Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Динамиканаучногознания.«Научныереволюции»,сменапарадигмипериоды«нормального»развитиянауки.




Важнейшейособенностьюнаучногознанияявляетсяегодинамика–изменениеиразвитиеформальныхисодержательныххарактеристиквзависимостиотвременныхисоциокультурныхусловийпроизводстваивоспроизводствановойнаучнойинформации.Можновыделитьразличныевекторыилинаправленияразвитиязнания.Книмотносятсодержательныеиструктурныеизменениявзнании,связанныеспереходомотпротонаукиксобственнонауке;отнезнаниякзнанию;отпроблемыкгипотезе,азатемктеории;отоднойтеорииикартинымиракдругойит.д.

Восмыслениизакономерностейразвитиянаукиврамкахфилософиинаукисуществуютдваосновныхподхода:-интернализм(развитиенаукипредставляетсякакразвитиеисториянаучныхидей,управляемаявнутреннеприсущимиейзакономерностями;-экстернализм(развитиенаукиопределяетсявнешнимисоциально-экономическимфакторами).ВпервыеидеядиалектическойизменчивостизнаниябыласистемнообоснованаГегелем,которыйсчитал,чтоистинаестьпроцесс,анеготовыйрезультат.Саморазвитиенаукипредполагаетидеюнаучногопрогресса.ПонятиенаучногопрогрессаНаучныйпрогресс–эторазвитиенаучногознаниякболееполным,точнымисовершеннымформаморганизацииифункционированиянауки.

Можновыделитьдвасодержательныхаспектапроблемынаучногопрогресса.

Первыйизнихсвязансреконструкциейиобъяснениемгенезисановогознания,котороепродуцируетсявактахнаучногооткрытия.Какправило,новоезнаниепоявляетсявпроцессеразрешениявозникшихвстаройтеориипроблемипротиворечийпосредствомразработкииобоснованиянетрадиционнойэвристики.

Второйаспектанализапроблемынаучногопрогрессапредполагаетрассмотрениеобщейнаправленностиконцептуальныхизмененийвнауке,системноеисследованиеееисторическойдинамикисцельюоценитьосновнойвекторэтойдинамикивтерминахпрогрессивного,регрессивногоилиодноплоскостногоразвития.Вэтомаспектевыделяюттриосновныхкритерияпрогресса:1)структурныйкритерий(означаетповышениеуровняцелостностисистемы,ееинтегральности;такоеповышениеможетосуществлятьсякакзасчетусложнения,такизасчетупрощенияструктурыразвивающейсясистемы);2)функциональныйкритерий(усложнениевзаимосвязисистемысосредойееобитанияинаэтойосновеповышениеэффективностиеефункционирования,степениееадаптивностииотносительнойавтономности);3)ценностно-информационныйкритерий(увеличениеколичестваинформации,перерабатываемойсистемойзаединицувремени,атакжеувеличениеколичестванакопленнойинформации,способствующейстабилизациисистемы).Такоекомплексноерассмотрениепроблемыпрогрессасоздаетнеобходимыеметодологическиепредпосылкидлякорректнойинтерпретациинаучногопрогресса.

Врамкахэтойинтерпретацииследуетразличатьдваважнейшихпараметранаучногопрогресса:

-ростнаучногознанияспозицийегообъяснительныхвозможностей(этивозможностимогуттрактоватьсякакувеличениеэффективностиновойнаучнойтеории;какнакоплениеобъемаполезнойинформацииобисследуемойпредметнойобластиит.д.);

-эффективноеиспользованиеновогонаучногознаниянапрактике.

Длятого,чтобыоценитьновоенаучноезнаниевконтекстеуказанныхпараметровпрогрессивногоразвитиянауки(научнойдисциплины,теории,картинымира),необходимоосуществитьпроцедуруегосистемнойэкспертизы.Онавключаетвсебярядэтапов,накаждомизкоторыхоцениваютсяопределенныехарактеристикиновогознанияипроизводитсяегосравнениеспредшествующимикогнитивнымиструктурами:

1)инструментальнаяэкспертиза(оцениваетсяспособностьновойтеоретическойсистемырешатьконкретныезадачиипроблемы–проблеморазрешающаяэффективность);

2)методологическаяэкспертиза(новоезнаниеоцениваетсянаегосоответствиеэталонаминормамнаучногоисследования,доминирующимвконкретномнаучномсообществелибохарактернымдляопределеннойнаучнойдисциплины);

3)социокультурнаяэкспертиза(основнаязадача–оценкановогознанияваспектевозможностейегоуспешногоосвоениявсоциальнойдеятельностииперспективинтеграциивконкретно-историческийтипкультуры).

Кумулятивныеиантикумулятивныеконцепциинаучногопрогресса.Врамкахисториинаукисуществуетдвапротивоположныхподходаканализуразвитиянаукиимеханизмовэтогоразвития:кумулятивизмиантикумулятивизм.Кумулятивизм–концепция,согласнокоторойразвитиенаучногознанияпроисходитпутемпостепенногодобавленияположенийкнакопленнойсуммезнаний.Сторонникикумулятивизма:Г.Спенсер,Э.Мах,А.Пуанкаре,представителинеопозитивизма.Такоепониманиеабсолютизируетколичественныймоментроста,изменениязнания,непрерывностьэтогопроцессаиисключаетвозможностькачественныхизменений,моментпрерывностивразвитиинауки.Сторонникикумулятивизмапредставляютразвитиенаучногознаниякакпростоепостепенноеумножениечисланакопленныхфактовиувеличениестепениобщностиустанавливаемыхнаэтойосновезаконов.Теориякумулятивизмаисходитизидеализированнойпредпосылки,согласнокоторойвнаукевотличиеотдругихформообразованийкультурызнаниестечениемвременинетеряетсяинеподвергаетсярадикальномуотрицанию,ааккумулируется,обеспечиваянепрерывныеприращениясуществующегофондасовокупнойнаучнойинформации.Реальнаяпрактиканаучныхисследованийпоказалаограниченностьтакогопредставленияонаучномпрогрессе.

Антикумулятивизм–концепция,согласнокоторойразвитиенаукипроисходитввидепостояннойборьбыисменынаучныхтеорий,междукоторыминетнилогической,нисодержательнойсвязи.Даннаяконцепцияразработанаврамкахпостпозитивизма(Т.Кун,И.Лакатос,П.Фейерабенд,С,Тулмин).Предполагаетсяналичиевдинамикенаукиэтаповреволюционногопересмотрасложившихсятеоретическихпредставлений,радикальнойсменыметатеоретическихоснованийнауки.КонцепцияТ.Куна:Наукавсвоемисторическомразвитиипроходиттристадии:допарадигмальную,парадигмальную(нормальную)иэкстраординарную(внепарадигмальнуюнаукустадиинаучнойреволюции).Поднаучнойпарадигмойпонимаютсяпризнанныевсеминаучныедостижения,которыевтечениеопределенноговременидаютмодельпостановкипроблемиихрешениянаучномусообществу.Парадигма,принятаянаучнымсообществом,можетнадолгиегодыопределитькругпроблем,привлекающихвниманиеученых,являетсяофициальнымподтверждением,подлиннойнаучностиполучаемыхимиданных.Напервойстадиинаукапредставляетсобойэклектическоесочетаниеразнообразныхвзаимопротиворечивыхгипотезинаучныхгруппировок.Вусловияхжесткойконкуренциисоздаютсямногочисленныемоделиреальности,изчислакоторыхнаопределенномэтаперазвитиявыделяетсяоднатеориякакобразецнаучногорешениятеоретическихзадач,аеефундаментальныепринципы,методыиценности,безусловноразделяемыенаучнымсообществом,образуютпарадигму.Оназадаеттипобъектовиспособыихпознанияиодновременноотвергаетвсефактыитеории,которыевступаютвпротиворечиеснею.Наэтойстадиинормальнойнаукипроисходитсборинакоплениефактов,проводятсяэкспериментынаосновеивсоответствиисгосподствующейпарадигмой,расширениеграницприменениянаучнойтеории,осуществляютсяпопыткирешениянерешенныхпроблем.Этопериоднормальногоразвитиянауки,когдаосновныезакономерностиобъектаоткрытыиосмысленыиосуществляетсянакоплениезнанийипоискграниц,вкоторыхдействуютоткрытыезакономерности.Вэтомпроцессеивыявляются“аномальные”явления,которыеневписываютсявпринятуюпарадигму.Этопорождаеткризиснаучнойпарадигмы.Кризиспарадигмывместестеместьикризисприсущихейметодологическихпредписаний,чтоявляетсястимуломкпоискуновых.Результатомэтогопроцессаявляетсянаучнаяреволюция–полноеиличастичноевытеснениестаройпарадигмыновой.Входенаучнойреволюциипроисходиттакойпроцесс,как«сменапонятийнойсетки»,черезкоторуюученыерассматривалимир.Изменениеданнойсеткиприводиткизменениюправил-предписаний.Ученые–особенномалосвязанныеспредыдущейпрактикойитрадициями–могутвидеть,чтоправилабольшенепригодны,иначинаютподбиратьдругуюсистемуправил,котораяможетзаменитьпредшествующуюикотораяосновананановой«понятийнойсетке».Входе«научнойреволюциивыборновойпарадигмынеявляетсяоднозначнодетерминированной,онненоситлинейногохарактера,выборпарадигмыизчиславозможныхосуществляетсявзначительнойслучайноподвоздействиемсовершеннопостороннихфакторов,поэтомупочтимгновенныйактсменыпарадигмынеможетбытьистолкованыстрогорационально,Кундажесклоненсравниватьэтоявлениесвозникновениемновойрелигии,какнекоепросветлениеиозарение,иррациональныйактверы.

