Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи обучения грамматике и правописанию




МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ

И ПРАВОПИСАНИЮ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

 

 

Основными чертами современной методики грам­матики и правописания являются:

научный уровень грамматических знаний, созна­тельное и прочное усвоение норм литературного языка;

— установка на развитие речи и мышления в процессе обучения;

— тесная связь обучения правописанию с изучением грамматики;

— разработка эффективных видов упражнений в соот­ветствии с характером изучаемого материала.

Научные основы обучения грамматике и правописанию

Методика обучения грамматике и правописанию осно­вывается на лингвистике, психологии и педагогике.

Система изучения русского языка в школе как учеб­ного предмета основывается на реально существую­щей в языке внутренней взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической; словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксиче­ской). Единство всех сторон языка проявляется, прежде всего, в коммуникативной его функции, которая выступа­ет как основное свойство языка, его сущность.

Сло­варный состав языка, его лексика — это своеобразный строительный материал, служащий для выражения мыслей.

Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в спе­цифике языковых единиц. Для фонетики в качестве таких единиц выступают звуки речи, фонемы. Для лексикологиислово с точки зрения его семантического значения и употребления. Для грамматикислово в своих формах, а также словосочетание ипредложение. Для словообразова­ния — морфема и слово состороны его строения и способа образования.

С грамматической стороны слово, словосочетание и предложение имеют целый комплекс особенностей. Слово имеет свою морфемную структуру, свой тип словообразо­вания, ему свойственны те или иные грамматические кате­гории (падеж, род, число, лицо и др.), определенная син­таксическая роль. Словосочетание, так же как и слово имеет формы словоизменения (изменяться может только стержневое слово или оба члена словосочетания). 

Методика определяет обуче­ние русскому языку младших школьников с учетом внутрипридметных связей:

1) Исходя из того, что все стороны языка (лексическая, фонетическая, словообразовательная, грамматическая) взаимосвязаны между собой и в то же время каждой из них свойственны специфические черты, учащимся для созна­тельного овладения языком необходимо усвоение особен­ностей каждой из сторон языка и связи между ними.

Система обучения русскому языку в 1-4 классах строит­ся с учетом сущности связи между фонетикой, лексиколо­гией, словообразованием и грамматикой. Данное положе­ние реализуется как при определении последовательности изучения материала (порядок изучения разделов програм­мы), так и в самом содержании обучения (органическая связь между разделами программы, обусловленная их лин­гвистическими особенностями).

2) Взаимодействие всех сторон языка проявляется в его коммуникативной функции: в целях общения слова как основные единицы языка должны быть правильно произне­сены или написаны, одинаково поняты всеми людьми, гово­рящими на данном языке, грамматически правильно орга­низованы в предложения.

Учитывая это, для осознания младшими школьниками сущности связи произносительной, графической, лексиче­ской, словообразовательной и грамматической сторон язы­ка необходимо изучение разделов программы осуществ­лять под углом зрения усвоения коммуникативной функции языка как ведущей, т.е. понимания роли каждой из сторон языка и их единства в процессе общения людей.

В этих целях при изучении фонетической стороны язы­ка (раздел программы «Звуки и буквы. Слоги. Ударение») большое место отводится уяснению школьниками единства смысловой и произносительной сторон слова и смыслоразличительной роли звуков.

При изучении раздела программы «Слово» особое вни­мание направлено на уяснение единства всех сторон слова: произношения, лексического значения, морфемного соста­ва, совокупности грамматических признаков, образования и употребления в речи и написании. При этом необходимо добиваться как понимания как номинативной (назывной) функции слова, так и взаимодействия в слове его морфем­ного состава и лексического значения.

При изучении раздела «Предложение» ведущим направлением работы является раскрытие функции предложе­ния как языковой единицы речи и формирование у учащих­ся умений сознательно пользоваться предложениями раз­ной структуры в устной и письменной речи.

Взаимосвязанное изучение всех сторон языка — веду­щий методический принцип обучения русскому языку.

Психология помогает учитывать особенности процесса познания у младших школьников. Понятия, изучаемые грамматикой, отвлечены: предмет, признак, действие — абстракции, усвоить которые ребенок может лишь посте­пенно. Учащимся начальных классов нелегко понять, что бегать, зеленеть, думать, спать — слова, в одинаковой мере обозначающие действия, что это глаголы. Понятие «действие», равно как и другие не менее отвлеченные поня­тия — «предмет», «признак», надо в сознании детей форми­ровать и развивать. Слово доброта обозначает качество, признак предмета, а между тем грамматика рассматривает это слово как имя существительное.

Возникающие таким образом противоречия между ре­альным и формальным, между лексическим и грамматиче­ским в слове при обучении необходимо как-то примирить. Пути и средства такого примирения намечает методика обучения грамматике, опираясь на данные психологии.

Помимо опоры на языкознание и психологию, методика обучения грамматике руководствуется принципами ди­дактики, являющейся частью педагогики. Учебный мате­риал должен быть доступен детям. Дидактика предполагает сознательное и в то же время прочное усвоение знаний, выработку умений и навыков. В каждом классе школьники должны получать достаточную подготовку для обучения в следующем классе, такие знания, которые бы являлись ба­зой для дальнейшего обучения.

Но обучение не только усвоение знаний и выработка умений и навыков. Это еще и развитие, воспитание детей. Для уроков грамматики и правописания должен отбираться такой материал, чтобы он был ценен и для воспитания школьников, а методические приемы обучения способство­вали не только лучшему усвоению знаний, но и развивали детей. С точки зрения дидактики хороши те приемы обуче­ния языку, которые требуют от ребенка активного внима­ния, мышления, запоминания.

Задачи обучения грамматике и правописанию

 

Одна из важнейших задач обучения и воспитания школьников - формирование у них системы научных взгля­дов на мир: на природу, общество, человека и т.д.

Подходы учителя к обучению языку младших школьни­ков определяются следующими исходными положениями:

1) Сущность языка как общественного явления выра­жается в его коммуникативной функции. На основе по­нимания школьниками языка как средства общения людей создаются предпосылки для осознания роли языка в станов­лении человека и в развитии общества.

2) Язык и мышление едины. Этим подчеркивается вза­имодействие языка и сознания, а также взаимообусловливается их возникновение. Психологией доказано, что мышление всегда протекает в словесной форме. Без слов мыш­ление как деятельность мозга невозможно.

3) Язык — сложное, многосистемное явление, все сто­роны которого находятся между собой в диалектиче­ском взаимодействии и единстве.

Начальные классы — это первая ступень образования, они не могут дать законченного грамматического образова­ния. Но могут и должны подготовить ученика к продолже­нию учения в следующем звене школы.

Учась в начальных классах, дети усваивают основные нормы русского литературного языка. Курс грамматики должен сообщить такие начальные сведения, которые по­могли бы выработать у детей осмысленное отношение к основным элементам языка.

Учащиеся приобретают ряд грамматических умений:

- в области фонетики — умение различать звуки (согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, безударные и ударные), правильно про­износить их;

- в области морфологии — умение разбираться в морфемном составе несложных слов, различать части речи и их основные формы;

- в области синтаксиса — умение уста­навливать связи между словами, строить предложения неко­торых видов по цели высказывания, разбираться в построе­нии простого и сложного предложений и составлять их.

На основе изучения элементов грамматики необходимо сформировать у школьников орфографические и пунктуаци­онные навыки устной и письменной речи в том объеме, кото­рый необходим для дальнейшего обучения в области языка.

Изучение грамматики должно способствовать развитию у детей познавательных способностей, умения анализиро­вать, обобщать, группировать, систематизировать языко­вой материал, объяснять и доказывать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...