Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наукиоприродеинаукиобобществе:общееиособенное.
Наукаестьсистематизированноеитеоретическиоформленноезнаниеобокружающейчеловекаприроднойисоциальнойдействительности. Чтобыполучитьсистематизированноезнание,необходимоиспользоватьопределенныеметодыикатегориикакинструментыпознания.Каждаянаукаразрабатываетсвоикатегории. Всенауки,какестественные,такиобщественные,исследуютобъективныймир,т.е.окружающуюприроднуюисоциальнуюдействительность.Ониоткрываютзаконыегоразвитияифункционирования,выявляютвнутренниемеханизмывзаимодействияивзаимосвязейприродныхисоциальныхпроцессовиявлений. Нообъектыисследованияестественныхиобщественныхнауксовершенноразные.Например,объектомисследованияестественныхнаукявляетсяприрода,гдедействуютслепыестихийныесилы.Объектомжеисследованияобщественныхнауквыступаетобщество,представляющеесобойпродуктвзаимодействиялюдей,сознательнопреследующихсвоицели. Обществознание-этонесамостоятельнаянаука,ацелыйкомплекснаучныхдисциплин,предметомисследованиякоторыхявляетсяобществововсехегопроявлениях.Внеговходяттакиетеоретическиеформызнания,какфилософияисоциальныенауки. Ксоциальнымнаукамотносятвсевидыпознанияобщества,которыеследуютправиламнаучногометода.Этонаукиисторические,экономические,философские,филологические,юридические, педагогические,социологические,психологические,политические,атакженауки,входящиевкультурологию. Философиявходитвсоциальныенаукивтойчасти,котораяпредставленафилософскиминауками. Носамафилософиянеисчерпываетсяэтиминауками,онаявляетсясовершенноособымспособомпостижениямира,отличнымотнауки. Философствование–этовидумозрительнойдеятельности.Многиепонятия,используемыефилософией,носятпредельнообобщенный,абстрактныйхарактер.Этосвязаностем,чтоониохватываюточеньширокийкругявлений,укоторыхмалообщихпризнаков.Поэтомуфилософиявырабатываетпредельноширокиепонятия,охватывающиеогромныйклассявлений,например:«бытие»,«познание»,«сознание»,«общество». Внутрифилософии,всвоюочередь,сформировалисьотносительносамостоятельныеобластизнаний–различныеученияинауки.Такие,вчастности,какучениеопознании(гносеология),наукаоморали–этика,наукаоразвитииискусств–эстетика. Социальноезнаниевключаетвсебянетолькосоциальныенауки,ноиповседневныепредставленияожизнилюдей.Ведьпознаваямир,мыпользуемсянетольконаучнымиметодами,нотакжевоспринимаемегоспособамихарактернымидляобыденногосознания. Эмпирический–основанныйнаопытеиизучениифактовметодвданномконтекстеозначает,чтофактическийматериалдлявыводоввсфереобществознанияможнопочерпнутьизисторическойнауки. Границамеждусоциальнымиигуманитарныминаукаминеявляетсяжесткой.Гуманитарныенаукиизучаютдуховныймирчеловека,опираясь,преждевсего,наразличныеписьменныеисточники.Кэтимнаукамотносят,например,лингвистику,искусствознание,литературоведение.Социальныенаукивключаютвсебяэлементыгуманитарногознания,тоесть,знанияодуховноммиречеловека. Когдаисторикисследуетисторическиезакономерности,тоондействуеткаксоциальныйученый.Обращаясьжекмотивамдействующихлицисторическогопроцесса,изучаяихдневники,письма,текстывыступлений,ондействуеткакученыйгуманитарий. Конкретныеметоды,используемыеобщественнымиигуманитарныминаукамидляизученияобщихобъектовисследования,объединяютэти«дружественные»областинаучногознания.Тогдакаквпредмете,объектахиметодахнаукобобществеинаукоприродесуществуюточеньзаметныеотличия. Во-первых,общественныенаукивозникликаксамостоятельныеобластинаучногознаниязначительнопозженаукоприроде. Методыпоследнихоказаливлияниенастановлениеметодологиисоциальныхнаук. Во-вторых,объекты,предметпознанияуестественныхигуманитарныхнаукразличаются:природаипроцесс. В-третьих,уобщественныхнаукиныеметодыисследованиявсравненииснаукамиоприроде.Изучениесоциальныхявленийтребуетотученогоихпереживанияипонимания,аисследованиеприродныхобъектов–объяснения.Пониманиекакпрямоепостижениесобытийобщественнойжизнивсоциальныхнаукахпротивопоставляетсявыводному,непрямомузнаниювестественныхнауках. Антропологиянауки. АНТРОПОЛОГИЯНАУКИ(отгреч.anthropos—человекиlogos—слово,понятие,учение)—пониманиенаукииееразвитиясточкизрениячеловеческогополюсавпознавательномотношениисубъект—предмет.ВклассическойнаукеНовоговремени(17—начало20вв.)творческаядеятельностьученогоисамученыйсовсемиеголичностнымихарактеристикамивыводилисьзапределынаучнойрациональности.Научныедискуссии,социальный,культурный,психологическийконтекстынаучногооткрытиямоглиприсутствоватьвнаучномзнаниитолькокакегонедостатки,несовершенство.В20в.положениеделсущественноменяется,невпоследнююочередьврезультатетрансформацийвсамоместествознании(принципсоответствия,принципдополнительностивквантовоймеханике).Теорииоборачиваютсясвоейсубъектнойстороной,напереднийпланвыдвигаютсямоментыихвзаимоперехода,возникновения,роста.