Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уроки грамматики и правописания




Основной формой учебно-воспитательной работы по русскому языку является урок. Качество урока связано со структурной и методической его сторонами, которые цели­ком зависят от учителя.

В зависимости от этапа и целиработы над темой различаются следующие типы уроков по грамматике и правописанию:

1) Урок объяснения нового материала.

2) Урок закрепления полученных знаний и выработки умений и навыков.

3) Урок повторения и систематизации изученного материала.

4) Урок проверки и учета знаний, умений и навыков.

5) Урок разбора письменных работ.

Следует при этом учесть, что чистые типы уроков в школьной практике встречаются редко. Почти на каждом уроке проводится: проверка домашнего задания и повторе­ние изученного, объявление темы и задачи урока, объясне­ние нового материала, разного рода упражнения и самосто­ятельные работы для закрепления и систематизации зна­ний, выработки умений и навыков, объяснение задания для домашней работы, подведение итогов урока. Такой тип урока называется комбинированным.

Урок должен представлять собой единое целое, состоя­щее из определенных частей. Отдельные этапы урока дол­жны быть связаны между собой так, чтобы в уроке ощуща­лась цельность, стройность, которые зависят от того, на­сколько четко учителем определена тема и цели урока, от правильности подбора учебного материала и выбора форм и методов обучения.

 

Урок сообщения новых знаний включает в себя следую­щие компоненты:

1. Подготовка к усвоению нового. Она состоит из по­вторения теоретических сведений и разъяснения усвоен­ных ранее приемов умственной и практической деятельно­сти, на которых базируется новый материал. Это позволяет осуществить связь нового с ранее изученным, учить с опо­рой на известное, соблюсти поэтапность введения нового.

2. Объяснение нового состоит из первичного восприятия, которое организуется с помощью упражнений, дающих возможность наблюдать, анализировать, сравнивать, и собственно объяснения учителя.

Этап первичного восприятия это этап анализа язы­кового материала в целях выделения существенных при­знаков грамматического понятия. Материал для наблюде­ния и анализа может быть дан учителем в готовом виде или составляется самими учащимися по заданию учителя.

Этап знакомства с новым материалом это обоб­щение признаков грамматического понятия, организуемое и направляемое учителем. Ученики подводят итоги анали­за языкового материала и делают выводы. Учитель уточня­ет их, дает формулировку определения, показывает, как соотнести определенней результаты анализа, т.е. добивает­ся осмысления грамматического понятия. К этому этапу относится и работа с учебником — чтение данной в нем формулировки определения.

3, Первичное закреплениенового материала. Оно требует последовательного осуществления некоторых особых приемов. Смысл их заключается в том, что формирование умений и навыков должно происходить в процессе осознанного примене­ния соответствующих теоретических знаний, правил.

На этапе первичного закрепления необходимо обучение детей приемам применения нового правила, выполнения практических действий. На этом этапе проводится обуче­ние детей умению по совокупности признаков распознавать новое грамматическое понятие среди других. Для этого вы­полняется ряд упражнений, направленных на выявление существенных признаков понятия, группировку их и на выделение понятия по этим признакам. А затем проводятся упражнения, направленные на сознательное использова­ние нового грамматического понятия в речевой практике.

Урок закрепления полученных знаний и выработки умений и навыков — основа учебного процесса по русскому языку. Именно на них учатся дети применять на практике полученные теоретические сведения, на них формируются умения и навыки. Это и определяет структуру таких уро­ков, где главными компонентами являются проверка зна­ний и тренировочные упражнения.

Проверка знаний на таких уроках неоднократно вклю­чается в разные его этапы. Это может быть фронтальный опрос, с которого начинается урок и который направлен на выявление необходимых на уроке теоретических сведений и одновременно позволяет учителю увидеть готовность класса к последующей работе. Это может быть и индивиду­альный опрос 1-2 учащихся по наиболее существенным вопросам изучаемого материала. Наконец, это может быть проверка домашнего задания, которая показывает сте­пень усвоения учебного материала.

