Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изменения в организации образования в XVII-XVIII вв.
В XVII—XVIII бе, западная педагогическая мысль прошла два этапа развития: •начало Нового времени (первые три четверти XVII в.); • эпоха Просвещения (конец XVII—XVIII в.) Крупнейшим историческим событием, открывшим эпоху Нового времени, явилась Тридцатилетняя война 0618-1648), начавшаяся под флагом религиозных противоречий между католиками и протестантами, и результаты которой отразились на общеполитической, экономической и культурной жизни европейских стран. Состояние школьного дела в начале Нового времени мало чем отличалось от эпохи Реформации и Контрреформации. Для детей низших слоев общества существовали народные школы, которые устраивались в частных домах. Содержание занятий ограничивалось заучиванием азбуки, чтением по слогам, зазубриванием молитв и церковным пением. Учебными книгами служили катехизис, псалтырь и сборник церковных песнопений. Народная школа должна была прежде всего заботиться о религиозном воспитании. Лишь в не- которых городских школах обучали началам счета и сообщали фрагментарные сведения из церковной и отечественной истории. Школы страдали от переполненности учащимися и неподготовленности учительского персонала. В них царили физические наказания: затрещины, пощечины, щелканье по носу, таскание за волосы, розги и т. п. В сельской школе учительская должность подчас занималась отставными солдатами и нередко ремесленниками - сапожниками или портными, которым обучение детей давало лишь дополнительный заработок. В течение XVII—XVIII вв. в основном укреплялись и совершенствовались сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по-разному — гимназии (в протестантских странах немецкого языка), коллегии (во Франции и у иезуитов), грамматические школы (в Англии). Все эти школы исходили из того, что овладение школьниками не только )-уманитарными, но и реальными знаниями происходит через освоение литературного наследия античного, главным образом римского, мира, поэтому центральное место во всех этих школах отводилось изучению латинского языка. В содержании образования, дававшегося в латинских школах, постепенно происходили значительные изменения. Стали появляться грамматики латинского языка с использованием родного языка учащихся. Популярные в то время постановки школьных спектаклей на латинском языке наполнялись библейским, и даже светским содержанием. В школах повышенного типа в число предметов изучения начинают включать родной и французский языки, последний как язык международного общения. В содержание повышенного образования также входят сугубо светские предметы: математика, история, естествознание, астрономия, география и т. п., однако изучение тех или других учебных предметов полностью зависело от руководителей образовательных учреждений. Специфичным явлением в организации образования в XVII — первой половине XVTII в. было распространение так называемых рыцарских, или дворянских академий (осо- 58 Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы вХУИ-ХУШ ш. бенно в немецких княжествах). Их развитие было связано с возвышением дворянства, которое не хотело, чтобы их дети обучались вместе с детьми горожан. Дворянское сословие в Германии в 1672 г, потребовало крестить их детей на дому, чтобы не было смешения в одной купели детей благородных и низших сословий. Содержание образования в учебных заведениях для дворян определялось традиционным требованием подготовки «воспитанного человека»: на первое место здесь выступали языки — французски!!, частично итальянский и испанский, а позднее и английский; изучались история, логика, математика и механика и их практическое применение в архитектуре, строительстве и военном деле. Большое внимание уделялось и обучению «рыцарским искусствам» — верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч и т. п. В этот период иезуиты создают сеть высших учебных заведений: академии, семинарии, университеты. К началу XVIII в. в Европе насчитывалось около 800 иезуитских заведений, в том числе 20 университетов. Иезуитское воспитание объединяло лучшие достижения гуманистической и протестантской педагогики (классно-урочная система, развитие индивидуальных способностей учащихся, использование упражнений и регулярных повторений, ежемесячные конкурсы сочинений и т. д.). Высшая школа в Европе была представлена университетами, деятельность которых контролировала римско-католическая церковь и деятели Реформации. Так, в XVII в. 7 университетов Германии контролировал Ватикан, 20 -иезуиты. В XVTI в. большое внимание уделялось осмыслению природы человека и воспитания. Новая педагогика стремилась основывать выводы на данных экспериментальных исследований. В этот период появляется значительное количество трактатов и руководств, авторы которых высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям. К видным мыслителям Ново- 2. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского 59 го времени относится английский ученый Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В своем трактате «О достоинстве и приумножении наук» (1623) он выделил педагогику в самостоятельную науку. Целью научного познания Бэкон считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Человека он видел как часть окружающего природного мира, т. е. признавал принцип природосообразного познания и воспитания. Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был Вольфганг Ратке(1571—1635), известный также под латинизированным именем Ратихий или Ратихи-ус. Он выдвинул требование уделять в школах основное внимание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. К обучению другим языкам можно приступать после того, как они хорошо овладеют родным. В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством. Французский мыслитель Рене Декарт(1596-1650) обучался в коллеже ордена св. Лайолы и вынес оттуда глубокую неприязнь к иезуитским принципам воспитания. Его педагогическим идеалом являлось развитие ясного доказательного мышления. Он провозгласил природное равенство человеческих умов, выступал против заучивания, за свободу мысли и самодеятельность учащихся, 2. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского Ян Амос Коменский(1592-1670) родился в Южной Моравии. Рано лишившись родителей, он учился сначала в братской, затем, уже в возрасте 16 лет, в традиционной латинской школе. Это позволило ему осмыслить все недостатки организации содержания и методов работы в ней. Позднее Я. А. Коменский назвал школьные годы потерянным временем. Личный отрицательный опыт побудил его заняться разработкой вопросов, связанных, с усовершенствованием организации и методов школьной работы, содержанием школьного образования.
__60____ Лекция 3. Укола и педагогика в странах Западной Ееропы в ХУИ-ХУШ вв. Проучившись некоторое время в немецких университетах в Герборне и Гейдельберге, Я. А. Коменский вернулся на родину, где и началась его педагогическая деятельность. В ходе тридцатилетней войны Чехия потеряла свою независимость, а чешские протестанты были изгнаны за пределы родины. В 1628 г. Я. А. Коменский вместе с частью общины Чешских братьев нашел пристанище в польском городе Лешно, где он прожил 28 лет и создал большинство своих педагогических трудов, получивших известность во всем мире. Тридцатилетняя война разрушила надежды Чешских братьев на освобождение родины. Много горя война принесла и самому Коменскому. За годы изгнания он потерял детей, жену, немало близких людей- В Лешно сгорели его рукописи. Последние годы жизни педагог провел в Амстердаме. Среди основных трудов Я. А. Коменского необходимо отметить следующие: «Великая дидактика» (.1632), ставшая теоретической базой средней ступени образования; «Лабиринт света и рай сердца» (1625), В ней он изобразил человека путником, проходящим по лабиринтам жизни. Чтобы достойно пройти этот путь, необходимо приобрести образование, приносящее общественную пользу; «Материнская школа» (1632) - первое в мире руководство по домашнему воспитанию; «Открытая дверь языков и всех наук» (1631) - пособие нового типа, где предлагался метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира; «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) - иллюстрированный учебник-энциклопедия, где в 150 статьях в доступной форме детям давались сведения из географии, ботаники,. общественной жизни и деятельности человека (150 рисунков сделал Коменский); «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1644) -7-томный труд, одна из частей называется «Всеобщее воспитание». Говоря о вкладе Я. А. Коменского в развитие педагогики, следует отметить, что через все его педагогические сочине-
2. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского ния красной нитью проходит мысль о том, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой. Принцип природосообразноспш воспитания, начиная от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIII-XIX вв., причем каждый из крупных теоретиков педагогики (Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) понимал этот принцип по-разному. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывал, «что точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытался установить закономерности воспитания путем аналогий с законами природы. В «Великой дидактике» Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости (до 24 лет). Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа - воспитание в семье под руководством матери. Главную задачу воспитания детей этого возраста Я. А. Коменский видел в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены Я. А. Ко-менским в одном из его ранних педагогических сочинений -«Материнская школа». Далее следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке - языке католической церкви, эта школа должна была, пользуясь родным языком, сообщать детям о вещах окружающего мира. Она давала учащимся широкий круг знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомила с различными ремеслами и осущест-
62 Лекция 3. Ш<ола и педагогика в странах Западной Европы eXVII-XVIII вв. вляла религиозное воспитание на основе чтения текстов Священного писания, переведенных на родной язык. Третья ступень школьного образования, по Я. А. Комен-скому, гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12—18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. В ее учебном плане сохранялось изучение традиционных «семи свободных искусств». Однако, наряду с латинским языком, большое место отводилось изучению математики, физики, естествознания, истории, этики, предусматривалось изучение новых языков. Венчая весь курс общего образования, должны были изучаться риторика и диалектика. Завершающую ступень школьного образования в системе Я, А. Коме некого составляли академии — высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования. Внешне академии напоминают существовавшие с XII столетия университеты с обычными факультетами. Однако и на этом этапе образования, не раскрывая в деталях его содержание, Я. А. Коменский имеет в виду сообщение студентам пансофических знаний, т. е. всех обобщенных достижений науки. Таким образом, предложенная чешским гуманистом система образования включала четыре ступени: • до 6 лет (детство) — материнская школа; • 6- 2 лет (отрочество) — школа родного языка; • 12—18 лет (юность) — латинская школа (гимназия); • 18—24 года (возмужалость) — академия. Я. А. Коменский разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохранившуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения. Коменский предлагал детям одного возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учите- 2. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского ля одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительность учебного дня — от четырех уроков в школе родного языка до шести уроков в латинской школе. Все это напоминает общую организацию обучения в школах многих стран мира, существующую на протяжении трех с лишним столетий. Предпринимаемые в XX столетии попытки перестроить все школьное дело, организацию и методы образовательной работы пока ощутимых преимуществ не показали. Великий педагог разработал основные дидактические принципы: наглядность («золотое правило дидактики»): «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами»; сознательность: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хороню понято рассудком»; систематичность и последовательность: «Все последующее должно опираться на предыдущее»; «Надо :ндти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от легкого к трудному, от общего к частному.. .»; посильность: «Детям следует давать для обучения только то, что доступно pix возрасту»; упражнение и прочное усвоение знаний: «Надо закладывать «прочное основание» и не спешить в обучении»; самостоятельность и активность ребенка: « У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении». Я. А. Коменский выделил четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: • самостоятельное наблюдение; * практическое осуществление; • применение полученных знаний, умений, навыков в но * умение самостоятельно рассказать о результатах своего
64 Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII-XV1II вв. Таким образом, рассматривая процесс развития педагогической мысли, можно сделать достаточно обоснованный вывод, что Я.А. Коменский является не просто педагогом, заботившимся о совершенствовании школьного дела. Он был и остается педагогом-философом, увидевшим в воспитании подрастающих поколений предпосылку дальнейшего прогресса человечества. 3. Педагогическая концепцияДж. Локка Последняя треть XVII в. в Западной Европе знаменует начало эпохи Просвещения, идеи которой стали ориентиром при реорганизации системы образования. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями, однако в разных странах во главу угла были поставлены следующие вопросы: • всеобщность начального обучения; • включение в программу образования родного языка; • расширение преподавания точных и естественных наук; • отказ от исключительно вербальных методов обучения; • формирование гражданина как цель воспитания и др. Важным этапом в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения явилось творчество философа и педагога Джона Локка(1632-1704). Более 30 лет его жизни были связаны с Оксфордским университетом, где в разные годы он преподавал греческий язык, риторику, этику. В своем основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) Дж. Локк разработал эмпирическзгю теорию познания, исходный пункт которой — принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. По его мнению, человек явился на свет, будучи чистой дос- 3. Педагогическая концепция Дж. Локка кой (tabula rasa), готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт — рефлексию. Отсюда вытекала идея о решающей роли воспитания. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, — писал философ, — девять десятых становятся тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет, - благодаря воспитанию». Будучи убежденным, что школа не может дать правильного воспитания, Дж. Локк считал, что истинный джентльмен должен воспитываться дома под присмотром хорошо подобранных воспитателей. Педагогическая система Дж. Локка изложена в двух трактатах: «Некоторые мысли о воспитании» (.1693) и «О пользовании разумом» (1706). Цель воспитания — подготовка «джентльмена», человека, умеющего разумно и прибыльно вести свои дела. Задача воспитания - создание здорового духа в здоровом теле, развитие дисциплины тела и дисциплины духа. Программа воспитания включала следующие направления: • физическое (укрепление здоровья ребенка); • нравственное ( выработка представлений о добродетели, •умственное ( развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук); " трудовое (получение навыков для ведения хозяйственных дел). Дж. Локк выступил как подлинный реформатор, выдвинув на первый план развернутую программу реального образования, включавшую изучение естественнонаучных дисциплин. Для совершенствования разума Дж. Локк считал также необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы. Сюда он включил книги по истории, географии, логике, морали и философии, политике, искусству правильного письма и речи и т. д. Самостоятельное чтение, по очень точному определению Дж. Локка, составляет «последний шаг в совершенствовании разума». Можно утверждать, что, по его мнению, воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать J36____ Лекция 3 Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII-XVIII вв. свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране. Образование выступает, таким образом, и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности. Большое внимание в его педагогике уделялось физическому воспитанию детей. Этот подход становится понятнее, если вспомнить, в каком времени жил Дж. Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно освоенных земель, невысокий уровень развития транспорта и непривычные, часто экстремальные климатические условия требовали от предпринимателя огромной физической выносливости, ведь он должен был много ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности. Дж. Локк писал: «Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья и насколько каждому, кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства». Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинированна — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба». Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорил Дж. Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенк)' и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Говоря об умственном развитии, нужно отметить, что содержание обучения, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному, французскому и латин-
4. Движение Просвещения во Франции. Педагогические взгляды... скому языкам (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Дж. Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер. Дж. Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает также возможность вредной праздности. К вопросу о социальном значении детского труда Дж. Локк обратился в составленной им записке к проекту закона о бедных «Рабочие школы» (1696). Он предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Обучаясь здесь началам ремесел, дети должны были приучаться к трудолюбию и благонравному поведению и заодно возмещать издержки своего содержания. Составленный Дж. Локком документ не был принят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих было по тому времени смелым: закон о начальном обучении всех детей появился в Англии лишь в последней трети XIX в. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 475. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |