Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основныеформынаучногопознания.




Применениеразличныхметодовнаучногопознаниядаетвозможностьполучитьнаучноезнание,ноэтознаниевозникаетнесразувготовомвиде,аразвиваетсяпостепенновпроцессепознаниявразличныхформах.

Длянаучногопознания,преждевсегохарактернытакиеформы,какэмпирическийфакт,проблема,идея,гипотеза,теория.

Фундаментомвсегознаниявкаждойнаукеявляетсяфактическийматериалиликонкретныефакты.Фактом(отлат.factum–осуществленное,сделанное)называютсобытие,явление,процесс,которыеимеютместовобъективнойдействительностииявляютсяобъектомисследования.Фактпредставляетсобойзафиксированноевпредложенииэмпирическоезнание.

Внаучномпознаниисовокупностьфактовобразуетэмпирическуюосновудлявыдвижениягипотезисозданиятеорий.Задачейнаучнойтеорииявляетсяописаниефактов,ихобъяснение,атакжепредсказаниеранеенеизвестныхфактов.Фактыиграютважнуюрольвпроверке,подтверждениииопровержениитеорий:соответствиефактам–одноизсущественныхтребованийкнаучнымтеориям.Расхождениетеорийсфактамирассматриваетсякаксущественныйнедостатоктеоретическойсистемызнания.

Впониманииприродыфактоввсовременнойфилософиинаукивыделяютсядвеосновныхтенденции:фактуализмитеоретизм.Еслиперваяизнихподчеркиваетнезависимостьиавтономностьфактовотносительноразличныхтеорий,товторая,наоборот,утверждает,чтофактыполностьюзависятоттеориииприсменетеорийпроисходитизменениевсегофактуальногобазисанауки.Невернокакабсолютноепротивопоставлениефактовтеории,такиполноерастворениефактоввтеории.

Врезультатенамеренияобъяснитьявление,найтиегопричинывозникаетнаучнаяпроблема.Научноеисследованиевсегдапредставляетсобойцепьследующиходназадругойпроблем.

Проблема–этотеоретическийилипрактическийвопрос,которыйнуждаетсявсвоемрешении,изучениииисследовании.Толчкомксозданиюнаучнойпроблемыслужатновыефакты,которыевозникаютнапрактике;онинеукладываютсявсуществующуюсистемузнанийипоэтомутребуютдлясвоегообъясненияновыхидей.

Формированиепроблемы–этоважныймоментразвитиянаучногознания,потомучтовправильнойпостановкепроблемыужесодержитсяключкеерешению.Невернаяеепостановкаявляетсяоднойизпричинвозникновениявымышленныхпроблем(псевдопроблем),противоречащихфактамизаконам.Итакиепроблемыпрактическинеразрешимы.Всилукомплексногохарактерамногихпроблемсовременногоестествознанияисоциальныхнаукбольшуюзначимостьдляанализапостроенияидинамикипроблемприобретаютсистемныеметоды.

Однойизважныхформразвитиянаучногознанияявляетсяидея(отгреч.ἰδέα–вид,образ),котораябудучиактивным,опосредствующимзвеномвразвитиидействительностисоздаетновые,ранеенесуществовавшиеформыреальности.Подидеейпонимаетсятакжеформаразвитиянаучногознания,когдаввидеидейформируютсянекоторыеобобщения,теоретическиезнания,объясняясущность,закономерностьявлений.

Внаукеидеинетолькоподытоживаютопытпредыдущегоразвитиязнаниявтойилиинойобласти,ноислужатоснованием,накоторомзнаниясинтезируютсявнекоторуюцелостнуюсистему.Идеивыполняютрольактивныхэвристическихпринциповобъясненияявлений,поисковновыхпутейрешенияпроблем.

Ведущаяидеядлясистематическогоосвещенияпредметовиявленийполучилавтеориипознанияназвание«концепция».Концепция(отлат.conceptio–понимание,система)–определенныйспособпонимания,трактовкилюбогоявления,процесса,основнаяточказрениянапредметилиявление,ведущаяидеядляихсистематическоготолкования.Этоттерминупотребляетсятакжедляобозначенияведущегомнения,конструктивногопринципавнаучной,художественной,технической,политическойидр.деятельности.

Огромнуюрольвразвитиинаучногознанияиграеттакаяформатеоретическогомышления,какгипотеза(отгреч.ὑπόθεσις–основа,предположение),т.е.научнообоснованноепредположениеосуществованииявлений,овнутреннейструктуреилифункцияхявлений,опричинахвозникновенияиразвитииявлений,достоверностькоторыхнасовременномэтапепроизводстваинаукинеможетбытьпроверенаидоказана.Гипотезапредставляетсобойформувероятностногознания,таккаконаявляетсявысказыванием,истинностьиошибочностькоторогоещенеустановлена.

Впроцессеразвитиянаучногознаниягипотезаиспользуется:

wкогдаизвестныефактынедостаточныдляобъясненияпричиннойзависимостиявленийисуществуетпотребностьвихобъяснении;

wкогдафактысложныеигипотезаможетпринестипользукакполучение,построениезнанийвданныймомент,какпервыйшагкихобъяснению;

wкогдапричиныфактовнедоступныдляопыта,нодействияипоследствияихмогутбытьизучены.

Какформанаучногопознаниягипотезавсвоемразвитиипроходитчетырестадии:

▪накоплениефактическогоматериала,егоописаниеиизучение;

▪формированиегипотезыопричинныхсвязяхявлений;

▪проверкаполученныхвыводовнапрактике;

▪преобразованиегипотезывдостовернуютеориюилижеотрицаниеранеесуществующейгипотезыивыдвижениеновой.

Важнымтребованиемнаучнойгипотезыявляетсятакжевозможностьеепрактическойпроверки.Еслифактическиеданныеподтверждаютвыдвинутуюгипотезу,тоонапревращаетсявокончательныйдиагноз,которыйследуетрассматриватькакспецифическуюформупознания.

Проверяемостьгипотезызаключаетсявтом,чтоеетеоретическиепоследствияивыводысопоставляютсясрезультатамиопытов.Приэтомопытнесразуможетподтверждатьгипотезу.Отвозникновениягипотезыкпревращениюеевдоказательствонередкопроходитзначительноевремя.Степеньвероятностигипотезытемвыше,чемразнообразнееимногочисленнееисследования,которыеподтверждаютсяопытом.Придостаточныхусловияхвероятностигипотезатеоретическиипрактическиграничитсдостоверностью.

Провереннаяидоказаннаянапрактикегипотезапереходитвразряддостоверныхистинистановитсянаучнойтеорией.

Тесная,неразрывнаясвязьгипотезы,теории,законаипрактикираскрываетсявходенаучногоисследования.Теорияявляетсянаиболееразвитойформойнаучногопознания.

Теория–этосистемаобобщенногознания,основныхнаучныхидей,законовипринципов,которыеотображаютопределеннуючастьокружающегомира,атакжематериальнуюидуховнуюдеятельностьлюдей.Термин«научнаятеория»используетсяивболееузкомпонимании,каксовокупностьпонятийисужденийотносительнонекоторойпредметнойобласти,объединенныхвединуюистинную,достовернуюсистемузнанийспомощьюопределенныхлогическихпринципов.

Всозерцательном,теоретико-познавательномпланеподтеориейпонимаютсистемузнаний,котораяописываетиобъединяетсовокупностьявленийнекоторойобластидействительностииприводитоткрытыевэтойсферезаконыкединомуобъединительномуоснованию.Вэтомпланенаучнаятеориякаксистемазнанияхарактеризуетсянекоторымипризнаками:

‒предметность(всепонятияиутверждениядолжныотноситьсякоднойитойжепредметнойобласти);

‒адекватностьиполнотаописанияобъективнойдействительности(теориядолжнаописыватьвсесуществующиеситуациивсоответствующейпредметнойобласти);

‒интерпретируемость(однозначноеиопределенноераскрытиесущностиисодержанияиспользуемыхтеориейтерминов);

‒проверяемость(установлениесоответствиясодержанияутвержденийтеориисвойствамиотношениямреальныхсистем);

‒истинностьидостоверностьосновныхутвержденийтеории.

Научнаятеорияразвиваетсяподвоздействиемразныхстимулов,внутреннихиливнешних.Внешниестимулы–этопротиворечиятеориииопыта.Внутренниестимулыпредставляютсобойобнаруженныевсоставетеориинерешенныезадачи.Какте,такидругиепобуждаютразвитиетеории,чтоможетосуществлятьсявтрехосновныхформах:

1)винтенсификационнойформе,когдапроисходитуглублениенашихзнанийбезизмененияобластиприменениятеории;

2)вэкстенсификационной,когдапроисходитрасширениеиспользованиятеориибезсущественныхизмененийеесодержания.Примеромэтогоможетслужитьраспространениетеорииэлектромагнетизманасферуоптическихявлений;

3)вкомбинированной,экстенсификационно-интенсификационной.Такимпоформеявляетсяпроцессдифференциациинаучныхтеорий.

Вразвитиитеориимогутбытьвыделеныдваотносительносамостоятельныхэтапа:

1.Эволюционный,когдатеориясохраняетсвоюкачественнуюопределенность.

2.Революционный,когдаосуществляетсясломееосновныхисходныхоснований,компонентов,математическогоаппарата,методологии.Вконечномитогетакойскачоквразвитиитеориизнаменуетсозданиеновойтеории.

Действительная,зрелаятеорияпредставляетсобойнепростосуммусвязанныхмеждусобойзнаний,ноисодержитопределенныймеханизмпостроениязнания,внутреннегоразвертываниятеоретическогосодержания,воплощаетнекоторуюпрограммуисследования;всеэтосоздаетцелостностьтеориикакединойсистемызнания.

Косновнымпринципампостроениянаучнойтеорииотносятсяследующие:

▪Принципдетерминизма,будучиобщенаучным,организуетпостроениезнаниявконкретныхнауках.Детерминизмвыступает,преждевсего,вформепричинностикаксовокупностиобстоятельств,которыепредшествуютвовременикакому-либособытиюивызываютего.

▪Принципсоответствияозначает,вчастности,ипреемственностьнаучныхтеорий.Нанеобходимостьследованияпринципусоответствияприходитсяобращатьвниманиеисследователей,посколькувпоследнеевремявгуманитарныхиобщественныхнауках(втомчисле,впедагогике)сталипоявлятьсяработы,особенновыполненныелюдьми,пришедшимивэтиотраслинаукииздругих,«сильных»областейнаучногознания,вкоторыхделаютсяпопыткисоздатьновыетеории,концепцииит.п.,малосвязанныеилиникакнесвязанныеспрежнимитеориями.Так,например,вомногихпедагогическихисследованияхпоследнеговремени,посвященныхразличнымобразовательным,информационнымтехнологиямвобучении,педагогическимтехникамит.д.,новыепостроениявообщеникакнесоотносятсястрадиционнымидляпедагогикипонятиями:педагогическийпроцесс,дидактика,методика,методы,средстваобученияит.п.Новыетеоретическиепостроениябываютполезныдляразвитиянауки,ноеслионинебудутсоотноситьсяспрежними,тоученыевскоромвременивообщеперестанутпониматьдругдруга.

▪Принципдополнительности.ЭтотпринципбылвпервыесформулированН.Бором:воспроизведениецелостностиявлениятребуетприменениявпознаниивзаимоисключающих«дополнительных»классовпонятий.Принципдополнительностисущественноповернулвесьстройнауки.Есликлассическаянаукафункционировалакакцельноеобразование,ориентированноенаполучениесистемызнанийвокончательномизавершенномвиде,наоднозначноеисследованиесобытий,наисключениеизконтекстанаукивлияниядеятельностиисследователяииспользуемыхимсредств,наоценкувходящеговналичныйфонднаукизнаниякакабсолютнодостоверного,тоспоявлениемпринципадополнительностиситуацияизменилась:

–Во-первых,включениесубъектнойдеятельностиисследователявконтекстнаукипривелокизменениюпониманияпредметазнания–имсталатеперьнереальность«вчистомвиде»,анекоторыйеесрез,заданныйчерезпризмупринятыхтеоретическихиэмпирическихсредствиспособовееосвоенияпознающимсубъектом.

–Во-вторых,взаимодействиеизучаемогообъектасисследователем(втомчислепосредствомприборов)неможетнепривестикразличнойпроявляемостисвойствобъектавзависимостиоттипаеговзаимодействияспознающимсубъектомвразличных,частовзаимоисключающихусловиях.Аэтоозначаетправомерностьиравноправиеразличныхнаучныхописанийобъекта,втомчислеразличныхтеорий,описывающиходинитотжеобъект,однуитужепредметнуюобласть.Поэтому,очевидно,булгаковскийВоландиговорит:«Всетеориистоятоднадругой».

Этиканауки.

Занятиянаукойпредставляютсобойдовольноспецифическийроддеятельностичеловека.Регулируясьнаравнеспрочимичеловеческимизанятиямиобычнымиморальныминормамиитребованиями,онивтожевремянуждаютсяивнекоторыхдополнительныхэтическихрегуляторах,учитывающихособыйхарактернаучнойдеятельности.Изучениемспецификиморальнойрегуляциивнаучнойсферезанимаетсятакаядисциплина,какэтиканауки.

Предметеезабот—отысканиеиобоснованиетакихимеющихморальноеизмерениеценностей,нормиправил,которыебыспособствовали,во-первых,большейэффективностинаучноготруда,аво-вторых,егобезупречностиспозицийобщественногоблага.

Системаподобныхценностей,нормипринциповназываетсяэтосомнауки.Онохватываетдвакруганаучно-этическихпроблем.

Первыйсвязансрегуляциейвзаимоотношенийвнутрисамогонаучногосообщества,второйвызванкжизни«обострениемотношений»междуобществомвцеломинаукойкакоднимизмногихсоциальныхинститутов.

Этиканаучногосообщества

«Внутренний»этоснауки,формируемыйнаосновеприменениякнаучнойдеятельностиэтическогооценочногоразделенияявленийна«добро»и«зло»,включаетследующиепринципы:

самоценностьистины;

новизнунаучногознаниякакцельирешающееусловиеуспехаученого;

полнуюсвободунаучноготворчества;

абсолютноеравенствовсехисследователей«передлицомистины»;

научныеистины—всеобщеедостояние;

исходныйкритицизмидр.

Вкраткойрасшифровкеэтипринципыозначаютследующее.

(А)Высшейценностьюдеятельностивсференаукиявляетсяистина.Занимаясьеепоиском,ученыйдолженотброситьвсе«привходящие»житейскиеидажевысокие,социальныесоображения:пользу,выгоду,славу,почет,уместность,приятностьилинеприятностьит.д.Толькооднадихотомияимеетзначение:«истинно—ложно»,всеостальное—запределаминауки.Какойбы«печальной»или«низкой»ниоказаласьобнаруженнаяистина,онадолжнавосторжествовать.Еслинаука,теснярелигию,лишаетчеловекапривычногосмыслаегосуществованияинадеждынабессмертиедуши—грустно,конечно,ноистинапревышевсего!

