Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятиезнания.Знаниеинезнание.




Знание-этообъективнаяреальность,даннаявсознаниичеловека,которыйвсвоеймыследеятельностиотражает,идеальновоспроизводитобъективныезакономерныесвязиреальногомира.Применительнокнашемупредметумыдолжныговоритьознаниивтрехракурсах:во-первых,знание–этоспособности,умения,навыки,которыеприобретаютсялюдьмивпроцессеихжизнедеятельности;во-вторых,любаяинформация,несущаямаксимумправдоподобных(адекватных)сведенийобобъекте;в-третьих,особыйквантзнания,которыйявляетсяпознавательнойформойотношениячеловекакдействительности,существующийпараллельносдругим–практическимотношением.Нужноподчеркнуть,чтофилософиянаукиимеетделосовторымитретьимназваннымиаспектами.

Знаниеможноопределитькакразновидностьобъективнойреальности,котораяформируетсявсознаниичеловекавпроцессеегодеятельностиикотораяидеальновоспроизводитреальносуществующиесвязивнешнегомира.Болееглубокоеусвоениясодержаниязнаниявозможноприсоотнесенииспонятием,противоположнымему–снезнанием.

Еслизнание–информацияобокружающеммиреисамомчеловеке,тонезнание–отсутствиетаковой.Естественноболееразработаннойявляетсякатегория«знание»,приэтомзнаниерассматриваетсякакнекийинформационныйрезультатпознавательногопроцесса,егоитог,откладывающийсявчеловеческойкультуреисоздающийориентировочнуюосновуповедениялюдей.Знаниепредставленочерезсимволы,образы,суждения,понятия,теории.Незнаниерегистрируетсяисуществуетвтакихформахкакзадача,вопрос,проблема,парадокс,противоречие.Чувственно-эмоциональнаясторонанезнанияотраженасловами:неведение,тайна,загадка,секрет,шарм,грезы,чудоит.д.

Какизнание,незнаниетакжеиграетсущественнуюрольвпознавательномпроцессе.Еслизнаниеотражаетрезультатпознания,т.е.служитегостатическойхарактеристикой,тонезнаниепредставляетсобойдинамическуюхарактеристикупознавательногопроцесса.Поэтомуболеепродуктивнопарноерассмотрениеэтихкатегорий.Процесспознанияначинаетсяс«непонимания»;черезпопытку«понять»осуществляетсяпроцесспонимания,результатомчегоявляетсявыработказнания.

Знаниеинезнаниемогутбытьнаучными,художественными,житейскими(основывающимисяназдравомсмыслеиобыденномсознании),рациональными,иррациональными.Можносказать,чтонезнание–этоформуларасстояниямеждустарымииновымизнаниями.Незнаниереализуетсятольковсамомпроцессепознанияинеимеетприкладногозначения,т.е.неприменимодляутилитарныхпрактическихнуждипотребностейчеловека.Обладаявэтомсмыслесвоеобразиеми«бескорыстием»,незнаниетесносвязаносдуховнымпреобразованиемиразвитиемчеловека.

Чембольшечеловекполучаетзнаний,темболееонпроваливаетсявпропастьнезнания.Предвзятонастроенныеученыенастаиваютнанегативномсодержаниинезнания,выпускаяизвниманияегоположительныестороны.Во-первых,незнаниеформируетморальныеначалачеловеческогобытия.Научноенезнаниеможеткомпенсироватьсяобращениемкненаучнымформамдуховногоосвоениямира:нейтрально–эстетическим,неутилитарнымценностнымподходам.Человекстараетсязаполнитьвакуумнезнанияподчеркнутодуховнымотношениемкмиру.

Во-вторых,незнаниевыполняетприродосохраняющуюфункцию.Вусловияхкогдавобществесложилисьстереотипныенормативныезнания,незнаниеподдерживаетжизньобществазасчетэкспансионистскойпредметнойактивностичеловека.Аэтоспособствуетсохранениюприродывалгоритмеееэволюционного,имманентногоразвития.

В-третьих,всференауки,незнаниевыполняетфункциюегопостоянногокатализатора,оно-предусловиеновогознания.

В-четвертых,катализаторскаяфункциянезнаниякасаетсянетольконаучного,ноиобыденногопознания.Потребностьвнезнанииприсущакаждомучеловеку,атемболее,еслионтворческимыслит.Конструктивноенезнаниенесетвсебепарадоксыинеожиданности,которыестимулируютмыслительнуюактивность.

В-пятых,незнаниевыполняетфункциюпсихологическойзащитычеловекаотнежелательногодлянегознания.

Конструктивноенезнание,диалектическисвязанноесознанием,служитилипротивостоитемутам,гдезнаниеневсостояниирешатьопределенныечеловеческиепроблемы.Иногдавопытепознаниявстречаетсяидругойвиднезнания-невежество,котороенеграничитсознаниемивообщенеимеетграниц.Невежество–иллюзиязнания,вымыслы-плодизвращенногопредставленияомире.Еслисодержаниенезнания–научнаяпроблема,носодержаниеневежества–абсолютноложноевсезнание.

Невежествовозникаетвусловиях,когдаестьпотребностьсрочнорешитьпроблему,априотсутствиидействительныхзнанийихнеобходимочем-токомпенсировать.Крометого,возникновениеневежествасвязаноспричинамисоциальногохарактера.Людивсегдануждаютсявистиневтоймере,вкакойонаудовлетворяетихинтересыипотребности,нокактолькоонаперестаётслужитьихцелям,людистараютсязащищатьсяотнеёиллюзиямииликакой-тоагрессивнойфилософией.Именнопотребностьвфикциях,обманеисоставляетсоциальнуюосновуневежества.

Считается,чтонаихудшийвидневежества–это«просвещенное»невежество,продуктнаучно-техническогопрогресса,извращениенашейэпохи,невежествоинтеллигентногочеловека,уверовавшеговсвои«разносторонниезнания».ДокторфилософскихнаукЕ.И.Суименко,указываянаосновныехарактеристики«просвещенного»невежества,настаиваетнатом,чтоемуприсущи«утончённыйкамуфляжтривиальщины,желаниеошарашитьпарадоксальностьюсуждений,дьявольскийталантусложнятьэлементарноеиупрощатьсложное,отсутствиесаморевизии,самокритичности…страстькпсевдоновациям»17.

Характернымичертами«просвещенного»невежестваявляются:

Монокаузальныйподходкпознаниюлюбогоявления(поискпанацей).Приэтомэтапанацеяабсолютизируется,доводитсядоабсурда.

Неправомернаяэкстраполяциязнаний.Знаниеободномпредметепереноситсяназнаниеодругомпредмете,которыйтребуетпринципиальноинойметодологиипознания.

«Просвещенное»невежествовозникает,когдастроитсяумозаключениенаосновеспекулятивнойипроизвольнойкомбинацииразвитияпризнаков.Можноговоритьометодологическомневежестве,широкораспространенномсегодня,аименно:инженерно-конструктивнаяметодологиярешениясоциальныхпротиворечийпутёммеханическогоотождествленияразнородныхпризнаков,которыереальнонеобъединены(методологическаяэклектика).

Псевдоновации–стремлениерешатьпроблемыультрапрогрессивнымиметодами.

Самопотребность,тоестькачествопсихологическогохарактера,ибоподобноетворитподобное.

Говоряосоциальныхосновахразгула«просвещенного»невежествавнашемобществе,Е.И.Суименкоуказываетнасостояниефрустрации,стресса,амбивалентности,социальнойаномии,хотяэтоявлениеможетвозникатьивстабильныхусловияхфункционированияобщества,когдасуществуютдуховнаяперенасыщенностьистинойипорядком,интеллектуальнаяразвращенностьучёных.

Такимобразом,знаниевсегдасуществуетрядомснезнанием.Незнание,выплняяконструктивныефункциивпроцессепознания,противостоитневежеству,появлениекоторогоимеетнегносеологические,асоциально-психологическиепричины.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...