Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Свободная валъдорфская школа
В первой четверти XX в. принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу (с политехнической и естественнонаучной ориентацией) и гимназию (гуманитар но-ориентированную) усилило барьеры непонимания между различными слоями общества. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14-15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». При этом гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование хотя и давали учащимся массу знаний, но эти знания были совершенно оторваны от потребностей реальной жизни. Целый ряд авторов конца XIX - начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят только «бродячие энциклопедии». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом критике подвергалась также и ранняя специализация, которая хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, — писал один из педагогов-реформаторов, — особенно старшего звена? Сделать из человека машину...». В широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Старую школьную систему должна заменить система образования, сориентированная на формирование активного, способного на создание нового, творческого типа личности, с сильной волей и развитыми чувствами. Это были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии. Среди альтернативных школ, созданных в этот период, особое место занимает вальдорфская школа, методологические основы которой были разработаны Рудольфом Штай-нером (1861-1925). Он родился в Австро-Венгрии, в простой семье железнодорожного служащего. Заботясь о будущем своего сына, отец стремился дать ему хорошее образование и отдал его в реальное училище. Однако материальные возможности семьи были весьма ограничены. Понимая это, маленький Рудольф старался очень прилежно учиться: хорошие ученики освобождались от уплаты за обучение. Молодой Штайнер глубоко интересовался предметами, преподаваемыми в школе, и много учился сам. Он самостоятельно по книге, взятой у учителя, изучает геометрию, затем овладевает дифференциальным и интегральным исчислением намного раньше своих сверстников; в 14 лет он достает себе «Критику чистого разума» Канта и усердно изучает ее, а затем и другие философские книги; наряду с программой реального училища он самостоятельно проходит курс гимназии, овладевая греческим и латынью; история и литература становятся еще одним увлечением подростка и юноши.
Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторском педагогики Важным мотивом школьных лет, сыгравшим в дальнейшей жизни Штайнера огромную роль, стала помощь отстающим. Примерно с четырнадцати лет он начинает заниматься с учениками своей школы, давая им вспомогательные уроки. Это активное учение для преобразования воспринятого материала и преподавания другим ученикам, имевшим трудности в усвоении, явились первыми конкретными упражнениями в дидактическом искусстве и живой школой психологии. Осенью 1879 г. Штайнер поступает в Высшую Техническую школу в Вене. Главные предметы изучения - математика, естественная история, химия. Здесь он знакомится с учением: Гете о цвете и самостоятельно начинает заниматься оптикой. Вскоре его комментарии и вводные очерки к научным творениям Гете получают самую высокую оценку специалистов. Деятельности по работе над научным наследием Гете, а также гетевской эстетике Штайнер посвятил в общей сложности около пятнадцати лет. В 1884 г, Штайнер становится домашним учителем в семье венского коммерсанта Шпехта. Среди четверых сыновей, с которыми он должен был заниматься, один вызывал у родителей особое беспокойство. Десятилетний мальчик считался телесно и душевно больным, но Штайнер был убежден в том, что в ребенке скрыты большие духовные способности и что все дело состоит только в том, чтобы привести душевное в правильную, здоровую связь с телесным. Штайнер тщательно продумал последовательность преподаваемых дисциплин, определил весь режим дня мальчика. В течение двух лет его ученик смог нагнать упущенное в школе, а потом с успехом сдать экзамен на аттестат зрелости. Позднее он поступил в университет и стал врачом. С 1890 по 1897 г. Штайнер живет в Веймаре, где наряду с педагогической деятельностью занимается изучением архива Гете, В эти годы формируется его научно-философская позиция. Он пишет «Теорию познания мировоззрения Гете», защищает докторскую диссертацию (позже издана под названием «Истина и наука»), создает основной свой труд «Философия свободы». . Свободная вальдорфская школа В 1897 г. Штайнер переселяется в Берлин, где становится редактором «Литературного журнала». Затем его приглашают преподавать в школу для рабочих, где он работает шесть лет #: пользуется огромной популярностью среди слушателей. В годы Первой мировой войны Штайнер выступает с многочисленными лекциями, посвященными социальному во-ripocy, судьбе рабочего движения, общественному устройству, высказывает идеи в области экономики, права, налоговой системы. 