Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дидактические принципы обучения грамматике и правописанию
В дидактике выработаны некоторые исходные принципиальные положения, которые имеют общее руководящее значение для любого учебного предмета, для разных ступ ней обучения. Многие из этих положений называют дидактическими принципами обучения. Одним из основных принципов является воспитывающий и развивающийхарактер обучения. Обучение — это не только сообщение знаний, но и воспитание и всестороннее развитие ребенка. Реализации этого принципа способствует правильно отбираемый воспитывающий материал (тексты для чтения и письма) и использование таких форм и методов работы, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся (восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, речи). Следующим важным принципом является сознательностьусвоения учебного материала. Под сознательностью разумеется понимание учащимися содержания изучаемого материала; предполагается, что ученик не механически заучивает материал или выполняет задание, он должен объяснить, почему он выполняет или выполнил так, а не иначе. Осознанное, с пониманием, усвоение знаний, умений и навыков есть в то же время прочное усвоение, прочностьже знаний, умений и навыков — это тоже одно из принципиальных требований дидактики. Между сознательностью и прочностью существует тесная взаимосвязь. Принцип научности предполагает освещение учителем учебного материала таким образом, чтобы оно не противоречило данным науки. Но научность обучения не должна входить в противоречие с другим принципом дидактики — принципом доступности, или посильности. Изучение грамматики требует высокого уровня абстракции и обобщения, а речь идет о детях младшего школьного возраста. Недоступным является тот материал, к усвоению которого дети не подготовлены, а также слишком большой по объему. Принцип связи между теорией и практикойпредполагает правильное соотношение между тем и другим. Тут всегда есть опасность перегрузить детей теоретическими сведениями и недооценить роль практических упражнений. Младший школьник не имеет еще опыта теоретического изучения языкового материала, а также не имеет опыта письменной речи. Поэтому курс грамматики и правописания в младших классах — это преимущественно практический курс. Практические упражнения, если они ведутся на должном уровне, развивают познавательные способности учащихся, в чем очень важную роль играет реализация принципа активности и самостоятельностиучащихся. Применяя формы и метод организации умственной деятельности детей, требующих активного и самостоятельного включения в работу каждого ребенка, учитель руководит учащимися, готовит их к активному восприятию, помогает самостоятельной работе, предупреждает появление ошибок, побуждает их к самоконтролю — словом, приобщает детей к культуре умственного труда. Развивая у учащихся абстрактное мышление, учитель не должен забывать о том, что ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, т.е. имеет образное мышление. Отсюда вполне естественным представляется известный дидактический принцип — принцип наглядности. Для реализации этого принципа нужны различные формы наглядности, разные приемы ее применения, смотря по характеру учебного предмета, в зависимости от особенностей изучаемой темы, от этапа работы над темой. Наглядность на уроках языка — это не только зрительная наглядность, она выражается также в звуковой и произносительной сторонах речи. Учитель своим правильным произношением, четкой дикцией, выразительностью речи поможет иной раз лучше, чем рассуждения, понять языковое явление и, кроме того, воспитать у учащихся умение слушать и слышать речь, отчетливо и правильно произносить, выразительно читать, различать интонационную сторону речи. Систематичность и последовательность в обучении — один из дидактических принципов, который реализуется самой программой обучения: материал программы расположен так, что, следуя данному в программе порядку прохождения разделов и тем, мы обеспечиваем систематичность занятий; материал по русскому языку в начальных классах расположен концентрически и в то же время комплексно; в каждом классе имеются элементы всех разделов грамматики: и фонетики, и морфологии, и синтаксиса. В связи с только что рассмотренным дидактическим принципом находится и принцип преемственности и перспективности, который подразумевает то, что каждый класс начальной школы наилучшим образом готовит к последующему классу, с тем чтобы не приходилось исправлять изученное или тратить много времени на повторение, чтобы умения и навыки были прочными. Чувство языка развивается вслед за общим умственным и языковым развитием человека. В связи с развитием языкового чутья находится развитие речи,которое является методическим принципом обучения родной речи. Необходимо повышать культуру как устной, так и письменной речи: то и другое важно для успешной работы в процессе усвоения знаний по всем предметам. Исследователи процессов усвоения языка и развития речи выдвигают еще один методический принцип: опережающее овладение устной речью по отношению к письменной в процессе овладения последней. Этот принцип очень важен для начальной школы. Младшие школьники не имеют опыта письменной речи, не знают правил правописания; им трудно овладеть без этого опыта нормами письменной речи, если у них не выработана еще устная речь. Отсюда вытекает определенный методический вывод: если мы хотим развивать у детей правильную письменную речь, надо развивать устную. В связи со сказанным необходимо подчеркнуть важность еще одного методического принципа — принципа предупреждения ошибок (особенно орфографических) на начальной ступени обучения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы предупреждать появление ошибок, а не только исправлять их. Важным методическим принципом занятий по языку в младших классах является также разностороннее изучение родного языка. Взаимная связь различных сторон языка, которая существует в нем, должна быть в центре внимания учителя и учащихся: грамматика и правописание изучаются на фоне лексики и словообразования. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 491. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |