Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие об орфограмме. Виды орфограмм




 

Основной орфографической единицей, принятой в со­временной методике, является орфограмма.

Орфограмма - это написание, которое не устанавлива­ется на слух.

Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы:

написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);

— наличие не менее двух возможных вариантов напи­сания, лишь один из которых правильный.

Состав русских орфограмм следующий:

1. Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами:

а) на месте слабых позиций звуков;

б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях.

2. Орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:

а) прописная буква;

б) слитно-раздельные написания;

в) перенос;

г) сокращения слов.

Следует различать теоретические и практические орфограммы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может привести к ошибке, но на самом деле никог­да не приводит к ней (бегут — бегуд).

Для проверки каждой орфограммы пишущий обращает­ся к правилу, так как осознает наличие орфограммы в сло­ве. В этом случае говорят, что имеет место орфографиче­ское действие.

 В орфографическом действии выделяют две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменно­го знака в соответствии с правилом). При этом речь идет именно об орфографическом дейст­вии, направленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения орфографического действия необходимо опреде­ленное пространство, называемое орфографическим полем.В пределах этого пространства осуществляется орфографиче­ское действие, т.е. проверка орфограммы. Например:

а) для проверки буквы У в слове чувство достаточно сочетания ЧУ, т.е. минимальное орфографическое поле — две буквы, сочетание ЧУ, традиционное написание;

б) при проверке безударного гласного в корне слова весна минимальное пространство, необходимое для проверки (орфографическое поле), — это корень -весн- в слове весна и проверочном вёсны,

в) при проверке безударного гласного в личном окончании глагола таетв предложении Быстро тает снегне­обходимое поле для проверки словосочетание снег тает, которое позволяет определить лицо и число глагола;

г) при проверке заглавной буквы в слове орелнеобходимым орфографическим полем является все предложение Мы едем на экскурсию в Орел, т.к. без этого не станет понятно, о чем идет речь.

Термин «орфографическое поле» учащимся не сообща­ется, но в практической работе по проверке орфограмм школьники постоянно пользуются полем. Успеху проверки не способствует ни чрезмерное расширение орфографиче­ского поля, ни тем более его сужение.

Для обучения правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм. Каждый вид ор­фограмм имеет собственные опознавательные признаки.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосо­четания), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обычно принято считать, что главный признак орфограм­мы — это несовпадение буквы и звука, написания и произно­шения. Но этот признак срабатывает лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его бук­венное изображение (при списывании, при анализе написан­ного). В процессе письма под диктовку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не сможет во всех слу­чаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

Второй опознавательный признак орфограммы — это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несов­падений, «опасные» звуки (буквы):

а) гласные О-А, И-Е;

б) пары звонких и глухих согласных Б-П, Г-К, В-Ф и т.д.;

в) сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ;

г) сочетания СТН, СН, ЗДН,ЗН (непроизносимые согласные);

д) сочетания НЧ, НЩ;

е) согласные П, К, Ф, Т, С, Ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями звонких

ж) буквы Я, Е, Ю, Е обозначающие два звука. В памяти детей накапливается набор тех звуков и зву­косочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут пред­ставлять собой орфограммы и могут привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания запоминаются учащимися уже в период обучения грамоте.

Третий опознавательный признак орфограмм — это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в сло­ве морфему, школьник целенаправленно ищет орфограм­му, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, доста­точно только убедиться, что под- — это приставка (напри­мер, в словах подставка, подвез), так как приставок пад- и пот- в русском языке нет.

На основе опознавательных признаков орфограмм у уча­щихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм — это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.

Работа над второй группой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у учащихся развивается внимание, своего рода бдительность в отношении орфограмм.

Работая над третьей группой опознавательных призна­ков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использова­нию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач. Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства орфограмм. Но, кроме общих опознавательных признаков, каждый тип ор­фограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.

 

Список методических понятий

Методика орфографии

Абсолютная орфографическая грамотность учащихся –это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами.

 

Орфограмма –то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный. Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки.

 

Орфографические ошибки учащихся –один из видов ошибок по русскому языку. К их числу относят: нарушения правил написания морфем – безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корнях слов; безударные падежные окончания склоняемых частей речи, личных окончаний глаголов; слитно-раздельные и дефисные написания; неправильные переносы слов; ошибки в употреблении заглавных букв; ошибки в непроверяемых словах; ошибки, свидетельствующие о непонимании значении слов, сочетаний; «графические» ошибки – замены и искажения букв.

 

Предупреждение орфографических ошибок –в методики орфографии имеется два понимания сущности предупреждения ошибок: предупреждает их появление вся система работы по орфографии и непосредственное предупреждение ошибок в отдельных словах перед выполнением тех или иных письменных упражнений.

Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок имеет две формы: самоконтроль учащихся за выполнением работы и организуемая учителем словарно- орфографическая работа.

 

Орфографический разбор –вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки.

 

Орфографические умения –составная часть умений по русскому языку при завершении курса. Формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, словообразованию. Важнейшим О.у. является момент осознанности, что обеспечивает возможность самопроверки. Учащиеся должны уметь: находить в словах, словосочетаниях орфограммы, правильно соотносить их с изученными грамматико-орфографическими правилами или определять непроверяемость, проверять орфограммы, пользуясь правилами (алгоритмами), справочниками и словарями; выполнять орфографический разбор слов, словосочетаний, осуществлять орфографическое комментирование с разной степенью развернутости – свернутости комментария; осуществлять орфографическую проверку написанного текста, собственного или чужого, находить, объяснять и исправлять допущенные ошибки.

 

Орфографическое правило –предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки.

 

Относительная орфографическая грамотность учащихся –это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.

 

Принципы орфографии –основные, исходные положения, определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения ему. Традиционно указываются 4 принципа орфографии:

- Морфологический, согласно которому соблюдается единообразие в написание морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) несмотря на различия в их произношении. Согласно морфологическому принципу пишутся проверяемые безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, встречающиеся в этих морфемах. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики, состава слова и словообразования./

- Фонетический – согласно ему, вопреки морфологическому П.о., пишется та буква, которая обозначает слышимый звук; например, приставки рас- - рос-: роспись – расписался. Все случаи применения фонетического П.о. должны быть в памяти учащихся, так как к ним неприменим способ проверки, принятый для морфологических написаний.

- Традиционно-исторический – написание закреплено традицией, не определяется другими принципами, хотя далеко не всегда противоречит основному, морфологическому П.о.: вагон, касса и др. Орфограммы усваиваются запоминанием.

- Дифференцирующий предполагает различное написание с целью различия слов-омофонов: туш – тушь, поджог – поджег. Усваиваются орфограммы на основе понимания значений слов, словосочетаний.

 

В последние годы в литературе рассматривается фонематический П.о., область применения которого в основном совпадает с областью морфологического П.о. Согласно этому П.о., одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях.

 

Работа над орфографическими ошибками учащихся –предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. В зависимости от видов работы различают три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы:

1. Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях.

2. Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах.

3. Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях.

 

Цели обучения орфографии в школе –следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников – формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.

Для достижения основной цели формирования относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:

- познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;

- сформировать у них орфографические умения (на основе этих понятий);

- научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;

- сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;

- создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.

 

Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе:

 

№ Название орфограммы    Опознавательные признаки

                                                          (общие и частные) ___

 

1.  Безударные гласные          а) отсутствие ударения;

     (проверяемые и                  б) гласные А,О,И,Е;

     непроверяемые)                       в) место в слове;

 

2.  Звонкие и глухие                а) парные согласные Б-П, Г-К,

     согласные                                В-Ф, Д-Т ,З-С ,Ж-Ш;

                                                       б) место в слове (в корне, в абсолютном  

                                                                                                            конце слова или перед согласным);

 

3. Непроизносимые                 а)''опасные'' сочетания звуков или                                                        

     согласные                                букв СТН,ЗДН,СН,ЗН;

                                                       б) место в слове;

 

 

4. Разделительный Ь                а) наличие звука   после мягкого

                                                             согласного, гласных Я,Ю,Е,Е;

 

5. Разделительный Ъ                а) наличие звука   после согласного,

                                                             наличие гласных Я,Ю,Е,Е(точнее

                                                             гласных э, а , у , о после    ;                                                               

 

                                                         

                                                      б) место орфограммы: после приставки,

                                                           оканчивающейся на согласный, в

                                                           начале корня, т.е. на стыке

                                                           приставки и корня;

                                                              

6. Раздельное написание          а) наличие звукосочетания, которое

   предлогов, слитное                   может оказаться предлогом-приставкой;                      

   приставок                              б) часть речи - глагол не может иметь    

                                                            предлога, предлог относится к имени

                                                            существительному или местоимению;

 

7.   Заглавная буква в  и м е н а х собственных   а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя;  
8.   Заглавная буква в начале предложения   а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово;  
9. У   Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ   а) наличие в слове сочетаний;  
10.   Ь на конце имен существительных   а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих Ч и Щ или всегда твердых Ш и Ж; б)    часть    речи:    имя существительное; в) род — мужской или женский;  
11.   Безударные окончания имен существительных   а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного Е-И; в)     часть   речи:   имя существительное;  
12.   Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его   а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в)часть речи: имя прилагательное ;  
13.   Правописание безударных личных окончаний глаголов   а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний УТ-ЮТ, АТ-ЯТ, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее.  

 



ЖИ-ШИ

Лыжи шина

 

ЧА-ЩА

Чаща чашка

 

ЧУ-ЩУ

Чулок щука

 

Безударные

гласные

в корне слов

а, о, и, е, я

 

проверяй так.

 

Mоpя-море

            река –реки

трава-травы

              зима - зимы

гряда - грядка










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 616.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...