23 апреля 1919 г. состоялась его встреча с рабочими сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте. Он выступал там по приглашению руководителя предприятия, беседуя с рабочими, Штайнер добился того, что поначалу сдержанная аудитория стала проявлять большой интерес, #ак только речь зашла о проблемах обучения и воспитания, о контурах новой школы, способной развить духовные силы учащихся. На следующий день многие родители обратились # Штайнеру с просьбой организовать такую школу для их детей. Понимая всю важность происходящего и чувствуя ответственность за это, директор фабрики купил здание ресторана и соответствующим образом перестроил его. Однако не хватало самого главного - педагогов, способных воплотить задуманное в жизнь, а условием независимости в свободной духовной жизни Рудольф Штайнер считал право школы самой подбирать себе учителей. В августе 1919 г. состоялась первая встреча будущих педагогов вальдорфской школы со Штайнером. Многие из них уже имели педагогический стаж, но ощущали естественную потребность в ознакомлении с принципами разработанной им системы. Начался курс весьма сокращенного обучения. Штайнер не просто открывал школу, основанную на своих идеях, но уже с самого начала готовил команду единомышленников. Курс педагогического образования состоял из трех взаимосвязанных частей: лекций по вопросам педагогики («общей науки о воспитании»), занятий по проблемам дидактики, методов и средств обучения, а также практических семинаров, где отрабатывались отдельные упражнения, формировались практические навыки и умения. Правда, 116 Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики ввиду минимального срока обучения многие премудрости вальдорфской педагогики учителям этой первой школы пришлось постигать уже в процессе работы с детьми. Вальдорфская педагогика и школа строились на идеях антропософии (от греч. anthropos -человек и sophia - мудрость), которое рассматривалось как путь к раскрытию заключенных в человеке скрытых духовных сил. Еще И. В, Гете и Ф. Шиллер полагали,, что познание природы человеком есть вместе с тем самопознание природы через человека. Сам же человек представляется единством трех ипостасей: души, тела и духа (Шиллер). Развивая эту мысль, Штайнер предложил обогатить данное триединство психологическими и физическими характеристиками человека, в результате чего выстроилось следующее соответствие понятий: • мозг и нервная система - интеллектуальная сфера - дух; • сердце и дыхательная система - сфера эмоций — душа; Педагогика рассматривалась как наука о человеке, представленном в трех его аспектах: телесном, душевном и духовном. При этом задача педагога - привести все названные аспекты к гармонии и единству, ибо, как утверждал Штай-нер, обычно они находятся в разбалансированном состоянии. Та же трехчленность была заложена и в основание организации вальдорфской школы: первые семь лет жизни — «раннее детство», следующие семь лет (7-14) - «детство» и последний этап (до 21 года) - «отрочество и юность». Школа должна, по твердому убеждению Штайнера, внести свой вклад как в физическое развитие (раннее детство), так и в эмоциональное (детство) и в духовное становление учащихся (отрочество). Одно из главных отличий вальдорфской педагогики состоит в отрицании прямого воздействия на волю учеников, предполагая медленное, постепенное формирование его эмоций, а затем интеллекта, что в результате приводит к нормальному развитию и укреплению воли. Преподавание в вальдорфских школах было основано на принципах преемственности и личного воздействия педа-
'!. Свободная вапьдорфская школа гога. Все занятия в дошкольный период вел один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работал один и тот же классный руководитель. В 14—18 лет учащийся получал помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находился под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог вправе самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка, чтобы максимально использовать его творческие возможности. При этом он получал воз-можность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт. Характерные особенности вальдорфской школы 1.Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возрас 2. Первые восемь лет все предметы одинаково важны для
Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни, - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр. 3- На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными «мягкими» материалами. На уроках художественного труда они знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения — эвритмию. 4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные 5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт 6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выстав 7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть
1. Свободная вальдорфская школа и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. 8. Обучение в ватгьдорфской школе не является состяза 9. Терапевтический аспект педагогики; введение гигиени 10. Еженедельные конференции учителей с целью посто Говоря о методике преподавания, необходимо отметить, что подача материала начиналась с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Так приобретался жизненный опыт, на основе которого делались выводы, строились теории. Восприятие, чувство, мысль, - это три ступени в процессе обучения. Ученики вальдорфских школ обучались в согласии с их собственными силами и в ритме с духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием. Уроки в этих школах живые и интересные, они стимулировали воображение, так как к детям обращались не как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, имеющим руки и сердце. Вальдорфское образование готовило учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира. В школах использовался междисциплинарный подход, который позволял привить ученикам целостный взгляд на мир.