Соответственноисторические,философские,социологическиеисследованиянаукиобращаютсяканализусубъектакакктакомуфакторунаучнойдеятельности,которыйвтомилииномвидеприсутствуетвсамойнаучнойрациональностииучаствуетвееформировании.Винтерпретацияхнаукиученыйфигурируеткакчленилиневидимогоколледжа(Д.Прайс),илинаучногосообщества(Т.Кун),иликоллективалаборатории(К.Кнорр-Цетина),иликакоднаизсоставляющихсобытиявисследованияхтипа«кейсстадис»(отангл.casestudies—конкретное,ситуативноеисследование—методикаисследованиядеятельностиученых,концентрирующаясянаанализеконкретногопримера)(П.Форман,Х.М.Коллинз). Ученыевнаучномсообществе,работающиевруслекакой-тоопределеннойпарадигмы-теории,объединенынетолькоприверженностьюкнейкаккнекоторойистине,ноимножествомсоциальных,психологических,моральныхобстоятельств.Научноесообществопринадлежитнауке,вписываетсявееструктуру,причемнетолькосоциальную,ноилогическую.Трудности,которыеприэтомвозникают,нашлисвоеотражениевдискуссияхосоизмеримостипарадигм,орелятивизмевнауке,обистинностииобъективностинаучногознанияит.д. Ближекконцу20в.висториинаукипроисходитдальнейшаяминиатюризацияпредметаисследованиявсвязисраспространениемисследованийтипа«кейсстадис».Дляэтихисследованийважно,чтовкачествецелостногоиуникальногоберетсясобытие,малоепообъему:этоненаукавконтекстекультурыбольшогорегиона,асобытиячастонезначительные. Эдинбургскиесоциологиврамкахсильнойпрограммы(Д.Блуридр.)всвоихисследованияхнаукибазируютсянаанализеименноотдельныхэпизодоввисториинауки.Вэтомслучаепроисходитсовмещениепроблематики,базовыхпонятийиметодовисследованиясоциологов,историковифилософовнауки.Врамках«кейсстадис»мынаблюдаемнетолькососуществованиелогических,познавательныхинелогических,социальныхвсамомширокомсмыслесловахарактеристикученых(такбылоивнаучномсообществе),нопребываниевнекоторойединойцелостностиисторическогособытия,нарядуслогическимипристрастиямиученых,ихличностнымихарактеристиками,атакжецелями,намерениями,особенностямимногихдругихдействующихлиц.Всемногообразиеэтихипрочихсоциальныхотношенийвместеслогикойнаучногоисследованияформируютцелостноесобытие-случайвисториинауки.«Кейсстадис»какопределенныйвидисторическойреконструкцииупорноинастойчивовторгаютсявканвурассужденийнетолькоисториков,ноисоциологов,философов.Существуетцелыйнабор«парадигмальныхкейсстадис»,которыеособенночастоиспользуютсядлядемонстрацииконцептуальныхсоображений. Напр.,Д.Блур(создательсильнойпрограммывсоциологиинауки)сихпомощьюстремитсяобосноватьсвоеубеждениевтом,чтоэпистемологическиефакторывдействительностиявляютсясоциальнымифакторами,чтосвязьмеждупредпосылкойивыводомсоциальноконституирована.Отехисследователях,которыеизучаютсоциальныйфонэпистемологическихпроцессов,нельзясказать,полагаетБлур,чтоонизанимаютсясоциальным,анеэпистемологическим,—нет,онипомогаютпоказатьсоциальныйхарактерэпистемологического.Оставаясьсоциологическимспособомреконструкцииисторическихсобытий,сильнаяпрограмматемнеменеепретендуетнаспособностьобъяснитьирациональныеаспектынаучногознания.Именноэтоивызывает,впервуюочередь,неприятиеееоппонентов. Вмикросоциологииглавнымобъектомисследованиястановитсялаборатория.Предполагается,чтолюбоерешение,принимаемоездесь,независимооттого,касаетсяонометодикипроведенияэкспериментаиливыборапоставщикаэкспериментальногооборудования,вравноймереучаствуетвформированииполучаемогорезультата.Социальныеотношениявлабораторииформируютпродуктнауки.Социальностьотождествляетсяссодержаниемилогическойструктуройнаучногознания.НаиболеебескомпромисснойвтихвопросахявляетсяпозицияК.Кнорр-Цетины.ПословамР.Харре,написавшегопредисловиекеекниге,антропологическийхарактерисследованийсостоитвтом,чтоналабораториюпредлагаетсясмотретьвзглядомпутешественникавэкзотическиестраны.Общества,обнаруженныездесь,наблюдаютсячеловеком,принадлежащимсовершеннокдругойкультурнойсреде.Такойнастройумазаставляетисследователяувидетьлабораториювнеобычномракурсе.«Повсейвидимости,логиканепринадлежиткчислу"идоловплемени".Там,гдеонапоявляется,онастановитсячем-товродеподспорьявриторическихдебатах»(Knorr-CetinaК.D.TheManufactureofKnowledge.N.Y.,1981.P.VII).Heсуществуетникакойрациональности,специфичнойименнодлянаучнойдеятельности,инетникакойразницымеждунаучнымиповседневнымрассуждением.Ученый—этопрактическиймыслитель,иразличие«социальный/когнитивный»устарело. Есливнаучномсообществеив«кейсстадис»предметомобсужденияостаетсязнаниеипроблемаегосоответствиядействительности,товнаучнойлабораториилогикарассуждений,постановкаэкспериментов,стремлениекистине,сточкизрениясоциолога,незаслуживаютспециальноговнимания.Профессионализмученогоиумениехозяйственникаобеспечитьлабораториювсемнеобходимымравнозначнысточкизренияуспехавполучениирезультата.Ученый—это,преждевсего,человек,практикующийнаукукакспособжизни. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |