Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Движение Просвещения во Франции. Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо
В середине XVIII в, произошел мощный подъем общественной мысли во Франции, известный в истории под названием французского Просвещения. Оно дало миру «Энциклопедию» — Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Ьвропы в XVII-XV11 i вв. 4. Движение Просвещения во Франции. Педагогические взгляды... 69
свод знаний целой эпохи, имевший просветительский, педагогический смысл. Французский философ, деятель Просвещения Клод Андри-ан Гельвеции (1715-1771) в книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» трактовал воспитание как совокупность всех условий жизни индивида. Он отрицал наличие у человека врожденных идей и способностей и считал, что различия в человеческих воззрениях, идеях, умственных способностях зависят от влияния внешней среды. Во взглядах Гельвеция выделяются четыре основные идеи: характер воспитания определяет политическая система; * врожденное равенство всех людей; •движущей силой индивидуального развития является личный интерес; • воспитание — направляющая сила в развитии интересов. Гельвеции был последовательным сторонником общественного воспитания, которое, будучи организовано государством, может сформировать из людей патриотов, обеспечив их счастье и благополучие нации. Он полагал, что схоластическая школа, в которой детей одурманивают религией, не может воспитать здравомыслящего человека. По мнению Гельвеция, школу необходимо сделать светской и государственной, уничтожить монополию дворян на образование. Видным представителем французского Просвещения был Дени Дидро (1713—1784). Он высоко ценил роль воспитания в формировании человеческой личности и усовершенствовании социального строя. Однако он не утверждал, что «воспитание может все» (Гельвеции), Д. Дидро признавал у людей наличие природных различий и полагал, что они должны учитываться в процессе воспитания, Дидро выступал с резкой критикой существовавшей в то время системы воспитания в традиционных школах. Он отстаивал идею всеобщности и общедоступности элементарного образования, что позволит выявить таланты, которые кроются в народе. Считая, что школа должна давать широкие, разносторонние знания, Д. Дидро предлагал пересмотреть состав препо- даваемых предметов, выдвинув на первый план те, которые связаны с потребностями жизни и производства ( физика, математика, химия, астрономия). Большое значение он придавал хорошим учебникам, к написанию которых, по его мнению, необходимо привлекать крупных ученых. Особое внимание Д. Дидро уделял подбору учителей. Помимо знания своего предмета учитель, по его мнению, должен обладать такими высокими нравственными качествами, как честность, отзывчивость, любовь к детям, справедливость. В 1773 г. Д. Дидро по приглашению Екатерины II совершил поездку в Петербург и прожил там около года, а в 1775 г. он составил план организации в России народного образования под названием «План университета для России», подразумевая под университетом всю систему образования. Выдающееся место среди французских просветителей занимает Жан-Жак Руссо (1712-1778). Не получивший систематического образования, благодаря постоянному самообразованию, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Руссо был сторонником верности природе («естественности»). Основу его мировоззрения составляют естественное право, естественная религия, естественное воспитание. По своим взглядам Руссо был деистом, т, е. признавал Бога как первопричину и творца вселенной, развивающейся после сотворения по своим законам, поэтому он отвергал обряды, церковь, богослужение и само духовенство. Цель воспитания Руссо видел в подготовке к жизни в обществе и считал, что правильно поставленное воспитание есть средство разрешения коренных социальных проблем. Основные принципы воспитания, по Руссо: учет достигнутого уровня физического и психического развития ребенка; уважение потребностей и интересов детей; предоставление ребенку свободы выбора решений и действий. Руссо был сторонником свободного, естественного воспитания. Он считал, что воспитание получают из трех источников: • от природы; 70 Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII-XViH вв.
5. Школьные проекты Французской буржуазной революции 71
• от окружающей среды; * от вещей. Правильным будет такое воспитание, при котором все эти факторы действуют согласованно, в одном направлении. Следуя принципу природе-сообразности, в своем основном педагогическом труде «Эмиль, или о воспитании», Руссо предложил возрастную периодизацию. Первый этап - от рождения до двух лет — младенческий возраст. Особое внимание — физическому воспитанию. И поскольку родители принадлежат к «испорченному обществу» и могут «испортить» ребенка, воспитание Эмиля поручается гувернеру. Второй этап ~ от 2 до 12 лет — детство («сон разума»). По мнению Ж,-Ж. Руссо, развивать нужно «внешние чувства», чтобы силы ребенка накапливались и нашли выход в более старшем возрасте. Воспитаннику не даются готовые знания, нет систематических занятий, только сбор фактов путем наблюдения за природой и из своего личного опыта. Следуя своим гуманистическим принципам, Руссо выдвигает метод естественных последствий. Если ребенок разбил оконное стекло б комнате, не надо вставлять новое, пусть будет сквозняк, пусть ребенок заболеет — «лучше уму хватить насморк, чем вырасти безумцем». В отрочестве (12—15 лет) наступает пора для умственного и трудового воспитания, однако Руссо не связывает личный опыт подростка с опытом человечества, выраженным в науке. Эмиль знакомится с различными ремеслами и живет жизнью ремесленника. Трудовое обучение обязательно для всех детей, потому что, по мнению Руссо, «свободный человек» должен владеть несколькими профессиями, разными видами ремесленного труда, тогда он сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. На четвертом этапе (15—22 года) главную роль играет нравственное воспитание, которое возможно только в обществе, поэтому на 16-м году, когда Эмиль, по мнению Руссо, достаточно закален от соблазнов и пороков, он возвращается в город. Основной задачей нравственного воспитания фран- цузский философ считал воспитание человечности. Для этого необходимо изучать биографии выдающихся по своим нравственным качествам исторических деятелей; приобщать к человеческому страданию и помощи страдающим людям. В трактате Руссо изложил свой взгляд на воспитание женщины. Ее призвание — быть добродетельной женой и хорошей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна заниматься ни наукой, ни общественной деятельностью. Педагогические идеи Руссо были необычны и радикальны для своего времени. Тотчас после выхода в свет «Эмиль...» оказался под запретом, а спустя 10 дней после публикации парижский тираж сожгли на костре. 5. Школьные проекты Французской буржуазной революции Просвещение предложило программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение и таким образом создав условия для формирования полезного человека, который будет способен отдать полученные знания на благо гражданского общества. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция. Вопросы народного образования с самого начала оказались в поле зрения участников Французской революции. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789) провозглашалась задача организации «общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия». В 1791 г. Учредительное собрание рассматривало план организации системы народного образования. Его автором был Шарль Морис Талейран(1754-1838). Проект Талейрана предусматривал создание четырех ступеней школы: *начальные учебные заведения; *семилетние - в центральных городах; *специальные — в главных городах департаментов; *институт.
72 Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы eXVil-XVlil вв. Первая ступень - начальные учебные заведения, где предполагалось обучать чтению, письму, началам французской грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. В больших городах эту программу предусматривалось дополнить черчением и геометрией. Вторая ступень - семилетние учебные заведения в центральных городах. Их программа предполагала углубление полученных ранее знаний, а также включала логику и математику, латынь, греческий, физику, естествознание. Третья ступень - специальные учебные заведения в главных городах департаментов (медицинские, военные, юридические, богословские). Вершиной всей системы становился институт. Первая ступень была бесплатной, остальные платными. Учащиеся должны были самостоятельно поддерживать дисциплину. Целью школы провозглашалось пробуждение в юных питомцах инициативы, свободы, любознательности. Учебные заведения планировались как светские, но преподавание «принципов религии» объявлялось обязательным. В 1792 г, в комитете по образованию был разработан проект, автором которого являлся экономист и политик Жан Антуан Никола Кондорсе.Проект Кондорсе предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах или группе коммун с числом не более 400 жителей, элементарные школы второй ступени - в каждом городе или округе с 4—5 тыс. населения. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования — лицеи, а также учреждения высшего образования — институты. Все типы учебных заведений объявлялись бесплатными. Однако образование не было обязательным. В целом доклад Кондорсе дня своего времени оказался выдающимся демократическим документом. Он не оставлял в школьной программе места религиозным вопросам, намечал принцип преемственности всех ступеней школы, провозглашал равенство образования для мужчин и женщин. 5. Школьные проекты Французской буржуазной революции В июне 1793 г. был принят новый текст «Декларации прав», где провозглашалось и «право общего образования». В этот период были закрыты и подвергнуты реорганизации в соответствии с принципами светского обучения начальные школы, ранее находившиеся в ведении церкви. Из помещений оставшихся школ выносили изображения святых, уроки катехизиса заменялись «уроками революции», на которых читали «Декларацию прав человека». Однако поражение революции перекрыло путь планам демократизации школы, В июне 1795 г. в качестве школьного закона во Франции был принят проект Дону, который предлагал весьма умеренные реформы; создание немногочисленных начальных школ, где обязаны были учить счету, письму и чтению; три четверти учеников должны были оплачивать обучение. Резюме, В XVII—XVIII вв. идеология феодализма превратилась в тормоз для образования. В этот период появляется большое число трактатов, в которых выражено стремление сделать личность свободной, обновить духовную природу человека посредством обучения и воспитания. Новый педагогический идеал был ориентирован на развитие человека, как части окружающей действительности. Видные европейские мыслители (Ф. Бэкон, В. Ратке, Р. Декарт) выступали за светское образование и обоснованность выводов через экспериментальные исследования. Своеобразное сочетание новых и уходящих идей представляли взгляды великого чешского педагога Я.А. Коменского. Представляя человека как «микрокосм», он тесно связывал закономерности формирования личности с глобальными изменениями природы. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования, поставив в центр внимания вопросы общенациональной школы, соответствия ступеней образования возрасту человека, обучения на родном языке, сочетания гуманитарного и научно-технического образования, классно-урочной системы. Английский просветитель Дж. Локк отвергал природную предрасположенность воспитания и ратовал за его сослов- 74 Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы j_XVII-XVI!l вв. ную детерминацию. Он предложил разные типы обучения: всестороннее воспитание джентльменов и поощрение трудолюбия и религиозности неимущих. Дж. Локк выступал за строго контролируемое частное образование, имеющее практическую напр ав лен ность. Роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен отводил образованию французский философ Ж.-Ж. Руссо. Главным естественным правом человека он считал право на свободу, поэтому и выдвинул идею свободного воспитания, которое помогает природе, устраняя вредные влияния, и реализуется вдали от искусственной культуры. Идеи Просвещения были подхвачены в период Французской революции. В педагогических планах и проектах ставились вопросы создания новой системы учебных заведений, реформы содержания образования, подготовки учителей, женского образования, языкового единства обучения и т. д. Поражение революции не дало возможности реализовать планы демократизации школы. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Какие новые черты характерны для школы и педагогики Запада 2. Охарактеризуйте педагогическую концепцию Я. А. Коменского.,
4. Какую образовательную программу предложил Дж. Локк для 5. Совпадают ли взгляды К. А. Гельвеция и Д. Дидро на проблему 6. Б чем суть свободного и естественного воспитания по ЛЕКЦИЯ 4 западноевропейской педагогики XIX в. Ключевые слова:воспитывающее обучение, интерес, развивающее обучение, ступени обучения, теория элементарного образования, управление. Основные вопросы: 1.Становление педагогической науки в XIX в. Гуманистическая вос 2. Педагогическая теория И. Ф. Гербарта. 3- Педагогические взгляды Ф. А. В. Дистервега и его деятельность по объединению немецкого учительства. 4. Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов. Педагогические взгляды Р. Оуэна. I. Становление педагогической науки в XIX в. Гуманистическая воспитательная система И. Г. Песталоцци XIX век был весьма значительным в истории развития школьного дела и становления педагогической науки. Изменения в жизни общества были связаны с переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Во-первых, на протяжении XIX в. шла борьба между церковью и государством за руководство школьным делом (особенно начальными школами). Итог: к концу столетия преимущество оказалось на стороне государства; практически во всех странах Европы были приняты законы об обязательном начальном образовании, о повышении его уровня, расширении содержания. Во-вторых, изменения произошли в области среднего образования: наряду с классическими школами (гимназии, грамматические школы, лицеи) возникают реальные средние школы, ориентированные на практические потребности времени, с изучением естественнонаучных предметов, географии, новой истории и т. д. 76 Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в. 1. Становление педагогической науки в XIX в. 77
В-третьих, на европейскую педагогическую мысль заметное влияние оказала немецкая классическая философия, в частности трз^ды Канта, Фихте, Гегеля; идеи социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и капитализма (Маркс, Энгельс). Эпоха Нового времени отмечена творчеством педагогов, вошедших в число классиков науки о воспитании и образовании. Среди них следует назвать Иоганна Генриха Пес-талоцци (1746-1827). Известный швейцарский педагог родился в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказали мать и преданная служанка. Песталоцци близко познакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. Образование он получил в начальной школе, а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления — коллегиуме — на филологическом и философском отделениях, где под влиянием французских просветителей развивались передовые демократические идеи. Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т. е. швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха кожевников). Члены кружка обсуждали проблемы морали, воспитания и политики, занимались разоблачением должностных лиц. В 1767г. кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа- В 1769 г, он начал свой социальный эксперимент. На занятые деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму. Однако Песталоцци был непрактичным хозяином и вскоре разорился. В 1774 г. он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их вос- питанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом, Песталоцци предпринял попытку соединения обучения детей с производительным трудом. Дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло. Дети могли окупить приют только своим непосильным трудом, напряжением своих физических сил, но гуманист Песталоцци не мог и не хотел цойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям разностороннюю трудовую подготовку. В этом заключалось важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. В течение следующих 18 лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневного вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся. Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Его перу принадлежат следующие труды: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности», «Наглядное учение о числе», «Лебединая песня». Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 г. Законодательное собрание революционной Франции наградило Песталоцци высоким званием французского гражданина. В 1798 г. в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. В городе Станце вспыхнуло контрреволюционное восстание крестьян, после подавления которого осталось много беспризорных детей. Новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл 78 Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в. 1. Становление педагогической науки в XIX в. 79
приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом. В связи с военными действиями помещение потребовалось для лазарета, и приют был Закрыт. Песталоцци с 1799 г. начинает проводить экспериментальную работу в школах города Бургдорфа. Здесь была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение подготовки учителей во главе с Песталоцци. В 1805 г. он перевел свой институт во французскую часть Швейцарии - в Ивердон и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение), который вскоре получил мировую известность. Мировоззрение Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Оц не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения. Цель воспитания, по мнению Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути. Основные принципы воспитания по Песталоцци: воспитание должно строиться в соответствии с особенностями, детской природы, законами ее развития (природосообразность); средства воспитания следует согласовывать с индивидуальными особенностями ребенка; развитие «ума, сердца и руки» воспитанников требует организации в школе многосторонней деятельности детей. Центром педагогической системы И. Г. Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и восходить к все более сложному. Теория элементарного образования включала: физическое воспитание (домашняя гимнастика, игры, ио-ходы, экскурсии): трудовое воспитание - владение орудиями труда (работа в поле, на станках, «Азбука умений», идея соединения обучения с производительным трудом); нравственное воспитание (развитие нравственного сознания, чувств, навыков поведения); умственное воспитание (овладение чтением, письмом, счетом). Разрабатывая идеи развивающего школьного образования, Песталоцци был одним из основоположников концепции формального образования: предметы преподавания он рассматривал больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Выделение содержательной и развивающей сторон процесса обучения ставило и новые педагогические задачи: выработку у учащихся ясных понятий для активизации их познавательных сил. И эта его позиция противостояла традиционному представлеии:» о школьном образовании. И. Г. Песталоцци внес большой вклад в развитие начального образования: 1) расширил содержание обучения, включив в него эле 2) разработал общие основы первоначального обучения и 3) определил простейшие элементы обучения: число (еди Песталоцци был одним из первых педагогов, обративших внимание на проблему воспитания детей трудового народа. В его наследии сформулированы положения о всестороннем развитии, о решающей роли воспитания и путях его осуществления в условиях семьи и школы. Песталоцци оказал заметное влияние на западноевропейскую педагогику. За ним закрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя народной школы. 80 Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в. 2. Педагогическая теория И. Ф. Гербарта 81
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |