Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научнаяпрофессияиеёособенности.




Ученымилюдинерождаются,астановятся.Безусловно,дляэтоговажнообладатьопределеннымиспособностямиизадатками.Какговоритсовременнаягенетика,многиеизнихявляютсяврожденными.Темнеменее,помимоспособностейлюбомуодаренномучеловекнеобходимоизучитьтуобластьзнания,вкоторойоннамеренделатьоткрытия.Аэтозначит,приобщитьсяктому,чтобылосделаноегопредшественниками.ВсвоевремяНьютонговорил,чтовсеегонаучныерезультатыбылиполученыблагодарятому,чтоонстоялнаплечахгигантов-своихпредшественников.Вэтихсловахнетолькоконстатируетсятообстоятельство,чтодостиженияпредшественниковявляютсятойосновой,внекоторойневозможнополучениеновогознания;Ньютонвместестемвысказываетиопределенноеморальноесуждение,говоряодолгеуваженияпоотношениюкним.

Втожевремяинаучныйрезультат,кполучениюкоторогостремитсяисследователь,всегдатакилииначеадресовандругимлюдям.Впервуюочередьэто–егоколлеги,которыебудутзнакомитьсяснаучнойстатьей,излагающейэтотрезультат–сначалавкачестверецензентовнаучногожурнала,т.е.тех,ктооцениваетстатьюкакдостойнуюбытьопубликованной,затемчитателижурнала,которыебудутподвергатьеекритическимпроверкамииспользоватькакодноизоснованийдлядальнейшихисследований.

Еслижеполученныйрезультатобладаетособойзначимостью,кругегопользователейбудетнамногошире.Этомогутбытьтестуденты,которыебудутегоосваивать,готовяськсамостоятельнойнаучнойдеятельности.Этомогутбытьинженеры,которыебудутискатьеготехнологическиеприложения.Это,наконец,можетбытьширокаяпублика,кольскороновоезнаниекасаетсявещей,важныхдляпониманиячеловекомсамогосебяидляориентациивокружающеммире.

Итак,получаемыйвходеисследованиянаучныйрезультатвсегдадолженбытьвыражен,изложен,сформулировантакимобразом,чтобыонмогбытьвоспринят,понят,усвоендругими.Собственноговоря,каждыйтакойрезультатоформляетсяввиденекоторогоутверждения,высказывания,котороестроитсяприпомощиязыка–специализированного,профессиональногоязыка,характерногодляданнойобластизнания,либоиногда–обыденного,общеупотребительногоязыка.Ноэтокакразисвидетельствуетоегоадресованностидругому–слушателюлибочитателю.

Ориентированностьнаучногорезультатанато,чтобыонсмогбытьвоспринятдругими,выступаетвкачественеобходимойпредпосылкитойдеятельности,которойзанимаетсяученый.Поэтому,нискольконеставяподсомнениетотфакт,чтонаучныедостижениявсегдаимеютвполнеконкретныхавторов,мыможемсказать,чтовнихаккумулируютсяусилиямногихпредшественниковисовременниковичтосовсейполнотойихсмыслраскрываетсявтом,чтовпоследствии,опираясьнаних,делаютдругие.

Научнаядеятельность–втомчислеивтехееформах,которыесвязанысполучениемфундаментальныхзнаний–снеизбежностьювключаетвсебято,чтокасаетсясоциальныхвзаимодействийивзаимоотношений.Иэтообстоятельствопозволяетсделатьпринципиальныйвывод-научнаядеятельностьвполнеможетбытьобъектомморальныхсужденийиоценок.

Можно,впрочем,неограничиватьсяэтимутверждением,апойтидальшеиговоритьотом,чтоэтическаясоставляющаянетолькодопустимаивозможна,-она,болеетого,представляетнеобходимоеусловиенаучнойдеятельности.Длятого,чтобыобосноватьэтоположение,необходимоотметить,тообстоятельство,чтовзаимоотношениявнаучномсообществевомногомстроятсянадовериимеждуегочленами.

Доверие–аэтопонятие,подчеркнем,принадлежитсловарюэтики–играетключевуюрольвнаучнойдеятельности,ворганизацииижизнинаучногосообщества,аследовательно,наук,будучинетолькопознавательнойдеятельностью,ноисистемойупорядоченныхвзаимоотношенийивзаимодействиймеждулюдьми,т.е.социальныминститутом,опирается,помимовсегопрочего,инанекоторыеморальныеоснования.Каждыйчленнаучногосообществанесетответственность–передсвоимиколлегами,предсвоейобластьюнаучногознания,наконец,переднаукойвцеломпреждевсегозадостоверность,закачествотехрезультатов,которыеонпредлагаетнасуднаучногосообщества.Этуответственностьпринятоназыватьпрофессиональнойответственностью(иногдаговорятокогнитивнойответственности)ученого;изучениемеезанимаетсявнутренняяэтиканауки.Нарядуснейсуществуетивнешняяэтиканауки.Областьюееинтересовявляютсявзаимоотношениямеждунаукойиобществом,аключевойпроблемой–проблемасоциальнойответственностикакотдельногоученного,такинаукивцелом.

Помимоучастиявпроведенииисследованийсовременномуученомуприходитсявыполнятьмногодругихролей,каждаяизкоторыхтребуетсоблюденияспецифическихэтическихнорм.Предполагается,чтоприихосуществленииученыйдолженопиратьсянаценностинаукиируководствоватьсяинтересаминаучногосообщества.

Так,послетогокакисследование(илиегоотдельныйэтап)завершено,результатдолженбытьпредставлен–вкачествестатьиилидоклада–коллегам,специализирующимсявтойжеобластизнаний.Изложениерезультатовпроведенногоисследования–однаизролей,вкоторыхприходитсявыступатьученому;приэтомисследовательстановитсяавтором.

Непреложноетребованиекнаучнойпубликации–то,чтовнейобязательнодолжныбытьссылкинатеработыпредшественников,вкоторыхбылапоставленарешаемаявданномисследованиипроблема,предложеныиспользуемыевнемметодыт.п.Публикациярезультатовисследованияпредставляетсобойсвоегородазаявку,утверждающуюприоритетавторовнаоткрытие,излагаемоевстатьеилидокладе.Вместестемисследователь,публикуяполученныеимрезультаты,делаетихдостояниемнаучногосообществанаучногосообщества.Темсамымон,помимовсегопрочего,вбуквальномсмыслевыноситихнасудкритики,открываясвоимколлегамвозможностидляопровержениятого,чтоемуудалосьдостичь.

Экспертиза(рецензирование)того,чтоделаетсяколлегами–ещеоднароль,выполняемаяученымиимеющаяособоезначениедлясамоорганизациинаучногосообщества.Такиеэкспертныеоценки–одинизосновныхмеханизмов,посредствомкоторыхсообществоопределяетприоритетыразвитиясоответствующейотраслинаучногопознания.Очевидно,наплечитех,ктовыступаетвкачестверецензентов-экспертов,ложитсябремяморальноответственностизабудущеесвоейобластизнания.

Следующаяроль,вкоторойприходитсявыступатьученому–эторольпреподавателя.Сточкизренияинтересовипотребностейнаукипреподавательскаядеятельностьестьнечтоиное,какучастиевподготовкеновогопополнениятех,ктовпоследствиисамбудетпрофессиональнозаниматьсянаучнойдеятельностью.

Необходимоособоподчеркнуть,чтопроцесспреподаванияотнюдьнесводитсякпередачестудентуилиаспирантукакого-тообъемазнанийиумений.Нарядусэтимвходедлительныхнепосредственныхконтактовстуденты(аспиранты)усваиваютито,чтопринятообозначитьтакиминеподдающимисястрогомуопределениютерминами,какдухнауки,традициинаукиит.п.Преждевсегосюдаотносятсятеспецифическиеценностииморальныенормы,которыехарактерныкакдлянаукивцелом,такидляданнойобластизнания.Иеслизнанияучащийсяможет,вообщеговоря,почерпнутьизучебнойисправочнойлитературы,товэтойролиносителяивыразителятрадицийиценностейнаукиниктоиничтонеможетзаменитьученого-преподавателя(здесьвполнеуместнымбудетизвучащеесегоднянесколькостаромоднослово«учитель»).Именнонанемлежитморальнаяответственностьзаихсохранениеивоспроизводствовпоследующихпоколениях.

Ещеоднароль,вкоторойвсечащеприходитсявыступатьученому-эторольконсультанта,ккоторомуобращаютсяприподготовкеответственныхрешений,когдатребуетсядатьпрогнозиоценкувозможныхпоследствийтогоилииногокурсадействий.Такогородадеятельностьпринятоназыватьэкспертизой,например,экологической,гуманитарнойит.п.Отметим,чтоеепоявлениеиширокоераспространение–свидетельствооченьвысокогообщественногоавторитетанаукивсовременноммире.

Рольпопуляризаторанаучныхзнанийидостижений.Подобнопредыдущей,этарольсвязанасактивностьюученогозапределаминаучногосообщества.Деятельностьученогонаэтомпоприщесопряженасмножествомпроблемморальногохарактера.То,чтоонможетвосприниматьсяаудиторией,состоящейизнеспециалистов,какоракул,которыйпризванизрекатьнеопровержимыеистины,-лишьоднаизних.Ипосколькутаковыожиданияаудитории,отнегомогутпотребоватьсяспециальныеусилиядляихнейтрализации.Эффектэтихусилий,однако,можетоказатьсячрезмерным,такчтоаудиториябудетпопростуразочаровананедостаточнойопределенностьюинформации,котораяизлагаетсяотлицанауки.

Ученыенередкосчрезвычайнойнеохотойотносятсяквыполнениюэтойфункции.Действительно,онатребуетспецифическихспособностей,развитиемкоторых,заметим,незанимаетсясуществующаясистемаподготовкинаучныхкадров.Отметимтакже,чтоученому,выступающемувролипопуляризаторанауки,приходитсявзаимодействоватьнетолькосаудиторией,ноиспосредниками-журналистами,которыедалеконевсегдабываютнастроеныдоброжелательно.ВцеломвзаимодействиеученыхспредставителямиСМИ-этоотдельнаяипритомвесьмаболезненнаятема.Одинизглавныхкамнейпреткновениявовзаимоотношенияхмеждуними-этото,чтоученыйобычностремится,какможноточнеевыразитьсвоюмысль,сопровождаякаждыйтезисуточнениямииоговорками,тогдакаксточкизренияжурналистаглавное–доходчивостьи,болеетого,сенсационностьидажескандальностьсообщаемойинформации.Идлядостижениятакогоэффектажурналистзачастуюлегкожертвуетточностьюидостоверностью.Врезультатежебываеттак,чтоученогоохватываетужас,когдаонвидитто,вкакомвидеизложилегосоображенияжурналист.

Ивсежедеятельностьученых,направленнаянаознакомлениеширокойобщественностистем,чемонизанимаютсявлабораториях,становятсясегоднявсеболееиболееважнойинеобходимой.Деловтом,чтовозможностьполученияресурсов,необходимыхдляразвитиянаукивомногомопределяетсяуровнемдоверияобществакнауке.Всвоюочередь,итаинформацияорезультатахиперспективахисследований,которуюсообщаютученые,привлекаетвсеболееширокоевнимание,особенновтехслучаях,когдаисследованиякасаютсявопросовздоровьяибезопасностилюдей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...