Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основныеформынаучногопознания.
Применениеразличныхметодовнаучногопознаниядаетвозможностьполучитьнаучноезнание,ноэтознаниевозникаетнесразувготовомвиде,аразвиваетсяпостепенновпроцессепознаниявразличныхформах. Длянаучногопознания,преждевсегохарактернытакиеформы,какэмпирическийфакт,проблема,идея,гипотеза,теория. Фундаментомвсегознаниявкаждойнаукеявляетсяфактическийматериалиликонкретныефакты.Фактом(отлат.factum–осуществленное,сделанное)называютсобытие,явление,процесс,которыеимеютместовобъективнойдействительностииявляютсяобъектомисследования.Фактпредставляетсобойзафиксированноевпредложенииэмпирическоезнание. Внаучномпознаниисовокупностьфактовобразуетэмпирическуюосновудлявыдвижениягипотезисозданиятеорий.Задачейнаучнойтеорииявляетсяописаниефактов,ихобъяснение,атакжепредсказаниеранеенеизвестныхфактов.Фактыиграютважнуюрольвпроверке,подтверждениииопровержениитеорий:соответствиефактам–одноизсущественныхтребованийкнаучнымтеориям.Расхождениетеорийсфактамирассматриваетсякаксущественныйнедостатоктеоретическойсистемызнания. Впониманииприродыфактоввсовременнойфилософиинаукивыделяютсядвеосновныхтенденции:фактуализмитеоретизм.Еслиперваяизнихподчеркиваетнезависимостьиавтономностьфактовотносительноразличныхтеорий,товторая,наоборот,утверждает,чтофактыполностьюзависятоттеориииприсменетеорийпроисходитизменениевсегофактуальногобазисанауки.Невернокакабсолютноепротивопоставлениефактовтеории,такиполноерастворениефактоввтеории. Врезультатенамеренияобъяснитьявление,найтиегопричинывозникаетнаучнаяпроблема.Научноеисследованиевсегдапредставляетсобойцепьследующиходназадругойпроблем. Проблема–этотеоретическийилипрактическийвопрос,которыйнуждаетсявсвоемрешении,изучениииисследовании.Толчкомксозданиюнаучнойпроблемыслужатновыефакты,которыевозникаютнапрактике;онинеукладываютсявсуществующуюсистемузнанийипоэтомутребуютдлясвоегообъясненияновыхидей. Формированиепроблемы–этоважныймоментразвитиянаучногознания,потомучтовправильнойпостановкепроблемыужесодержитсяключкеерешению.Невернаяеепостановкаявляетсяоднойизпричинвозникновениявымышленныхпроблем(псевдопроблем),противоречащихфактамизаконам.Итакиепроблемыпрактическинеразрешимы.Всилукомплексногохарактерамногихпроблемсовременногоестествознанияисоциальныхнаукбольшуюзначимостьдляанализапостроенияидинамикипроблемприобретаютсистемныеметоды. Однойизважныхформразвитиянаучногознанияявляетсяидея(отгреч.ἰδέα–вид,образ),котораябудучиактивным,опосредствующимзвеномвразвитиидействительностисоздаетновые,ранеенесуществовавшиеформыреальности.Подидеейпонимаетсятакжеформаразвитиянаучногознания,когдаввидеидейформируютсянекоторыеобобщения,теоретическиезнания,объясняясущность,закономерностьявлений. Внаукеидеинетолькоподытоживаютопытпредыдущегоразвитиязнаниявтойилиинойобласти,ноислужатоснованием,накоторомзнаниясинтезируютсявнекоторуюцелостнуюсистему.Идеивыполняютрольактивныхэвристическихпринциповобъясненияявлений,поисковновыхпутейрешенияпроблем. Ведущаяидеядлясистематическогоосвещенияпредметовиявленийполучилавтеориипознанияназвание«концепция».Концепция(отлат.conceptio–понимание,система)–определенныйспособпонимания,трактовкилюбогоявления,процесса,основнаяточказрениянапредметилиявление,ведущаяидеядляихсистематическоготолкования.Этоттерминупотребляетсятакжедляобозначенияведущегомнения,конструктивногопринципавнаучной,художественной,технической,политическойидр.деятельности. Огромнуюрольвразвитиинаучногознанияиграеттакаяформатеоретическогомышления,какгипотеза(отгреч.ὑπόθεσις–основа,предположение),т.е.научнообоснованноепредположениеосуществованииявлений,овнутреннейструктуреилифункцияхявлений,опричинахвозникновенияиразвитииявлений,достоверностькоторыхнасовременномэтапепроизводстваинаукинеможетбытьпроверенаидоказана.Гипотезапредставляетсобойформувероятностногознания,таккаконаявляетсявысказыванием,истинностьиошибочностькоторогоещенеустановлена. Впроцессеразвитиянаучногознаниягипотезаиспользуется: wкогдаизвестныефактынедостаточныдляобъясненияпричиннойзависимостиявленийисуществуетпотребностьвихобъяснении; wкогдафактысложныеигипотезаможетпринестипользукакполучение,построениезнанийвданныймомент,какпервыйшагкихобъяснению; wкогдапричиныфактовнедоступныдляопыта,нодействияипоследствияихмогутбытьизучены. Какформанаучногопознаниягипотезавсвоемразвитиипроходитчетырестадии: ▪накоплениефактическогоматериала,егоописаниеиизучение; ▪формированиегипотезыопричинныхсвязяхявлений; ▪проверкаполученныхвыводовнапрактике; ▪преобразованиегипотезывдостовернуютеориюилижеотрицаниеранеесуществующейгипотезыивыдвижениеновой. Важнымтребованиемнаучнойгипотезыявляетсятакжевозможностьеепрактическойпроверки.Еслифактическиеданныеподтверждаютвыдвинутуюгипотезу,тоонапревращаетсявокончательныйдиагноз,которыйследуетрассматриватькакспецифическуюформупознания. Проверяемостьгипотезызаключаетсявтом,чтоеетеоретическиепоследствияивыводысопоставляютсясрезультатамиопытов.Приэтомопытнесразуможетподтверждатьгипотезу.Отвозникновениягипотезыкпревращениюеевдоказательствонередкопроходитзначительноевремя.Степеньвероятностигипотезытемвыше,чемразнообразнееимногочисленнееисследования,которыеподтверждаютсяопытом.Придостаточныхусловияхвероятностигипотезатеоретическиипрактическиграничитсдостоверностью. Провереннаяидоказаннаянапрактикегипотезапереходитвразряддостоверныхистинистановитсянаучнойтеорией. Тесная,неразрывнаясвязьгипотезы,теории,законаипрактикираскрываетсявходенаучногоисследования.Теорияявляетсянаиболееразвитойформойнаучногопознания. Теория–этосистемаобобщенногознания,основныхнаучныхидей,законовипринципов,которыеотображаютопределеннуючастьокружающегомира,атакжематериальнуюидуховнуюдеятельностьлюдей.Термин«научнаятеория»используетсяивболееузкомпонимании,каксовокупностьпонятийисужденийотносительнонекоторойпредметнойобласти,объединенныхвединуюистинную,достовернуюсистемузнанийспомощьюопределенныхлогическихпринципов. Всозерцательном,теоретико-познавательномпланеподтеориейпонимаютсистемузнаний,котораяописываетиобъединяетсовокупностьявленийнекоторойобластидействительностииприводитоткрытыевэтойсферезаконыкединомуобъединительномуоснованию.Вэтомпланенаучнаятеориякаксистемазнанияхарактеризуетсянекоторымипризнаками: ‒предметность(всепонятияиутверждениядолжныотноситьсякоднойитойжепредметнойобласти); ‒адекватностьиполнотаописанияобъективнойдействительности(теориядолжнаописыватьвсесуществующиеситуациивсоответствующейпредметнойобласти); ‒интерпретируемость(однозначноеиопределенноераскрытиесущностиисодержанияиспользуемыхтеориейтерминов); ‒проверяемость(установлениесоответствиясодержанияутвержденийтеориисвойствамиотношениямреальныхсистем); ‒истинностьидостоверностьосновныхутвержденийтеории. Научнаятеорияразвиваетсяподвоздействиемразныхстимулов,внутреннихиливнешних.Внешниестимулы–этопротиворечиятеориииопыта.Внутренниестимулыпредставляютсобойобнаруженныевсоставетеориинерешенныезадачи.Какте,такидругиепобуждаютразвитиетеории,чтоможетосуществлятьсявтрехосновныхформах: 1)винтенсификационнойформе,когдапроисходитуглублениенашихзнанийбезизмененияобластиприменениятеории; 2)вэкстенсификационной,когдапроисходитрасширениеиспользованиятеориибезсущественныхизмененийеесодержания.Примеромэтогоможетслужитьраспространениетеорииэлектромагнетизманасферуоптическихявлений; 3)вкомбинированной,экстенсификационно-интенсификационной.Такимпоформеявляетсяпроцессдифференциациинаучныхтеорий. Вразвитиитеориимогутбытьвыделеныдваотносительносамостоятельныхэтапа: 1.Эволюционный,когдатеориясохраняетсвоюкачественнуюопределенность. 2.Революционный,когдаосуществляетсясломееосновныхисходныхоснований,компонентов,математическогоаппарата,методологии.Вконечномитогетакойскачоквразвитиитеориизнаменуетсозданиеновойтеории. Действительная,зрелаятеорияпредставляетсобойнепростосуммусвязанныхмеждусобойзнаний,ноисодержитопределенныймеханизмпостроениязнания,внутреннегоразвертываниятеоретическогосодержания,воплощаетнекоторуюпрограммуисследования;всеэтосоздаетцелостностьтеориикакединойсистемызнания. Косновнымпринципампостроениянаучнойтеорииотносятсяследующие: ▪Принципдетерминизма,будучиобщенаучным,организуетпостроениезнаниявконкретныхнауках.Детерминизмвыступает,преждевсего,вформепричинностикаксовокупностиобстоятельств,которыепредшествуютвовременикакому-либособытиюивызываютего. ▪Принципсоответствияозначает,вчастности,ипреемственностьнаучныхтеорий.Нанеобходимостьследованияпринципусоответствияприходитсяобращатьвниманиеисследователей,посколькувпоследнеевремявгуманитарныхиобщественныхнауках(втомчисле,впедагогике)сталипоявлятьсяработы,особенновыполненныелюдьми,пришедшимивэтиотраслинаукииздругих,«сильных»областейнаучногознания,вкоторыхделаютсяпопыткисоздатьновыетеории,концепцииит.п.,малосвязанныеилиникакнесвязанныеспрежнимитеориями.Так,например,вомногихпедагогическихисследованияхпоследнеговремени,посвященныхразличнымобразовательным,информационнымтехнологиямвобучении,педагогическимтехникамит.д.,новыепостроениявообщеникакнесоотносятсястрадиционнымидляпедагогикипонятиями:педагогическийпроцесс,дидактика,методика,методы,средстваобученияит.п.Новыетеоретическиепостроениябываютполезныдляразвитиянауки,ноеслионинебудутсоотноситьсяспрежними,тоученыевскоромвременивообщеперестанутпониматьдругдруга. ▪Принципдополнительности.ЭтотпринципбылвпервыесформулированН.Бором:воспроизведениецелостностиявлениятребуетприменениявпознаниивзаимоисключающих«дополнительных»классовпонятий.Принципдополнительностисущественноповернулвесьстройнауки.Есликлассическаянаукафункционировалакакцельноеобразование,ориентированноенаполучениесистемызнанийвокончательномизавершенномвиде,наоднозначноеисследованиесобытий,наисключениеизконтекстанаукивлияниядеятельностиисследователяииспользуемыхимсредств,наоценкувходящеговналичныйфонднаукизнаниякакабсолютнодостоверного,тоспоявлениемпринципадополнительностиситуацияизменилась: –Во-первых,включениесубъектнойдеятельностиисследователявконтекстнаукипривелокизменениюпониманияпредметазнания–имсталатеперьнереальность«вчистомвиде»,анекоторыйеесрез,заданныйчерезпризмупринятыхтеоретическихиэмпирическихсредствиспособовееосвоенияпознающимсубъектом. –Во-вторых,взаимодействиеизучаемогообъектасисследователем(втомчислепосредствомприборов)неможетнепривестикразличнойпроявляемостисвойствобъектавзависимостиоттипаеговзаимодействияспознающимсубъектомвразличных,частовзаимоисключающихусловиях.Аэтоозначаетправомерностьиравноправиеразличныхнаучныхописанийобъекта,втомчислеразличныхтеорий,описывающиходинитотжеобъект,однуитужепредметнуюобласть.Поэтому,очевидно,булгаковскийВоландиговорит:«Всетеориистоятоднадругой». Этиканауки. Занятиянаукойпредставляютсобойдовольноспецифическийроддеятельностичеловека.Регулируясьнаравнеспрочимичеловеческимизанятиямиобычнымиморальныминормамиитребованиями,онивтожевремянуждаютсяивнекоторыхдополнительныхэтическихрегуляторах,учитывающихособыйхарактернаучнойдеятельности.Изучениемспецификиморальнойрегуляциивнаучнойсферезанимаетсятакаядисциплина,какэтиканауки. Предметеезабот—отысканиеиобоснованиетакихимеющихморальноеизмерениеценностей,нормиправил,которыебыспособствовали,во-первых,большейэффективностинаучноготруда,аво-вторых,егобезупречностиспозицийобщественногоблага. Системаподобныхценностей,нормипринциповназываетсяэтосомнауки.Онохватываетдвакруганаучно-этическихпроблем. Первыйсвязансрегуляциейвзаимоотношенийвнутрисамогонаучногосообщества,второйвызванкжизни«обострениемотношений»междуобществомвцеломинаукойкакоднимизмногихсоциальныхинститутов. Этиканаучногосообщества «Внутренний»этоснауки,формируемыйнаосновеприменениякнаучнойдеятельностиэтическогооценочногоразделенияявленийна«добро»и«зло»,включаетследующиепринципы: самоценностьистины; новизнунаучногознаниякакцельирешающееусловиеуспехаученого; полнуюсвободунаучноготворчества; абсолютноеравенствовсехисследователей«передлицомистины»; научныеистины—всеобщеедостояние; исходныйкритицизмидр. Вкраткойрасшифровкеэтипринципыозначаютследующее. (А)Высшейценностьюдеятельностивсференаукиявляетсяистина.Занимаясьеепоиском,ученыйдолженотброситьвсе«привходящие»житейскиеидажевысокие,социальныесоображения:пользу,выгоду,славу,почет,уместность,приятностьилинеприятностьит.д.Толькооднадихотомияимеетзначение:«истинно—ложно»,всеостальное—запределаминауки.Какойбы«печальной»или«низкой»ниоказаласьобнаруженнаяистина,онадолжнавосторжествовать.Еслинаука,теснярелигию,лишаетчеловекапривычногосмыслаегосуществованияинадеждынабессмертиедуши—грустно,конечно,ноистинапревышевсего! (Б)Наукаможетсуществоватьтольков«режимевелосипедиста»:покакрутишьпедали—едешь,перестанешь—упадешь.Наукаживатольконепрерывнымприращением,обновлениемзнания,причемнесоставляютисключенияифундаментальные,универсальныенаучныетеорииипринципы.Всфере,например,искусстваможносотнилетигратьоднуитужепьесуиличитатьодинитотжероман—интереснепропадает.Вобластиморалиповторениеоднихитехжеповеденческихшаблоновлишьделаетихпрочнееиавторитетнее.Внаукежепо-настояшемуинтереснолишьто,чтоново.Новаторствокакцельнаукиестьследствиеееведущейфункции—объяснительной.Еслипослеобъяснениявсепонятно,зачемжеобъяснятьвторойраз?Новаторствокакэтическаяценностьнаукиспасаетееотзастоя,вырожденияиограниченностисиюминутнымизапросамиобщества. (В)Мощьистремительностьразвитиянаукиневпоследнююочередьобъясняютсятем,чтоученыесами,вмерусвоеголюбопытстваиинтуиции,определяютпредметисследовательскихинтересов.Действияне«понужде»,анаосновесвободноговыборавсегдабываютмногоуспешнее.Приэтомдлянаукинесуществуетзапретныхтем.Начавсраскрытиясекретовприроды,онапостепенноподобраласьикчеловеку.Уяснениеосновнервнойигормональнойрегуляциифункцийчеловеческогоорганизма,расшифровкаегогеномаидругиедостижениянаукиделают«природучеловека»всеменеетаинственной.Однакоесли,недайбог,выяснится,чтоправЗигмундФрейд,объявившиймозгчеловекавсеголишь«приложениемкполовымжелезам»,вспоминатьопользерелигиозныхзапретовнаизучениевнутреннегоустройствачеловекабудетужепоздно. (Г)Наука—институтвцеломвесьмадемократичный.Онавынужденабытьтакой,ибоизвестно,чтоподавляющеебольшинствооткрытийвнаукеделаетсяоченьмолодымилюдьми,ещенеобремененнымизваниями,должностямиипрочимирегалиями.Идляуспехаобщегодела(постиженияистины)простонеобходимопостулироватьпринципабсолютногоравенствавсехисследователей«передлицомистины»,невзираянинакакиетитулыиавторитеты. (Д)Любойученый,получившийинтересныерезультаты,всегдастремитсяпобыстрееихобнародовать.Причемоннепростохочет,онобязанэтосделать!Ибооткрытиетолькотогдастановитсяоткрытием,когдаонопровереноипризнанонаучнымсообществом.Приэтомнанаучныеоткрытиянесуществуетправасобственности.Ониявляютсядостояниемвсегочеловечества.Тот,ктополучаетвыдающийсянаучныйрезультат,невправемонопольноимраспоряжаться.Впротивномслучаебудутразрушеныединствонаучногознания,атакжесоставныеэлементыегообязательности:общедоступностьивоспроизводимость.Наукаведьиродилась-тотолькотогда,когдатщательноукрываемоевореолесвященностизнаниепересталобытьмонополиейизбранных(жрецов)исделалосьвсеобщимдостоянием. (Е)Акцентнаучнойдеятельностинановизнуполучаемыхрезультатовимеетоднимизсвоихследствиймасштабныйкритицизмпоотношениюкаккужепринятым,такиновымидеям.Всякаяноваятеория,соднойстороны,поневолеотрицает,преподноситвкритическомсветеужесуществующую,асдругой—онасамапопадаетподогонькритикисложившейсянаучнойтрадиции.Изэтойситуациинаукаизвлекаетдвойнуювыгоду:во-первых,непозволяетсебе«почиватьналаврах»,аво-вторых,тщательнофильтруетпредлагаемыевомножествегипотезы,осторожноотбираятолькоподлинныеновации.Поэтомукритичностьвнауке—этонорма.Апосколькукритичнывнаукевсе,тонормойявляетсяинепременноеуважениеккритическимаргументамдругдруга. Охарактеризованныевышеосновныепринципыэтосанаукипорождаютмножествоменееобъемных,более«технических»требованийкдеятельностиученого.Средипоследних:обязательностьдлянаучныхработссылокнаавторствотехилииныхидей,запретплагиата,прозрачностьметодовполученияконечныхрезультатов,ответственностьзадостоверностьприводимыхданныхит.д. Назначениевсехэтихпринциповинорм—самосохранениенаукииеевозможностейвпоискахистины.Ивсеэтонепростотехническийрегламент,ноодновременноиэтическиепринципы.Сморальюихроднитто,чтоконтролируетсяихвыполнениеглавнымобразомморальнымимеханизмамивнутреннегоконтроляличности:долгом,честью,совестьюученого.Даинарушенияихкараютсявосновномморальнымисанкциями. Этиканаукикаксоциальногоинститута Второйкругпроблем,связанныхсморальнойрегуляциейнаучноготворчества,возникаетвXXв.всвязиспревращениемнаукивнепосредственнуюпроизводительнуюсилуиобретениемеювлиянияпланетарногомасштаба.Моральноеизмерениерегламентациянаукивэтомслучаеполучаетпотому,чтодеятельностьвданнойсференачинаетсказыватьсянаинтересахобщества(человечества)вцеломневсегдавпозитивномдухе.Итомуестьнесколькооснований: созданиесовременнойэкспериментальнойбазыиинформационногообеспечениянаукитребуютотвлеченияогромныхматериальныхилюдскихресурсов,иобществудалеконебезразлично,насколькоэффективноэтиресурсыиспользуются; вполезрениясегодняшнейнаукипопалиприродныеобъекты,вкоторыевключенвкачествесоставногоэлементасамчеловек:этоэкологические,биотехнологические,нейро-информацион-ныеипрочиесистемы,предельнымслучаемкоторыхявляетсявсябиосферацеликом;экспериментированиеивзаимодействиестакимиобъектамипотенциальносодержатвсебекатастрофическиедлячеловекапоследствия;поэтомувнутринаучныеценности(стремлениекистине,новизнеипроч.)обязательнодолжныбытьскорректированыценностямиобщегуманистическими,общечеловеческими; дажееслинаучныеисследованиянеугрожаютбезопасностивсегочеловечества,неменееважноисключитьвозможностьнанесенияимиущербаправамидостоинствулюбогоотдельногочеловека; выборконкретнойстратегиинаучногопоискасегодняуженеможетосуществлятьсянаосновевнутринаучныхцелейимотивов,нотребуетучетачеткопросчитанныхобщесоциальныхцелейиценностей,диктующихприоритетностьрешениямножествапроблем:экологических,медицинских,борьбысбедностью,голодомит.д. Такимобразом,потребностьвэтической(равнокакивправовой)регуляциинаукикаксоциальногоинститутавконцеXXв.порожденатем,чтонекоторыецели—ценностивнутреннегоэтосанаукистолкнулисьсценностямиобщесоциальногоииндивидуальногопорядка.Наука,например,напротяжениивсейсвоейисториирьяноотстаивалатребованиеполнойсвободытворчестваивыборастратегийнаучногопоискаиэкспериментирования.Современныежетребованияобщественного(этического,политического,правового)контролязапринятиемвнаукеключевыхрешенийприводятнаучноесообществовнекотороесмущение.Возникшаядилеммаивсамомделенепроста:либопозволитьобществупридирчивоконтролировать(неизбежнобюрократичноималокомпетентно)живуюжизньнауки,либовыработатьсобственныедополнительныесоциально-этическиерегуляторынаучноготворчестваидобитьсяихдейственности.Внастоящеевремяработаведетсяпообоимнаправлениям.Нопосколькусамацельтакихусилийпротиворечива(каксохранитьсвободунаучноготворчествавусловияхвведенияограниченийпомотивамзащитыправиинтересовграждан?),делопродвигаетсятрудно. Итоговоежерешениепроблемынавернякабудетдиалектическим,т.е.совмещающимпротивоположности.Свобода,какизвестносословБенедиктаСпинозы,естьпознаннаянеобходимость.(Когдародителинасильнозаставляютребенкаумыватьсяиличиститьзубы,он,конечно,несвободенидажестрадаетоттакихограниченийегосвободы.Ноповзрослев,человексовершаеттежесамыенехитрыеоперациисовершеннодобровольно,свободно,ибоихнеобходимостьосознана.) Свободанаучноготворчестватакжедолжнабытьизнутридетерминировананеобходимостьюпринятияограничений,связанныхсвозможныминегативнымипоследствияминаучныхисследований.Еслинеобходимостьэтихограниченийпонятаипринятадобровольно,свободанаучногопоискасохраняется! Конечно,обществонеможетждать,покавесьученыймиросознаетнеобходимостьсамоофаничений.Ононеможетсебепозволитьоказатьсявзависимостиотприхотикакого-нибудьнепризнанногонаучногогения,решившего,например,впоискахгеростратовойславыклонироватьчеловекаилисобратьнадомуядерныйзаряд.Поэтомуобществовводитправовыеофаничениянапотенциальносоциально-опасныеисследованияиэксперименты.Так,принятаяв1997г.ПарламентскойАссамблеейСоветаЕвропы«Конвенцияпобиомедицинеиправамчеловека»однозначнозапретиласозданиеэмбрионовчеловекависследовательскихцелях,вмешательствовгеномчеловекасцельюизменениягеномаегопотомковит.д.АпослепоявившихсясенсационныхсообщенийоклонированииовецСоветомЕвропыбылпринятспециальныйДополнительныйпротоколкКонвенции(вступилвсилу1марта2001г.),запрещающий«любыедействиясцельюсозданиячеловеческогосущества,идентичногодругомучеловеческомусуществу,живомуилимертвому». Ихотявдекабре2001г.Европарламентотклонилзакон,запрещающийклонированиечеловека,законытакогородаужепринятывдевятистранахЕС.ВРоссиивмае2002г.былпринятФедеральныйзакон«Овременномзапретенаклонированиечеловека».Запретвводитсясрокомнапятьлет.Приэтомтерапевтическоеклонированиетканейзаконнезапрещает.ВнастоящеевремявООНобсуждаетсямеждународноесоглашение,котороедолжнозапретитьклонированиечеловекасрепродуктивнымицелями. Однакоюридическиезапретынерешаютпроблемуполностью,посколькуврядлионисмогутостановитьнаучныхилиполитическихавантюристов.Вкаком-тосмыслеэтическиеограничителиболеенадежны,таккаквстроенывовнутренниепсихологическиемеханизмыповедениялюдей.Поэтомуправоваярегуляциянаучно-исследовательскойдеятельностинеотменяетинеуменьшаетнеобходимостирегуляцииморальной.Тольколичнаяморальнаяответственностьученогозавозможныенеблагоприятныепоследствияегоэкспериментов,развитоечувствоморальногодолгамогутпослужитьнадежнымгарантомпредотвращениятрагическихсоционаучныхколлизий. Лейтмотивсегодняшнейэтикинаукиможносформулироватьтак:«Интересыотдельногочеловекаиобществавышеинтересовнауки!»Принятьтакоетребованиенынешнемунаучномусообществунепросто.Проблематакникогдаранеенестояла.Молчалиюподразумевалось,чтолюбоезнание—этовпринципеблаго,ипоэтомуинтересынаукииобществавсегдасовпадают,анесталкиваются.Увы,XXв.развеялиэтуиллюзию.Афоризмже:«Знание—сила»поканепересмотрен.Ноуточнен:силазнания,оказывается,можетбытькакдоброй,такизлой.Аотличитьодноотдругогопомогаетэтиканауки. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |