Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дидактические принципы обучения грамматике и правописанию




В дидактике выработаны некоторые исходные принципиальные положения, которые имеют общее руководящее значение для любого учебного предмета, для разных ступ ней обучения. Многие из этих положений называют дидактическими принципами обучения.

Одним из основных принципов является воспитывающий и развивающийхарактер обучения. Обучение — это не только сообщение знаний, но и воспитание и всестороннее развитие ребенка. Реализации этого принципа способствует правильно отбираемый воспитывающий материал (тексты для чтения и письма) и использование таких форм и методов работы, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся (восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, речи).

Следующим важным принципом является сознательностьусвоения учебного материала. Под сознательностью разумеется понимание учащимися содержания изучаемого материала; предполагается, что ученик не механически заучивает материал или выполняет задание, он должен объ­яснить, почему он выполняет или выполнил так, а не иначе.

Осознанное, с пониманием, усвоение знаний, умений и навыков есть в то же время прочное усвоение, прочностьже знаний, умений и навыков — это тоже одно из принципиальных требований дидактики. Между сознательностью и прочностью существует тесная взаимосвязь.

Принцип научности предполагает освещение учителем учебного материала таким образом, чтобы оно не противоречило данным науки.

Но научность обучения не должна входить в противоре­чие с другим принципом дидактики — принципом доступ­ности, или посильности. Изучение грамматики требует высокого уровня абстракции и обобщения, а речь идет о детях младшего школьного возраста. Недоступным является тот материал, к усвоению которого дети не подготовле­ны, а также слишком большой по объему.

Принцип связи между теорией и практикойпредпо­лагает правильное соотношение между тем и другим. Тут всегда есть опасность перегрузить детей теоретическими сведениями и недооценить роль практических упражне­ний. Младший школьник не имеет еще опыта теоретическо­го изучения языкового материала, а также не имеет опыта письменной речи. Поэтому курс грамматики и правописа­ния в младших классах — это преимущественно практиче­ский курс.

Практические упражнения, если они ведутся на долж­ном уровне, развивают познавательные способности учащихся, в чем очень важную роль играет реализация прин­ципа активности и самостоятельностиучащихся. Применяя формы и метод организации умственной дея­тельности детей, требующих активного и самостоятельного включения в работу каждого ребенка, учитель руководит учащимися, готовит их к активному восприятию, помогает самостоятельной работе, предупреждает появление ошибок, побуждает их к самоконтролю — словом, приобщает детей к культуре умственного труда.

Развивая у учащихся абстрактное мышление, учитель не должен забывать о том, что ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, т.е. имеет образное мышление. Отсюда вполне естественным представляется известный дидактический принцип — принцип наглядно­сти. Для реализации этого принципа нужны различные фор­мы наглядности, разные приемы ее применения, смотря по характеру учебного предмета, в зависимости от особенностей изучаемой темы, от этапа работы над темой. Наглядность на уроках языка — это не только зрительная наглядность, она выражается также в звуковой и произносительной сторонах речи. Учитель своим правильным произношением, четкой дикцией, выразительностью речи поможет иной раз лучше, чем рассуждения, понять языковое явление и, кроме того, воспитать у учащихся умение слушать и слышать речь, отчет­ливо и правильно произносить, выразительно читать, разли­чать интонационную сторону речи.

Систематичность и последовательность в обуче­нии — один из дидактических принципов, который реали­зуется самой программой обучения: материал программы расположен так, что, следуя данному в программе порядку прохождения разделов и тем, мы обеспечиваем систематич­ность занятий; материал по русскому языку в начальных классах расположен концентрически и в то же время комп­лексно; в каждом классе имеются элементы всех разделов грамматики: и фонетики, и морфологии, и синтаксиса.

В связи с только что рассмотренным дидактическим принципом находится и принцип преемственности и перспективности, который подразумевает то, что каж­дый класс начальной школы наилучшим образом готовит к последующему классу, с тем чтобы не приходилось исправ­лять изученное или тратить много времени на повторение, чтобы умения и навыки были прочными.

Чувство языка развивается вслед за общим умственным и языковым развитием человека. В связи с развитием языко­вого чутья находится развитие речи,которое является ме­тодическим принципом обучения родной речи. Необходимо повышать культуру как устной, так и письменной речи: то и другое важно для успешной работы в процессе усвоения знаний по всем предметам.

Исследователи процессов усвоения языка и развития речи выдвигают еще один методический принцип: опере­жающее овладение устной речью по отношению к пись­менной в процессе овладения последней. Этот принцип очень важен для начальной школы. Младшие школьники не имеют опыта письменной речи, не знают правил право­писания; им трудно овладеть без этого опыта нормами письменной речи, если у них не выработана еще устная речь. Отсюда вытекает определенный методический вывод: если мы хотим развивать у детей правильную письменную речь, надо развивать устную.

В связи со сказанным необходимо подчеркнуть важ­ность еще одного методического принципа — принципа предупреждения ошибок (особенно орфографических) на начальной ступени обучения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы предупреждать появление ошибок, а не толь­ко исправлять их.

Важным методическим принципом занятий по языку в младших классах является также разностороннее изуче­ние родного языка. Взаимная связь различных сторон язы­ка, которая существует в нем, должна быть в центре вни­мания учителя и учащихся: грамматика и правописание изучаются на фоне лексики и словообразования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 491.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...