 Проверка домашнего задания может проводиться различными способами:

— проверка всего задания с развернутым пояснением;

— проверка всего задания с частичным пояснением;

— выборочная проверка с развернутым пояснением на­иболее трудных мест в задании;

— проверка отдельных фрагментов задания.

Выбор способа проверки зависит от этапа обучения и степени усвоения учащимися изучаемого материала.

Тренировочные упражнения являются основой для выработки прочных умений и навыков, если они отвечают определенным требованиям:

— упражнения должны подбираться так, чтобы на од­ном уроке дать максимум заданий разного рода, что поможет избежать однообразия в работе учащихся;

— количество упражнений должно быть необходимым и достаточным, т.е. регулировать нагрузку детей с учетом получения необходимых результатов;

— постепенно должна увеличиваться доля самостоя­тельности при выполнении школьниками упражнений;

— необходимо чередовать устные и письменные упраж­нения, при этом письменные работы должны преобла­дать над устными;

— полезно использовать алгоритмические предписания, определяющие ход рассуждений и умственных дей­ствий учащихся (памятки).

Урок повторения и систематизации изученного материала имеет структуру, содержащую два компонента: оп­рос и тренировочные упражнения. Как и в уроках по выра­ботке навыков, этапы опроса и тренировочных упражнений чередуются, варьируются, повторяются.

За упражнением на применение знаний о существенных признаках изучаемого грамматического понятия полезно провести обобщение и проверку знаний учащихся, а завершить урок творческой самостоятельной работой. Устные формы работы предполагают не только сообщение знаний, но и рассуждения, доказательства. Письменные формы не­обходимо направлять на осознанное применение изучен­ных правил.

Урок проверки и учета знаний направлен на получе­ние сведений, на основе которых можно судить о трудно­стях, испытываемых учащимися, о степени усвоения ими сведений, получаемых по учебному предмету, об уровне сформированности практических умений и навыков.

Формы проверки разнообразны:

— письменные работы (диктанты, изложения, сочинения);

— устная проверка знаний (устный опрос).

Современный урок русского языка (независимо от его типа) должен отвечать общим требованиям:

1. Урок должен носить целостный характер, обеспечи­вающий связь всех его этапов на основе подчинения теме и задачам урока.

2. На уроке необходимо нацеливать учащихся на усвоение знаний, для чего в начале урока следует сообщать его тему и цель. Если дети знают, для чего им необ­ходимы те или иные знания и умения, то они с большим интересом работают.

3. Изучаемый на уроке материал должен опираться на ранее изученный, иметь связь с ним. Объяснению нового должно предшествовать повторение ранее пройденного.

4. Урок должен решать вопросы формирования прочных умений и навыков на основе использования разнооб­разных видов и форм упражнений.

5. Формы и методы работы, используемые учителем, должны активизировать мыслительную дея­тельность учащихся, побуждать интерес к уроку и изучению языка.

6. Урок должен воспитывать и развивать учащихся, формировать у них навыки самостоятельной работы.

7. Работа по развитию связной речи школьников должна непременно присутствовать на каждом уроке русского языка.

8. На уроке должны реализовываться основные дидактические и методические принципы обучения.

9. На уроке должны применяться методы индивиду­альной работы и дифференцированного обучения, что помогает добиться усвоения материала всеми учащимися.

План урока является рабочим документом учителя и должен быть максимально краток, но в то же время содер­жать весь материал, который необходим для проведения урока.

 В плане необходимы:

четко сформулированная тема урока, определяющая его содержание;

— конкретные дидактические и воспитательные цели;

— вопросы к учащимся;

— план беседы учителя;

— задания для самостоятельной работы;

— №упражнений учебника или карточек дидактического материала; страницы пособий, из которых берется текст для диктантов (или сам текст);

— наглядные пособия;

— дополнительный материал для сильных учащихся и т.п.

Поурочные планы могут иметь разную форму, но всегда обязательными являются в них следующие компоненты: те­ма, дидактические цели, содержание и виды работы на уроке, организация работы класса. Желательно, чтобы в плане запи­сывались фамилии учеников, которые будут опрошены.



Дидактический материал.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 844.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...