120___ Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики Он применялся при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до трех-четырех недель могло быть посвящено рассмотрению таких тем, как география Северной Америки, механика, древние римляне, деревья, финансы, питание или архитектура. Это оказалось эффективным методом обучения, который позволял развить память учащихся и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдался баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой. В вальдорфских школах не было централизованного административного управления. Всю ответственность за учебный процесс несли учителя, которые образовывали педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществлял совет школы, в который входили родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения являлась совместная работа на благо учащихся. Еще одна особенность школы Р. Штайнера - тесная связь с родителями. Классный руководитель знает положение в семье каждого школьника, поддерживает постоянный контакт с его родителями. Родители, в свою очередь, частые гости в школе. Они принимают участие в театрализованных представлениях, специально для них устраиваются конференции, на которых обсуждаются вопросы воспитания детей. Школа Штайнера получила широкую популярность, чему в немалой степени способствовала детальная разработка ее методологических основ. С 60-х гг. XX в. начинается новый этап развития вальдорфской педагогики: она перешагнула национальные границы, превратившись в явление мирового масштаба. 2. Школа «абсолютной свободы» учащихся вСаммер-хилле В 20-30-х гг. в Англии примером экспериментальной работы в сфере среднего образования стала школа в Саммер- 2. Школа «абсолютной свободы» учащихся в Саммерхилле хилле. созданная Александром Нейлом(1883-1973). Он родился в Шотландии в семье учителей начальной школы. Его отец был властным и жестким человеком, который прибегал к телесным наказаниям (порке розгами). Александр не уделял большого внимания учебе и тратил много времени на игры и любил мечтать. Глядя на неудовлетворительные результаты воспитания, отец решил, что его сын должен стать учителем начальной школы. После окончания курса английской литературы в Эдинбургском университете, А. Нейл в течение нескольких лет преподавал в государственных школах. В 1924 г. он и его жена основали на берегу Ла-Манша интернат Саммерхилл (название переводится как «летний холм», поскольку здание находилось на холме). Создавая школу, А. Нейл сознательно противопоставил ее концепцию установке на режим, дисциплину и принуждение. Он преследовал одну единственную цель - счастье ребенка, а основной путь видел в приспособлении школы к ребенку, а не ребенка к школе. Отказавшись изначально от любых поучений, внушений и высказываний морального и религиозного характера, воспитатели Саммерхилла предоставили детям право быть собой. Школа располагалась в четырех зданиях, окруженных зеленой территорией, предназначенной для игр на свежем воздухе. Дети жили по возрастным, группам вместе с воспитательницей. В главном здании находились столовая, зал, мастерская по лепке, маленькая комната для рукоделия и спальня для девочек. У самых маленьких детей был отдельный домик с жилыми помещениями и классной комнатой. Спальня для мальчиков, остальные классы, а также комнаты некоторых членов персонала также располагались в домиках. Как мальчики, так и девочки жили в двух-, четырехместных комнатах. Только несколько старших детей жили отдельно. Классы были небольшими, но достаточными для обучения в группах. Жилищные условия в целом были не самыми лучшими, однако дети чувствовали себя хорошо и не болели. В школу принимали в основном детей из средних слоев общества. А. Нейл старался не брать детей из богатых семей, поскольку считал, что трудно добраться до сущности ребен-
Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики ка, если она скрыта за большим количеством денег и дорогой одеждой. Он установил очень низкую плату за пребывание в Саммерхилле. Результатом были постоянные финансовые затруднения, очень низкая зарплата учителей. Вначале в эту школу попадали дети, у которых были проблемы в семье и школе. Родители отдавали ихсюда для перевоспитания и ре-социализации, после чего возвращали их в обычную школу. Тем самым Саммерхилл выполнял по отношению к таким детям реабилитационную функцию. Со временем ситуация изменилась, и в школу начали принимать детей, родители которых верили в идею свободного воспитания. В первые годы здесь было мало девочек. А. Нейл объяснял это финансовыми трудностями родителей, которые по давней традиции предпочитали вкладывать средства в обучение сыновей. В школу принимали детей от 5 до 15—16 лет. Общая численность в разное время колебалась от 45 до 75 человек. Детей делили на три возрастные группы: 5-7 лет, 8—10 лет, 11—16 лет. А. Нейл тщательно подбирал учителей, обращая особое внимание на то, чтобы они, кроме профессиональной квалификации, имели чувство юмора, развитое чувство сообщества, черты характера, позволяющие приспособиться к. системе Саммерхилла. Очень часто в тесте, от которого зависело принятие учителя на работу, стоял вопрос: «Как вы отреагируете, если ребенок назовет вас законченным дураком?» А. Нейл отдавал предпочтение тем кандидатам, которые умели делать что-то руками, не сторонились физической работы и могли исправить покосившуюся дверь или залепить дыру в стене. Главной обязанностью учителей было обучение. Опеку над детьми в жилых помещениях осуществляли воспитательницы. Тем не менее учителя добровольно организовывали внеурочную деятельность детей: играли, готовили спектакли, помогали выполнять домашнюю работу. Обычный день в школе строился таким образом. Между 8.15 и 9.00 - завтрак, до 9.30 - уборка постелей. В 9.30 начинались занятия, которые продолжались до 13.00. План занятий учителя получали в начале каждого семестра. Уроки, как правило, строились в соответствии с возрастом детей. Обыч-
2. Школа «абсолютной свободы» учащихся в Саммерхилле но у детей было пять уроков в день, каждый по сорок минут. Проводились уроки всегда в определенном месте и в определенное время. Дошкольники и младшие школьники обедали в 12.30, а персонал и старшие дети в 13.30. Младшие дети от 7 до 9 лет занимались с одним учителем, который проводил Вечера в Саммерхилле имели определенный распорядок. 8 понедельник дети ходили в кино, во вторник персонал и Если взглянуть на Саммерхилл с точки зрения концепции и характера жизнедеятельности, можно увидеть, что это действительно была школа необычная. А. Нейл был принципиальным противником авторитарного воспитания, более того, он считал, что будущее человечества в полной мере зависит от того, какие воспитатели придут к детям. Если это будут сторонники жесткой педагогики подавления, то человечество никогда не сможет освободиться от войн и преступлений. Ненависть всегда порождает ненависть. «Единственная дорога г- это дорога любви». В основе концепции школы лежало убеждение в то:м, что ребенок по своей природе добр и портят его только общество и воспитание. А. Нейл выбрал свой путь: организацию закрытого детского учреждения, создающего условия для свободного развития ребенка. Саммерхилл выполнял терапевтическую функцию по отношению к тем де-
Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики тям, которые пришли в его школу уже немного «испорченными», т. е. полными комплексов ненависти и агрессии. В подобных случаях он ставил перед воспитателями задачу окружить этих детей особой заботой с тем, чтобы они почувствовали себя в безопасности. Важным принципом педагогической системы А, Нейла являлся принцип саморегуляции: нельзя стремиться к формированию умений ребенка или управлению его выбором. Саморегуляция означает право ребенка на свободную жизнь, отсутствие внешней власти. В Саммерхилле дети имели абсолютную свободу посещения занятий. С этой точки зрения, это была одна из самых либеральных школ. Свобода в Саммерхилле не означала анархии и вседозволенности. Границы свободы определялись нормами общественного поведения, утвержденными общим собранием детей и взрослых путем голосования. Это касалось, например, времени отбоя для детей разного возраста, поведения в общественных местах, запретов (детям младше 11 лет нельзя было самостоятельно ездить на велосипеде по улице), деятельности созданных детьми комиссий самоуправления, неприкосновенности частной собственности- А. Нейл постоянно напоминал о своем правиле невмешательства в окончательный выбор интересов и жизненных целей воспитанников. Школа не была нацелена на подготовку учащихся к экзаменам, и они устраивались лишь для тех, кто выразил желание учиться дальше. Естественным последствием отказа от экзаменационной системы был отказ от системы оценок, использующихся в традиционных школах. Знания сами по себе перестали быть существенным показателем, вместо этого принимались во внимание творчество, изобретательность и оригинальность. А. Нейл утверждал, что задачей школы должно быть предоставление детям возможности научиться читать, писать и считать. Остальное является производным от интересов и потребностей детей. Саммерхилл был демократичной и самоуправляемой школой. Все вопросы, связанные с жизнью школы или отдельных групп детей, включая и те, которые касались наказаний за антиобщественные поступки, обычно решались общим голо-
2. Школа «абсолютной свободы» учащихся в Саммерхилле сованием в субботний вечер на школьном собрании. Единственный вопрос, который оставался в пределах единоличного решения, был прием и увольнение учителей (этим занимался А. Нейл). Саммерхилльское общество очень сурово относилось к тем, кто обижал слабых и беззащитных. Среди законов, которые были приняты самоуправлением, был и такой: «За все случаи издевательства над более слабыми последует суровое наказание». Принципиально отказываясь от каких-либо поучений, внушений религиозного и морального характера, А. Нейл в то же время считал необходимой помощь ребенку в его самореализации, своеобразную индивидуальную терапию, основным условием которой было завоевание доверия, утверждение в ребенке уверенности, что старший на его стороне. В особо трудных случаях А. Нейл обращался к приемам, шокировавшим воспитанников, например, угощал сигаретой ученика, которого видел курящим. Шок, вызванный поступком А. Нейла, становился обычно переломным моментом во взаимоотношениях взрослого и ребенка и началом изменения поведения последнего. В отношении маленьких детей его терапевтическая техника была еще более спонтанной: он просто «шел» за ребенком. Со временем А. Нейл все больше отказывался от терапии, убедившись, что сама свобода, царящая в школе, создает для детей возможность естественного избавления от комплексов. Характерной чертоймногих экспериментальных школ первой половины XX столетия было обращение к художественному творчеству как к средству, позволяющему наиболее полно развить в детях чувство прекрасного, научить постигать красоту в природе и в искусстве и тем самым облагородить душу. Искусство, по утверждению Овидия, способствует смягчению нравов и предотвращает их огрубение. Развивая творческие силы ребенка, оно содействует его самореализации. А. Нейл был также горячим сторонником использования волшебного воздействия искусства в воспитательных целях. В Саммерхилле действовал детский театр. Обычно зимой каждое воскресенье было театральным днем. Иногда несколько недель 126 Лекция 6. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики 3. Новая модель организации начального обучения 127
подряд на школьной сцене шли различные спектакля, сочиненные самими детьми. Нельзя заставлять детей играть классические пьесы, содержание которых так далеко от детской жизни, от их восприятия и фантазии. Однако долгими зимними вечерами Не и л читал своим воспитанникам Ибсена, Чехова, Голсуорси. Костюмы и декорации также готовились самими детьми. Сцена была подвижной и складывалась из ящиков, расположение которых менялось в зависимости от замысла авторов. Детский театр Нейл считал важным средством нравственного воспитания. Каждый маленький актер должен уметь поставить себя на место другого человека, а это учит его понимать других, их чувства и переживания, что немаловажно в установлении добрых межличностных отношений. Театр также решал задачу укрепления веры в себя. Творческому самовыражению детей в немалой степени содействовали мастерские искусств, где дети рисовали, лепили из глины, вырезали, шили, делали различные поделки. Главным было то, что ничего никому не навязывали, каждый искал, пробовал и делал то, что ему было по душе. А. Нейл верил во врожденную доброту детей и стремился создать место, где мальчики и девочки свободны и могут быть сами собой. |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |