Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов. Педагогические взгляды Р. Оуэна
В конце XVIII-начале XIX в. в Западной Европе происходило бурное развитие промышленности на капиталистической основе, сопровождавшееся резким обострением социальных противоречий. В то время как. буржуазия небывало обогащалась, ремесленники и крестьяне разорялись. Пришедший на смену феодализму капиталистический общественный строй очень скоро обнаружил свои отрицательные стороны: разорение крестьянства, ремесленников; голод; безработица; 14-15-часовой рабочий день; жестокая эксплуатация женского и детского труда. С критикой современного им буржуазного общества и мечтой о новой системе общественных отношений, при которых навсегда исчезнут угнетение, нищета и несправедливость, 4. Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов. выступили социалисты-утописты. Новый общественный строй - торжество разума и справедливости - будет установлен, полагали они, мирным путем, как только удастся убедить человечество в его преимуществах перед капитализмом. В их социальной концепции большое место занимали проблемы воспитания, которое они рассматривали как одно из важнейших средств изменения порочных общественных отношений. Наиболее ярким представителем социализма-утопизма являлся Роберт Оуэн(1771—1858). Он родился в семье ремесленника и рано начал жить своим трудом. В 20 лет Р. Оуэн уже руководил крупным предприятием. Понимая, что капитализм несет страдания народным массам, он начал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. В мировоззрении Р. Оуэна легко заметить две основные линии. Одна из них идет от философии XVIII в., считавшей определяющим в образовании характера человека среду. Главной причиной всех бед, угнетающих человечество, Р. Оуэн считал невежество, и единственное средство избавления человечества от всех этих бед он видел в воспитании и перевоспитании. Под влиянием этой философии Р. Оуэн находился в нью-лэнаркский период своей жизнедеятельности, С 1800 г., Р. Оуэн стал во главе бумаго-прядильной фабрики в Нью-Лэнарке, в Шотландии. Условия труда здесь были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата - ничтожная, жилищные условия ужасные; широко применялся детский труд. Исходя из положения, что человек является продуктом окружающей его среды, Р. Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он сократил рабочий день до 10,5 часов, повысил заработную плату, выстроил для рабочих новые жилища, детей принимал на фабрику только с 10 лет, В Ныо-Лэнарке Р. Оуэн создает систему воспитательных учреждений. Первая ступень — дошкольные учреждения -ясли для детей от 1 года до 3 лет и детский сад от 4 до 6. Вое- Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в. питателями были приглашены ткач и молодая работница с нью-лэнаркской фабрики, которые едва умели читать и писать, но зато ласково обращались с детьми и могли хорошо организовать их игры и забавы. Природную доброту, неизменное терпение, умение обходиться в работе с детьми без наказаний Р. Оуэи считал основными качествами, которыми должны обладать воспитатели маленьких детей. Он впервые в истории создал воспитательные учреждения для малолетних детей рабочих. Вторая ступень — начальная школа — от 6 до 10 лет. Р. Оуэн считал необходимым вооружить детей конкретными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. Учебный план начальной школы в Нью-Лэнарке включал в себя кроме родного языка и арифметики еще ряд предметов, которые в то время не изучались в народной школе, как-то; элементы географии, ботаники, минералогии. Традиционное преподавание религии было заменено уроками морали, которые проводил сам Р. Оуэн. В начальной школе продолжались занятия танцами, пением; для мальчиков была введена военная гимнастика. Все обучение велось на основе широкого применения наглядности: в школе имелось большое количество различных коллекций и других экспонатов; стены большого зала были расписаны изображениями животных и растений. Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности, поэтому он стремился применять в школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению. Большое . внимание уделялось воспитательной работе. С этой целью дети участвовали в трудовой деятельности. Девочек обучали шитью, кройке, вязанию, приучали держать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству. 4. Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов. Третья ступень — вечерние занятия для подростков (от 10 до 17 лет), работающих на фабриках. Четвертая ступень - вечерние лекции и консультации для взрослых. С начала 1816 г. Р. Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил организованные им просветительские учреждения. Комнат для занятий и упражнений было пять. На верхнем этаже Института находились две большие комнаты. На стенах — изображения наиболее важных видов экологического и минерального царства, висели большие картины обоих полушарий, на которых изображены все главные страны, острова и моря, но без названий. На нижнем этаже — три комнаты, в которых потолки подпирались металлическими колоннами, через которые проходил нагретый воздух для отопления. Это были собственно классные комнаты, где происходило обучение. На 1 января 1816 г. «Новый институт» охватывал своим воспитательным воздействием 759 человек в возрасте от 1 года до 25 лет. Главное внимание в системе Р. Оуэна уделялось морально-общественному воспитанию. Детям, начиная с самого младшего возраста, растолковывалось понятным ;];ля них языком и соответствующими примерами, что они не должны обижать товарищей, а наоборот, оказывать им помощь в затруднении. Важное значение Р. Оуэн отводил физическому воспитанию. Необходимое условие — проведение максимума времени на открытом воздухе; средства физического воспитания — прогулки и экскурсии, гимнастика и военные упражнения. Что касается эстетического воспитания, то детей с 2 лет начинали учить танцам, а с 4 - пению под руководством хороших учителей. Большое значение придавал Р. Оуэн трудовому воспитанию. С 10-летнего возраста дети работали на фабрике и посещали вечернюю школу. Таким образом, Оуэн в Нью-Лэнарке осуществил соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. Вся система воспитания Оуэна была в значительной степени направлена против, господствовавших схоластически-религиозных методов воспитания.
Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XiX в. С 1817 г. начинается перелом в воззрениях Р. Оуэна. Он убеждается., что филантропическая деятельность не может улучшить общественные отношения, и начинает пропагандировать коммунистические идеи.. В этот период Оуэн подвергает резкой критике капиталистический строй, особенно выделяя «троиыу зол»: частную собственность; буржуазную форму брака; религию. Будучи утопистом, Р. Оуэн полагал, что новый строй будет создан не путем революции, а путем организации коммунистических общин. Он предложил следующую систему воспитания в коммунистическом оби^естве: ' от рождения до 5 лет — физическое воспитание, элементарное обучение, воспитание в коллективе; * от 5 до 10 лет — расширение умственного кругозора, фи • от 10 до 15 лет — работа в мастерских и сельском хозяйст • от 15 до 20 лет — подготовка к исполнению обязанностей * от 20 до 25 лет - подготовка «директоров» для всех отрас За острую критику капитализма Р. Оуэна стали преследовать в Англии, и он переехал в Америку. В 1825 г. он основал там со своими единомышленниками коммунистическую колонию «Новая Гармония». В соответствии с принципами Р. Оуэна в колонии" были открыты школы, в которых давалось систематическое умственное образование, основанное на научных данных; нравственное, трудовое и физическое воспитание. Однако опыт создания коммунистической колонии в условиях капиталистической Америки был обречен на неудачу. Сами колонисты не были готовы к такому «социальному эксперименту», они стали враждовать друг с другом, стремиться к личному обогащению, а затем разделили общественное имущество. В 1828 г. Оуэн вернулся на родину. Его педагогические взгляды нашли отражение в книгах «Новый взгляд на общество, или 4. Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов... 91 Опыты об образовании человеческого характера» (1813-1814), «Книга нового нравственного мира» (1836-1844). Р. Оуэн обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей пролетариата. Он теоретически и в известной мере практически реализовал идею соединения обучения с производительным трудом. Оуэн организовал школы нового типа, в которых образование, освобожденное от религии и построенное на изучении достоверных фактов, сочеталось с физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов. Резюме. В XIX в. образование в Западной Европе развивалось в условиях перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Интенсивный рост экономики и промышленности потребовал нового уровня и содержания образованности. Наиболее важные изменения в подходах к обучению и воспитанию в этот период связаны с творчеством педагогов, вошедших в число классиков. Среди них: И. Г. Песталоцци (Швейцария), И. Ф. Гербарт, Ф. А. В. Дистервег (Германия). Благодаря им в дидактике произошел поворот внимания от учета внешней природы к учету природы человека и осознанию того, что хорошо организованный процесс обучения является условием формирования необходимых качеств личности («воспитывающее обучение», И. Ф. В. Гербарт). В XIX в. большое значение придается психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, что нашло отражение в четырехступенчатой модели построения учебного процесса (И.Ф. Гербарт), и выделении сензитивных периодов (ступеней), которые необходимо учитывать при реализации развивающего обучения (Ф. А. В. Дистервег). Важную роль в исследуемый период сыграло осознание самоценности и неповторимости человеческой личности. Известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци обосновал принцип субъективности, т. е. ученик должен быть активным участником собственного образования. Причем усвоение ре-
Лекция 4- Классики западноевропейской педагогики в XIX в. бенком полезши знаний не должно быть оторвано от умения их применить, именно это является основой саморазвития. Обоснование воспитания как составляющей части общечеловеческой и национальной культуры, данное Ф. А. В. Дис-тервегом, способствовало поиску путей взаимодействия школьного образования и общества. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Кто разработал теорию элементарного образования и из каких 2. Б чем суть развивающего обучения И, Г. Песталоцци? 3. Охарактеризуйте разделы теории и практики воспитания по 4. Какие ступени обучения он выделил? 5. Сравните возрастную периодизацию Ф. А. Б. Дистервега с пе 6. Проанализируйте литературную и педагогическую деятель 7. Какие этапы .включала система образования Р. Оуэна? ЛЕКЦИЯ 5 Движение за реформу Школьного образования В конце XIX - начале XX в. Ключевые слова:педагогика действия, прагматизм, реформаторская педагогика, свободное воспитание, трудовая школа. Основные вопросы: 1.Зарубежная школа и педагогика конца XIX—начала XX в. 2. Направления и задачи реформаторской педагогики. 3. Школьные реформы в Западной Европе. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |