Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Движение Просвещения во Франции. Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо




В середине XVIII в, произошел мощный подъем обществен­ной мысли во Франции, известный в истории под названием

французского Просвещения. Оно дало миру «Энциклопедию» —


Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Ьвропы в XVII-XV11 i вв.


4. Движение Просвещения во Франции. Педагогические взгляды...


69


 


 


свод знаний целой эпохи, имевший просветительский, педа­гогический смысл.

Французский философ, деятель Просвещения Клод Андри-ан Гельвеции (1715-1771) в книге «О человеке, его умствен­ных способностях и его воспитании» трактовал воспитание как совокупность всех условий жизни индивида. Он отрицал на­личие у человека врожденных идей и способностей и считал, что различия в человеческих воззрениях, идеях, умственных способностях зависят от влияния внешней среды. Во взглядах Гельвеция выделяются четыре основные идеи:

характер воспитания определяет политическая система;

* врожденное равенство всех людей;

•движущей силой индивидуального развития является личный интерес;

• воспитание — направляющая сила в развитии интересов.

Гельвеции был последовательным сторонником общест­венного воспитания, которое, будучи организовано государст­вом, может сформировать из людей патриотов, обеспечив их счастье и благополучие нации. Он полагал, что схоластиче­ская школа, в которой детей одурманивают религией, не мо­жет воспитать здравомыслящего человека. По мнению Гель­веция, школу необходимо сделать светской и государствен­ной, уничтожить монополию дворян на образование.

Видным представителем французского Просвещения был Дени Дидро (1713—1784). Он высоко ценил роль воспитания в формировании человеческой личности и усовершенствова­нии социального строя. Однако он не утверждал, что «воспи­тание может все» (Гельвеции), Д. Дидро признавал у людей наличие природных различий и полагал, что они должны учитываться в процессе воспитания,

Дидро выступал с резкой критикой существовавшей в то время системы воспитания в традиционных школах. Он от­стаивал идею всеобщности и общедоступности элементарного образования, что позволит выявить таланты, которые кроют­ся в народе.

Считая, что школа должна давать широкие, разносторон­ние знания, Д. Дидро предлагал пересмотреть состав препо-


даваемых предметов, выдвинув на первый план те, которые связаны с потребностями жизни и производства ( физика, математика, химия, астрономия). Большое значение он при­давал хорошим учебникам, к написанию которых, по его мне­нию, необходимо привлекать крупных ученых.

Особое внимание Д. Дидро уделял подбору учителей. По­мимо знания своего предмета учитель, по его мнению, должен обладать такими высокими нравственными качествами, как честность, отзывчивость, любовь к детям, справедливость.

В 1773 г. Д. Дидро по приглашению Екатерины II совер­шил поездку в Петербург и прожил там около года, а в 1775 г. он составил план организации в России народного образова­ния под названием «План университета для России», подраз­умевая под университетом всю систему образования.

Выдающееся место среди французских просветителей за­нимает Жан-Жак Руссо (1712-1778). Не получивший сис­тематического образования, благодаря постоянному самооб­разованию, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Руссо был сторонником верности природе («естественнос­ти»). Основу его мировоззрения составляют естественное пра­во, естественная религия, естественное воспитание. По своим взглядам Руссо был деистом, т, е. признавал Бога как перво­причину и творца вселенной, развивающейся после сотворе­ния по своим законам, поэтому он отвергал обряды, церковь, богослужение и само духовенство.

Цель воспитания Руссо видел в подготовке к жизни в об­ществе и считал, что правильно поставленное воспитание есть средство разрешения коренных социальных проблем. Основные принципы воспитания, по Руссо: учет достигнутого уровня физического и психического развития ребенка; ува­жение потребностей и интересов детей; предоставление ре­бенку свободы выбора решений и действий.

Руссо был сторонником свободного, естественного воспи­тания.

Он считал, что воспитание получают из трех источников: • от природы;


70


Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII-XViH вв.


 


5. Школьные проекты Французской буржуазной революции


71


 


• от окружающей среды;

* от вещей.

Правильным будет такое воспитание, при котором все эти факторы действуют согласованно, в одном направлении. Следуя принципу природе-сообразности, в своем основном пе­дагогическом труде «Эмиль, или о воспитании», Руссо пред­ложил возрастную периодизацию.

Первый этап - от рождения до двух лет — младенческий возраст. Особое внимание — физическому воспитанию. И по­скольку родители принадлежат к «испорченному обществу» и могут «испортить» ребенка, воспитание Эмиля поручается гувернеру.

Второй этап ~ от 2 до 12 лет — детство («сон разума»). По мнению Ж,-Ж. Руссо, развивать нужно «внешние чувства», чтобы силы ребенка накапливались и нашли выход в более старшем возрасте. Воспитаннику не даются готовые знания, нет систематических занятий, только сбор фактов путем на­блюдения за природой и из своего личного опыта. Следуя своим гуманистическим принципам, Руссо выдвигает метод естественных последствий. Если ребенок разбил оконное стекло б комнате, не надо вставлять новое, пусть будет сквоз­няк, пусть ребенок заболеет — «лучше уму хватить насморк, чем вырасти безумцем».

В отрочестве (12—15 лет) наступает пора для умственного и трудового воспитания, однако Руссо не связывает личный опыт подростка с опытом человечества, выраженным в науке. Эмиль знакомится с различными ремеслами и живет жизнью ремесленника. Трудовое обучение обязательно для всех де­тей, потому что, по мнению Руссо, «свободный человек» дол­жен владеть несколькими профессиями, разными видами ремесленного труда, тогда он сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу.

На четвертом этапе (15—22 года) главную роль играет нравственное воспитание, которое возможно только в общест­ве, поэтому на 16-м году, когда Эмиль, по мнению Руссо, до­статочно закален от соблазнов и пороков, он возвращается в город. Основной задачей нравственного воспитания фран-


цузский философ считал воспитание человечности. Для этого необходимо изучать биографии выдающихся по своим нрав­ственным качествам исторических деятелей; приобщать к че­ловеческому страданию и помощи страдающим людям.

В трактате Руссо изложил свой взгляд на воспитание жен­щины. Ее призвание — быть добродетельной женой и хоро­шей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна за­ниматься ни наукой, ни общественной деятельностью.

Педагогические идеи Руссо были необычны и радикальны для своего времени. Тотчас после выхода в свет «Эмиль...» оказался под запретом, а спустя 10 дней после публикации парижский тираж сожгли на костре.

5. Школьные проекты Французской буржуазной рево­люции

Просвещение предложило программу прогрессивных ре­форм воспитания и образования, провозгласив всеобщее пра­во на обучение и таким образом создав условия для форми­рования полезного человека, который будет способен отдать полученные знания на благо гражданского общества. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция.

Вопросы народного образования с самого начала оказа­лись в поле зрения участников Французской революции. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789) провоз­глашалась задача организации «общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обуче­ния, которые необходимы всем людям без изъятия».

В 1791 г. Учредительное собрание рассматривало план ор­ганизации системы народного образования. Его автором был Шарль Морис Талейран(1754-1838). Проект Талейрана предусматривал создание четырех ступеней школы:

*начальные учебные заведения;

*семилетние - в центральных городах;

*специальные — в главных городах департаментов;

*институт.


73

72    Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы eXVil-XVlil вв.

Первая ступень - начальные учебные заведения, где пред­полагалось обучать чтению, письму, началам французской грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. В больших городах эту программу преду­сматривалось дополнить черчением и геометрией.

Вторая ступень - семилетние учебные заведения в цен­тральных городах. Их программа предполагала углубление полученных ранее знаний, а также включала логику и мате­матику, латынь, греческий, физику, естествознание.

Третья ступень - специальные учебные заведения в глав­ных городах департаментов (медицинские, военные, юриди­ческие, богословские).

Вершиной всей системы становился институт.

Первая ступень была бесплатной, остальные платными. Учащиеся должны были самостоятельно поддерживать дис­циплину. Целью школы провозглашалось пробуждение в юных питомцах инициативы, свободы, любознательности. Учебные заведения планировались как светские, но препо­давание «принципов религии» объявлялось обязательным.

В 1792 г, в комитете по образованию был разработан про­ект, автором которого являлся экономист и политик Жан Антуан Никола Кондорсе.Проект Кондорсе предусмат­ривал для детей из народа две ступени элементарного обуче­ния: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах или группе коммун с числом не более 400 жителей, элемен­тарные школы второй ступени - в каждом городе или округе с 4—5 тыс. населения. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования — лицеи, а также учреждения высшего образования — институты. Все типы учебных заведе­ний объявлялись бесплатными. Однако образование не было обязательным. В целом доклад Кондорсе дня своего времени оказался выдающимся демократическим документом. Он не оставлял в школьной программе места религиозным вопро­сам, намечал принцип преемственности всех ступеней школы, провозглашал равенство образования для мужчин и женщин.


5. Школьные проекты Французской буржуазной революции

В июне 1793 г. был принят новый текст «Декларации прав», где провозглашалось и «право общего образования». В этот период были закрыты и подвергнуты реорганизации в соответствии с принципами светского обучения начальные школы, ранее находившиеся в ведении церкви. Из помеще­ний оставшихся школ выносили изображения святых, уроки катехизиса заменялись «уроками революции», на которых читали «Декларацию прав человека».

Однако поражение революции перекрыло путь планам де­мократизации школы, В июне 1795 г. в качестве школьного закона во Франции был принят проект Дону, который пред­лагал весьма умеренные реформы; создание немногочислен­ных начальных школ, где обязаны были учить счету, письму и чтению; три четверти учеников должны были оплачивать

обучение.

Резюме, В XVII—XVIII вв. идеология феодализма превра­тилась в тормоз для образования. В этот период появляется большое число трактатов, в которых выражено стремление сделать личность свободной, обновить духовную природу человека посредством обучения и воспитания. Новый педа­гогический идеал был ориентирован на развитие человека, как части окружающей действительности. Видные европей­ские мыслители (Ф. Бэкон, В. Ратке, Р. Декарт) выступали за светское образование и обоснованность выводов через экс­периментальные исследования.

Своеобразное сочетание новых и уходящих идей представ­ляли взгляды великого чешского педагога Я.А. Коменского. Представляя человека как «микрокосм», он тесно связывал закономерности формирования личности с глобальными из­менениями природы. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования, поставив в центр внимания вопросы общенациональной школы, соответствия ступеней образова­ния возрасту человека, обучения на родном языке, сочетания гуманитарного и научно-технического образования, классно-урочной системы.

Английский просветитель Дж. Локк отвергал природную предрасположенность воспитания и ратовал за его сослов-


74 Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы j_XVII-XVI!l вв. ную детерминацию. Он предложил разные типы обучения: всестороннее воспитание джентльменов и поощрение тру­долюбия и религиозности неимущих. Дж. Локк выступал за строго контролируемое частное образование, имеющее прак­тическую напр ав лен ность.

Роль мощного рычага прогрессивных общественных пере­мен отводил образованию французский философ Ж.-Ж. Рус­со. Главным естественным правом человека он считал право на свободу, поэтому и выдвинул идею свободного воспитания, которое помогает природе, устраняя вредные влияния, и реа­лизуется вдали от искусственной культуры.

Идеи Просвещения были подхвачены в период Француз­ской революции. В педагогических планах и проектах ста­вились вопросы создания новой системы учебных заведений, реформы содержания образования, подготовки учителей, женского образования, языкового единства обучения и т. д. Поражение революции не дало возможности реализовать планы демократизации школы.



















Вопросы и задания для самоконтроля

1.Какие новые черты характерны для школы и педагогики Запада
BXVII-XVHlBB.?

2. Охарактеризуйте педагогическую концепцию Я. А. Коменского.,
3- Назовите возрастную периодизацию и систему школ, разрабо­
танную великим чешским педагогом.

 

4. Какую образовательную программу предложил Дж. Локк для
воспитания джентльмена?

5. Совпадают ли взгляды К. А. Гельвеция и Д. Дидро на проблему
формирования личности? Ответ обоснуйте.

6. Б чем суть свободного и естественного воспитания по
Ж.~Ж. Руссо?


ЛЕКЦИЯ 4

западноевропейской педагогики XIX в.

Ключевые слова:воспитывающее обучение, интерес, развивающее обучение, ступени обучения, теория элементарного образования, управление.

Основные вопросы:

1.Становление педагогической науки в XIX в. Гуманистическая вос­
питательная система И. Г. Песталоцци.

2. Педагогическая теория И. Ф. Гербарта.

3- Педагогические взгляды Ф. А. В. Дистервега и его деятельность по объединению немецкого учительства.

4. Вопросы воспитания и обучения у социалистов-утопистов. Педаго­гические взгляды Р. Оуэна.

I. Становление педагогической науки в XIX в. Гуманис­тическая воспитательная система И. Г. Песталоцци

XIX век был весьма значительным в истории развития школьного дела и становления педагогической науки. Изме­нения в жизни общества были связаны с переходом от фео­дальных отношений к капиталистическим.

Во-первых, на протяжении XIX в. шла борьба между цер­ковью и государством за руководство школьным делом (осо­бенно начальными школами). Итог: к концу столетия пре­имущество оказалось на стороне государства; практически во всех странах Европы были приняты законы об обязательном начальном образовании, о повышении его уровня, расшире­нии содержания.

Во-вторых, изменения произошли в области среднего обра­зования: наряду с классическими школами (гимназии, грам­матические школы, лицеи) возникают реальные средние шко­лы, ориентированные на практические потребности време­ни, с изучением естественнонаучных предметов, географии, новой истории и т. д.


76


Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в.


1. Становление педагогической науки в XIX в.


77


 


В-третьих, на европейскую педагогическую мысль замет­ное влияние оказала немецкая классическая философия, в частности трз^ды Канта, Фихте, Гегеля; идеи социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и капитализма (Маркс, Энгельс).

Эпоха Нового времени отмечена творчеством педагогов, вошедших в число классиков науки о воспитании и образо­вании. Среди них следует назвать Иоганна Генриха Пес-талоцци (1746-1827). Известный швейцарский педагог ро­дился в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его вос­питание оказали мать и преданная служанка. Песталоцци близко познакомился с тяжелым положением крестьян и с ма­лых лет проникся глубоким сочувствием к народу.

Образование он получил в начальной школе, а затем в ла­тинской средней школе и в высшем учебном заведении гума­нитарного направления — коллегиуме — на филологическом и философском отделениях, где под влиянием французских про­светителей развивались передовые демократические идеи.

Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т. е. швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха кожевни­ков). Члены кружка обсуждали проблемы морали, воспита­ния и политики, занимались разоблачением должностных лиц. В 1767г. кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закончив коллегиум, он решил заняться осущест­влением своей заветной мечты об улучшении положения народа- В 1769 г, он начал свой социальный эксперимент. На занятые деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму. Однако Песталоцци был непрак­тичным хозяином и вскоре разорился. В 1774 г. он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песта­лоцци, его приют должен был содержаться на средства, за­работанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоц­ци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их вос-


питанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом, Песталоцци предпринял попытку соединения об­учения детей с производительным трудом.

Дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло. Дети могли окупить приют только своим непосильным трудом, напряжением своих физических сил, но гуманист Песталоцци не мог и не хотел цойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в дет­ском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям разностороннюю трудовую подготовку.

В этом заключалось важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. В течение следующих 18 лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стре­мясь привлечь внимание к решению все того же злободневно­го вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное со­стояние трудящихся.

Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных мето­дов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Его перу принадлежат следующие труды: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности», «Наглядное учение о чис­ле», «Лебединая песня».

Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 г. Законодательное собрание революционной Фран­ции наградило Песталоцци высоким званием французского гражданина. В 1798 г. в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. В городе Станце вспыхнуло контрреволюцион­ное восстание крестьян, после подавления которого осталось много беспризорных детей. Новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреж­дение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл


78


Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в.


1. Становление педагогической науки в XIX в.


79


 


 


приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Песталоцци стремился сделать при­ют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом.

В связи с военными действиями помещение потребовалось для лазарета, и приют был Закрыт. Песталоцци с 1799 г. на­чинает проводить экспериментальную работу в школах го­рода Бургдорфа. Здесь была открыта средняя школа с ин­тернатом и при ней отделение подготовки учителей во главе с Песталоцци. В 1805 г. он перевел свой институт во фран­цузскую часть Швейцарии - в Ивердон и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педа­гогическое учебное заведение), который вскоре получил ми­ровую известность.

Мировоззрение Песталоцци носило демократический ха­рактер, но было исторически ограниченным. Оц не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общест­венных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения.

Цель воспитания, по мнению Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности чело­века, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным.

Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естест­венного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути. Основные принципы воспи­тания по Песталоцци:

воспитание должно строиться в соответствии с особенностями, детской природы, законами ее развития (природосообразность);

средства воспитания следует согласовывать с индивиду­альными особенностями ребенка;

развитие «ума, сердца и руки» воспитанников требует ор­ганизации в школе многосторонней деятельности детей.

Центром педагогической системы И. Г. Песталоцци явля­ется теория элементарного образования, согласно которой


процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и восходить к все более сложному. Теория элемен­тарного образования включала:

физическое воспитание (домашняя гимнастика, игры, ио-ходы, экскурсии):

трудовое воспитание - владение орудиями труда (работа в поле, на станках, «Азбука умений», идея соединения обуче­ния с производительным трудом);

нравственное воспитание (развитие нравственного созна­ния, чувств, навыков поведения);

умственное воспитание (овладение чтением, письмом, счетом).

Разрабатывая идеи развивающего школьного образования, Песталоцци был одним из основоположников концепции фор­мального образования: предметы преподавания он рассма­тривал больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Выделение содержательной и развивающей сторон процесса обучения ставило и новые пе­дагогические задачи: выработку у учащихся ясных понятий для активизации их познавательных сил. И эта его позиция противостояла традиционному представлеии:» о школьном об­разовании.

И. Г. Песталоцци внес большой вклад в развитие началь­ного образования:

1) расширил содержание обучения, включив в него эле­
ментарные сведения из геометрии, географии, рисования;
ввел пение, гимнастику;

2) разработал общие основы первоначального обучения и
частные методики;

3) определил простейшие элементы обучения: число (еди­
ница), форма (прямая линия), слово (звук).

Песталоцци был одним из первых педагогов, обративших внимание на проблему воспитания детей трудового народа. В его наследии сформулированы положения о всестороннем развитии, о решающей роли воспитания и путях его осущест­вления в условиях семьи и школы.

Песталоцци оказал заметное влияние на западноевропей­скую педагогику. За ним закрепилась слава «народного про­поведника», «отца сирот», создателя народной школы.


80


Лекция 4. Классики западноевропейской педагогики в XIX в.


2. Педагогическая теория И. Ф. Гербарта


81


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...