Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы обучения русскому языку




 

Педагогическая теория и школьная практика знают не­мало методов и способов обучения, которыми может поль­зоваться учитель начальных классов на уроках русского языка, чтобы достичь лучших результатов в своей препода­вательской деятельности. Так как обучение — двусторон­ний процесс, в котором активно участвуют и учитель, и ученик, то, говоря о методах обучения, нельзя говорить только о методах работы учителя, нужно учитывать и особенности учебной работы ученика.

Универсальной классификации методов школьного обучения нет, поэтому целесообразнее всего сгруппировать отдельные методы в соответствии с существующими подхо­дами к обучению.

Наиболее обычна группировка методов обучения с точки зрения организации учебного процесса;

1) связное сообщение учителем учебного материала;

2) метод беседы учителя с учениками;

3) самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

Когда группируют методы обучения по источнику зна­ний, получаемых учащимися, различают:

1) словесные методы,

2) наглядные методы,

3) практические работы.

На уроках русского языка преобладают словесные мето­ды в соединении с практическими упражнениями, причем явное преимущество отдается упражнениям: им должно быть отведено основное место в работе. Упражнения пред­полагают значительное использование учебника: учебник — основной источник материалов для упражнений.

Наглядные методы предполагают использование таб­лиц, схем, картин, рисунков в учебнике, диафильмы и пр. Одно из важных назначений наглядных пособий состоит в том, чтобы при их помощи организовывать самостоятель­ную работу учащихся. Кроме того, следует выбирать для работы такие наглядные пособия, которые позволяют срав­нивать и сопоставлять одни явления с другими.

С точки зрения учебных задач, стоящих перед учите­лем на различных этапах урока или системы уроков, можно назвать методы:

1) сообщения новых знаний,

2) закрепления знаний и автоматизации умений и навыков,

3) учета и проверки знаний, умений и навыков. Сообщение новых знаний и их закрепление организует­ся методом наблюдения, когда дети под руководством учи­теля ведут наблюдения над языком, делая на основе этих наблюдений самостоятельные выводы, что способствует активизации внимания учащихся. Для автоматизации навы­ков необходимо регулярное повторение пройденного и достаточное количество упражнений.

В совре­менной школой используются методы, на­правленные на познавательность процесса. Раскрывая содержание эвристического метода, ученые различают его разновидности:

1) проблемный метод,

2) поисковый (или частично поисковый),

3) исследовательский.

Сущность проблемного метода заключается в создании учителем проблемной ситуации, в постановке такого вопроса, который стал бы для учащихся проблемой, задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов-догадок, а ученик должен найти ключ к решению этой задачи и выбрать лишь один, верный, ответ. Поиск правильного пу­ти решения проблемы активизирует мыслительную дея­тельность ребенка. В начальной школе чаще всего приме­няется проблемно-поисковый метод, исследователь­ский же младшему школьнику пока недоступен.

Методы обучения, в том числе по грамматике и право­писанию, следует рассматривать и с точки зрения тех по­знавательных операций, которые дети выполняют в про­цессе приобретения знаний по языку под руководством учителя. Всякий изучаемый предмет или явление, для того чтобы его познать, расчленяется на составные элементы (анализ), которые затем объединяются в одно целое (син­тез). При этом анализ и синтез соединяются с другими мыслительными операциями (сравнение, сопоставление, классификация и т.д.)

Аналитико-синтетический метод является основным при обучении всем учебным предметам; вся познавательная работа ученика — это прежде всего анализ и синтез. Успех обучения заключается в правильном соотношении анализа и синтеза в зависимости от природы изучаемого материала, от этапа и задач обучения. К концу работы по той или иной теме аналитическая работа постепенно сокращается, а доля синтетических упражнений увеличивается.

Дидактика и методика, говоря о методах обучения, рас­сматривают их также с точки зрения хода мыслей и путей рассуждения, которыми идут учащиеся при изучении мате­риала. Различаются два метода: индуктивный и дедуктив­ный.

 Индукцияформа мышления, при которой человек, идя от частных случаев, единичных вещей, приходит к об­щему правилу, от фактов — к обобщению. При пользова­нии индуктивным методом учащиеся наблюдают над явле­ниями языка, затем делают вывод или формулируют пра­вило.

 Дедукция такая форма мышления, когда от общих положений, правил, законов идут к менее общим, конкрет­ным положениям. При дедуктивном методе мысль учащих­ся идет от общих положений (определений или правил) к конкретному материалу, который затем анализируется.

При обучении родному языку учителю приходится ис­пользовать совокупность методов, помогающую учащимся осмысленно и прочно усвоить изучаемый материал.

Практические методы предполагают выполнение уча­щимися практических упражнений. Классификация упраж­нений может быть проведена с учетом различных признаков:

1) По характеру языкового материала — фонетические, орфоэпические, графические, грамматические, орфогра­фические, лексические, словообразовательные, морфоло­гические, синтаксические и т.д.

2) По характеру умственной деятельности – аналитиче­ские, синтетические, аналитико-синтетические, класси­фикация, группирование, сопоставление, сравнение, обоб­щение и т.п.

3) По форме проведения —  устные и письменные.

4) По уровню самостоятельности — с объяснением до выполнения упражнения, с проверкой после выполнения, полностью самостоятельные.

Особым упражнением аналитического характера является разбор (фонетический, морфемный, морфологиче­ский, синтаксический).


Список методических понятий

 

Организация учебного процесса по русскому языку в школе

Урок русского языка –основная организационная форма обучения русскому языку в школе; его задачи: воспитание учащихся, привитие любви к русскому языку; сообщение знаний по фонетике, грамматике, словообразованию, лексике, стилистике, орфографии, развитие устной и письменной речи учащихся: обогащение их словаря, формирование грамматического строя их речи, обучению построению текста; формирование умений и навыков в области письма и орфографии, чтения и орфоэпии, грамматического разбора, других видов языкового анализа и пр.

 

Виды уроков русского языка –уроки различаются своими целями и структурой. В соответствии с этими параметрами они делятся на две группы: обучающие и контрольные.

Комбинированный урок по русскому языку –это уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля.

Методика преподавания русского языка

Методика преподавания русского языка –изучает закономерности обучения школьников русскому языку, т.е. содержание обучения, методы работы учителя, учащихся, процессы усвоения материала, трудности, определяющая эффективность рекомендуемых методов и приемов.

Предмет методики преподавания русского языка –является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя:

а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены;

б) деятельность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений;

в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков.

Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.

 

Лингвистический эксперимент –один из методов исследования по языку; прием обучения языку в рамках проблемно-поискового, исследовательского метода.

 

Линейный принцип программы –последовательное изучение русского языка от класса к классу. Составляет следующую последовательность: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, стилистика.

 

Линейно-ступенчатый принцип программы –постепенное наращивание новых сведений по теме при каждом возвращении к ней.

 

Методические рекомендации –документ, издаваемый обычно в виде брошюры, или заключительная часть научного отчета (диссертации), в которых содержатся краткие и четко сформулированные положения, вытекающие из изученного или обобщенного опыта учителей, школ или проведенного исследования.

 

Методическое наследие –один из источников развития методики как науки, то наиболее ценное, что не утратило своего значения до наших дней в трудах крупнейших методистов прошлого: Ф.И.Буслаева, И.И.Срезневского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Д.И.Тихомирова, В.П.Шереметевского, В.П. Вахтерова, А.Д.Алферова, В.И.Водовозова, Н.А.Корфа, А.М.Пешковского, Н.М.Соколова, М.А.Рыбниковой, Н.С.Рождественского, Л.В.Щербы, В.А.Добромыслова, Г.П.Фирсова и др. Методическое наследство не только обогащает современную методику, но и позволяет выверять современные решения.

 

Методический эксперимент –организованная для решения методической проблемы учебная деятельность, протекающая в ограниченный отрезок времени и имеющая сформулированную гипотезу и соответствующий план обучения. В ходе М.э. проводится измерение начального и заключительного состояния уровня обученности испытуемых.

 

Мастерство преподавателя –свойство личности преподавателя как высший уровень освоенных профессиональных умений на основе знаний и навыков в данной области.

 

Обучающие уроки русского языка –делятся на четыре самостоятельных вида:

- уроки сообщения нового материала;

- уроки формирования умений;

- уроки повторения пройденного;

- уроки работы над ошибками учащихся.

 

Общепредметные цели обучения русскому языку –на всех учебных предметах в школе, в том числе на уроках русского языка, реализуются следующие общедидактические (или общепредметные) цели:

- воспитание учащихся;

- развитие логического мышления;

- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.

 

Познавательные цели изучения русскому языку –выделяются три основные познавательные цели обучения русскому языку:

- формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык;

- вооружения учащихся основами знаний о языке и речи;

- эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

 

Углубленное изучение русского языка –вид разноуровневого (дифференцированного) образования; применяется в гимназиях, гуманитарных школах и классах с первых лет обучения; имеются программы углубленного обучения, создаются учебники. Признаки У.и.: увеличенное количество часов, введение тем по языкознанию, более подробное, детальное изучение тем с использованием более трудных учебников и научной литературы; У. методика: усложненные системы языкового анализа текста, исследовательские методы в изучении теории, моделирование и конструирование, повышенное внимание к взаимосвязанному, системному, комплексному изучению курсов, в старших классах – ориентация на гуманитарные профессии. Вводятся также дополнительные курсы общего филологического направления: иностранные (нередко – латынь и древнегреческий) языки, мировая литература, культурология, культура речи и стилистика, риторика и логика и др., а также спец. семинары по изучению стиля отдельных писателей, спецкурсы, доклады и рефераты учащихся.

 

Цели обучения русскому языку –одно из основных понятий методики. Они состоят в воспитании уважения и любви к родному, русскому языку, в раскрытии его роли в развитии культуры, науки, производства, в воспитании людей; в познавательной, учебной деятельности школьников – без знания языка, без овладения основными языковыми умениями (речь, говорение, аудирование, письмо, чтение) невозможно успешное обучение в школе; в овладении самостоятельной устной и письменной речью в ее разновидностях, в умении ясно, правильно, выразительно излагать свои мысли, знания; в познании закономерностей функционирования русского языка, в овладения его понятиями, его ресурсами, в знании его структуры, его нормы и пр.; в развитии мышления, умения обобщать, абстрагировать с помощью языковых средств, в расширении общей культуры, общего кругозора учащихся.

 

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Учитывая большое значение эстетического восприятия учащимися языка в речи, перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

- познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

- развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

- воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

- развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

 

Эстетическое отношение ученика к языкувызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи.

 

Языковая личность –любой носитель того или иного языка (типичный или самобытный), охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования средств данного языка для отражения окружения действительности (картины мира).

 

Языковой эстетический вкус ученика– складывается из следующих элементов: осознания богатства языка, эстетического отношения к языку и речи, чувства нормы и антинормы, выразительности, уместности употребления.

    

Средства обучения русскому языку

Методический аппарат учебника –в действующих учебниках русского языка заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи.

 

Методическое пособие– книга для учителя, в которой излагается какой-либо крупный вопрос методики, значительный раздел курса методики, описывается система работы, метод или прием (система приемов) обучения. Обычно характеризуется ясно выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

 

Цели обучения русскому языку

I. Образовательные цели:

— усвоение науки, основ знаний о языковой системе; осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теорети­ческих знаний;

— овладение умениями и навыками в про­изводстве правильной литературной речи в устной и письменной формах.

II. Развивающие цели:

— развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, ре­чевого слуха;

— овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

— овладение приемами учебной деятельности;

— понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.

III. Воспитательные цели:

— воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

— воспитание эстетического отношения к сло­ву, чувства ответственности по отношению к слову;

— формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентации.

Методы обучения русскому языку

I. По источнику получения знаний:

 — словесные (лекция, беседа, рассказ и т. п.);

 — практические (упражнения);

 — наглядные (иллюстрирование, демонстра­ция).

II. По уровню активности познавательной де­ятельности:

— объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение учителя, чтение учебника);

— репродуктивный (анализ языковых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям, подбор синони­мов, однокоренных слов);

— проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи);

— эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);

— исследовательский (анализ языковых еди­ниц разных уровней во  взаимосвязи и взаимодействии).

III. По функциям:

— методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, лекция, иллюстрирование);

— методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор);

— методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений, преобразование языкового материала);

— методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложение, сочинение, монологическое вы­сказывание);

— методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа).

 

Средства обучения русскому языку

I.Дидактический материал (языковые понятия и термины, входящие в программу обучения, а также тексты).

II.Методы усвоения учащимися дидактическо­го материала (усилия и действия учащихся, выполняемые ими с целью усвоить языковую теорию и научиться владеть ею).

III.  Материальные средства обучения:

— учебные комплекты;

— аппаратура технических средств обучения;

— кабинеты русского языка, контрольно-обучающие устройства, компьютерные программы.

Организационные формы обучения русскому языку

I. Уроки, выделяемые в соответствии с психо­лого-педагогическими этапами усвоения материала

1. Урок объяснения нового материала.

2. Урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).

3. Повторительно-обобщающий урок.

4. Комбинированный урок.

II. Уроки, выделяемые на основе ведущего ме­тода

1. Урок-лекция (оформление сведений о языке).

2. Урок-семинар.

3. Урок-практикум.

4. Урок-зачет.

III. Уроки развития речи

1. Урок подготовки изложения.

2. Урок подготовки сочинения.

3. Урок анализа текста.

4. Урок обучения устным монологическим высказываниям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 474.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...