Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновениенауки.Наукаипреднаука.
ВФнаукиспользуютмодельразвитияВ.С.Степина:1.Миф(антропол);2.Логос(рационмифол);3.Преднаука(обобщениеопыта);4.Наука(конструиридеальныхобъектов)-|классич;неклассич;постклассич| 1)Миф–начальнаяформамировоз-я.Черты:коллективныйхар-рмировоззрения,неразличениеестественногоисверхъестественногомиров,неразличениевещииееобраза,основнойспособобъяснениясущностивещи–гинетический(еепроисхождение),отсутствиепричино-следственныхсвязей.Этапыразвития:1.тотемизм-родствособъектамиприроды.2.анамизм-тотальнаяодухотворенностьмира.3.фетишизм-веравпосредниковм/уестественнымисверхъестественныммирами. 2)Стадиялогоса(Разум,закон,слово).Зарождениерациональногосвязаноспроцессами:1.систематизацияирационализациямифов.2.различиеобъективногоисубъективногознания.3.замещениепричино-значимыхотношений,причино-следственными. 3)ПРОТОГЕНЕЗ—этапразвития,предшествуетвозникновениютогоилииногопроцесса(преднаука). Протогенезсвязансформированиемпреднауки,представляетсобойдостаточнодлительныйэтаппереходанаучномупознанию.Преднаукавплетенавсовременнуюжизнь,невыходитзарамкиобыденногопознания,являетсяответомназапроспрактики. Особенностипреднауки: 1)преднаучноезнаниеориентированонапотребностиобщества;2)приизученииокружающейдействительностипользовалисьэмпирическимиобразами,анетеоретическимимоделями;3)неиспользовалисьлогическиедоказательствдляполучениязнания Лица,генерирующиепреднаучноезнание,очерчивалисьрамкамикастовостисубъекта. Такимобразом,преднауказанимаетпромежуточноеположениемеждудонаучныминаучнымзнанием.Сдонаучнымпознаниемеесближаетиспользованиеэмпирическихпредставленийиметодовпознания,которыеограничиваютвозможностиеечистологическогоразвитияитеоретическогообоснования.Снаучнымпознанием-использованиинекоторыхприемовиспособовисследования,совпадающихсрациональнымиметодами. Этапыразвитиянауки: 1этап—древняяГреция—возникновениенаукивсоциумеспровозглашениемгеометрии,какнаукиобизмеренииземли. А)работалинесреальнымипредметами,несэмпирическимобъектом,асматематическимимоделями—абстракциями. Б)Извсехпонятийвыводилисьаксиомаиопираясьнанихспомощьюлогическогообоснованиявыводилиновыепонятия. 2этап—Средневековаяевропейскаянаука—наукапревратиласьвслужанкубогословия.Противоборствомеждуноминалистами(единичныевещи)иреалистами(универсальныевещи). -научноезнаниеориентируетсянатеологизм; -ориентированонаспецифическоеобслуживаниеинтересовограниченногочисла. -возникаютнаучныешколы,провозглашаетсяприоритетэмпирическогопознаниявисследованииокружающейдействительности. 3этап:Новоевропейскаяклассическаянаука(15-16вв). -Культурапостепенноосвобождаетсяотгосподствацеркви. -интенсивноеразвитиеэкономики -лавиноообразныйинтерескнаучномузнанию. Особенностипериода: -научнаямыслиначинаетфокусироватьсянаполучениеобъективноистинногознаниясуклономвпрактическуюполезность -попыткаанализаисинтезарациональныхзеренпреднауки -начинаютпреобладатьэкспериментальныезнания -наукаформируетсякаксоциальныйинститут(ВУЗы,научныекниги) -начинаютвыделятьсятехническиеисоциально-гуманитарныенауки 4этап:20век—набираетсилунеклассическаянаука (1аяпол.XXв.)связанасразработкойрелятивистскойиквантовойтеории,отвергаетобъективизмклассики,отбрасываетпредставлениереальностикакнезависящегоотсредствеепознания,субъективногофактора.Осмысливаетсвязимеждузнаниямиобъектаихарактеромсредствиоперацийдеятельностисубъекта. 5этап:постнеклассическаянаука—современныйэтапразвитиянаучногопознания. (2аяпол.XX-началоXXIв.)-постояннаявключенностьсубъективнойдеятельностив"телознания".Основныечертыновогообразанаукивыражаютсясинергетикой,изучающейобщиепринципыпроцессовсамоорганизации. Двестратегиипорождениязнаний: 1)Преднаучное–изучаеттеявления,скоторымичеловекужеранеесталкивался.ЭтоСпособпостроениязнанийпутемабстрагированияисхематизациипредметныхотношенийналичнойпрактикиобеспечивалпредсказаниееерезультатоввграницахужесложившихсяспособовпрактическогоосвоениямира. 2)Научное-исходныеидеальныеобъектычерпаютсяуженеизпрактики,азаимствуютсяизранеесложившихсясистемзнания(языка)иприменяютсявкачествестроительногоматериалаприформированииновыхзнаний.Этиобъектыпогружаютсявособую"сетьотношений",структуру,котораязаимствуетсяиздругойобластизнания,гдеонапредварительнообосновываетсявкачествесхематизированногообразапредметныхструктурдействительности.Благодаряновомуметодупостроениязнанийнаукаполучаетвозможностьизучитьнетолькотепредметныесвязи,которыемогутвстретитьсявсложившихсястереотипахпрактики,ноипроанализироватьизмененияобъектов,которыевпринципемоглабыосвоитьразвивающаясяцивилизация. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |