Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конспект урока на тему «Закрепление знаний о написании имен существительных с шипящими на конце» (2класс, I-IV).




1. Проверка домашнего задания. Учащиеся по очереди называют одно из слов, подобранных дома. Все пишут эти слова под диктовку.

2: Устное упражнение: игра «Будь внимательным!».

Учитель называет существительное: чиж, лещ, мышь, ерш, еж, дочь, луч, помощь, глушь, шалаш, обруч, вещь, ландыш, мяч, печьи др. с шипящим зву­ком на конце. Учащиеся поднимают карточку

с Ь,

— если нужно писать мягкий знак, объясняют, почему он пишется. Поднимают пустую карточку (или не поднимают руки), если мягкий знак не пишется.

3. Контрольное списывание (упр. 384). Учащиеся читают текст, делят его на две части и списывают.

Задание: найти существительные с шипящим на конце и обозначить род.

4. Задание на дом: упр. 385

 

 



ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ

 

Научные основы методики правописания

 

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Современное письмо состоит из трех частей, как бы надстроенных одна над другой:

1. Алфавит;

2. Графика;

3. Орфография.

В начальной школе дается понятие о буквах — графи­ческих знаках, с помощью которых звучащая речь фикси­руется на бумаге. Дети учатся различать буквы в разных вариантах их изображения, самостоятельно писать буквы и их сочетания. Дается понятие об алфавите как совокупно­сти букв русского языка. Овладеть алфавитом — это значит на простейшем у ровне обозначать звуки буквами, правиль­но их изображая (дом, луна).

В русском алфавите для передачи парных по звонкости-глухости согласных имеется по две буквы для каждой пары:

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С.

А для пары мягкий - твер­дый есть лишь, один значок. 15 согласных букв являются одновременно значками двух фонем: мягкой и твердой. Лю­бая из этих букв, например М, обозначает и твердую, и мягкую фонему (мал — мял). Фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции — соседних букв и других графических знаков.

Для овладения буквами, алфавитом необходимо:

— правильно дифференцировать звуки речи, безоши­бочно узнавать их в случаях отчетливого звучания (сильные позиции);

— правильно воспринимать, записывать все буквы; без­ошибочно соотносить их со звуками как при чтении, так и на письме.

 

РУССКИЙ АЛФАВИТ.

 

А Б В Г Д Е Е - знайте место все свое.

Ж З И Й К Л М – вспоминайте, кто за кем.

Н О П Р С Т У – стойте дружно на посту.

Ф Х Ц Ч Ш и Щ – собирайтесь не спеша.

Ъ Ы Ь – встаньте рядышком вот так.

Торопитесь Э Ю Я

Вот и в сборе вся семья.

 

Овладению буквами, алфавитом отводится весь первый год обучения, но от этой работы не следует отказываться и во 2, 3, 4-ом классах. В овладении алфавитом участвуют все виды речевой деятельности школьника: восприятие звуча­щей речи (аудирование), чтение вслух и про себя, собствен­ная устная речь, проговаривание, все виды письма, вклю­чая каллиграфию.

Знания алфавита недостаточно, надо уметь им правиль­но пользоваться. Этим ведает графика, определяющая правила употребления букв, правила обозначения и от­дельных звуков буквами, и особенно их сочетаний (слого­вой, или позиционный, принцип русской графики). Слого­вой принцип графики, который называют также буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее окруже­ния. Основная проблема графики — соотношение состава фонем русского языка к составу алфавита.

Было бы достаточно овладеть алфавитом для безоши­бочного письма, если бы в реальной, звучащей речи все звуки произносились отчетливо, если бы не было так назы­ваемых позиционных чередований звуков и если бы каждо­му звуку речи строго соответствовала бы одна и та же буква. Именно правила графики определяют, что:

— мягкость согласных обозначается следующей за ни­ми гласной буквой

 (мал-мял);

— некоторых случаях мягкость обозначается буквой Ь (брат, брать);

звук [ j ] не имеет в алфавите буквы и обозначается в сочетании с гласными звуками буквами Е, Ё, Ю, Я и т.д.

 Вся система правил обозначения звучащей речи буква­ми, их сочетаниями усваивается детьми практически, в ходе овладения чтением и письмом. При этом не всегда идут от звука к букве (в соответствии со звуковым методом обучения грамоте), часто от буквы к звуку, от сочетания букв к сочетанию звуков.

Выбор написания из числа вариантов, допускаемых гра­фикой, — это уже область орфографии, правила которой обеспечивают единообразие:

— написания родственных слов,

— обозначения грамматических форм,

— обозначения собственных имен и пр.

Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.

В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:

1) передача буквами фонемного состава слов (морфем);

2) слитные, раздельные и дефисные написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов со строки на строку;

5) правила аббревиации, т.е. сокращения слов.

В русском письме главным разделом, который определя­ет собой ведущий принцип орфографии, являетсяпервый: передача буквами фонемного состава слов (морфем). Именно к этому разделу орфографии относится большинст­во правил, изучаемых в начальных классах: правописание безударных гласных и сомнительных согласных, непроиз­носимых согласных.

В настоя­щее время существуют две трактовки основного закона рус­ской орфографии: морфологическая и фонематическая.

Морфологическая трактовка формулирует главный принцип русского правописания так: «Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он осно­ван на одинаковом написании (независимо от произноше­ния) морфем — значащих частей слова».

А фонематическая формулирует так: «Фонематиче­ское письмо - это такое, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом поло­жении. В результате получается то, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково».

Обе эти трактовки ведущего принципа правописания едины в том смысле, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части.

 В основе русской орфографии лежат три правила правописания:

1. Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова, домашний — дом, на стуле - на столе, завистливый — счастливый.

2. «Сомнительные» согласные (звонкие, глухие) обоз­начаются теми же буквами, что и перед гласными, а также сонорными и В: друг — друга, просьба просить.

3. Мягкость согласного перед мягкими согласными обоз­начается в том случае, ели при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердыми соглас­ными или на конце: зонтик — зонт, бросьте — брось.

Все три правила по сути своей идентичны: они учат проверять вариант фонемы ее сильной позицией.

В современной науке о звуках речи принято считать, что если два звука чередуются позиционно, то в системе языка они являются тождеством, т.е. составляют одну и ту же единицу — фонему.

Фонема это языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков.

Традиционный (исторический) принцип. Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами, по преимуществу это заимствован­ные из других языков слова: ванна, арбуз, чемодан и т.д.

Многие написания, относимые к числу традиционных и непроверяемых, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника: картон — от латинского charta, костюм — от французского costume и т.д.

Иногда традиционное написание может быть проверено на основе знания истории, этимологии слов и исторических изменений: петух - от старорусского пети; корзина — от корзати (плести).

В рамках традиционного принципа есть несколько случаев, противоречащих общей системе. Например, написа­ние сочетаний ЖИ, ШИ, Ч А, ЩА, ЧУ, ЩУ противоречит общему правилу русской графики. Такие написания заучиваются.

Традиционные написания непроверяемы, но они сохраняют основной признак морфологического написания: единообразное написание морфем, например, корня (машина, машинист, машинный и др.).

Дифференцирующие написания (идеографический принцип). Они применяются, когда пишущий хочет выра­зить средствами орфографии какую-то свою мысль, разгра­ничить омонимы (омофоны): компания - группа людей и кампания — совокупность мероприятий; поджог — имя существительное и поджег — глагол совершенного вида, прошедшего времени.

В начальных классах дифференцирующие написания представлены правилом употребления заглавной буквы в именах собственных: чайка — название птицы и «Чайка» — марка автомобиля.

Рассмотрение различных принципов орфографии при­водит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению каждого типа орфограмм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...