Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальныенауки:генезис,логикаразвития,специфика.




Самоеначалопротонаукисвязаноскультуройдр.Греции(сантичностью).Длянаукиглавное–уверенностьвразуме.Тознание,котороебыловдругихстранахидоантичности,сплеталосьсмифом.Этообусловленотем,чтовантичностибыладемократия,свободомыслие.Именноантичностьсоздалафилософию,логику(Аристотель),началаматематикиигеометрии.Первыепопыткиопираютсянаразум.Античность–колыбельнауки.Науканезарождаетсявантичности,атолькоимееткорнивней.Зарождениенауки–XVIIвек.

Интерескестествознанию,кэксперименту,крационализму.

СXVIIв.наукапроходит3основныхэтапа:

1)классическая(XVII–к.XIXв.)основываетсянакласс.типерациональности,абсолютноевниманиекисследуемому,механизм(упрощенноепониманиемира),несистемность.

2)Неклассическаянаука(к.XIXв.–с.ХХстолетия).Сетьоченькрупныхоткрытийвхимии,физике,биологииит.д.Основываясьнанеклассическойрациональности(интерескобъектуисследования(какововнутреннеесостояниесубъекта,егоотношениекисследованию).Мыполучаемтеответы,которыехотимуслышать.Намважнытевопросы,которыемызадаем.Неклассическаянаукапризнаетмножественностьистины.

3)Постнеклассический(ссер.ХХв–посегодняшнийдень).Ееособенность–комплексныемеждисциплинарныенаучныепрограммы(межотраслевые).

Характерно:1)специалистыизразныхобластейзнанийзанимаютсяоднойпроблемой;2)спец.методы;3)человекосоразмерностьпрограмм;напервоеместоставятчеловека(нужноизучатьидуховнуюкультуручеловека,иисследоватьвкакойсоциально-культурнойсредонживетит.д.)

Человекнеобъект,человек–этоцель.Постклассическаярациональностьсоотноситзнанияобобъектесценностямиицелевымиструктурамидеятельности.Основноймеханизмразвитиянауки–сочетаниеастенсивного(уточнение,дополнениестарого)иинтенсивного(скачкивразвитиинауки,научнаяреволюция)путивнауках.

Кун(позитивизм)занимаетсяисследованиемтехникинаучныхреволюций.Научнаяреволюция–ломкаосновнойпарадигмынаучногознания(отрицаниебазовойтеории).Новаягипотезапостепенностановитсябазовой,появляютсянадстройки,становятсяпарадигмойит.д.Затемопятькореннаяломка.

Структуранаучногознания

Научноепознание(уровни)

1)эмпирический самыйосновной,сборконкретныхфактов,фактическогоматериала   2)теоретический оченьважный,собственнонаучныйуровень,происходитобобщение,создаютсятеории   3)метатеоритический уровеньличностисамогоученого,нормы,представления,философскиепозицииидр.качестваученого

Тольковихединствеможемполучитьнаучныйитог.

Формы:

-научныйфакт(отличаетсяотфакта) -эмпирическийзакон.Научныйфактнеимеетправобытьмнением,онподтвержден,имеетоснования,проводитсявисследованиях. Эмпирическийзакон–сборисоединениефактов.Формыэмпирическогознаниянесутсильныйсубъективныймомент   Делаяобобщенияпытаютсясделатьихмаксимальнозначимыми -проблема(постановкавопроса,правильнаяилинет).Всамойпроблемеужесодержитсяспособеерешения. -гипотеза(положительноезнание,должнабытьподтверждена(неполнаявыборка,могутбытьпротиворечия,несоответствия),являетсялокомотивомнаучногознанияМогуткасаться1илибольшегочисланаучныхпроблем -теория–комплексноесистемноенаучноезнание,какправилопринятыенаучнымсообществом.Производитлогическуюсостыковку(информирует,предсказывает,называетнаучноезнание).Теориявсегдадолжнадаватьнаучныйпрогноз.   -идеалыинормынаучногознания -научнаякартинамира -философскаяоснованауки Идеалыинормыменяютсяскаждойэпохой,развитиемнауки.Каждаяэпохапонимаетпоразному 1)Доказательностьзнаниясейчаспрощевоспринимается 2)Идеалобъясненияиописания 3)Идеалпостроенияиорганизациизнаний. Оченьизменчивыидеалыинормы(зависятоткультуры,общества,самогочеловека) Научнаякартинамира–совокупностьбазовыхпредставленийомире,жизни,живоминеживом.Меняетсякартина,меняютсяпредставления Философскиеобоснованияукаждогочеловекаестьсвоипредставления:осмыслечеловеческойжизнииодругихфилософскихвопросах

Методынаучногоисследования(вероятностныйметод,методформализации)

Научныеисследованиянемогутсуществоватьбезметодовисследования.Метод–совокупностьправил,приемов,операцийпрактическогоилитеоретическогоосвоениядействительности.

Основныегруппыметодов:

1)философскиеметоды–предельнообщие,принципсистемности,принциписторизма,методантисистемности,методэволюционногоразвития.

2)общенаучныеметоды–характерныдлявсехнаук

3)частныеметодыдлякаждойнаукисвои

4)дисциплинарныеметоды(используютсявнаучныхдисциплинах,настыкеразличныхнаук

5)междисциплинарные

Совокупностьметодов,объединенныхобщейидеей,учениеометодах-методология

-наблюдение(объективное) -описание(измерения) -эксперимент(связансидеейученого   -формализация(знаки) -аксиомотический -гипотетико-дедуктивный   -общефилософскиенаиболееширокиепринципы,которыепозволяюторганизовыватьисследованиявсоответствииспринципамиисследователя.

Формализация→выделяетсясамоеважное,самоеосновное,номыупрощаемочень,иногдатеряемсмысл.

Аксиомотическийстроитсянатом,чтовыделяетсянесколькоаксиом,накоторыхстроятсяпредположения.Егоможноподвергнутьсомнению.Гипотетико-дедуктивный:делаетсяпредположение,изкоторогоделаютсяболееузкие,болеечастныевыводы(носвысокимуровнемпроверкииперепроверки).Каждыйметодуязвим,нопоследнийболееточный.

общелогическиеметодыисследований–самыепростые,элементарныепринципыдвижениянашеймысли.

-анализ;-синтез;-абстрагирование;

-идеализация-дедукция-индукция

-аналогия










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...