Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контроль и учет знаний, умений и навыков по грамматике и правописанию.




Одним из важных дидактических условий, обеспечива­ющих усвоение знаний, является их систематическая про­верка и оценка.

Проверка знаний учащихся позволяет учителю установить:

1) Прочность знаний, выражающуюся в основательности, полноте и уверенности ответов ученика, быстроте выпол­нения практических заданий по всем разделам изучен­ного программного материала.

2) Накопление в памяти ученика определенного объема сведений, предусмотренного школьной программой.

3) Степень осмысления изученного материала: понима­ние взаимосвязи и взаимообусловленности изученных фактов и явлений, самостоятельность суждений, уме­ние обосновать и доказать излагаемые при ответе или в письменной работе теоретические положения или пра­вила, умение пользоваться на доступном уровне важ­нейшими логическими операциями (анализ, синтез, классификация, обобщение, вывод и т.д.)

4) Умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями при выполнении практических заданий раз­личной степени сложности и в различных ситуациях.

5) Уровень культуры устной и письменной речи.

Проверка помогает учителю выяснить не только, что поняли и освоили ученики но и как, в какой степени. Это позволяет своевременно выявить недочеты, пробелы в зна­ниях, умениях и навыках детей и устранить их.

Постоянно следует помнить и то, что проверка и оценка учебной деятельности ребенка требует от учителя тактич­ности, осторожности в формулировках, обоснованиях оценки. Особенная гибкость требуется от учителя при оценке слабоуспевающих детей. Следует стимулировать на достижение посильных для них положительных результа­тов в учении.

Проверка осуществляется в различных формах и раз­ными методами. Различают методы фронтальной и инди­видуальной проверки.

Фронтальная проверка, т.е. опрос многих учащихся, распространена на этапах подготовки к изучению нового и изучения нового материала. Она используется для провер­ки знаний, подлежащих обязательному запоминанию.

 Ее преимущества заключаются:

— в возможности выявить знания многих учащихся по разным вопросам;

— в короткое время установить факт выполнения задания всем классом и т.д.

Методом фронтальной проверки проверяется материал, который должен быть заучен буквально, без малейших пре­образований: определения частей речи, падежных вопро­сов, определения членов предложения, некоторые слова, правописание которых следует запомнить и т.п.

Однако фронтальная проверка не позволяет выявить глубину и сознательность усвоения учебного материала.

 Индивидуальная проверка индивидуальный опрос учащихся — является наиболее объективным показателем правильности усвоения учебного материала, его полноты и глубины. При индивидуальной проверке главное внимание сосредоточивается не только на воспроизведении изучен­ного, но и на объяснении, доказательстве тех или иных грамматических явлений. Она позволяет выявить умения учеников пользоваться полученными теоретическими све­дениями при решении практических задач.

Индивидуальная проверка — опрос — должна прово­диться на каждом уроке: два-три ученика получают вопро­сы, требующие как буквального воспроизведения учебного материала, так и преобразований, доказательств, сравне­ний, объяснений. Детей систематически приучают к полно­му, обоснованному, последовательному ответу.

 Для этого ученикам предлагается пользоваться планом ответа: О чем нужно сказать вначале?

О чем потом? Почему?

Каки­ми примерами подтвердить свой ответ?

Индивидуальная проверка знаний одновременно явля­ется хорошей практикой в связной литературной речи.

И фронтальная, и индивидуальная проверка знаний мо­жет проводиться в устной и письменной форме.

Устная проверка присутствует на каждом уроке. К ней принято относить:

—  ответ по отдельному правилу;

—  сообщение по какому-либо законченному разделу;

—  приведение своего примера по изучаемому материалу;

—  комментирование упражнения и т.п.

Устная индивидуальная проверка чаще всего связыва­ется с ответом ученика у доски, причем устное сообщение нередко дополняется выполнением небольшого письменно­го задания. Опрашивая ученика у доски, целесообразно остальным детям предложить отличную от индивидуально­го вопроса, но связанную с ним.

К фронтальным устным формам проверки, помимо бе­седы и опроса по правилам и формулировкам, относится работа с сигнальными карточками. Они помогут на этапе первичного закрепления и при проверке домашней или классной самостоятельной работы. Использование сиг­нальных карточек

  а   о   сущ.

 

   Им.п.    Род.п.      1скл.    Ед.ч.     

позволяет учителю оперативно получать сведения о сте­пени усвоения материала всем классом в целом и каждым учеником в отдельности. Устные формы проверки знаний позволяют ученику практиковаться в изложении своих мыслей, приучают к обоснованной связной речи, а учителю дают возможность работать над речью каждого ученика.

Письменная проверка знаний имеет два преимущества:

— позволяет видеть успехи и неудачи всех учеников;

— дает возможность убедиться в умении детей практически применять полученные знания.

Главное требование при проведении письменных конт­рольных работ таково: они не должны проводиться по дан­ному учителем образцу. Это должны быть работы, резуль­таты которых показывают степень овладения приемами са­мостоятельной умственной деятельности.

 К письменным формам проверки относятся:

1) Списывание текста без каких-либо изменений и дополнений;

2) Списывание текста со вставкой букв, слов;

3) Списывание текста с грамматическим заданием — подчеркнуть, выделить, указать и т.п.;

4} Грамматический разбор;

5) Диктант без дополнительных заданий;

6) Диктант с грамматическими заданиями;

7) Работа с деформированным текстом;

8) Изложение;

9) Сочинение.

Письменный опрос охватывает всех учащихся и позво­ляет одновременно проверить их знания. Но информация о степени усвоения детьми учебного материала поступает с некоторым опозданием, т.к. все письменные работы требу­ют значительного времени на проверку. Наряду с методами и формами проверки необходимо остановиться на ее видах:

— текущий учет;

— тематическая проверка;

— итоговый контроль.

Текущий учет основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоение пройденного на уроке, выя­вить возможные пробелы в знаниях и наметить пути их ликвидации. В текущую проверку входит также проверка домашнего задания и ранее пройденный материал. Теку­щая проверка присутствует почти на каждом уроке и может проводиться фронтально или индивидуально, устно или письменно. Проверочные работы имеют форму самостоя­тельной работы с последующей проверкой. Но текущий учет недостаточен для того, чтобы судить в полной мере об усвоении учащимися сведений, полученных за определен­ный отрезок времени (урок, неделю, месяц). Поэтому воз­никает необходимость через определенные промежутки времени проводить специальные проверочные работы, ко­торые позволяют установить уровень глубины, осмыслен­ности и прочности знаний по той или иной теме.

Тематическая проверка предполагает охват одновре­менно двух трех вопросов или целой группы вопросов по изученной теме. Тематическая проверка проводится 3-5 раз в год и имеет форму письменной контрольной работы, составленной из грамматических заданий, форму диктанта или изложения, что позволяет выявить уровень орфогра­фической грамотности.

Итоговая проверка тесно связана с тематической и пред­полагает проверку усвоения учебного материала, изученного в течение четверти, полугодия, целого года. Итоговый учет направлен на выявление усвоения ключевых вопросов курса и тесно связан с итоговым повторением пройденного.

Для проведения текущей и итоговой проверки следует отводить специальные уроки, о которых учитель заранее предупреждает учащихся в целях их подготовки к конт­рольному опросу.

На уроках проверки знаний можно проводить как уст­ные, так и письменные работы. Полезно сочетать устные и письменные формы опроса. Причем устная работа предва­ряет письменную и может носить не только проверочный, но и предупредительный характер. Диктанты, списывания, изложения могут дополняться заданиями, позволяющими проверить грамматические знания и умения, связанные с проверяемыми навыками грамотности.

Анализ не должен сводиться к подсчету положительных и неудовлетворительных оце­нок. Главное — проанализировать, сколько человек и кто именно не усвоил то или иное правило, те или иные сведе­ния, разделы программы.

Список методических понятий

Урок контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью –проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов. В качестве контрольных диктантов используются диктанты без изменения. Им не предшествует никакая подготовительная работа.

Для контрольных диктантов привлекаются тексты, а не отдельные предложения. Текст диктанта сначала читается целиком, чтобы дети поняли его смысл, затем по предложениям. В конце работы текст вновь читается целиком, чтобы дать возможность детям проверить написанное.

Текст контрольного диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

 

Урок русского языка –основная организационная форма обучения русскому языку в школе; его задачи: воспитание учащихся, привитие любви к русскому языку; сообщение знаний по фонетике, грамматике, словообразованию, лексике, стилистике, орфографии, развитие устной и письменной речи учащихся: обогащение их словаря, формирование грамматического строя их речи, обучение построению текста; формирование умений и навыков в области письма и орфографии, чтения и орфоэпии, грамматического разбора, других видов языкового анализа и пр. Разновидности: У. Сообщения новых знаний, У. Закрепления, У. обобщения, контрольный У., а также по содержанию – У. грамматики, У. фонетике, У. развития речи и пр.

Важнейшие структурные элементы У. р. я.: сообщение нового материала, упражнения с целью закрепления и повторения, выработки и навыков; задания для самостоятельной работы дома; проверка домашнего задания; проверка знаний, умений, навыков (опрос); обобщение, подведение итога урока. Учитель обеспечивает высокую познавательную активность учащихся на У.

 

Уроки повторения пройденного –предназначены для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. В соответствии с перечисленными целями выделяются следующие разновидности уроков повторения: в начале учебного года, в конце учебного года, в конце изучения темы, в начале изучения ступенчатой темы.

Урок повторения в начале учебного года имеет целью воспроизвести и закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе.

Урок повторения в начале изучения нового разделанеобходим при изучении ступенчатых тем.

Урок повторения в конце разделапредназначен для закрепления изученного и для его систематизации.

Урок повторения в конце учебногогода предназначен в первую очередь для приведения знаний в систему, основу которой составляет работа над единицами языка и разделами науки о языке.

 

Урок семинар –специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в подведении итогов всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем.

 

Урок сообщения нового материала –вид уроков русского языка, главным образом по грамматике, фонетике, лексики, словообразованию, стилистике. На уроке вводится новая тема, часть темы, новая ступень изучаемой темы, т.е. на уроке новый материал является определяющим фактором, он определяет структуру, содержание урока. Обычно введение нового материала подготавливается повторением тех сведений, которые нужны будут для наилучшего восприятия нового.

 

Уроки формирования умений и навыков –служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны в том случае, если на тему отводится не менее 2-часов и если тема предлагает формирование умений.

В структуре такого урока, естественно, отсутствует объяснение как структурный элемент. Центр такого урока – выполнение упражнений, направленных на развитие умений, формирование которых заложено было на предыдущем (или предыдущих) занятиях.

 

Фронтальный опрос –прием обучения, при котором вопрос задается всей группе и только потом называется учащийся, который    будет отвечать на этот вопрос.



Дидактический материал.

Конспект урока русского языка

Задания:

1. Выполнить анализ конспекта урока:

— учет методических требований к планированию урока;

— организация повторения;

— организация контроля;

— совершенствование навыка письма.

Урок на тему «Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне» (2 класс, 1-3)

1. Обобщение о способах проверки слов с безударными гласными в корне:

Запишите отгадки. Перед отгадкой напишите проверочное слово.

1) Я оставлю тонкий след, жить он может много лет. 2) Мой хвост не отличишь от головы. Меня в земле всегда найдете вы. 3) Может и раз­биться, может и свариться. Если хочешь, в птицу может превратиться.(Отгадки: червяк, перо, яйцо)

Каким способом проверяли написание слова?

2. Учитель показывает рисунки. Учащиеся записывают: мячи, слоны, сова, ежи, ножи, окно, сосна, письмо, коза, грибы, овца, доска, грачи, гнездо, пчела.Перед записью устно подбирают проверочные слова.

3. Составление и запись предложений по предметным картинкам.

4. Запись под диктовку слов с указанием проверочного. Трещал, пищал, чернила, тишина, жильцы, уче­ник, верхушка, мете, тянул, стоял, тепло, весело, косилка.

— Каким способом проверяли безударную гласную в корне в этих словах?

5. Игра. Учащиеся одного ряда называют слова с безударными гласными в корне. Учащиеся другого ряда говорят, в каком слоге безударный звук, как проверить написание слова, какую букву писать. При этом указывают способ проверки (изменить число, подобрать родственное слово и т.п.).

6. Составление текста на тему «Моя любимая игра». В словах с проверяемыми безударными гласными в корне поставить ударение, найти корень. О написании незнакомых слов спросить.

7.Самостоятельная работа (упр. 234).

8.Общий вывод о способах проверки безударной гласной в корне слова, об особенностях проверочных слов.

9. Задание на дом: упр. 237.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 899.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...