Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенностипостнеклассическойнауки.




Постнеклассическийпериод(совт.половины20в.)

-Идеалнауки–сочетаниеобъективногоиценностногоподхода.Объект–мега,макроимикромиры.Впознавательныйпроцессвсебольшевключаютсяценностныеэлементыивообщемоменты,определяющиееесущность.

-Переходотчастнонаучныхкобщенаучным.Вопросставитсянепростооразвитииявления,аосаморазвитии.

-Утверждениесинергетическогостилямышления,длякоторогохарактерноинтегративность,нелинейность,бифуркационность.Усилениестатусаинтегрированныхтенденцийвдинамике,тенденциякпреодолениюразрывам/уестественнымигуманитарнымзнанием.Намечаетсябиосферацентризм:трактовкаэлементовотношенийчеловек–биосфера–космос,вихвзаимосвязииединстве.

Постнеклассическийтипрациональностирасширяетполерефлексиинаддеятельностью.Онучитываетсоотнесенностьполучаемыхзнанийобобъектенетолькосособенностьюсредствиоперацийдеятельности,ноисценностно-целевымиструктурами.Причемэксплицируетсясвязьвнутринаучныхцелейсвненаучными,социальнымиценностямиицелями.

Каждыйновыйтипнаучнойрациональностихарактеризуетсяособыми,свойственнымиемуоснованияминауки,которыепозволяютвыделитьвмиреиисследоватьсоответствующиетипысистемныхобъектов(простые,сложные,саморазвивающиесясистемы).Приэтомвозникновениеновоготипарациональностииновогообразанаукинеследуетпониматьупрощенновтомсмысле,чтокаждыйновыйэтапприводиткполномуисчезновениюпредставленийиметодологическихустановокпредшествующегоэтапа.Напротив,междунимисуществуетпреемственность.Неклассическаянаукавовсенеуничтожилаклассическуюрациональность,атолькоограничиласферуеедействия.Прирешениирядазадачнеклассическиепредставленияомиреипознанииоказывалисьизбыточными,иисследовательмогориентироватьсянатрадиционноклассическиеобразцы(например,прирешениирядазадачнебесноймеханикинетребовалосьпривлекатьнормыквантово-релятивистскогоописания,адостаточнобылоограничитьсяклассическиминормативамиисследования).Точнотакжестановлениепостнеклассическойнаукинеприводиткуничтожениювсехпредставленийипознавательныхустановокнеклассическогоиклассическогоисследования.Онибудутиспользоватьсявнекоторыхпознавательныхситуациях,нотолькоутратятстатусдоминирующихиопределяющихобликнауки.

Когдасовременнаянауканапереднемкраесвоегопоискапоставилавцентрисследованийуникальные,историческиразвивающиесясистемы,вкоторыевкачествеособогокомпонентавключенсамчеловек,тотребованиеэкспликацииценностейвэтойситуациинетольконепротиворечиттрадиционнойустановкенаполучениеобъективно-истинныхзнанийомире,ноивыступаетпредпосылкойреализацииэтойустановки.Естьвсеоснованияполагать,чтопомереразвитиясовременнойнаукиэтипроцессыбудутусиливаться.Техногеннаяцивилизацияныневступаетвполосуособоготипапрогресса,когдагуманистическиеориентирыстановятсяисходнымивопределениистратегийнаучногопоиска.

ВXXвекацивилизациястолкнуласьсглобальнымипроблемами,порожденныминаучно-техническимразвитием.Сталоочевидно,чтонауканетолькоизучаетразвитиемира,ноисамаявляетсяфакторомирезультатомегоэволюции.Еслинапервомэтапеценностьна­учногознаниявиделасьвтом,чтооноявляетсясредствомспасе­ния,анавтором—содержаласьвэкономическойэффективности,тосейчаснаукавыступаетглавнымсредствомсохраненияцивили­зации.Изменилисьнетолькоотно­шенияобществакнауке,ноиповедениесамогонаучногосообщества.ВсвязисэтимвпоследнюютретьXXвекапроисходятновыерадикальныеизменениявоснованияхнаучногознания,входеко­торыхформируетсяпостнеклассическаянаука.

Основныепринципы:

·утверждаетсяпарадигмацелостности,согласнокотороймироздание,биосфера,ноосфера,общество,человекит.д.представляютсобойединуюцелостность.Стремлениепостроитьобщенаучнуюкартинумиранаосновепринципауниверсальногоэволюционизма

·вкачествепарадигмальнойтеориивыступаетсинергетика—теориясамоорганизации,изучающейповедениеоткрытыхнеравновесныхсистем.

·объектамианализастано­вятсясложныесистемы,характеризующиесяоткрытостьюиисто­рическимсаморазвитием.Историческиразвивающаясясистемаформируетстечениемвремениновыеуровнисвоейорганизации,которые,воздействуянавсеранеевозникшие,меняютсвязииком­позицииихэлементов.

·ориентациясо­временнойнаукинаизучениесложныхисторическиразвиваю­щихсясистемсущественноперестраиваетнормыисследователь­скойдеятельности.Применяютсяметодыпостроениявозможныхсценариев,историческойреконструкцииит.д.

·внаукувходятта­киепонятиякакнеопределенность,стохастичность,хаос,бифур­кация,диссипативныеструктурыит.д.,выражающиенеравно­весныехарактеристикидействительности.Новымсодержаниемнаполняютсякатегориислучайностиипричинности.

·происходитсближениеестественныхиобщественныхнаук,прикоторомидеиипринципысовременногоестествознаниявсеширевнедряютсявгуманитарныенауки,причемимеетместоиобратныйпроцесс.Ицентромэтогослияния,сближенияявляетсячеловек.Попыткасоединенияобъективно­гомираимирачеловека.

Некоторыедостижения:развиваютсягенныетехнологии,основанныенаметодахмолекулярнойбиологииигенетики,которыенаправленынаконструированиеновых,ранеевприроденесуществовавшихгенов.Основнаяцельгенныхтехнологий-видоизменениеДНК.Разработанпринципиальноновыйметод,приведшийкбурномуразвитиюмикробиологии–клонированию.Развитиевычислительнойтехникисвязаноссозданиеммикропроцессоров,которыебылиположенытакжевоснованиесозданиястанковспрограммнымуправлением,промышленныхроботов,длясозданияавтоматизированныхрабочихмест,автоматическихсистемуправления.Прогрессв80-90-хгг.XXв.развитиявычислительнойтехникивызвансозданиемискусственныхнейронныхсетей,наосновекоторыхразрабатываютсяисоздаютсянейрокомпьютеры,обладающиевозможностьюсамообучениявходерешениянаиболеесложныхзадач.Важнейшиминструментомнаучно-исследовательскойдеятельностивыступаетматематическоемоделирование.Набазефундаментальныхзнанийбыстроразвиваютсясформированныевнедрахфизикимикроэлектроникаинаноэлектроника.Всечащеобъектамиисследованиястановятсясложные,уникальные,историческиразвивающиесясистемы,которыехарактеризуютсяоткрытостьюисаморазвитием.Срединихтакиеприродныекомплексы,вкоторыевключенисамчеловек-такназываемые"человекоразмерныекомплексы";медико-биологические,экологические,биотехнологическиеобъекты,системы"человек-машина",которыевключаютвсебяинформационныесистемыисистемыискусственногоинтеллектаит.д.ИдеяпринципауниверсальногоэволюционизмаосновананатрехважнейшихконцептуальныхнаправленияхвнаукеконцаXXв.:

1)теориинестационарнойВселенной;

2)синергетики;

3)теориибиологическойэволюциииразвитойнаееосновеконцепциибиосферыиноосферы.

Становлениепостнеклассическойнаукинеприводиткуничтожениюметодовипознавательныхустановокклассическогоинеклассическогоисследования.Постнеклассическаянаукалишьчетчеопределитобластьихприменения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...