Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научноеисследованиекакдеятельность.
Научныеисследования—одинизвидовпознавательнойдеятельности,этопроцессразработкиновыхнаучныхзнаний.Любоеисследованиевнаукеосуществляетсядлятого,чтобыпреодолетьтрудностивпроцессепознанияновыхявлений,объяснитьранеенеизвестныефактыиливыявитьнеполнотустарыхспособовобъясненияизвестныхфактов.Научныеисследованияхарактеризуются:объективностью,воспроизводимостью,доказанностью,точностью.Можновыделитьдвауровнянаучногоисследования—этоэмпирическийитеоретический,которыевзаимосвязанымеждусобой,ноотличаютсяполнотойиглубинойохватаобъекта,атакжеспособомдостиженияосновногосодержаниязнания. Наэмпирическомуровнеустанавливаютсяновыефактынаукиинаосновеихобобщенияформулируютсяэмпирическиезакономерности.Этотакойуровеньисследования,содержаниекоторогополученоизопыта(изнаблюденийиэкспериментов).Навторомуровневыдвигаютсяиформируютсяобщиезакономерности,которыепозволяютобъяснитьраньшеоткрытыефактыиэмпирическиезакономерности,атакжепредсказатьбудущиесобытияифакты.Теоретическиисследованияобъектотображаетсясостороныегосвязейизакономерностей,полученныхнетолькоизопыта,ноипутемабстрактногомышления. ОсновнымиэлементамиНаучныхисследованийявляются: постановкапроблемы; выбориоценкатеорииспомощьюкоторыхбудетосуществлятьсяисследования; формулировкиисходныхгипотез; проведениянаблюденийизмерения,экспериментов; формированиеисозданиенаучныхфактов; обобщающаясистематизацияиклассификацияфактов; объяснениефактов; открытиезаконовизакономерностей; созданиенаучныхтеорий. СтруктураНаучныхисследованийопределяетсяразличнымикомбинациямиперечисленныхэлементов,которыемогутосуществлятьсясопределеннымиповторениямииизменениями.ВопределенныхслучаяхтеилииныеэлементыНаучногоисследованиямогутотсутствовать. ЛюбоеНаучноеисследованиеначинаетсяспостановкипроблемы.Понятиепроблемысвязаносчемнепознанным,стем,чтонужнопознать.Проблемывозникаютизпотребностейпрактическойдеятельностичеловекаввиденекоторогостремлениякновомузнанию. Постановкапроблемыобязательновключаетвсебянекоепредварительное,пустьнесовершенное,знаниепутейеерешения.Фактамиследуетсчитать,впервуюочередь,положения,добытыеэмпирически,тоестьспомощьюнаблюденияиописанияегорезультатов.Дляпоставкипроблемы,еерешения,проверкивыдвинутыхположенийнеобходимознание,объективнаяистинностькоторогоустановлена.Этодостоверноезнаниеявляетсяфактом,накоторыйопираютсявходеисследования.Фактомсовременнойнаукиявляетсякакрезультатыэмпирическогонаучногонаблюдениятакизаконов,достоверностькоторыхпроверенанапрактике. Гипотеза—этознание,восновекотороголежитпредположение.Обоснованиеидоказательствогипотезыпредполагаютпоискновыхфактов,постановкиэкспериментов,анализпредварительныхрезультатовизнания.Иногдадляобъясненияодногоитогожепроцессавыдвигаютсянесколькогипотез,которыеиспытываютсяразличнымиспособами.Измножестваравноценныхгипотезпредпочтениеотдаетсятой,котораяпроще,яснее,экономичнееидетксвоейцели.Обоснованиеидоказательствогипотезыпревращаетеевтеорию.Теориянеестьнечтоабсолютное,онаотносительнозавершеннаясистемазнания,котораяизменяетсявходесвоегоразвития,врезультатевключениявнееновыхфактовипонятий,ихвыражают.Когдаобнаруживаетсяпротиворечие,нерешенаврамкахданнойтеории,тогдаосуществляетсяпереходкновойтеориисдругимиилиуточненнымпринципами. Проблемаклассификациинаук. Классификациянаукпредставляетсобойпроцессраскрытиявзаимнойсвязинаукнаоснованииопределённыхпринциповивыражениеихсвязиввиделогическиобоснованногорасположениянаук. Связинаукопределяются: 1.предметомнаукииобъективнымиотношениямимеждуразличнымиегосторонами; 3.целями,которымипорождаютсяикоторымслужатнаучныезнания. Принципыклассификации: Сгносеологическойточкизренияпринципыклассификацииделятсянаобъективный,когдасвязьнауквыводитсяизсвязисамихобъектовисследованияисубъективный,когдавосновуклассификациинауккладутсяособенностисубъекта,ученого. Сметодологическойточкизренияпринципыклассификациинаук делятсявсоответствиистем,какпонимаетсясвязьмеждунауками:каквнешняя,когданаукилишьсополагаютсядругсдругомвопределённомпорядке,иликаквнутренняя,органическая,когдаониснеобходимостьювыводятсяиразвиваютсяоднаиздругой. Слогическойточкизрениязаосновуклассификациинаукберутсяразличныестороныобщейсвязинаук,характеризующиеначальныйиконечныйпунктыосновногоряданаук.Отсюдадвапринципарасположениянаук,впорядке:а)убывающейобщности-отобщегокчастномуиб)возрастающейконкретности-отабстрактногокконкретному. Диалектико-материалистическиепринципы,лежащиевосновеклассификациинаукпредполагаютнераздельностьпринципаобъективностиипринципаразвития.Гносеологические,методологические(диалектические)илогическиеаспектывсеобщейсвязинаук,выступаютприэтомвихвнутреннемобществе. Классификациянаукпредставляетсобойитогразвитиясамихнауквихвзаимнойсвязи.Поэтому,чтобыправильнорешитьслогическойстороны,каксвязанымеждусобойразличныеотраслизнанияивкакойпоследовательностионидолжнырасполагатьсявряд,нужнорассмотретьихисторически-каконивозникалииразвивалисьодназадругой,влияядругнадруга. Внастоящеевремяобщаяклассификациянаукосновываетсянараскрытиивзаимосвязитрёхглавныхразделовнаучногознания:естествознания,обществознанияифилософии.(Специальныеклассификациивлекциинерассматриваются).Сложившаясякнастоящемувремениструктуранаукивключаетвсебя: а.фундаментальныеисследования,направленныенавыявлениезакономерностейсвоегопредмета,например,строенияматерииилизаконовфункционированияиразвитияобщества; б.прикладные,цельюкоторыхявляетсяизучениевозможностейизвлеченияпрактическойпользыизполученныхзнаний,например,вформетехнологии,научногопредсказанияразвитияприродныхисоциальныхпроцессов,получениясредствлеченияболезнейит.п.Границамеждуисследованиямифундаментальнымииприкладнымивомногихмоментахотносительна,асвязьмеждунимидиалектична. Классификациянаукиявляетсятеоретическойосновоймногихотраслейпрактическойдеятельностилюдей.Онакасается:1)вопросоворганизациииструктурынаучныхучрежденийиихвзаимоотношений;2)планированиянаучно-исследовательскихработвихвзаимосвязи,вособенностиносящихкомплексныйхарактер;3)контакта,координированияикооперацииработученыхразличныхспециальностей,вчастностимеждуфилософамиипредставителямичастныхнаук;4)связитеоретическихисследованийспрактическимизадачами;5)учебно-педагогическойработы,особенноввузахширокогопрофиля(университеты),связимеждутеоретическимиитехническимидисциплинамиит.д. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |