Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задачи обучения грамматике и правописаниюСтр 1 из 27Следующая ⇒
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Основными чертами современной методики грамматики и правописания являются: — научный уровень грамматических знаний, сознательное и прочное усвоение норм литературного языка; — установка на развитие речи и мышления в процессе обучения; — тесная связь обучения правописанию с изучением грамматики; — разработка эффективных видов упражнений в соответствии с характером изучаемого материала. Научные основы обучения грамматике и правописанию Методика обучения грамматике и правописанию основывается на лингвистике, психологии и педагогике. Система изучения русского языка в школе как учебного предмета основывается на реально существующей в языке внутренней взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической; словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Единство всех сторон языка проявляется, прежде всего, в коммуникативной его функции, которая выступает как основное свойство языка, его сущность. Словарный состав языка, его лексика — это своеобразный строительный материал, служащий для выражения мыслей. Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц. Для фонетики в качестве таких единиц выступают звуки речи, фонемы. Для лексикологии — слово с точки зрения его семантического значения и употребления. Для грамматики— слово в своих формах, а также словосочетание ипредложение. Для словообразования — морфема и слово состороны его строения и способа образования. С грамматической стороны слово, словосочетание и предложение имеют целый комплекс особенностей. Слово имеет свою морфемную структуру, свой тип словообразования, ему свойственны те или иные грамматические категории (падеж, род, число, лицо и др.), определенная синтаксическая роль. Словосочетание, так же как и слово имеет формы словоизменения (изменяться может только стержневое слово или оба члена словосочетания). Методика определяет обучение русскому языку младших школьников с учетом внутрипридметных связей: 1) Исходя из того, что все стороны языка (лексическая, фонетическая, словообразовательная, грамматическая) взаимосвязаны между собой и в то же время каждой из них свойственны специфические черты, учащимся для сознательного овладения языком необходимо усвоение особенностей каждой из сторон языка и связи между ними. Система обучения русскому языку в 1-4 классах строится с учетом сущности связи между фонетикой, лексикологией, словообразованием и грамматикой. Данное положение реализуется как при определении последовательности изучения материала (порядок изучения разделов программы), так и в самом содержании обучения (органическая связь между разделами программы, обусловленная их лингвистическими особенностями). 2) Взаимодействие всех сторон языка проявляется в его коммуникативной функции: в целях общения слова как основные единицы языка должны быть правильно произнесены или написаны, одинаково поняты всеми людьми, говорящими на данном языке, грамматически правильно организованы в предложения. Учитывая это, для осознания младшими школьниками сущности связи произносительной, графической, лексической, словообразовательной и грамматической сторон языка необходимо изучение разделов программы осуществлять под углом зрения усвоения коммуникативной функции языка как ведущей, т.е. понимания роли каждой из сторон языка и их единства в процессе общения людей. В этих целях при изучении фонетической стороны языка (раздел программы «Звуки и буквы. Слоги. Ударение») большое место отводится уяснению школьниками единства смысловой и произносительной сторон слова и смыслоразличительной роли звуков. При изучении раздела программы «Слово» особое внимание направлено на уяснение единства всех сторон слова: произношения, лексического значения, морфемного состава, совокупности грамматических признаков, образования и употребления в речи и написании. При этом необходимо добиваться как понимания как номинативной (назывной) функции слова, так и взаимодействия в слове его морфемного состава и лексического значения. При изучении раздела «Предложение» ведущим направлением работы является раскрытие функции предложения как языковой единицы речи и формирование у учащихся умений сознательно пользоваться предложениями разной структуры в устной и письменной речи. Взаимосвязанное изучение всех сторон языка — ведущий методический принцип обучения русскому языку. Психология помогает учитывать особенности процесса познания у младших школьников. Понятия, изучаемые грамматикой, отвлечены: предмет, признак, действие — абстракции, усвоить которые ребенок может лишь постепенно. Учащимся начальных классов нелегко понять, что бегать, зеленеть, думать, спать — слова, в одинаковой мере обозначающие действия, что это глаголы. Понятие «действие», равно как и другие не менее отвлеченные понятия — «предмет», «признак», надо в сознании детей формировать и развивать. Слово доброта обозначает качество, признак предмета, а между тем грамматика рассматривает это слово как имя существительное. Возникающие таким образом противоречия между реальным и формальным, между лексическим и грамматическим в слове при обучении необходимо как-то примирить. Пути и средства такого примирения намечает методика обучения грамматике, опираясь на данные психологии. Помимо опоры на языкознание и психологию, методика обучения грамматике руководствуется принципами дидактики, являющейся частью педагогики. Учебный материал должен быть доступен детям. Дидактика предполагает сознательное и в то же время прочное усвоение знаний, выработку умений и навыков. В каждом классе школьники должны получать достаточную подготовку для обучения в следующем классе, такие знания, которые бы являлись базой для дальнейшего обучения. Но обучение не только усвоение знаний и выработка умений и навыков. Это еще и развитие, воспитание детей. Для уроков грамматики и правописания должен отбираться такой материал, чтобы он был ценен и для воспитания школьников, а методические приемы обучения способствовали не только лучшему усвоению знаний, но и развивали детей. С точки зрения дидактики хороши те приемы обучения языку, которые требуют от ребенка активного внимания, мышления, запоминания. Задачи обучения грамматике и правописанию
Одна из важнейших задач обучения и воспитания школьников - формирование у них системы научных взглядов на мир: на природу, общество, человека и т.д. Подходы учителя к обучению языку младших школьников определяются следующими исходными положениями: 1) Сущность языка как общественного явления выражается в его коммуникативной функции. На основе понимания школьниками языка как средства общения людей создаются предпосылки для осознания роли языка в становлении человека и в развитии общества. 2) Язык и мышление едины. Этим подчеркивается взаимодействие языка и сознания, а также взаимообусловливается их возникновение. Психологией доказано, что мышление всегда протекает в словесной форме. Без слов мышление как деятельность мозга невозможно. 3) Язык — сложное, многосистемное явление, все стороны которого находятся между собой в диалектическом взаимодействии и единстве. Начальные классы — это первая ступень образования, они не могут дать законченного грамматического образования. Но могут и должны подготовить ученика к продолжению учения в следующем звене школы. Учась в начальных классах, дети усваивают основные нормы русского литературного языка. Курс грамматики должен сообщить такие начальные сведения, которые помогли бы выработать у детей осмысленное отношение к основным элементам языка. Учащиеся приобретают ряд грамматических умений: - в области фонетики — умение различать звуки (согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, безударные и ударные), правильно произносить их; - в области морфологии — умение разбираться в морфемном составе несложных слов, различать части речи и их основные формы; - в области синтаксиса — умение устанавливать связи между словами, строить предложения некоторых видов по цели высказывания, разбираться в построении простого и сложного предложений и составлять их. На основе изучения элементов грамматики необходимо сформировать у школьников орфографические и пунктуационные навыки устной и письменной речи в том объеме, который необходим для дальнейшего обучения в области языка. Изучение грамматики должно способствовать развитию у детей познавательных способностей, умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, объяснять и доказывать. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |