Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изменения в организации образования в XVII-XVIII вв.




В XVII—XVIII бе, западная педагогическая мысль прошла два этапа развития:

•начало Нового времени (первые три четверти XVII в.); • эпоха Просвещения (конец XVII—XVIII в.) Крупнейшим историческим событием, открывшим эпо­ху Нового времени, явилась Тридцатилетняя война 0618-1648), начавшаяся под флагом религиозных противоречий между католиками и протестантами, и результаты которой отразились на общеполитической, экономической и культур­ной жизни европейских стран.

Состояние школьного дела в начале Нового времени мало чем отличалось от эпохи Реформации и Контрреформации. Для детей низших слоев общества существовали народные школы, которые устраивались в частных домах. Содержа­ние занятий ограничивалось заучиванием азбуки, чтени­ем по слогам, зазубриванием молитв и церковным пением. Учебными книгами служили катехизис, псалтырь и сборник церковных песнопений. Народная школа должна была преж­де всего заботиться о религиозном воспитании. Лишь в не-


которых городских школах обучали началам счета и сообща­ли фрагментарные сведения из церковной и отечественной истории. Школы страдали от переполненности учащимися и неподготовленности учительского персонала. В них царили физические наказания: затрещины, пощечины, щелканье по носу, таскание за волосы, розги и т. п. В сельской школе учи­тельская должность подчас занималась отставными солдата­ми и нередко ремесленниками - сапожниками или портны­ми, которым обучение детей давало лишь дополнительный заработок.

В течение XVII—XVIII вв. в основном укреплялись и совер­шенствовались сложившиеся ранее латинские школы, назы­вавшиеся по-разному — гимназии (в протестантских странах немецкого языка), коллегии (во Франции и у иезуитов), грам­матические школы (в Англии). Все эти школы исходили из того, что овладение школьниками не только )-уманитарными, но и реальными знаниями происходит через освоение лите­ратурного наследия античного, главным образом римского, мира, поэтому центральное место во всех этих школах отво­дилось изучению латинского языка.

В содержании образования, дававшегося в латинских школах, постепенно происходили значительные изменения. Стали появляться грамматики латинского языка с использо­ванием родного языка учащихся. Популярные в то время по­становки школьных спектаклей на латинском языке напол­нялись библейским, и даже светским содержанием. В шко­лах повышенного типа в число предметов изучения начина­ют включать родной и французский языки, последний как язык международного общения.

В содержание повышенного образования также входят сугубо светские предметы: математика, история, естествозна­ние, астрономия, география и т. п., однако изучение тех или других учебных предметов полностью зависело от руководи­телей образовательных учреждений.

Специфичным явлением в организации образования в XVII — первой половине XVTII в. было распространение так называемых рыцарских, или дворянских академий (осо-


58 Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы вХУИ-ХУШ ш. бенно в немецких княжествах). Их развитие было связано с возвышением дворянства, которое не хотело, чтобы их дети обучались вместе с детьми горожан. Дворянское сословие в Германии в 1672 г, потребовало крестить их детей на дому, чтобы не было смешения в одной купели детей благородных и низших сословий.

Содержание образования в учебных заведениях для дво­рян определялось традиционным требованием подготовки «воспитанного человека»: на первое место здесь выступали языки — французски!!, частично итальянский и испанский, а позднее и английский; изучались история, логика, математи­ка и механика и их практическое применение в архитектуре, строительстве и военном деле. Большое внимание уделялось и обучению «рыцарским искусствам» — верховой езде, фехто­ванию, танцам, игре в мяч и т. п.

В этот период иезуиты создают сеть высших учебных за­ведений: академии, семинарии, университеты. К началу XVIII в. в Европе насчитывалось около 800 иезуитских за­ведений, в том числе 20 университетов. Иезуитское воспи­тание объединяло лучшие достижения гуманистической и протестантской педагогики (классно-урочная система, раз­витие индивидуальных способностей учащихся, использова­ние упражнений и регулярных повторений, ежемесячные конкурсы сочинений и т. д.).

Высшая школа в Европе была представлена универ­ситетами, деятельность которых контролировала римско-католическая церковь и деятели Реформации. Так, в XVII в. 7 университетов Германии контролировал Ватикан, 20 -иезуиты.

В XVTI в. большое внимание уделялось осмыслению при­роды человека и воспитания. Новая педагогика стремилась основывать выводы на данных экспериментальных исследо­ваний. В этот период появляется значительное количество трактатов и руководств, авторы которых высказывают мыс­ли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, приблизить школу и педаго­гику к меняющимся условиям. К видным мыслителям Ново-


2. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского 59

го времени относится английский ученый Фрэнсис Бэкон

(1561—1626). В своем трактате «О достоинстве и приумноже­нии наук» (1623) он выделил педагогику в самостоятельную науку. Целью научного познания Бэкон считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Челове­ка он видел как часть окружающего природного мира, т. е. признавал принцип природосообразного познания и воспи­тания.

Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был Вольфганг Ратке(1571—1635), известный также под латинизированным именем Ратихий или Ратихи-ус. Он выдвинул требование уделять в школах основное вни­мание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. К обучению другим языкам можно приступать после того, как они хорошо овла­деют родным. В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени боль­шим новшеством.

Французский мыслитель Рене Декарт(1596-1650) обу­чался в коллеже ордена св. Лайолы и вынес оттуда глубокую неприязнь к иезуитским принципам воспитания. Его педаго­гическим идеалом являлось развитие ясного доказательного мышления. Он провозгласил природное равенство человечес­ких умов, выступал против заучивания, за свободу мысли и самодеятельность учащихся,

2. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Комен­ского

Ян Амос Коменский(1592-1670) родился в Южной Мо­равии. Рано лишившись родителей, он учился сначала в брат­ской, затем, уже в возрасте 16 лет, в традиционной латинской школе. Это позволило ему осмыслить все недостатки организа­ции содержания и методов работы в ней. Позднее Я. А. Комен­ский назвал школьные годы потерянным временем. Личный отрицательный опыт побудил его заняться разработкой вопро­сов, связанных, с усовершенствованием организации и методов школьной работы, содержанием школьного образования.


61

__60____ Лекция 3. Укола и педагогика в странах Западной Ееропы в ХУИ-ХУШ вв.

Проучившись некоторое время в немецких университетах в Герборне и Гейдельберге, Я. А. Коменский вернулся на ро­дину, где и началась его педагогическая деятельность. В ходе тридцатилетней войны Чехия потеряла свою независимость, а чешские протестанты были изгнаны за пределы родины. В 1628 г. Я. А. Коменский вместе с частью общины Чешских братьев нашел пристанище в польском городе Лешно, где он прожил 28 лет и создал большинство своих педагогических трудов, получивших известность во всем мире.

Тридцатилетняя война разрушила надежды Чешских братьев на освобождение родины. Много горя война принес­ла и самому Коменскому. За годы изгнания он потерял детей, жену, немало близких людей- В Лешно сгорели его рукописи. Последние годы жизни педагог провел в Амстердаме.

Среди основных трудов Я. А. Коменского необходимо от­метить следующие:

«Великая дидактика» (.1632), ставшая теоретической базой средней ступени образования;

«Лабиринт света и рай сердца» (1625), В ней он изобразил человека путником, проходящим по лабиринтам жизни. Что­бы достойно пройти этот путь, необходимо приобрести образо­вание, приносящее общественную пользу;

«Материнская школа» (1632) - первое в мире руководство по домашнему воспитанию;

«Открытая дверь языков и всех наук» (1631) - пособие но­вого типа, где предлагался метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира;

«Мир чувственных вещей в картинках» (1658) - иллюстри­рованный учебник-энциклопедия, где в 150 статьях в доступ­ной форме детям давались сведения из географии, ботаники,. общественной жизни и деятельности человека (150 рисунков сделал Коменский);

«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1644) -7-томный труд, одна из частей называется «Всеобщее воспи­тание».

Говоря о вкладе Я. А. Коменского в развитие педагогики, следует отметить, что через все его педагогические сочине-


 


2. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского

ния красной нитью проходит мысль о том, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой.

Принцип природосообразноспш воспитания, начиная от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогичес­ких системах XVIII-XIX вв., причем каждый из крупных теоретиков педагогики (Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) понимал этот принцип по-разному. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, все­общим законам, действующим как в мире растений и живот­ных, так и в отношении человека. Он указывал, «что точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необхо­димо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытался установить закономерности воспитания путем аналогий с за­конами природы.

В «Великой дидактике» Я. А. Коменский впервые в исто­рии образования предложил систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией раз­вития человека от рождения до зрелости (до 24 лет).

Первой ступенью воспитания и образования детей от рож­дения до 6 лет должна быть материнская школа - воспита­ние в семье под руководством матери. Главную задачу воспи­тания детей этого возраста Я. А. Коменский видел в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружаю­щей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных уме­ний. Детально все эти вопросы были рассмотрены Я. А. Ко-менским в одном из его ранних педагогических сочинений -«Материнская школа».

Далее следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрас­те от 6 до 12 лет. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке - языке като­лической церкви, эта школа должна была, пользуясь родным языком, сообщать детям о вещах окружающего мира. Она давала учащимся широкий круг знаний по арифметике, гео­графии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомила с различными ремеслами и осущест-


63

62    Лекция 3. Ш<ола и педагогика в странах Западной Европы eXVII-XVIII вв.

вляла религиозное воспитание на основе чтения текстов Свя­щенного писания, переведенных на родной язык.

Третья ступень школьного образования, по Я. А. Комен-скому, гимназия или латинская школа, должна была откры­ваться в каждом городе, будучи предназначенной для юно­шей 12—18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. В ее учебном плане сохранялось изучение традиционных «семи свободных искусств». Однако, наряду с латинским языком, большое место отводилось из­учению математики, физики, естествознания, истории, эти­ки, предусматривалось изучение новых языков. Венчая весь курс общего образования, должны были изучаться риторика и диалектика.

Завершающую ступень школьного образования в системе Я, А. Коме некого составляли академии — высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших осо­бые умственные дарования. Внешне академии напоминают существовавшие с XII столетия университеты с обычными факультетами. Однако и на этом этапе образования, не рас­крывая в деталях его содержание, Я. А. Коменский имеет в виду сообщение студентам пансофических знаний, т. е. всех обобщенных достижений науки. Таким образом, предложен­ная чешским гуманистом система образования включала че­тыре ступени:

• до 6 лет (детство) — материнская школа;

• 6- 2 лет (отрочество) — школа родного языка;

• 12—18 лет (юность) латинская школа (гимназия);

• 18—24 года (возмужалость) — академия.

Я. А. Коменский разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохранившуюся во многих своих чертах до настоящего вре­мени. Он стремился к такой организации обучения, при кото­рой было предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения.

Коменский предлагал детям одного возраста и приблизи­тельно одного уровня знаний под общим руководством учите-


2. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского

ля одновременно продвигаться вперед к единой для всех об­разовательной цели. Так возникли классы с постоянным со­ставом учеников, учебный год со строго определенным нача­лом и концом, продолжительность учебного дня — от четырех уроков в школе родного языка до шести уроков в латинской школе. Все это напоминает общую организацию обучения в школах многих стран мира, существующую на протяжении трех с лишним столетий. Предпринимаемые в XX столетии попытки перестроить все школьное дело, организацию и ме­тоды образовательной работы пока ощутимых преимуществ не показали.

Великий педагог разработал основные дидактические принципы:

наглядность («золотое правило дидактики»): «Все, что толь­ко возможно, предоставлять для восприятия чувствами»;

сознательность: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хороню понято рассудком»;

систематичность и последовательность: «Все последующее должно опираться на предыдущее»; «Надо :ндти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от легкого к трудному, от общего к частному.. .»;

посильность: «Детям следует давать для обучения только то, что доступно pix возрасту»;

упражнение и прочное усвоение знаний: «Надо заклады­вать «прочное основание» и не спешить в обучении»;

самостоятельность и активность ребенка: « У своих уче­ников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении».

Я. А. Коменский выделил четыре стадии обучения, осно­ванные на единстве законов природы и воспитания:

• самостоятельное наблюдение;

* практическое осуществление;

• применение полученных знаний, умений, навыков в но­
вых обстоятельствах;

* умение самостоятельно рассказать о результатах своего
труда.


65

64 Лекция 3. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII-XV1II вв. Таким образом, рассматривая процесс развития педаго­гической мысли, можно сделать достаточно обоснованный вывод, что Я.А. Коменский является не просто педагогом, за­ботившимся о совершенствовании школьного дела. Он был и остается педагогом-философом, увидевшим в воспитании подрастающих поколений предпосылку дальнейшего про­гресса человечества.

3. Педагогическая концепцияДж. Локка

Последняя треть XVII в. в Западной Европе знаменует начало эпохи Просвещения, идеи которой стали ориентиром при реорганизации системы образования. Движение Просве­щения развивалось в соответствии с национальными услови­ями, однако в разных странах во главу угла были поставлены следующие вопросы:

• всеобщность начального обучения;

• включение в программу образования родного языка;

• расширение преподавания точных и естественных наук;

• отказ от исключительно вербальных методов обучения;

•  формирование гражданина как цель воспитания и др.
Педагогические идеи Просвещения были развиты в Ан­
глии целым рядом мыслителей. Они выступали за организа­
цию всеобщего начального обучения на родном языке (Томас
Пейн), настаивали на ликвидации сословной школы (Джон
Беллерс), предлагали создать ремесленные школы для обу­
чения детей (Уильям Пети).

