Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наукиоприродеинаукиобобществе:общееиособенное.




Наукаестьсистематизированноеитеоретическиоформленноезна­ниеобокружающейчеловекаприроднойисоциальнойдействительно­сти.

Чтобыполучитьсистематизированноезнание,необходимоис­пользоватьопределенныеметодыикатегориикакинструментыпозна­ния.Каждаянаукаразрабатываетсвоикатегории.

Всенауки,какестественные,такиобщественные,исследуютобъек­тивныймир,т.е.окружающуюприроднуюисоциальнуюдействитель­ность.Ониоткрываютзаконыегоразвитияифункционирования,выяв­ляютвнутренниемеханизмывзаимодействияивзаимосвязейприродныхисоциальныхпроцессовиявлений.

Нообъектыисследованияестественныхиобщественныхнауксовер­шенноразные.Например,объектомисследованияестественныхнаукявляетсяприрода,гдедействуютслепыестихийныесилы.Объектомжеисследова­нияобщественныхнауквыступаетобщество,представляющеесобойпро­дуктвзаимодействиялюдей,сознательнопреследующихсвоицели.

Обществознание-этонесамостоятельнаянаука,ацелыйкомплекснаучныхдисциплин,предметомисследованиякоторыхявляетсяобществововсехегопроявлениях.Внеговходяттакиетеоретическиеформызнания,какфилософияисоциальныенауки.

Ксоциальнымнаукамотносятвсевидыпознанияобщества,которыеследуютправиламнаучногометода.Этонаукиисторические,экономические,философские,филологические,юридические,

педагогические,социологические,психологические,политические,атакженауки,входящиевкультурологию.

Философиявходитвсоциальныенаукивтойчасти,котораяпредставленафилософскиминауками.

Носамафилософиянеисчерпываетсяэтиминауками,онаявляетсясовершенноособымспособомпостижениямира,отличнымотнауки.

Философствование–этовидумозрительнойдеятельности.Многиепонятия,используемыефилософией,носятпредельнообобщенный,абстрактныйхарактер.Этосвязаностем,чтоониохватываюточеньширокийкругявлений,укоторыхмалообщихпризнаков.Поэтомуфилософиявырабатываетпредельноширокиепонятия,охватывающиеогромныйклассявлений,например:«бытие»,«познание»,«сознание»,«общество».

Внутрифилософии,всвоюочередь,сформировалисьотносительносамостоятельныеобластизнаний–различныеученияинауки.Такие,вчастности,какучениеопознании(гносеология),наукаоморали–этика,наукаоразвитииискусств–эстетика.

Социальноезнаниевключаетвсебянетолькосоциальныенауки,ноиповседневныепредставленияожизнилюдей.Ведьпознаваямир,мыпользуемсянетольконаучнымиметодами,нотакжевоспринимаемегоспособамихарактернымидляобыденногосознания.

Эмпирический–основанныйнаопытеиизучениифактовметодвданномконтекстеозначает,чтофактическийматериалдлявыводоввсфереобществознанияможнопочерпнутьизисторическойнауки.

Границамеждусоциальнымиигуманитарныминаукаминеявляетсяжесткой.Гуманитарныенаукиизучаютдуховныймирчеловека,опираясь,преждевсего,наразличныеписьменныеисточники.Кэтимнаукамотносят,например,лингвистику,искусствознание,литературоведение.Социальныенаукивключаютвсебяэлементыгуманитарногознания,тоесть,знанияодуховноммиречеловека.

Когдаисторикисследуетисторическиезакономерности,тоондействуеткаксоциальныйученый.Обращаясьжекмотивамдействующихлицисторическогопроцесса,изучаяихдневники,письма,текстывыступлений,ондействуеткакученыйгуманитарий.

Конкретныеметоды,используемыеобщественнымиигуманитарныминаукамидляизученияобщихобъектовисследования,объединяютэти«дружественные»областинаучногознания.Тогдакаквпредмете,объектахиметодахнаукобобществеинаукоприродесуществуюточеньзаметныеотличия.

Во-первых,общественныенаукивозникликаксамостоятельныеобластинаучногознаниязначительнопозженаукоприроде.

Методыпоследнихоказаливлияниенастановлениеметодологиисоциальныхнаук.

Во-вторых,объекты,предметпознанияуестественныхигуманитарныхнаукразличаются:природаипроцесс.

В-третьих,уобщественныхнаукиныеметодыисследованиявсравненииснаукамиоприроде.Изучениесоциальныхявленийтребуетотученогоихпереживанияипонимания,аисследованиеприродныхобъектов–объяснения.Пониманиекакпрямоепостижениесобытийобщественнойжизнивсоциальныхнаукахпротивопоставляетсявыводному,непрямомузнаниювестественныхнауках.

Антропологиянауки.

АНТРОПОЛОГИЯНАУКИ(отгреч.anthropos—человекиlogos—слово,понятие,учение)—пониманиенаукииееразвитиясточкизрениячеловеческогополюсавпознавательномотношениисубъект—предмет.ВклассическойнаукеНовоговремени(17—начало20вв.)творческаядеятельностьученогоисамученыйсовсемиеголичностнымихарактеристикамивыводилисьзапределынаучнойрациональности.Научныедискуссии,социальный,культурный,психологическийконтекстынаучногооткрытиямоглиприсутствоватьвнаучномзнаниитолькокакегонедостатки,несовершенство.В20в.положениеделсущественноменяется,невпоследнююочередьврезультатетрансформацийвсамоместествознании(принципсоответствия,принципдополнительностивквантовоймеханике).Теорииоборачиваютсясвоейсубъектнойстороной,напереднийпланвыдвигаютсямоментыихвзаимоперехода,возникновения,роста.Соответственноисторические,философские,социологическиеисследованиянаукиобращаютсяканализусубъектакакктакомуфакторунаучнойдеятельности,которыйвтомилииномвидеприсутствуетвсамойнаучнойрациональностииучаствуетвееформировании.Винтерпретацияхнаукиученыйфигурируеткакчленилиневидимогоколледжа(Д.Прайс),илинаучногосообщества(Т.Кун),иликоллективалаборатории(К.Кнорр-Цетина),иликакоднаизсоставляющихсобытиявисследованияхтипа«кейсстадис»(отангл.casestudies—конкретное,ситуативноеисследование—методикаисследованиядеятельностиученых,концентрирующаясянаанализеконкретногопримера)(П.Форман,Х.М.Коллинз).

Ученыевнаучномсообществе,работающиевруслекакой-тоопределеннойпарадигмы-теории,объединенынетолькоприверженностьюкнейкаккнекоторойистине,ноимножествомсоциальных,психологических,моральныхобстоятельств.Научноесообществопринадлежитнауке,вписываетсявееструктуру,причемнетолькосоциальную,ноилогическую.Трудности,которыеприэтомвозникают,нашлисвоеотражениевдискуссияхосоизмеримостипарадигм,орелятивизмевнауке,обистинностииобъективностинаучногознанияит.д.

Ближекконцу20в.висториинаукипроисходитдальнейшаяминиатюризацияпредметаисследованиявсвязисраспространениемисследованийтипа«кейсстадис».Дляэтихисследованийважно,чтовкачествецелостногоиуникальногоберетсясобытие,малоепообъему:этоненаукавконтекстекультурыбольшогорегиона,асобытиячастонезначительные.

Эдинбургскиесоциологиврамкахсильнойпрограммы(Д.Блуридр.)всвоихисследованияхнаукибазируютсянаанализеименноотдельныхэпизодоввисториинауки.Вэтомслучаепроисходитсовмещениепроблематики,базовыхпонятийиметодовисследованиясоциологов,историковифилософовнауки.Врамках«кейсстадис»мынаблюдаемнетолькососуществованиелогических,познавательныхинелогических,социальныхвсамомширокомсмыслесловахарактеристикученых(такбылоивнаучномсообществе),нопребываниевнекоторойединойцелостностиисторическогособытия,нарядуслогическимипристрастиямиученых,ихличностнымихарактеристиками,атакжецелями,намерениями,особенностямимногихдругихдействующихлиц.Всемногообразиеэтихипрочихсоциальныхотношенийвместеслогикойнаучногоисследованияформируютцелостноесобытие-случайвисториинауки.«Кейсстадис»какопределенныйвидисторическойреконструкцииупорноинастойчивовторгаютсявканвурассужденийнетолькоисториков,ноисоциологов,философов.Существуетцелыйнабор«парадигмальныхкейсстадис»,которыеособенночастоиспользуютсядлядемонстрацииконцептуальныхсоображений.

Напр.,Д.Блур(создательсильнойпрограммывсоциологиинауки)сихпомощьюстремитсяобосноватьсвоеубеждениевтом,чтоэпистемологическиефакторывдействительностиявляютсясоциальнымифакторами,чтосвязьмеждупредпосылкойивыводомсоциальноконституирована.Отехисследователях,которыеизучаютсоциальныйфонэпистемологическихпроцессов,нельзясказать,полагаетБлур,чтоонизанимаютсясоциальным,анеэпистемологическим,—нет,онипомогаютпоказатьсоциальныйхарактерэпистемологического.Оставаясьсоциологическимспособомреконструкцииисторическихсобытий,сильнаяпрограмматемнеменеепретендуетнаспособностьобъяснитьирациональныеаспектынаучногознания.Именноэтоивызывает,впервуюочередь,неприятиеееоппонентов.

Вмикросоциологииглавнымобъектомисследованиястановитсялаборатория.Предполагается,чтолюбоерешение,принимаемоездесь,независимооттого,касаетсяонометодикипроведенияэкспериментаиливыборапоставщикаэкспериментальногооборудования,вравноймереучаствуетвформированииполучаемогорезультата.Социальныеотношениявлабораторииформируютпродуктнауки.Социальностьотождествляетсяссодержаниемилогическойструктуройнаучногознания.НаиболеебескомпромисснойвтихвопросахявляетсяпозицияК.Кнорр-Цетины.ПословамР.Харре,написавшегопредисловиекеекниге,антропологическийхарактерисследованийсостоитвтом,чтоналабораториюпредлагаетсясмотретьвзглядомпутешественникавэкзотическиестраны.Общества,обнаруженныездесь,наблюдаютсячеловеком,принадлежащимсовершеннокдругойкультурнойсреде.Такойнастройумазаставляетисследователяувидетьлабораториювнеобычномракурсе.«Повсейвидимости,логиканепринадлежиткчислу"идоловплемени".Там,гдеонапоявляется,онастановитсячем-товродеподспорьявриторическихдебатах»(Knorr-CetinaК.D.TheManufactureofKnowledge.N.Y.,1981.P.VII).Heсуществуетникакойрациональности,специфичнойименнодлянаучнойдеятельности,инетникакойразницымеждунаучнымиповседневнымрассуждением.Ученый—этопрактическиймыслитель,иразличие«социальный/когнитивный»устарело.

Есливнаучномсообществеив«кейсстадис»предметомобсужденияостаетсязнаниеипроблемаегосоответствиядействительности,товнаучнойлабораториилогикарассуждений,постановкаэкспериментов,стремлениекистине,сточкизрениясоциолога,незаслуживаютспециальноговнимания.Профессионализмученогоиумениехозяйственникаобеспечитьлабораториювсемнеобходимымравнозначнысточкизренияуспехавполучениирезультата.Ученый—это,преждевсего,человек,практикующийнаукукакспособжизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...