Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научноеисследованиекакдеятельность.




Научныеисследования—одинизвидовпознавательнойдеятельности,этопроцессразработкиновыхнаучныхзнаний.Любоеисследованиевнаукеосуществляетсядлятого,чтобыпреодолетьтрудностивпроцессепознанияновыхявлений,объяснитьранеенеизвестныефактыиливыявитьнеполнотустарыхспособовобъясненияизвестныхфактов.Научныеисследованияхарактеризуются:объективностью,воспроизводимостью,доказанностью,точностью.Можновыделитьдвауровнянаучногоисследования—этоэмпирическийитеоретический,которыевзаимосвязанымеждусобой,ноотличаютсяполнотойиглубинойохватаобъекта,атакжеспособомдостиженияосновногосодержаниязнания.

Наэмпирическомуровнеустанавливаютсяновыефактынаукиинаосновеихобобщенияформулируютсяэмпирическиезакономерности.Этотакойуровеньисследования,содержаниекоторогополученоизопыта(изнаблюденийиэкспериментов).Навторомуровневыдвигаютсяиформируютсяобщиезакономерности,которыепозволяютобъяснитьраньшеоткрытыефактыиэмпирическиезакономерности,атакжепредсказатьбудущиесобытияифакты.Теоретическиисследованияобъектотображаетсясостороныегосвязейизакономерностей,полученныхнетолькоизопыта,ноипутемабстрактногомышления.

ОсновнымиэлементамиНаучныхисследованийявляются:

постановкапроблемы;

выбориоценкатеорииспомощьюкоторыхбудетосуществлятьсяисследования;

формулировкиисходныхгипотез;

проведениянаблюденийизмерения,экспериментов;

формированиеисозданиенаучныхфактов;

обобщающаясистематизацияиклассификацияфактов;

объяснениефактов;

открытиезаконовизакономерностей;

созданиенаучныхтеорий.

СтруктураНаучныхисследованийопределяетсяразличнымикомбинациямиперечисленныхэлементов,которыемогутосуществлятьсясопределеннымиповторениямииизменениями.ВопределенныхслучаяхтеилииныеэлементыНаучногоисследованиямогутотсутствовать.

ЛюбоеНаучноеисследованиеначинаетсяспостановкипроблемы.Понятиепроблемысвязаносчемнепознанным,стем,чтонужнопознать.Проблемывозникаютизпотребностейпрактическойдеятельностичеловекаввиденекоторогостремлениякновомузнанию.

Постановкапроблемыобязательновключаетвсебянекоепредварительное,пустьнесовершенное,знаниепутейеерешения.Фактамиследуетсчитать,впервуюочередь,положения,добытыеэмпирически,тоестьспомощьюнаблюденияиописанияегорезультатов.Дляпоставкипроблемы,еерешения,проверкивыдвинутыхположенийнеобходимознание,объективнаяистинностькоторогоустановлена​​.Этодостоверноезнаниеявляетсяфактом,накоторыйопираютсявходеисследования.Фактомсовременнойнаукиявляетсякакрезультатыэмпирическогонаучногонаблюдениятакизаконов,достоверностькоторыхпроверенанапрактике.

Гипотеза—этознание,восновекотороголежитпредположение.Обоснованиеидоказательствогипотезыпредполагаютпоискновыхфактов,постановкиэкспериментов,анализпредварительныхрезультатовизнания.Иногдадляобъясненияодногоитогожепроцессавыдвигаютсянесколькогипотез,которыеиспытываютсяразличнымиспособами.Измножестваравноценныхгипотезпредпочтениеотдаетсятой,котораяпроще,яснее,экономичнееидетксвоейцели.Обоснованиеидоказательствогипотезыпревращаетеевтеорию.Теориянеестьнечтоабсолютное,онаотносительнозавершеннаясистемазнания,котораяизменяетсявходесвоегоразвития,врезультатевключениявнееновыхфактовипонятий,ихвыражают.Когдаобнаруживаетсяпротиворечие,нерешенаврамкахданнойтеории,тогдаосуществляетсяпереходкновойтеориисдругимиилиуточненнымпринципами.

Проблемаклассификациинаук.

Классификациянаукпредставляетсобойпроцессраскрытиявзаимнойсвязинаукнаоснованииопределённыхпринциповивыражениеихсвязиввиделогическиобоснованногорасположениянаук.

Связинаукопределяются:

1.предметомнаукииобъективнымиотношениямимеждуразличнымиегосторонами;
2.методомиусловиямипознанияпредметовнаук;

3.целями,которымипорождаютсяикоторымслужатнаучныезнания.

Принципыклассификации:

Сгносеологическойточкизренияпринципыклассификацииделятсянаобъективный,когдасвязьнауквыводитсяизсвязисамихобъектовисследованияисубъективный,когдавосновуклассификациинауккладутсяособенностисубъекта,ученого.

Сметодологическойточкизренияпринципыклассификациинаук

делятсявсоответствиистем,какпонимаетсясвязьмеждунауками:каквнешняя,когданаукилишьсополагаютсядругсдругомвопределённомпорядке,иликаквнутренняя,органическая,когдаониснеобходимостьювыводятсяиразвиваютсяоднаиздругой.

Слогическойточкизрениязаосновуклассификациинаукберутсяразличныестороныобщейсвязинаук,характеризующиеначальныйиконечныйпунктыосновногоряданаук.Отсюдадвапринципарасположениянаук,впорядке:а)убывающейобщности-отобщегокчастномуиб)возрастающейконкретности-отабстрактногокконкретному.

Диалектико-материалистическиепринципы,лежащиевосновеклассификациинаукпредполагаютнераздельностьпринципаобъективностиипринципаразвития.Гносеологические,методологические(диалектические)илогическиеаспектывсеобщейсвязинаук,выступаютприэтомвихвнутреннемобществе.

Классификациянаукпредставляетсобойитогразвитиясамихнауквихвзаимнойсвязи.Поэтому,чтобыправильнорешитьслогическойстороны,каксвязанымеждусобойразличныеотраслизнанияивкакойпоследовательностионидолжнырасполагатьсявряд,нужнорассмотретьихисторически-каконивозникалииразвивалисьодназадругой,влияядругнадруга.

Внастоящеевремяобщаяклассификациянаукосновываетсянараскрытиивзаимосвязитрёхглавныхразделовнаучногознания:естествознания,обществознанияифилософии.(Специальныеклассификациивлекциинерассматриваются).Сложившаясякнастоящемувремениструктуранаукивключаетвсебя:

а.фундаментальныеисследования,направленныенавыявлениезакономерностейсвоегопредмета,например,строенияматерииилизаконовфункционированияиразвитияобщества;

б.прикладные,цельюкоторыхявляетсяизучениевозможностейизвлеченияпрактическойпользыизполученныхзнаний,например,вформетехнологии,научногопредсказанияразвитияприродныхисоциальныхпроцессов,получениясредствлеченияболезнейит.п.Границамеждуисследованиямифундаментальнымииприкладнымивомногихмоментахотносительна,асвязьмеждунимидиалектична.

Классификациянаукиявляетсятеоретическойосновоймногихотраслейпрактическойдеятельностилюдей.Онакасается:1)вопросоворганизациииструктурынаучныхучрежденийиихвзаимоотношений;2)планированиянаучно-исследовательскихработвихвзаимосвязи,вособенностиносящихкомплексныйхарактер;3)контакта,координированияикооперацииработученыхразличныхспециальностей,вчастностимеждуфилософамиипредставителямичастныхнаук;4)связитеоретическихисследованийспрактическимизадачами;5)учебно-педагогическойработы,особенноввузахширокогопрофиля(университеты),связимеждутеоретическимиитехническимидисциплинамиит.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...