Важным этапом в развитии новых идей воспитания и обу­чения подрастающего поколения явилось творчество филосо­фа и педагога Джона Локка(1632-1704). Более 30 лет его жизни были связаны с Оксфордским университетом, где в раз­ные годы он преподавал греческий язык, риторику, этику.

В своем основном философском труде «Опыт о человечес­ком разуме» (1690) Дж. Локк разработал эмпирическзгю тео­рию познания, исходный пункт которой — принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обо­снование опытного происхождения человеческого знания. По его мнению, человек явился на свет, будучи чистой дос-


3. Педагогическая концепция Дж. Локка

кой (tabula rasa), готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт — рефлек­сию. Отсюда вытекала идея о решающей роли воспитания. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, — писал фило­соф, — девять десятых становятся тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет, - благодаря воспитанию». Будучи убежденным, что школа не может дать правильно­го воспитания, Дж. Локк считал, что истинный джентльмен должен воспитываться дома под присмотром хорошо подо­бранных воспитателей.

Педагогическая система Дж. Локка изложена в двух трак­татах: «Некоторые мысли о воспитании» (.1693) и «О поль­зовании разумом» (1706). Цель воспитания — подготовка «джентльмена», человека, умеющего разумно и прибыльно вести свои дела. Задача воспитания - создание здорового духа в здоровом теле, развитие дисциплины тела и дисцип­лины духа. Программа воспитания включала следующие направления:

• физическое (укрепление здоровья ребенка);

• нравственное ( выработка представлений о добродетели,
воспитании характера, воли, дисциплинированности);

•умственное ( развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук);

" трудовое (получение навыков для ведения хозяйствен­ных дел).

Дж. Локк выступил как подлинный реформатор, выдви­нув на первый план развернутую программу реального обра­зования, включавшую изучение естественнонаучных дисцип­лин. Для совершенствования разума Дж. Локк считал также необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы. Сюда он включил книги по истории, географии, логике, морали и философии, политике, искусству правиль­ного письма и речи и т. д. Самостоятельное чтение, по очень точному определению Дж. Локка, составляет «последний шаг в совершенствовании разума». Можно утверждать, что, по его мнению, воспитанник должен был быть не только подготов­лен к успешному ведению практических дел, но и сознавать


J36____ Лекция 3 Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII-XVIII вв.

свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «до­бродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране. Образование вы­ступает, таким образом, и в качестве средства развития важ­нейших гражданских, нравственных качеств личности.

Большое внимание в его педагогике уделялось физичес­кому воспитанию детей. Этот подход становится понятнее, если вспомнить, в каком времени жил Дж. Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно освоенных земель, невысокий уровень развития транспорта и непривычные, часто экстремальные климатические условия требовали от предпринимателя огромной физической выносливости, ведь он должен был много ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности. Дж. Локк писал: «На­сколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья и насколько каждому, кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства».

Выработка характера, развитие воли, нравственное дис­циплинированна — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его за­конных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут яв­ляться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребен­ка. «Примите за несомненную истину, — говорил Дж. Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенк)' и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его еже­дневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ дей­ствий тех, кто ходит за ним».

Говоря об умственном развитии, нужно отметить, что со­держание обучения, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чте­нию, письму, рисованию, родному, французскому и латин-


 

67

4. Движение Просвещения во Франции. Педагогические взгляды...

скому языкам (латынь не для всех; для тех, кто будет зани­маться торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведе­ния по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать вер­ховой езде и танцам. Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Дж. Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следо­вало придать практический характер.

Дж. Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмер­ным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на све­жем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает также возможность вредной праздности.

К вопросу о социальном значении детского труда Дж. Локк обратился в составленной им записке к проекту закона о бед­ных «Рабочие школы» (1696). Он предлагал создавать в каж­дой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Обучаясь здесь началам ремесел, дети должны были приучаться к тру­долюбию и благонравному поведению и заодно возмещать из­держки своего содержания. Составленный Дж. Локком доку­мент не был принят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих было по тому времени смелым: закон о начальном обучении всех детей появился в Англии лишь в последней трети XIX в.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 475.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...