Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновениенауки.Наукаипреднаука.




ВФнаукиспользуютмодельразвитияВ.С.Степина:1.Миф(антропол);2.Логос(рационмифол);3.Преднаука(обобщениеопыта);4.Наука(конструиридеальныхобъектов)-|классич;неклассич;постклассич|

1)Миф–начальнаяформамировоз-я.Черты:коллективныйхар-рмировоззрения,неразличениеестественногоисверхъестественногомиров,неразличениевещииееобраза,основнойспособобъяснениясущностивещи–гинетический(еепроисхождение),отсутствиепричино-следственныхсвязей.Этапыразвития:1.тотемизм-родствособъектамиприроды.2.анамизм-тотальнаяодухотворенностьмира.3.фетишизм-веравпосредниковм/уестественнымисверхъестественныммирами.

2)Стадиялогоса(Разум,закон,слово).Зарождениерациональногосвязаноспроцессами:1.систематизацияирационализациямифов.2.различиеобъективногоисубъективногознания.3.замещениепричино-значимыхотношений,причино-следственными.

3)ПРОТОГЕНЕЗ—этапразвития,предшествуетвозникновениютогоилииногопроцесса(преднаука).

Протогенезсвязансформированиемпреднауки,представляетсобойдостаточнодлительныйэтаппереходанаучномупознанию.Преднаукавплетенавсовременнуюжизнь,невыходитзарамкиобыденногопознания,являетсяответомназапроспрактики.

Особенностипреднауки:

1)преднаучноезнаниеориентированонапотребностиобщества;2)приизученииокружающейдействительностипользовалисьэмпирическимиобразами,анетеоретическимимоделями;3)неиспользовалисьлогическиедоказательствдляполучениязнания

Лица,генерирующиепреднаучноезнание,очерчивалисьрамкамикастовостисубъекта.

Такимобразом,преднауказанимаетпромежуточноеположениемеждудонаучныминаучнымзнанием.Сдонаучнымпознаниемеесближаетиспользованиеэмпирическихпредставленийиметодовпознания,которыеограничиваютвозможностиеечистологическогоразвитияитеоретическогообоснования.Снаучнымпознанием-использованиинекоторыхприемовиспособовисследования,совпадающихсрациональнымиметодами.

Этапыразвитиянауки:

1этап—древняяГреция—возникновениенаукивсоциумеспровозглашениемгеометрии,какнаукиобизмеренииземли.

А)работалинесреальнымипредметами,несэмпирическимобъектом,асматематическимимоделями—абстракциями.

Б)Извсехпонятийвыводилисьаксиомаиопираясьнанихспомощьюлогическогообоснованиявыводилиновыепонятия.

2этап—Средневековаяевропейскаянаука—наукапревратиласьвслужанкубогословия.Противоборствомеждуноминалистами(единичныевещи)иреалистами(универсальныевещи).

-научноезнаниеориентируетсянатеологизм;

-ориентированонаспецифическоеобслуживаниеинтересовограниченногочисла.

-возникаютнаучныешколы,провозглашаетсяприоритетэмпирическогопознаниявисследованииокружающейдействительности.

3этап:Новоевропейскаяклассическаянаука(15-16вв).

-Культурапостепенноосвобождаетсяотгосподствацеркви.

-интенсивноеразвитиеэкономики

-лавиноообразныйинтерескнаучномузнанию.

Особенностипериода:

-научнаямыслиначинаетфокусироватьсянаполучениеобъективноистинногознаниясуклономвпрактическуюполезность

-попыткаанализаисинтезарациональныхзеренпреднауки

-начинаютпреобладатьэкспериментальныезнания

-наукаформируетсякаксоциальныйинститут(ВУЗы,научныекниги)

-начинаютвыделятьсятехническиеисоциально-гуманитарныенауки

4этап:20век—набираетсилунеклассическаянаука

(1аяпол.XXв.)связанасразработкойрелятивистскойиквантовойтеории,отвергаетобъективизмклассики,отбрасываетпредставлениереальностикакнезависящегоотсредствеепознания,субъективногофактора.Осмысливаетсвязимеждузнаниямиобъектаихарактеромсредствиоперацийдеятельностисубъекта.

5этап:постнеклассическаянаука—современныйэтапразвитиянаучногопознания.

(2аяпол.XX-началоXXIв.)-постояннаявключенностьсубъективнойдеятельностив"телознания".Основныечертыновогообразанаукивыражаютсясинергетикой,изучающейобщиепринципыпроцессовсамоорганизации.

Двестратегиипорождениязнаний:

1)Преднаучное–изучаеттеявления,скоторымичеловекужеранеесталкивался.ЭтоСпособпостроениязнанийпутемабстрагированияисхематизациипредметныхотношенийналичнойпрактикиобеспечивалпредсказаниееерезультатоввграницахужесложившихсяспособовпрактическогоосвоениямира.

2)Научное-исходныеидеальныеобъектычерпаютсяуженеизпрактики,азаимствуютсяизранеесложившихсясистемзнания(языка)иприменяютсявкачествестроительногоматериалаприформированииновыхзнаний.Этиобъектыпогружаютсявособую"сетьотношений",структуру,котораязаимствуетсяиздругойобластизнания,гдеонапредварительнообосновываетсявкачествесхематизированногообразапредметныхструктурдействительности.Благодаряновомуметодупостроениязнанийнаукаполучаетвозможностьизучитьнетолькотепредметныесвязи,которыемогутвстретитьсявсложившихсястереотипахпрактики,ноипроанализироватьизмененияобъектов,которыевпринципемоглабыосвоитьразвивающаясяцивилизация.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...