(Б)Наукаможетсуществоватьтольков«режимевелосипедиста»:покакрутишьпедали—едешь,перестанешь—упадешь.Наукаживатольконепрерывнымприращением,обновлениемзнания,причемнесоставляютисключенияифундаментальные,универсальныенаучныетеорииипринципы.Всфере,например,искусстваможносотнилетигратьоднуитужепьесуиличитатьодинитотжероман—интереснепропадает.Вобластиморалиповторениеоднихитехжеповеденческихшаблоновлишьделаетихпрочнееиавторитетнее.Внаукежепо-настояшемуинтереснолишьто,чтоново.Новаторствокакцельнаукиестьследствиеееведущейфункции—объяснительной.Еслипослеобъяснениявсепонятно,зачемжеобъяснятьвторойраз?Новаторствокакэтическаяценностьнаукиспасаетееотзастоя,вырожденияиограниченностисиюминутнымизапросамиобщества.

(В)Мощьистремительностьразвитиянаукиневпоследнююочередьобъясняютсятем,чтоученыесами,вмерусвоеголюбопытстваиинтуиции,определяютпредметисследовательскихинтересов.Действияне«понужде»,анаосновесвободноговыборавсегдабываютмногоуспешнее.Приэтомдлянаукинесуществуетзапретныхтем.Начавсраскрытиясекретовприроды,онапостепенноподобраласьикчеловеку.Уяснениеосновнервнойигормональнойрегуляциифункцийчеловеческогоорганизма,расшифровкаегогеномаидругиедостижениянаукиделают«природучеловека»всеменеетаинственной.Однакоесли,недайбог,выяснится,чтоправЗигмундФрейд,объявившиймозгчеловекавсеголишь«приложениемкполовымжелезам»,вспоминатьопользерелигиозныхзапретовнаизучениевнутреннегоустройствачеловекабудетужепоздно.

(Г)Наука—институтвцеломвесьмадемократичный.Онавынужденабытьтакой,ибоизвестно,чтоподавляющеебольшинствооткрытийвнаукеделаетсяоченьмолодымилюдьми,ещенеобремененнымизваниями,должностямиипрочимирегалиями.Идляуспехаобщегодела(постиженияистины)простонеобходимопостулироватьпринципабсолютногоравенствавсехисследователей«передлицомистины»,невзираянинакакиетитулыиавторитеты.

(Д)Любойученый,получившийинтересныерезультаты,всегдастремитсяпобыстрееихобнародовать.Причемоннепростохочет,онобязанэтосделать!Ибооткрытиетолькотогдастановитсяоткрытием,когдаонопровереноипризнанонаучнымсообществом.Приэтомнанаучныеоткрытиянесуществуетправасобственности.Ониявляютсядостояниемвсегочеловечества.Тот,ктополучаетвыдающийсянаучныйрезультат,невправемонопольноимраспоряжаться.Впротивномслучаебудутразрушеныединствонаучногознания,атакжесоставныеэлементыегообязательности:общедоступностьивоспроизводимость.Наукаведьиродилась-тотолькотогда,когдатщательноукрываемоевореолесвященностизнаниепересталобытьмонополиейизбранных(жрецов)исделалосьвсеобщимдостоянием.

(Е)Акцентнаучнойдеятельностинановизнуполучаемыхрезультатовимеетоднимизсвоихследствиймасштабныйкритицизмпоотношениюкаккужепринятым,такиновымидеям.Всякаяноваятеория,соднойстороны,поневолеотрицает,преподноситвкритическомсветеужесуществующую,асдругой—онасамапопадаетподогонькритикисложившейсянаучнойтрадиции.Изэтойситуациинаукаизвлекаетдвойнуювыгоду:во-первых,непозволяетсебе«почиватьналаврах»,аво-вторых,тщательнофильтруетпредлагаемыевомножествегипотезы,осторожноотбираятолькоподлинныеновации.Поэтомукритичностьвнауке—этонорма.Апосколькукритичнывнаукевсе,тонормойявляетсяинепременноеуважениеккритическимаргументамдругдруга.

Охарактеризованныевышеосновныепринципыэтосанаукипорождаютмножествоменееобъемных,более«технических»требованийкдеятельностиученого.Средипоследних:обязательностьдлянаучныхработссылокнаавторствотехилииныхидей,запретплагиата,прозрачностьметодовполученияконечныхрезультатов,ответственностьзадостоверностьприводимыхданныхит.д.

Назначениевсехэтихпринциповинорм—самосохранениенаукииеевозможностейвпоискахистины.Ивсеэтонепростотехническийрегламент,ноодновременноиэтическиепринципы.Сморальюихроднитто,чтоконтролируетсяихвыполнениеглавнымобразомморальнымимеханизмамивнутреннегоконтроляличности:долгом,честью,совестьюученого.Даинарушенияихкараютсявосновномморальнымисанкциями.

Этиканаукикаксоциальногоинститута

Второйкругпроблем,связанныхсморальнойрегуляциейнаучноготворчества,возникаетвXXв.всвязиспревращениемнаукивнепосредственнуюпроизводительнуюсилуиобретениемеювлиянияпланетарногомасштаба.Моральноеизмерениерегламентациянаукивэтомслучаеполучаетпотому,чтодеятельностьвданнойсференачинаетсказыватьсянаинтересахобщества(человечества)вцеломневсегдавпозитивномдухе.Итомуестьнесколькооснований:

созданиесовременнойэкспериментальнойбазыиинформационногообеспечениянаукитребуютотвлеченияогромныхматериальныхилюдскихресурсов,иобществудалеконебезразлично,насколькоэффективноэтиресурсыиспользуются;

вполезрениясегодняшнейнаукипопалиприродныеобъекты,вкоторыевключенвкачествесоставногоэлементасамчеловек:этоэкологические,биотехнологические,нейро-информацион-ныеипрочиесистемы,предельнымслучаемкоторыхявляетсявсябиосферацеликом;экспериментированиеивзаимодействиестакимиобъектамипотенциальносодержатвсебекатастрофическиедлячеловекапоследствия;поэтомувнутринаучныеценности(стремлениекистине,новизнеипроч.)обязательнодолжныбытьскорректированыценностямиобщегуманистическими,общечеловеческими;

дажееслинаучныеисследованиянеугрожаютбезопасностивсегочеловечества,неменееважноисключитьвозможностьнанесенияимиущербаправамидостоинствулюбогоотдельногочеловека;

выборконкретнойстратегиинаучногопоискасегодняуженеможетосуществлятьсянаосновевнутринаучныхцелейимотивов,нотребуетучетачеткопросчитанныхобщесоциальныхцелейиценностей,диктующихприоритетностьрешениямножествапроблем:экологических,медицинских,борьбысбедностью,голодомит.д.

Такимобразом,потребностьвэтической(равнокакивправовой)регуляциинаукикаксоциальногоинститутавконцеXXв.порожденатем,чтонекоторыецели—ценностивнутреннегоэтосанаукистолкнулисьсценностямиобщесоциальногоииндивидуальногопорядка.Наука,например,напротяжениивсейсвоейисториирьяноотстаивалатребованиеполнойсвободытворчестваивыборастратегийнаучногопоискаиэкспериментирования.Современныежетребованияобщественного(этического,политического,правового)контролязапринятиемвнаукеключевыхрешенийприводятнаучноесообществовнекотороесмущение.Возникшаядилеммаивсамомделенепроста:либопозволитьобществупридирчивоконтролировать(неизбежнобюрократичноималокомпетентно)живуюжизньнауки,либовыработатьсобственныедополнительныесоциально-этическиерегуляторынаучноготворчестваидобитьсяихдейственности.Внастоящеевремяработаведетсяпообоимнаправлениям.Нопосколькусамацельтакихусилийпротиворечива(каксохранитьсвободунаучноготворчествавусловияхвведенияограниченийпомотивамзащитыправиинтересовграждан?),делопродвигаетсятрудно.

Итоговоежерешениепроблемынавернякабудетдиалектическим,т.е.совмещающимпротивоположности.Свобода,какизвестносословБенедиктаСпинозы,естьпознаннаянеобходимость.(Когдародителинасильнозаставляютребенкаумыватьсяиличиститьзубы,он,конечно,несвободенидажестрадаетоттакихограниченийегосвободы.Ноповзрослев,человексовершаеттежесамыенехитрыеоперациисовершеннодобровольно,свободно,ибоихнеобходимостьосознана.)

Свободанаучноготворчестватакжедолжнабытьизнутридетерминировананеобходимостьюпринятияограничений,связанныхсвозможныминегативнымипоследствияминаучныхисследований.Еслинеобходимостьэтихограниченийпонятаипринятадобровольно,свободанаучногопоискасохраняется!

Конечно,обществонеможетждать,покавесьученыймиросознаетнеобходимостьсамоофаничений.Ононеможетсебепозволитьоказатьсявзависимостиотприхотикакого-нибудьнепризнанногонаучногогения,решившего,например,впоискахгеростратовойславыклонироватьчеловекаилисобратьнадомуядерныйзаряд.Поэтомуобществовводитправовыеофаничениянапотенциальносоциально-опасныеисследованияиэксперименты.Так,принятаяв1997г.ПарламентскойАссамблеейСоветаЕвропы«Конвенцияпобиомедицинеиправамчеловека»однозначнозапретиласозданиеэмбрионовчеловекависследовательскихцелях,вмешательствовгеномчеловекасцельюизменениягеномаегопотомковит.д.АпослепоявившихсясенсационныхсообщенийоклонированииовецСоветомЕвропыбылпринятспециальныйДополнительныйпротоколкКонвенции(вступилвсилу1марта2001г.),запрещающий«любыедействиясцельюсозданиячеловеческогосущества,идентичногодругомучеловеческомусуществу,живомуилимертвому».

Ихотявдекабре2001г.Европарламентотклонилзакон,запрещающийклонированиечеловека,законытакогородаужепринятывдевятистранахЕС.ВРоссиивмае2002г.былпринятФедеральныйзакон«Овременномзапретенаклонированиечеловека».Запретвводитсясрокомнапятьлет.Приэтомтерапевтическоеклонированиетканейзаконнезапрещает.ВнастоящеевремявООНобсуждаетсямеждународноесоглашение,котороедолжнозапретитьклонированиечеловекасрепродуктивнымицелями.

Однакоюридическиезапретынерешаютпроблемуполностью,посколькуврядлионисмогутостановитьнаучныхилиполитическихавантюристов.Вкаком-тосмыслеэтическиеограничителиболеенадежны,таккаквстроенывовнутренниепсихологическиемеханизмыповедениялюдей.Поэтомуправоваярегуляциянаучно-исследовательскойдеятельностинеотменяетинеуменьшаетнеобходимостирегуляцииморальной.Тольколичнаяморальнаяответственностьученогозавозможныенеблагоприятныепоследствияегоэкспериментов,развитоечувствоморальногодолгамогутпослужитьнадежнымгарантомпредотвращениятрагическихсоционаучныхколлизий.

Лейтмотивсегодняшнейэтикинаукиможносформулироватьтак:«Интересыотдельногочеловекаиобществавышеинтересовнауки!»Принятьтакоетребованиенынешнемунаучномусообществунепросто.Проблематакникогдаранеенестояла.Молчалиюподразумевалось,чтолюбоезнание—этовпринципеблаго,ипоэтомуинтересынаукииобществавсегдасовпадают,анесталкиваются.Увы,XXв.развеялиэтуиллюзию.Афоризмже:«Знание—сила»поканепересмотрен.Ноуточнен:силазнания,оказывается,можетбытькакдоброй,такизлой.Аотличитьодноотдругогопомогаетэтиканауки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...