КонцепциянаукиИ.Лакатоса:Основнымпонятиемданнойконцепциивыступает«научно-исследовательскаяпрограмма»какосновнаяединицаразвитияиоценкинаучногознания.ПодНИПпонимаетсясериясменяющихдругдругатеорий,объединяемыхсовокупностьюфундаментальныхидейиметодологическихпринципов.Структуранаучно-исследовательскойпрограммы:«жесткоеядро»,включающеенеопровержимыедлясторонниковпрограммыисходныеположения;«защитныйпояс»ядрапрограммы,состоящийизвспомогательныхгипотезидопущений,снимающихпротиворечиясфактами,несогласующимисясядромпрограммы(например,расхождениемеждурасчетнымположениемиреальнойситуациейобъясняетсянеточностьюизмерения,присутствиемнеустановленныхвозмущающихфакторов,нофундаментальныеположениясомнениюнеподвергаются).«Защитныйпояс»можетбытьмодифицирован,частичноилиполностьюзамененпристолкновениисконтрпримерами;нормативные,методологическиеправила-регулятивы,предписывающиекакиепутинаиболееперспективныдлядальнейшегоисследования(«позитивнаяэвристика»)икакихследуетизбегать(«негативнаяэвристика»)-тоесть,эторядположенийнаоснованиикоторыхможноизменятьипересматриватьтевариантыисследовательскойпрограммыкоторыеоказалисьподугрозойопровержения,врезультатеисследовательскаяпрограммапредстаетнекакизолированнаятеория,акаксериямодифицированныхтеорий,восновекоторыхлежатобщиеисходныепринципы.

Благодаряэтомуученыеработающиевнутрикакой-тоисследовательскойпрограммымогутдолгоевремяобходитьпротиворечащиепрограммефакты,онимогутожидатьчтоданные,неукладывающиесявпрограммувданныймомент,удастсяобъяснитьсовременем,этопридаетнаукестабильность.Однакораноилипозднопозитивнаяэвристикасебяисчерпывает,вытеснениеоднойпрограммыдругойпредставляетсобойнаучнуюреволюцию,выбормеждудвумяпрограммамиосуществляетсярационально,наосноветогочтооднаизнихпризнаетсяпрогрессирующей,адругаярегрессирующей,программапризнаетсяпрогрессирующей,еслиеетеоретическийростпревышаетееэмпирический,тоестьеслионауспешнопредсказываетновыефакты,программарегрессируеттогда,когдаеетеоретическийростотстаетотэмпирического,тоестьонатолькозапоздалообъясняетслучайныеоткрытияилифакты,открываемыеконкурирующейпрограммой.Такимобразом,источникомразвитиянаукивыступаетконкуренцияисследовательскихпрограмм.КонцепциянаукиП.Фейерабенда–«методологическийрелятивизм».Наукарассматриваетсякаксложныйпротиворечивыйпроцесс.Конкуренция,спормеждуразличнымитеориями.Знанияиметодынеимеютстатическогохарактераиявляютсяисторическиизменчивыми.Наукаутрачиваетчертыобъективно-истинногознания,оцениваетсякакверование.Внутренняялогикаимеетсвоиособенностинакаждомизуровнейисследования,эмпирическомууровнюприсущикумулятивныйхарактер,посколькудажеотрицательныйрезультатнаблюденияилиэкспериментавноситсвойвкладвнакоплениезнаний.Теоретическийуровеньимеетболеескачкообразныйхарактер,таккаккаждаяноваятеорияпредставляетсобойкачественноепреобразованиесвейсистемызнания,какправилоноваятеориянеотрицаетпредшествующуюполностью,авключаетеевкачествечастногослучаю.Экстенсивныеиинтенсивныеэтапывразвитиинауки.

Понятиенаучнойреволюции.Развитиенаучногознанияотличаетсясвоеобразнойнеровностью,причудливымпереплетениеммедленногонакопленияданныхирезкимиизменениями,связаннымисвнедрениемрадикальноновыхидей,вызывающихобвальноеизменениевсейнаучнойкартинымира.Вразвитиинаукивыделяютдваотносительноавтономныхэтапа:-эволюционный(экстенсивный);-революционный(интенсивный).Эволюционноеразвитиенепредполагаетрадикальногообновлениясуществующегофондатеоретическихзнаний.Наэтомэтапе,какправило,происходитрасширениеобластиприложениятеорий,доминирующихвнаучнойдисциплине,адаптацияихкрешениюновыхзадачзасчетихтеоретическогообъясненияиассимиляцииврамкахпринятойстратегииисследования.Революционноеразвитиенаукисвязаноссущественнымобновлениемимодификациейееконцептуально-теоретическогоарсенала.Вэтотпериодпроисходитразрешениеобострившихсяпротиворечиймеждутеориейиэмпирией.Ассимиляцияврамкахстарыхтеоретическихпредставленийпостоянновозрастающегообъемаэмпирическиханомалийиконтрпримеровнеможетпродолжатьсябесконечно.Теорияутрачиваетсвойобъяснительныйипредсказательныйпотенциал.Происходитнаучнаяреволюция.Различныеисследователивпонятие«научнаяреволюция»вкладываютразныйсмысл.

Термин«революция»означаетпереворот,следовательно,нелюбыеизмененияследуетрассматриватькакреволюцию,атолькотакиекоторыесвязанысизменениемвсехсущественныхэлементов:фактов,закономерностей,теорий,методов,ивсейнаучнойкартинымира.Научнойреволюцииобычнопредшествуютследующиепредпосылки:1)невозможностьнаосновеналичныхсистемтеоретическогознанияосуществлятьуспешноеописание,объяснениеипредвидениеисследуемыхявлений;2)возрастающаясложностьконцептуального,логическогоиматематическогоаппарататеоретическойсистемызнанийзасчетвсеболееинтенсивногоиспользованиядополнительныхгипотезиискусственныхмодификацийструктурыиязыкатеории;3)накоплениеэмпирическихитеоретическиханомалий,парадоксовипротиворечий,которыенепозволяютиспользоватьтрадиционныедляданнойтеорииспособыпостановкиирешениявозникающихзадачипроблем.Ноэтихпредпосылокещенедостаточнодляосуществлениянаучнойреволюции.Онапроисходиттогда,когдавозникаетноваякреативнаяидея,выполняющаяфункцииконцептуальногоядрабудущейтеорииилинаучнойкартинымира.Всовременнойфилософиинаукиактивноразвиваетсяидея,согласнокоторойпериоднаучнойреволюциинаступаеттогда,когдапроисходитперестройкаисследовательскихстратегий,задаваемыхметатеоретическимиоснованияминауки.Этиоснованияобеспечиваютэволюционныйростдотехпор,покаизучаемыеобъектыуспешнообъясняютсяврамкахсуществующейнаучнойкартинымира,аметодыисследованияобъектовсоответствуютметодологическимнормативам,которыевходятвструктурустилянаучногомышления,доминирующеговданнуюэпоху.Помереразвитиянаукионасталкиваетсяспринципиальноновымитипамиобъектов,которыенемогутбытьосвоеныврамкахсуществующейкартинымираисоответствующихейидеаловинормнаучногоисследования.Возникаетнеобходимостьперестройкиметатеоретическихоснованийнауки,знаменующаясобойэтапинтенсивногоростазнаний,илинаучнойреволюции.

Существуютразличныетипологиинаучныхреволюций.ВклассификацииВ.С.Степинавыделяюттритипанаучныхреволюций:

-внутридисциплинарные;

-основанныенамеждисциплинарныхвзаимодействиях;

-глобальныерадикальнотрансформируютсуществующиепредставленияопредметныхиметодологическихоснованияхнаукииприводяткстановлениюновоговидениямира.

Особыйинтересвызываютименноглобальныереволюции,посколькуониведуткизменениюсложившихсятиповнаучнойрациональностииформированиюновыхисследовательскихстратегийвнаучномпознании.Примерыглобальныхнаучныхреволюций.Единствоинтегративныхидифференциальныхтенденцийразвитиянауки.Важнойзакономерностьюпроцессовразвитиянаукипринятосчитатьединствопроцессовдифференциациииинтеграциинаучногознания.Внастоящеевремянасчитываетсянеменее15тыс.различныхнаучныхдисциплин.Такоеусложнениеструктурынаучногознанияимеетнесколькопричин:во-первых,восновевсейсовременнойнаукилежитаналитическийподходкдействительности,тоестьосновнойприемпознания–эторасчленениеизучаемогоявлениянапростейшиесоставляющие.Этотметодологическийприемориентировалисследователейнаподробнуюдетализациюизучаемойдействительности.Во-вторых,запоследние300летрезковозрослочислообъектовдоступныхдлянаучногоизучения(существованиеуниверсальныхгениев,которыемоглиохватитьвсемногообразиенаучногознания,сталосейчасфизическиневозможным;человекспособенпознатьлишьнезначительнуючастьтого,чтоизвестночеловечеству).Процессформированияотдельныхнаучныхдисциплинпроисходилзасчетотделенияпредметакаждойизнихотпредметовдругихнаук.Стержнемтогоилииногопредметаисследованияявляютсяобъективныезаконыдействительности.Подобнаяспециализацияполезнаинеизбежна.Дифференциациянаучногознанияпозволяетболееглубокоизучить,отдельныеаспектыреальности.Онаоблегчаеттрудученых,оказываетвлияниенасамуструктурунаучногосообщества.Данныйпроцесспродолжаетсяипосейдень.Например,генетикаотносительномолодаянаука,новнейуженаметилосьцелоесемействодисциплин:эволюционная,популяционная,молекулярная.Продолжаютдробитьсяиболеестарыенауки,например,вхимиипоявилиськвантоваяхимия,радиационнаяхимияит.д.Новтожевремядифференциациянаучногознаниянесетвсебеиопасность,разложенияединойнаучнойкартинымира.Отпочковавшисьотсистемыпротознания,дисциплиныоказывалисьвизоляциидруготдруга,элементынауки(отдельныенаучныедисциплины)становилисьсамодовлеющимивсвоейавтономности,естественныесвязимеждуниминарушались,структурныевзаимодействияисчезали.Этобылохарактернонетолькодляотношениймеждукрупнымиотраслямизнания,ноивнутриотраслевыхрамокотдельныхнаук.Врезультатенаукаизцелостнойсистемызнаниявсебольшепревращаласьвсуммативную.Взаимноеразмежеваниенаук,дифференциацияизоляционистскоготипабылаведущейтенденциейвсференаукивплотьдоXIXвека,этопривелоктому,что,несмотрянабольшиеуспехи,достигнутыенаукойнапутипрогрессирующейспециализации,происходилрострассогласованиянаучныхдисциплин.Возниккризисединстванауки.Ноужеврамкахклассическогоестествознанияпостепенноутверждаетсяидеяпринципиальногоединствавсехявленийприроды,а,следовательно,иотражающихихнаучныхдисциплин,поэтомуначаливозникатьсмежныенаучныедисциплинынапример,физическаяхимия,биохимия.Границы,проведенныемеждуоформившимисянаучнымидисциплинами,становятсявсеболееусловными,фундаментальныенаукитакглубокопрониклидругвдруга,чтовозникаетпроблемаформированияединойнаукиоприроде,тоестьинтеграциинаучногознания.Термин«интеграция»(отлат.восстановление,восполнение),какправилоиспользуетсядляобозначенияобъединениякаких-точастейвединоецелое,приэтомподразумеваетсятакжепреодолениедезинтегрирующихфакторовведущихкразобщенностисистемы,чтодолжноповыситьстепеньупорядоченностииорганизованностисистемы.Восноверешенияпроблемыинтеграциинаучногознаниялежитфилософскийпринципединствамира.Посколькумиредин,егоадекватноеотражениедолжнопредставлятьединство;системныйцелостныйхарактерприродыобуславливаетцелостностьестественнонаучногознания,вприроденетабсолютныхразграничительныхлиний.Естьтолькоотносительносамостоятельныеформыдвиженияматерии,переходящиедругвдругаисоставляющиезвеньяединойцепидвиженияиразвития,поэтомунауки,изучающиеих,могутобладатьнеабсолютной,атолькоотносительнойсамостоятельностью.Проявленияинтеграциинаучногознания:Организацияисследованийнастыкенаук.Результатомявляются«пограничные»науки,нотакаяинтеграциявозможнатолькомеждусмежнымидисциплинами.Разработкамеждисциплинарныхнаучныхметодов,которыемогутприменятьсявразличныхнауках(спектральныйанализ,хроматография,компьютерныйэксперимент,математическиеметоды).Поискобъединительныхтеорийипринципов,ккоторымможнобылобысвестибесконечноеразнообразиеявленийприроды(единаятеорияполя,глобальныйэволюционныйсинтезвбиологии,физикехимииит.д.).Разработкатеорий,выполняющихобщеметодологическиефункциивестествознании.Врезультатевозникаютсинтезирующиедисциплины,объединяющиеряддалекоотстоящихдруготдруганаук(кибернетика,синергетика).Внастоящеевремяможнопроследитьвнаукеодновременноипроцессыдифференциацииипроцессыинтеграции,нопоследние,судяповсему,пересиливают,интеграциясталаведущейзакономерностьюразвитиянаучногопрогресса.Кнастоящемувременивнаукедействуетмножествоинтегрирующихфакторов,которыепозволяютутверждать,чтоонасталацелостнымсистемнымобразованием,вэтомотношениинаукавышлаизкризиса,ипроблемасостоиттеперьвдостиженииещебольшейорганизованностииупорядоченности.Всовременныхусловияхдифференциациянаукуженеприводиткдальнейшемуразобщению,а,наоборот,кихвзаимномуцементированию.Однакоразобщениеещедалеконепреодолено,анаотдельныхучасткахонодажеусиливается.Приэтомследуетучитыватьчтоинтеграцияидифференциацияневзаимоисключающие,авзаимодополняющиепроцессы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...