Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенностипостнеклассическойнауки.
Постнеклассическийпериод(совт.половины20в.) -Идеалнауки–сочетаниеобъективногоиценностногоподхода.Объект–мега,макроимикромиры.Впознавательныйпроцессвсебольшевключаютсяценностныеэлементыивообщемоменты,определяющиееесущность. -Переходотчастнонаучныхкобщенаучным.Вопросставитсянепростооразвитииявления,аосаморазвитии. -Утверждениесинергетическогостилямышления,длякоторогохарактерноинтегративность,нелинейность,бифуркационность.Усилениестатусаинтегрированныхтенденцийвдинамике,тенденциякпреодолениюразрывам/уестественнымигуманитарнымзнанием.Намечаетсябиосферацентризм:трактовкаэлементовотношенийчеловек–биосфера–космос,вихвзаимосвязииединстве. Постнеклассическийтипрациональностирасширяетполерефлексиинаддеятельностью.Онучитываетсоотнесенностьполучаемыхзнанийобобъектенетолькосособенностьюсредствиоперацийдеятельности,ноисценностно-целевымиструктурами.Причемэксплицируетсясвязьвнутринаучныхцелейсвненаучными,социальнымиценностямиицелями. Каждыйновыйтипнаучнойрациональностихарактеризуетсяособыми,свойственнымиемуоснованияминауки,которыепозволяютвыделитьвмиреиисследоватьсоответствующиетипысистемныхобъектов(простые,сложные,саморазвивающиесясистемы).Приэтомвозникновениеновоготипарациональностииновогообразанаукинеследуетпониматьупрощенновтомсмысле,чтокаждыйновыйэтапприводиткполномуисчезновениюпредставленийиметодологическихустановокпредшествующегоэтапа.Напротив,междунимисуществуетпреемственность.Неклассическаянаукавовсенеуничтожилаклассическуюрациональность,атолькоограничиласферуеедействия.Прирешениирядазадачнеклассическиепредставленияомиреипознанииоказывалисьизбыточными,иисследовательмогориентироватьсянатрадиционноклассическиеобразцы(например,прирешениирядазадачнебесноймеханикинетребовалосьпривлекатьнормыквантово-релятивистскогоописания,адостаточнобылоограничитьсяклассическиминормативамиисследования).Точнотакжестановлениепостнеклассическойнаукинеприводиткуничтожениювсехпредставленийипознавательныхустановокнеклассическогоиклассическогоисследования.Онибудутиспользоватьсявнекоторыхпознавательныхситуациях,нотолькоутратятстатусдоминирующихиопределяющихобликнауки. Когдасовременнаянауканапереднемкраесвоегопоискапоставилавцентрисследованийуникальные,историческиразвивающиесясистемы,вкоторыевкачествеособогокомпонентавключенсамчеловек,тотребованиеэкспликацииценностейвэтойситуациинетольконепротиворечиттрадиционнойустановкенаполучениеобъективно-истинныхзнанийомире,ноивыступаетпредпосылкойреализацииэтойустановки.Естьвсеоснованияполагать,чтопомереразвитиясовременнойнаукиэтипроцессыбудутусиливаться.Техногеннаяцивилизацияныневступаетвполосуособоготипапрогресса,когдагуманистическиеориентирыстановятсяисходнымивопределениистратегийнаучногопоиска. ВXXвекацивилизациястолкнуласьсглобальнымипроблемами,порожденныминаучно-техническимразвитием.Сталоочевидно,чтонауканетолькоизучаетразвитиемира,ноисамаявляетсяфакторомирезультатомегоэволюции.Еслинапервомэтапеценностьнаучногознаниявиделасьвтом,чтооноявляетсясредствомспасения,анавтором—содержаласьвэкономическойэффективности,тосейчаснаукавыступаетглавнымсредствомсохраненияцивилизации.Изменилисьнетолькоотношенияобществакнауке,ноиповедениесамогонаучногосообщества.ВсвязисэтимвпоследнюютретьXXвекапроисходятновыерадикальныеизменениявоснованияхнаучногознания,входекоторыхформируетсяпостнеклассическаянаука. Основныепринципы: ·утверждаетсяпарадигмацелостности,согласнокотороймироздание,биосфера,ноосфера,общество,человекит.д.представляютсобойединуюцелостность.Стремлениепостроитьобщенаучнуюкартинумиранаосновепринципауниверсальногоэволюционизма ·вкачествепарадигмальнойтеориивыступаетсинергетика—теориясамоорганизации,изучающейповедениеоткрытыхнеравновесныхсистем. ·объектамианализастановятсясложныесистемы,характеризующиесяоткрытостьюиисторическимсаморазвитием.Историческиразвивающаясясистемаформируетстечениемвремениновыеуровнисвоейорганизации,которые,воздействуянавсеранеевозникшие,меняютсвязиикомпозицииихэлементов. ·ориентациясовременнойнаукинаизучениесложныхисторическиразвивающихсясистемсущественноперестраиваетнормыисследовательскойдеятельности.Применяютсяметодыпостроениявозможныхсценариев,историческойреконструкцииит.д. ·внаукувходяттакиепонятиякакнеопределенность,стохастичность,хаос,бифуркация,диссипативныеструктурыит.д.,выражающиенеравновесныехарактеристикидействительности.Новымсодержаниемнаполняютсякатегориислучайностиипричинности. ·происходитсближениеестественныхиобщественныхнаук,прикоторомидеиипринципысовременногоестествознаниявсеширевнедряютсявгуманитарныенауки,причемимеетместоиобратныйпроцесс.Ицентромэтогослияния,сближенияявляетсячеловек.Попыткасоединенияобъективногомираимирачеловека. Некоторыедостижения:развиваютсягенныетехнологии,основанныенаметодахмолекулярнойбиологииигенетики,которыенаправленынаконструированиеновых,ранеевприроденесуществовавшихгенов.Основнаяцельгенныхтехнологий-видоизменениеДНК.Разработанпринципиальноновыйметод,приведшийкбурномуразвитиюмикробиологии–клонированию.Развитиевычислительнойтехникисвязаноссозданиеммикропроцессоров,которыебылиположенытакжевоснованиесозданиястанковспрограммнымуправлением,промышленныхроботов,длясозданияавтоматизированныхрабочихмест,автоматическихсистемуправления.Прогрессв80-90-хгг.XXв.развитиявычислительнойтехникивызвансозданиемискусственныхнейронныхсетей,наосновекоторыхразрабатываютсяисоздаютсянейрокомпьютеры,обладающиевозможностьюсамообучениявходерешениянаиболеесложныхзадач.Важнейшиминструментомнаучно-исследовательскойдеятельностивыступаетматематическоемоделирование.Набазефундаментальныхзнанийбыстроразвиваютсясформированныевнедрахфизикимикроэлектроникаинаноэлектроника.Всечащеобъектамиисследованиястановятсясложные,уникальные,историческиразвивающиесясистемы,которыехарактеризуютсяоткрытостьюисаморазвитием.Срединихтакиеприродныекомплексы,вкоторыевключенисамчеловек-такназываемые"человекоразмерныекомплексы";медико-биологические,экологические,биотехнологическиеобъекты,системы"человек-машина",которыевключаютвсебяинформационныесистемыисистемыискусственногоинтеллектаит.д.ИдеяпринципауниверсальногоэволюционизмаосновананатрехважнейшихконцептуальныхнаправленияхвнаукеконцаXXв.: 1)теориинестационарнойВселенной; 2)синергетики; 3)теориибиологическойэволюциииразвитойнаееосновеконцепциибиосферыиноосферы. Становлениепостнеклассическойнаукинеприводиткуничтожениюметодовипознавательныхустановокклассическогоинеклассическогоисследования.Постнеклассическаянаукалишьчетчеопределитобластьихприменения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |