Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Уроки грамматики и правописания
Основной формой учебно-воспитательной работы по русскому языку является урок. Качество урока связано со структурной и методической его сторонами, которые целиком зависят от учителя. В зависимости от этапа и целиработы над темой различаются следующие типы уроков по грамматике и правописанию: 1) Урок объяснения нового материала. 2) Урок закрепления полученных знаний и выработки умений и навыков. 3) Урок повторения и систематизации изученного материала. 4) Урок проверки и учета знаний, умений и навыков. 5) Урок разбора письменных работ. Следует при этом учесть, что чистые типы уроков в школьной практике встречаются редко. Почти на каждом уроке проводится: проверка домашнего задания и повторение изученного, объявление темы и задачи урока, объяснение нового материала, разного рода упражнения и самостоятельные работы для закрепления и систематизации знаний, выработки умений и навыков, объяснение задания для домашней работы, подведение итогов урока. Такой тип урока называется комбинированным. Урок должен представлять собой единое целое, состоящее из определенных частей. Отдельные этапы урока должны быть связаны между собой так, чтобы в уроке ощущалась цельность, стройность, которые зависят от того, насколько четко учителем определена тема и цели урока, от правильности подбора учебного материала и выбора форм и методов обучения.
Урок сообщения новых знаний включает в себя следующие компоненты: 1. Подготовка к усвоению нового. Она состоит из повторения теоретических сведений и разъяснения усвоенных ранее приемов умственной и практической деятельности, на которых базируется новый материал. Это позволяет осуществить связь нового с ранее изученным, учить с опорой на известное, соблюсти поэтапность введения нового. 2. Объяснение нового состоит из первичного восприятия, которое организуется с помощью упражнений, дающих возможность наблюдать, анализировать, сравнивать, и собственно объяснения учителя. Этап первичного восприятия — это этап анализа языкового материала в целях выделения существенных признаков грамматического понятия. Материал для наблюдения и анализа может быть дан учителем в готовом виде или составляется самими учащимися по заданию учителя. Этап знакомства с новым материалом — это обобщение признаков грамматического понятия, организуемое и направляемое учителем. Ученики подводят итоги анализа языкового материала и делают выводы. Учитель уточняет их, дает формулировку определения, показывает, как соотнести определенней результаты анализа, т.е. добивается осмысления грамматического понятия. К этому этапу относится и работа с учебником — чтение данной в нем формулировки определения. 3, Первичное закреплениенового материала. Оно требует последовательного осуществления некоторых особых приемов. Смысл их заключается в том, что формирование умений и навыков должно происходить в процессе осознанного применения соответствующих теоретических знаний, правил. На этапе первичного закрепления необходимо обучение детей приемам применения нового правила, выполнения практических действий. На этом этапе проводится обучение детей умению по совокупности признаков распознавать новое грамматическое понятие среди других. Для этого выполняется ряд упражнений, направленных на выявление существенных признаков понятия, группировку их и на выделение понятия по этим признакам. А затем проводятся упражнения, направленные на сознательное использование нового грамматического понятия в речевой практике. Урок закрепления полученных знаний и выработки умений и навыков — основа учебного процесса по русскому языку. Именно на них учатся дети применять на практике полученные теоретические сведения, на них формируются умения и навыки. Это и определяет структуру таких уроков, где главными компонентами являются проверка знаний и тренировочные упражнения. Проверка знаний на таких уроках неоднократно включается в разные его этапы. Это может быть фронтальный опрос, с которого начинается урок и который направлен на выявление необходимых на уроке теоретических сведений и одновременно позволяет учителю увидеть готовность класса к последующей работе. Это может быть и индивидуальный опрос 1-2 учащихся по наиболее существенным вопросам изучаемого материала. Наконец, это может быть проверка домашнего задания, которая показывает степень усвоения учебного материала. Проверка домашнего задания может проводиться различными способами: — проверка всего задания с развернутым пояснением; — проверка всего задания с частичным пояснением; — выборочная проверка с развернутым пояснением наиболее трудных мест в задании; — проверка отдельных фрагментов задания. Выбор способа проверки зависит от этапа обучения и степени усвоения учащимися изучаемого материала. Тренировочные упражнения являются основой для выработки прочных умений и навыков, если они отвечают определенным требованиям: — упражнения должны подбираться так, чтобы на одном уроке дать максимум заданий разного рода, что поможет избежать однообразия в работе учащихся; — количество упражнений должно быть необходимым и достаточным, т.е. регулировать нагрузку детей с учетом получения необходимых результатов; — постепенно должна увеличиваться доля самостоятельности при выполнении школьниками упражнений; — необходимо чередовать устные и письменные упражнения, при этом письменные работы должны преобладать над устными; — полезно использовать алгоритмические предписания, определяющие ход рассуждений и умственных действий учащихся (памятки). Урок повторения и систематизации изученного материала имеет структуру, содержащую два компонента: опрос и тренировочные упражнения. Как и в уроках по выработке навыков, этапы опроса и тренировочных упражнений чередуются, варьируются, повторяются. За упражнением на применение знаний о существенных признаках изучаемого грамматического понятия полезно провести обобщение и проверку знаний учащихся, а завершить урок творческой самостоятельной работой. Устные формы работы предполагают не только сообщение знаний, но и рассуждения, доказательства. Письменные формы необходимо направлять на осознанное применение изученных правил. Урок проверки и учета знаний направлен на получение сведений, на основе которых можно судить о трудностях, испытываемых учащимися, о степени усвоения ими сведений, получаемых по учебному предмету, об уровне сформированности практических умений и навыков. Формы проверки разнообразны: — письменные работы (диктанты, изложения, сочинения); — устная проверка знаний (устный опрос). Современный урок русского языка (независимо от его типа) должен отвечать общим требованиям: 1. Урок должен носить целостный характер, обеспечивающий связь всех его этапов на основе подчинения теме и задачам урока. 2. На уроке необходимо нацеливать учащихся на усвоение знаний, для чего в начале урока следует сообщать его тему и цель. Если дети знают, для чего им необходимы те или иные знания и умения, то они с большим интересом работают. 3. Изучаемый на уроке материал должен опираться на ранее изученный, иметь связь с ним. Объяснению нового должно предшествовать повторение ранее пройденного. 4. Урок должен решать вопросы формирования прочных умений и навыков на основе использования разнообразных видов и форм упражнений. 5. Формы и методы работы, используемые учителем, должны активизировать мыслительную деятельность учащихся, побуждать интерес к уроку и изучению языка. 6. Урок должен воспитывать и развивать учащихся, формировать у них навыки самостоятельной работы. 7. Работа по развитию связной речи школьников должна непременно присутствовать на каждом уроке русского языка. 8. На уроке должны реализовываться основные дидактические и методические принципы обучения. 9. На уроке должны применяться методы индивидуальной работы и дифференцированного обучения, что помогает добиться усвоения материала всеми учащимися. План урока является рабочим документом учителя и должен быть максимально краток, но в то же время содержать весь материал, который необходим для проведения урока. В плане необходимы: — четко сформулированная тема урока, определяющая его содержание; — конкретные дидактические и воспитательные цели; — вопросы к учащимся; — план беседы учителя; — задания для самостоятельной работы; — №упражнений учебника или карточек дидактического материала; страницы пособий, из которых берется текст для диктантов (или сам текст); — наглядные пособия; — дополнительный материал для сильных учащихся и т.п. Поурочные планы могут иметь разную форму, но всегда обязательными являются в них следующие компоненты: тема, дидактические цели, содержание и виды работы на уроке, организация работы класса. Желательно, чтобы в плане записывались фамилии учеников, которые будут опрошены. Дидактический материал. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 844. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |