго-прядильной фабри­ки в Нью-Лэнарке, в Шотландии. Условия труда здесь были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабо­чий день продолжался 13—14 часов, заработная плата - нич­тожная, жилищные условия ужасные; широко применялся детский труд. Исходя из положения, что человек является продуктом окружающей его среды, Р. Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он сократил рабочий день до 10,5 часов, повысил заработную плату, выстроил для ра­бочих новые жилища, детей принимал на фабрику только с 10 лет,

В Ныо-Лэнарке Р. Оуэн создает систему воспитательных учреждений. Первая ступень — дошкольные учреждения -ясли для детей от 1 года до 3 лет и детский сад от 4 до 6. Вое-


Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в.

питателями были приглашены ткач и молодая работница с нью-лэнаркской фабрики, которые едва умели читать и пи­сать, но зато ласково обращались с детьми и могли хорошо организовать их игры и забавы. Природную доброту, неиз­менное терпение, умение обходиться в работе с детьми без наказаний Р. Оуэи считал основными качествами, которыми должны обладать воспитатели маленьких детей. Он впервые в истории создал воспитательные учреждения для малолет­них детей рабочих.

Вторая ступень — начальная школа — от 6 до 10 лет. Р. Оуэн считал необходимым вооружить детей конкрет­ными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. Учебный план начальной школы в Нью-Лэнарке включал в себя кроме родного языка и ариф­метики еще ряд предметов, которые в то время не изучались в народной школе, как-то; элементы географии, ботаники, минералогии.

Традиционное преподавание религии было заменено уро­ками морали, которые проводил сам Р. Оуэн. В начальной школе продолжались занятия танцами, пением; для маль­чиков была введена военная гимнастика. Все обучение ве­лось на основе широкого применения наглядности: в школе имелось большое количество различных коллекций и других экспонатов; стены большого зала были расписаны изображе­ниями животных и растений.

Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности, поэтому он стре­мился применять в школе активные методы обучения, спо­собствующие проявлению пытливости детского ума и приуча­ющие учеников к самостоятельному мышлению.

Большое . внимание уделялось воспитательной работе. С этой целью дети участвовали в трудовой деятельности. Де­вочек обучали шитью, кройке, вязанию, приучали держать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Маль­чики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству.


4. Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов.

Третья ступень — вечерние занятия для подростков (от 10 до 17 лет), работающих на фабриках. Четвертая ступень - ве­черние лекции и консультации для взрослых.

С начала 1816 г. Р. Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил организованные им просветительские учреждения. Комнат для занятий и упражнений было пять. На верхнем этаже Института находились две большие комнаты. На стенах — изображения наиболее важных видов экологического и ми­нерального царства, висели большие картины обоих полу­шарий, на которых изображены все главные страны, острова и моря, но без названий. На нижнем этаже — три комнаты, в которых потолки подпирались металлическими колонна­ми, через которые проходил нагретый воздух для отопления. Это были собственно классные комнаты, где происходило обучение. На 1 января 1816 г. «Новый институт» охватывал своим воспитательным воздействием 759 человек в возрасте от 1 года до 25 лет.

Главное внимание в системе Р. Оуэна уделялось морально-общественному воспитанию. Детям, начиная с самого млад­шего возраста, растолковывалось понятным ;];ля них языком и соответствующими примерами, что они не должны обижать товарищей, а наоборот, оказывать им помощь в затруднении. Важное значение Р. Оуэн отводил физическому воспита­нию. Необходимое условие — проведение максимума време­ни на открытом воздухе; средства физического воспитания — прогулки и экскурсии, гимнастика и военные упражнения.

Что касается эстетического воспитания, то детей с 2 лет начинали учить танцам, а с 4 - пению под руководством хо­роших учителей.

Большое значение придавал Р. Оуэн трудовому воспита­нию. С 10-летнего возраста дети работали на фабрике и посе­щали вечернюю школу. Таким образом, Оуэн в Нью-Лэнарке осуществил соединение обучения с производительным фа­бричным трудом детей. Вся система воспитания Оуэна была в значительной степени направлена против, господствовав­ших схоластически-религиозных методов воспитания.


90

Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XiX в.

С 1817 г. начинается перелом в воззрениях Р. Оуэна. Он убеждается., что филантропическая деятельность не может улучшить общественные отношения, и начинает пропаганди­ровать коммунистические идеи.. В этот период Оуэн подверга­ет резкой критике капиталистический строй, особенно выде­ляя «троиыу зол»: частную собственность; буржуазную форму брака; религию. Будучи утопистом, Р. Оуэн полагал, что но­вый строй будет создан не путем революции, а путем органи­зации коммунистических общин. Он предложил следующую систему воспитания в коммунистическом оби^естве:

' от рождения до 5 лет — физическое воспитание, элемен­тарное обучение, воспитание в коллективе;

* от 5 до 10 лет — расширение умственного кругозора, фи­
зическое воспитание, посильный труд;

• от 10 до 15 лет — работа в мастерских и сельском хозяйст­
ве, сочетание умственного и физического воспитания;

• от 15 до 20 лет — подготовка к исполнению обязанностей
родителей. Вступление в брак. Участие в производстве
и воспитании младших;

* от 20 до 25 лет - подготовка «директоров» для всех отрас­
лей производства.

За острую критику капитализма Р. Оуэна стали пресле­довать в Англии, и он переехал в Америку. В 1825 г. он осно­вал там со своими единомышленниками коммунистическую колонию «Новая Гармония». В соответствии с принципами Р. Оуэна в колонии" были открыты школы, в которых дава­лось систематическое умственное образование, основанное на научных данных; нравственное, трудовое и физическое воспитание.

Однако опыт создания коммунистической колонии в усло­виях капиталистической Америки был обречен на неудачу. Сами колонисты не были готовы к такому «социальному экс­перименту», они стали враждовать друг с другом, стремить­ся к личному обогащению, а затем разделили общественное имущество.

В 1828 г. Оуэн вернулся на родину. Его педагогические взгля­ды нашли отражение в книгах «Новый взгляд на общество, или


4. Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов... 91

Опыты об образовании человеческого характера» (1813-1814), «Книга нового нравственного мира» (1836-1844).

Р. Оуэн обосновал и реализовал идею общественного вос­питания детей с первых лет жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей пролетариата. Он теоре­тически и в известной мере практически реализовал идею соединения обучения с производительным трудом. Оуэн ор­ганизовал школы нового типа, в которых образование, осво­божденное от религии и построенное на изучении достовер­ных фактов, сочеталось с физическим воспитанием и про­изводительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов.

Резюме. В XIX в. образование в Западной Европе разви­валось в условиях перехода от феодальных отношений к ка­питалистическим. Интенсивный рост экономики и промыш­ленности потребовал нового уровня и содержания образован­ности.

Наиболее важные изменения в подходах к обучению и вос­питанию в этот период связаны с творчеством педагогов, во­шедших в число классиков. Среди них: И. Г. Песталоцци (Швейцария), И. Ф. Гербарт, Ф. А. В. Дистервег (Германия). Благодаря им в дидактике произошел поворот внимания от учета внешней природы к учету природы человека и осо­знанию того, что хорошо организованный процесс обучения является условием формирования необходимых качеств лич­ности («воспитывающее обучение», И. Ф. В. Гербарт).

В XIX в. большое значение придается психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, что нашло от­ражение в четырехступенчатой модели построения учебного процесса (И.Ф. Гербарт), и выделении сензитивных периодов (ступеней), которые необходимо учитывать при реализации развивающего обучения (Ф. А. В. Дистервег).

Важную роль в исследуемый период сыграло осознание самоценности и неповторимости человеческой личности. Из­вестный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци обосновал принцип субъективности, т. е. ученик должен быть активным участником собственного образования. Причем усвоение ре-


92

Лекция 4- Классики западноевропейской педагогики в XIX в.

бенком полезши знаний не должно быть оторвано от умения их применить, именно это является основой саморазвития.

Обоснование воспитания как составляющей части общече­ловеческой и национальной культуры, данное Ф. А. В. Дис-тервегом, способствовало поиску путей взаимодействия школьного образования и общества.












Вопросы и задания для самоконтроля

1.Кто разработал теорию элементарного образования и из каких
блоков она состоит?

2. Б чем суть развивающего обучения И, Г. Песталоцци?

3. Охарактеризуйте разделы теории и практики воспитания по
И. Ф. Гербарту.

4. Какие ступени обучения он выделил?

5. Сравните возрастную периодизацию Ф. А. Б. Дистервега с пе­
риодизациями, предложенными его предшественниками,

6. Проанализируйте литературную и педагогическую деятель­
ность Ф. А. В, Дистервега._

7. Какие этапы .включала система образования Р. Оуэна?


ЛЕКЦИЯ 5






Движение за реформу

Школьного образования

В конце XIX - начале XX в.

Ключевые слова:педагогика действия, прагматизм, реформаторская педагогика, свободное воспитание, трудовая школа. Основные вопросы:

1.Зарубежная школа и педагогика конца XIX—начала XX в.

2. Направления и задачи реформаторской педагогики.

3. Школьные реформы в Западной Европе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...